Разработка открытого урока литературного чтения для 4 класса А. Фет Весенний дождь

Тема: А.А. Фет «Весенний дождь»
Подготовила учитель ОШ№52г. Горловки
Ткач С. С.
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностью А. А. Фета; показать необычность, красоту, яркость поэзии А. А. Фета.
Задачи:
развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;
учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной            выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;
воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда.
Оборудование: текст стихотворения «Весенний дождь», портрет А. Фета, картинки дождя в разное время года, изображение Капитошки, сюжетные картинки к стихотворению, карточки с групповыми заданиями, презентация , компьютер
Ход урока

1.Организация класса.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда
Мы начнем урок, друзья.

2.Подготовка к восприятию
-Мы рады приветствовать всех вас в нашей литературной гостиной. На прошлом уроке мы открыли цикл стихотворений, посвященных весенней лирике. И сегодня мы продолжаем говорить о прекрасном. Наш урок мы посвятим одному явлению природы, про которое говорят:
Это кто такой водовник
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польёт наш огород.
(Дождь)
-Да, сегодня мы будем говорить о дожде.
Дождик ласковый, тихий и тонкий,
Осторожный, колючий, слепой,
Капли строгие скупы и звонки
И отточен их звук тишиной.


- Попадали ли вы под дождь?
-Что вы чувствовали, ощущали в этот момент? (свежесть, прохладу, запах травы)
- С чего начинается дождь? ( С маленькой капли)(клип Капитошка)
- Моим помощником на уроке будет Капитошка. Он подготовил для вас много интересных заданий.
1 задание от Капитошки « Каким я вижу дождь»
- Опишите ваши наблюдения за дождем при помощи прилагательных и глаголов:
Теплый идет
Моросящий дождь льет
Проливной шуршит
- Давайте составим предложения , используя данные слова и выразив разные дождики по характеру ( 1- ласковый, 2- неожиданный)
- Вы видите, каким разным может быть дождь: ласковый и теплый, шумный и грозный, он может лить без остановки и тихо шуршать по листочкам.
- А одинаковый ли дождь в разное время года?
2 задание от Капитошки « Когда это бывает?» ( по картинкам)
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой- дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Слепой- летом
Грибной- осенью
Снежный – зимой
-А какой дождь весной?( Весенний)
3.Постановка темы и цели урока.
- В лирике немало стихотворений, посвященных этому явлению природы. У каждого поэта своё видение дождя и своё к нему отношение. Сегодня,
несмотря на то, что за окном холодный ноябрь мы поговорим о весеннем дожде и познакомимся со стихотворением, которое так и называется « Весенний дождь».
- Что бы вы хотели узнать на уроке? (кто написал стихотворение, какое отношение у автора к дождю)
- А чему бы хотели научиться? (выразительно читать, правильно передать характер стихотворения)
4.Сообщения о творчестве А.А. Фета
- Эпиграфом нашего урока станут такие слова:
Поэт- тот, кто в предмете видит то,
Чего без его помощи другой не видит.
- Так сказал А. А. Фет, поэт с творчеством которого мы сегодня знакомимся.
Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892 гг.) – великий русский поэт-лирик – сын орловского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и его жены Шарлотты-Елизаветы Фет.
С раннего детства поэт получил хорошее образование, закончил московский университет. С ранних лет А. Фет был жаден до стихов. Везде старался их разыскать, выучить наизусть. У соседей нашлась тетрадь, в которой было переписано множество стихов, а главное – стихи А. Пушкина. В университете вышла из печати его первая книга «Лирический пантеон».

В 1845 г. Фет поступил на военную службу, а в 1858 г. вышел в отставку. Он поселился в купленном им имении в Мценском уезде и стал помещиком. Он выпустил множество сборников стихотворений, последние из которых выходили ежегодно и назывались «Вечерние огни».
Более всего на свете Фет ценил красоту в природе, в отношениях людей, в движении человеческого сердца.

