Программа промежуточной и итоговой аттестации учащихся детского объединения Мелкая пластика



программа
промежуточной и итоговой аттестации
учащихся детского объединения
«Мелкая пластика»
МАУДО МО г. Нягань «ЦД
Руководитель объединения:
Афанасьева Людмила Федоровна,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Программа аттестации учащихся детского объединения «Мелкая пластика» является приложением к дополнительной модифицированной общеобразовательной программе «Мелкая пластика» и составлена в соответствии с Положением о промежуточной и итоговой аттестации учащихся МАУ ДО МО г. Нягань «Центр детского творчества».
Аттестация учащихся неотъемлемая часть образовательного процесса, позволяющая оценить уровень освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мелкая пластика» предусматривает следующую периодичность проведения аттестационных занятий:
1год обучения – итоговое занятие за 1-е полугодие;
промежуточная аттестация.
2год обучения – итоговое занятие за 1-е полугодие;
промежуточная аттестация.
3год обучения – итоговое занятие за 1-е полугодие;
итоговая аттестация.
Цель аттестационных занятий – определение уровня освоения общеобразовательной общеразвивающей программы «Мелкая пластика».
Используется единая система оценки освоения программ по 3 уровням:
Высокий – 3 балла. Средний – 2 балла. Низкий – 1 балл
Ожидаемый результат 1 года обучения:
Знать Уметь
- виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- простой способ лепки, геометрические фигуры и формы, первоначальное понятие о размерах и пропорциях (морковь, груша, дыня и т.д.);
- способы лепки (конструктивный, комбинированный, пластический);
- историю народной игрушки;
имена мастеров народной глиняной игрушки (А. Дьякова и т.д.);
- названия основных и дополнительных цветов;
- виды лепки (предметная, сюжетная, и декоративная). - пользоваться пластическими, художественными материалами.
- применять различные способы лепки: от целого куска, промазывание частей, заглаживание поверхности.
- передать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры, по памяти и по представлению.
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов, их смешением.
- лепить игрушки на основе приёмов дымковской игрушки.
- выразительно использовать трехцветие, теплые, холодные цвета.


Ожидаемый результат 2 года обучения:
Знать Уметь
- виды и жанры изобразительных (пластических) искусств (понятия: рельеф, объёмная пластика, фактура, цвет, декор).- особенности дымковской росписи игрушек;
Виды декора: использованием штампиков, стеков, игл, роспись ангобом, гуашью. - выполнять декоративные пластины, добиваясь реального изображения путём наращивания объёма.
- владеть элементарными навыками передачи пространства (дальше – меньше, ближе – больше).
- выполнять элементы дымковской росписи.
- проявлять творчество в создании изделий.
-самостоятельно планировать и анализировать свою работу.
Ожидаемый результат 3 года обучения:
Знать Уметь
- разновидности рельефа (горельеф, барельеф, контррельеф.)
- объём и рельеф.
-Виды декора: использованием штампиков, стеков, игл, роспись ангобом, гуашью.
- репродуцировать в изделие, увиденное на иллюстрации, рисунке, эскизе, природе.
- лепить пластины, картины с рельефным изображением более сложным способом.
- выполнять виды декора: штампиков, стеков, игл и т.д.
- уметь самостоятельно пользоваться с художественными красками, раскрашивать разнообразной техникой.
- самостоятельно изготавливать поделки, сувениры, композиции в собственном варианте.

Критерии оценивания знаний и умений учащихся 1 года обучения
Вид работы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Организация рабочего места. Правила ТБ и умение владеть пластическими и художественными инструментами. Не умеет организовывать рабочее место и владеть различными инструментами. Умеет организовать своё рабочее место с помощью педагога Самостоятельная подготовка рабочего места. Хорошо владеет различными инструментами и материалами
Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств Не знает виды и жанры изобразительных искусств Называет один из жанров изобразительных искусств Называет все виды и жанры изобразительных искусств
История народной игрушки. Не знает историю происхождения росписи, не может назвать фамилии мастеров народной игрушки Может назвать основные отличия одной росписи от другой. Знает историю возникновения росписи, может назвать особенности и отличия одной росписи от другой. Называет имена мастеров народной игрушки.
Способы лепки. Не владеет способами лепки. Хорошо знает способы лепки, но не может применить. Отлично владеет способами лепки, рационально применяет знания в деятельности
Цветоведение. Не различает основные и дополнительные цвета Владеет основными навыками смешения цвета, знает правила получения дополнительных цветов Называет все основные цвета. Умеет смешивать цвета и получать дополнительные. Выразительно использует трёхцветие, тёплые и холодные цвета.
Критерии оценивания знаний и умений учащихся 2 года обучения
Вид работы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Организация рабочего места. Знание правил техники безопасности. Владение пластическими и художественными инструментами. Не умеет организовывать рабочее место и владеть различными инструментами. Умеет организовать своё рабочее место с помощью педагога Самостоятельная подготовка рабочего места. Хорошо владеет различными инструментами и материалами
Виды скульптуры Не различает виды скульптуры Называет виды скульптуры, но не различает Называет виды скульптуры, различает один от другого. Умеет воплощать объёмное и рельефное изображение
Объём и рельеф. Не знает и путает понятия «объём» и «рельеф» Различает понятия «объём» и «рельеф» с помощью педагога Хорошо различает понятия «объём» и «рельеф»
Разновидности глины. Способы и виды лепки. Не может назвать разновидности глины. Не владеет способами лепки. Называет разновидности глины. Хорошо знает способы лепки, но не может применить. Называет разновидности глины. Отлично владеет способами лепки, называет видовые различия, рационально применяет знания в деятельности
Цветоведение Не различает основные и дополнительные цвета Владеет основными навыками смешения цвета, знает правила получения дополнительных цветов Называет все основные цвета. Умеет смешивать цвета и получать дополнительные. Выразительно использует трёхцветие, тёплые и холодные цвета.
Технология изготовления скульптуры. Показ и название масштабов скульптуры. Не знает технологию изготовления скульптуры Владеет технологией изготовления скульптуры, показывает и называет масштабы скульптуры с помощью педагога Владеет технологией изготовления скульптуры, показывает и называет масштабы скульптуры самостоятельно
Природный и искусственный материал. Не может привести примеры природного и искусственного материала. Приводит примеры природных и искусственных материалов с помощью педагога. Самостоятельно приводит примеры природных и искусственных материалов.
Дымковская игрушка. Не отличает дымковскую роспись от какой-либо другой росписи. Называет отличия дымковской росписи и игрушки. Называет отличия дымковской росписи и игрушки. Называет мастеров данной росписи.
Критерии оценивания знаний и умений учащихся 3 года обучения
Вид работы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Организация рабочего места. Знание правил техники безопасности. Владение пластическими и художественными инструментами. Не умеет организовывать рабочее место и владеть различными инструментами. Умеет организовать своё рабочее место с помощью педагога Самостоятельная подготовка рабочего места. Хорошо владеет различными инструментами и материалами
Способы и виды лепки. Не владеет способами лепки Хорошо знает способы лепки, но не может применить. Отлично владеет способами лепки, называет видовые различия, рационально применяет знания в деятельности.
Разновидности рельефа. Не может назвать разновидности рельефа. Называет разновидности рельефа с помощью педагога Самостоятельно называет разновидности рельефа, знает отличия
Изготовление изделий (лепка с натуры, лепка по замыслу, лепка по лепка по памяти).Практически не владеет способами лепки. Хорошо знает способы лепки, изготавливает изделие с помощью педагога Самостоятельно продумывает будущее изделие, применяет рациональные способы лепки
Диагностический инструментарий
для оценки результативности программы
Контрольный опрос 1 года обучения за первое полугодие
№ Вопрос Ответ
1 Расскажите правила безопасности при работе с инструментами. Осторожное отношение со стеками, кисточками, ножницами и т.д.
2 Назовите материалы и инструменты необходимые для лепки. Глина и пластилин, пластиковая дощечка, невысокая баночка, тряпочка, салфетка для рук, не бьющийся для инструментов стаканчик.