Стихотворения Фета напевные, музыкальные. Каждое его стихотворение звучит как песня, романс. На произведения Фета многие композиторы писали музыку:
П. Чайковский, Рахманинов и другие.
Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности  и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта.
5.Знакомство со стихотворением «Весенний дождь» ( запись)
- Давайте окунемся в чарующий мир лирики и прослушаем стихотворение А. А. Фета « Весенний дождь»
- Понравилось ли вам стихотворение?
От этого стихотворения прямо-таки тянет весенним теплом, запахом цветущей липы и предгрозовой свежестью.
- Вы услышали дождь?
(Две капли брызнули, по свежим листьям барабанит).
– Каким настроением пронизано стихотворение? 
У стихотворения Фета «Весенний дождь» лёгкое, свежее, воздушное настроение. Вот солнце блещет в просветы между облаками, вот беззаботный воробей купается в песке, ничуть не опасаясь надвигающегося дождя, радуясь весеннему теплу. Нежными, ясными и лёгкими словами поэт описывает замечательное явление природы, радостный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Физминутка ( подвижная)
5. Речевая разминка (скороговорка)
Читать мы будем..внятно,
Чтоб было всем ..понятно
Два под дождиком чижа. Скачут, рядышком дрожа.
6. Анализ стихотворения
А) Лексическая работа
Прежде, чем заглянуть в мастерскую поэта и понять, как удается автору простыми словами создать особое, весеннее настроение, вызвать такую бурю эмоций, постараемся понять все слова. Какие слова вам кажутся непонятными?
Повторное чтение, выделение незнакомых слов.
Завеса – плотная занавеска. В переносном смысле – плотная пелена, окутывающая что-либо.
Трепещет – дрожит, колеблется.
Б) Чтение произведения
Чтение « Эстафета»
Назовите, какие образы возникают перед вами? Кого описывает поэт?
На слайде ряд: солнце, воробей, завеса, опушка леса, капли, липы, сад, листья.
Сколько образов в одном коротком стихотворении!
В) Пошаговый анализ стихотворения
В каких строках создается ощущение, что скоро хлынет дождь? (Да, небо уже затянуто облаками; качаясь, движется завеса)
-Объясните, почему "трепещет воробей"? (Он ждет, что скоро начнется дождь)
- Как вы поняли, что дождь уже начался? (строка две капли брызнули)
- Обратите внимание, что Фет не употребляет самого слова "Дождь". Однако мы понимаем, что речь идет именно о нем. Какие слова заменяют слово "дождь"? (качаясь, движется завеса)
- В каких строках автору удается передать описание дождя? С кем автор сравнивает дождь? (Что-то к саду подошло и барабанит по листьям)
Физминутка для глаз
3 задание от Капитошки « Восстанови сюжетную линию»( расставить сюжетные картинки по порядку)
7. Конкурс « Лучший чтец стихотворений»
8. Работа в группах. Игра « Собери примету»
-Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в последних двух строках?
( воробьи купаются в пыли – к дождю)
- Люди издавна, наблюдая за животными, могли определить погоду. Вот и мы с вами сейчас попробуем составить несколько таких народных примет ( конверты группам, дети составляют примету и представляют перед классом)
1 ряд- Ласточка прилетела - скоро гром загремит.
2 ряд- Если кот чихает, значит, будет дождь; 3 ряд - Громкий лягушечий хор на любом водоеме означает приближающийся сильный дождь;
- А какие ещё приметы о дожде , связанные с животными вы знаете?( Собаки роют землю, валяются и едят траву- к дождю. Когда кошка трет за ухом – к перемене погоды.) 9. Творческое задание от Капитошки « Добавляй- не зевай»
-Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю вам на минутку стать поэтами и написать своё стихотворение- экспромт про дождик. Наше творческое задание называется-
« Добавляй - не зевай.»
Дождик, дождик , не шали
.( поскорее уходи)
Ты все время льёшь и льёшь,
..( погулять нам не даёшь.)
( на экране появилось солнышко)


- Но вот на небе появилось солнышко и привело с собой радугу- дугу.
10 .Проверка дом задания. Тютчев « Как неожиданно и ярко»
11 .Итог урока. Рефлексия.

-Капитошка прощается с нами:
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

- Давайте подведем итог нашему уроку.
- С каким стихотворение мы познакомились на уроке ?
- Кто автор?
- Можно ли почувствовать и передать дождь не называя его?
- Капитошка благодарит вас, ребята, за урок и надеется на новую встречу. А чтобы каждый наш день был удачным и солнечным мы с ребятами дарим на память всем гостям солнышко- пожелание. Мы очень надеемся , что все наши пожелания обязательно исполнятся.