3 Какие материалы и инструменты необходимы для раскраски? Гуашь, водоэмульсионная краска, бумажная палитра, клей ПВА, кисточки, тряпочка.
4 Что такое скульптура? Скульптура – ваяние, пластика. Одно из самых древних искусств. Эта объёмная трёхмерное изображение. К ней относятся изображение людей и животных в виде статуй, скульптурных групп и рельефов. (барельеф,горельеф,контррельеф)
5 Назовите геометрические формы? Шар, конус, цилиндр, куб, диск и т.д.
6 Основные приемы лепки. Делить на части, придавать форму ,соединять детали, оформлять детали.
7 Назовите способы объемной лепки? Пластический, конструктивный, комбинированный.
8 Основные цвета и их смешение. Красный, жёлтый и синий.
Красный + жёлтый = оранжевый.
Красный + синий = фиолетовый и т.д.
9 Почему дымковскую игрушку называют дымкой?
Имена мастеров народной глиняной игрушки? Игрушку называют по месту происхождения. На высоком берегу реки Вятки стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся будто в дыму в дымке, так и родилась в далёкую старину эта игрушка.
А. Дьякова, Мезенина и д.р.
10 Какие разновидности глины вы знаете? Серо-голубая, жёлто-зелёная, серо-белая, синеватая, жёлтая, серебристая и красная.
Практическое задание
Лепка новогодней елки рельефного изображения.
1.Правильность подготовки с пластическим материалом.
2.Умение делать барельеф путем наложения форм на основу.
3.Подбор цвета, светлого и темного зеленого цвета.
4.Умение создать силуэт елочки на картоне.
5.Умение правильно раскатывать пластилин на картонной основе.
6.Применение различных приёмов (раскатывание, процарапывание скатывание).
7. Аккуратность заглаживания изделий.
8. Умение декоративно украсить изделие.
9. Подведение итогов.
10. Уборка рабочего места.
Контрольный опрос 1 года обучения за второе полугодие
№ Вопрос Ответ
1 Расскажите правила безопасности при работе с инструментами. Осторожное отношение со стеками, кисточками, ножницами и т.д.
2 Назовите материалы и инструменты необходимые для лепки. Глина и пластилин, пластиковая дощечка, невысокая баночка, тряпочка, салфетка для рук, не бьющийся для инструментов стаканчик.
3 Какие материалы и инструменты необходимы для раскраски? Гуашь, водоэмульсионная краска, бумажная палитра, клей ПВА, кисточки, тряпочка.
4 Что такое скульптура? Скульптура – ваяние, пластика. Одно из самых древних искусств. Эта объёмная трёхмерное изображение. К ней относятся изображение людей и животных в виде статуй, скульптурных групп и рельефов. (барельеф,горельеф,контррельеф)
5 Назовите масштабы скульптурных изображений. Большие формы, станковая скульптура, малые формы.
6 Из каких твёрдых материалов выполняется скульптура и как называется эта техника? Твёрдые материалы (дерево, камень, кость – это называется ваянием.7 Из каких пластических материалов выполняется скульптура и как называется эта техника? Пластические материалы (глина, воск, пластилин). Путём создания объема- за счёт прибавления или убывания пластической массы называется - пластикой или лепкой.
8 Перечислите природный и искусственный материал. Природный материал: камень, дерево, глина, песок, лёд.
Искусственный материал: пластилин, воск. Пластик.
9 Какие разновидности глины вы знаете? Серо-голубая, жёлто-зелёная, серо-белая, синеватая, жёлтая, серебристая и красная.
10 Назовите способы объемной лепки Конструктивный, пластический, комбинированный.
Практическое задание
Лепка рельефного изображения на плоскости «Маки».
1. Правильно раскатывать пласт, учитывать толщину, ровность поверхности, придавать различные формы изделиям.
2. Нанесение рисунка на плоскую поверхность.
3. Умение делать барельеф путем наложения форм на основу.
4. Умение смешивать цвета, использовать плавные переходы цвета.
5. При лепке композиции учитывать расположение предметов по величине, по расположению на переднем и заднем плане.
6. Подведение итогов.
7. Уборка рабочего места.
Контрольный опрос 2 года обучения за первое полугодие
№ Вопрос Ответ
1 Расскажите правила безопасности при работе с инструментами. Осторожное отношение со стеками, кисточками, ножницами и т.д.
2 Назовите материалы и инструменты необходимые для лепки. Глина и пластилин, пластиковая дощечка, невысокая баночка, тряпочка, салфетка для рук, не бьющийся для инструментов стаканчик.
3 Какие материалы и инструменты необходимы для раскраски? Гуашь, водоэмульсионная краска, бумажная палитра, клей ПВА, кисточки, тряпочка.
4 Что такое скульптура? Скульптура – ваяние, пластика. Одно из самых древних искусств. Эта объёмная трёхмерное изображение. К ней относятся изображение людей и животных в виде статуй, скульптурных групп и рельефов.
5 Какие разновидности рельефа вам известны? Барельеф, горельеф, контррельеф.
6 Какие виды лепки вам известны? Предметная, сюжетная, декоративная.
7 Назовите способы объемной лепки Конструктивный, пластический, комбинированный.
8
Какие особенности дымковской росписи игрушек? Традиционными орнаментами дымковской игрушки: яркостью, простотой и нарядностью игрушки. Узор строго геометрический, состоящий из клеток, полосок, крупных пятен.

Практическое задание
Лепка новогодней елки в объеме.
1. Правильность подготовки с пластическим материалом.
2. Выполнение подготовительной работы - деление на части и подбор цвета.
3. Умение правильно раскатывать конусообразную форму.
4. Умение при лепке видеть общую форму предмета.
5. Лепка различными способами (пластичный, конструктивный, комбинированный).
6. Применение различных приёмов (раскатывание, вытягивание, сгибание, скатывание, прищипывание, сжатие…).
7. Умение соединять части изделий.
8. Аккуратность заглаживания изделий.
9. Умение декоративно украсить изделие.
10. Подведение итогов.
11. Уборка рабочего места.
Контрольный опрос 2 года обучения за второе полугодие
№ Вопрос Ответ
1 Расскажите правила безопасности при работе с инструментами. Осторожное отношение со стеками, кисточками, ножницами и т.д.
2 Назовите материалы и инструменты необходимые для лепки. Глина и пластилин, пластиковая дощечка, невысокая баночка, тряпочка, салфетка для рук, не бьющийся для инструментов стаканчик.
3 Какие материалы и инструменты необходимы для раскраски? Гуашь, водоэмульсионная краска, бумажная палитра, клей ПВА, кисточки, тряпочка.
4 Что такое скульптура? Скульптура – ваяние, пластика. Одно из самых древних искусств. Эта объёмная трёхмерное изображение. К ней относятся изображение людей и животных в виде статуй, скульптурных групп и рельефов.
5 Какие разновидности рельефа вы знаете? Барельеф, горельеф, контррельеф.
6 Какие виды лепки вам известны? Предметная, сюжетная, декоративная.
7 Назовите способы объемной лепки Конструктивный, пластический, комбинированный.
8 Что такое лепка с натуры? Умение видеть предмет и передать все особенности в скульптуре: основная форма, строение и пропорции
9 Что такое лепка по замыслу? Свои впечатления от увиденного или прочитанного.
10 Что такое лепка по памяти? Умение за короткий промежуток времени внимательно рассмотреть предмет, запомнить характерные особенности, а потом воспроизвести его.
Практическое задание
Лепка фигуры человека.
1. Правильность подготовки с пластическим материалом.
2. Выполнение подготовительной работы - деление на части.
3. Умение правильно передать выразительные особенности строения и формы.
4. Умение правильно раскатывать круглую, продолговатую, цилиндрическую форму.
5. Умение соединять части изделий.
6. Умение использовать различные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).
7. Применение различных приёмов (раскатывание, вытягивание, сгибание, скатывание, прищипывание, сжатие…).
8. Умение декоративно украсить изделие.
9. Подведение итогов.
10. Уборка рабочего места

Контрольный опрос 3 года обучения за первое полугодие
№ Вопрос Ответ
1 Расскажите правила безопасности при работе с инструментами. Осторожное отношение со стеками, кисточками, ножницами и т.д.
2 Назовите способы объемной лепки? Конструктивный, пластический, комбинированный.
3 Что такое лепка с натуры? Умение видеть предмет и передать все особенности в скульптуре: основная форма, строение и пропорции
4 Что такое лепка по замыслу? Свои впечатления от увиденного или прочитанного.
5 Что такое лепка по памяти? Умение за короткий промежуток времени внимательно рассмотреть предмет, запомнить характерные особенности, а потом воспроизвести его.
6 Какие виды лепки вам известны? Предметная, сюжетная, декоративная.
Практическое задание
Лепка животных разными способами: конструктивным, пластическим и комбинированным.
1. Правильность подготовки с пластическим материалом.
2. Выполнение подготовительной работы - деление на части.
3.Умение использовать различные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).
4. Умение владеть в процессе работы пользоваться натурой для уточнения формы и пропорций.
5. Умение правильно передать выразительные особенности строения и формы.
6. Умение соединять части изделий.
7. Применение различных приёмов (раскатывание, вытягивание, сгибание, скатывание, прищипывание, сжатие…).
8. Умение декоративно украсить изделие.
9. Подведение итогов.
10. Уборка рабочего места
Контрольный опрос 3 года обучения за второе полугодие
№ Вопрос Ответ
1 Расскажите правила безопасности при работе с инструментами. Осторожное отношение со стеками, кисточками, ножницами и т.д.
2 Что такое скульптура? Скульптура – ваяние, пластика. Одно из самых древних искусств. Эта объёмная трёхмерное изображение. К ней относятся изображение людей и животных в виде статуй, скульптурных групп и рельефов.
3 Какие разновидности рельефа вы знаете? Барельеф, горельеф, контррельеф.
4 Назовите способы объемной лепки? Конструктивный, пластический, комбинированный.
5 Что такое лепка с натуры? Умение видеть предмет и передать все особенности в скульптуре: основная форма, строение и пропорции
6
Что такое лепка по замыслу? Свои впечатления от увиденного или прочитанного.
7 Что такое лепка по памяти? Умение за короткий промежуток времени внимательно рассмотреть предмет, запомнить характерные особенности, а потом воспроизвести его.
8 Какие виды лепки вам известны? Предметная, сюжетная, декоративная.
Практическое задание
Лепка по собственному замыслу барельеф и горельеф.
1. Правильность подготовки с пластическим материалом.
2.Умение использовать различные способы налепа на основу( плавная, гладкая выступающая поверхность, либо отдельные выпуклые или углубленные линии, штрихи и пр.).
3. Умение правильно передать выразительные особенности строения и формы.
4. Умение декоративно украсить изделие.
5. Подведение итогов.
6. Уборка рабочего места
Диагностическая карта
Итоговое занятие за I полугодие
1 год обучения
№ п/п Ф.И. учащихся Критерии оценки
Организация рабочего места. Правила ТБ и умение владеть пластическими и художественными инструментами. Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств История народной игрушки. Способы лепки Цветоведение.
Контрольный опрос. Вопрос № 1 Контрольный опрос. Вопрос № 2 Контрольный опрос. Вопрос № 3 Контрольный опрос. Вопрос № 10 Контрольный опрос. Вопрос № 4 Контрольный опрос. Вопрос № 5 Контрольный опрос. Вопрос № 9 Контрольный опрос. Вопрос № 6 Контрольный опрос. Вопрос № 7 Практическое задание Контрольный опрос. Вопрос № 8
Диагностическая карта
Промежуточная аттестация
1 год обучения
№ п/п Ф.И. учащихся Критерии оценки
Организация рабочего места. Правила ТБ и умение владеть пластическими и художественными инструментами. Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств

Контрольный опрос. Вопрос № 1 Контрольный опрос. Вопрос № 2 Контрольный опрос. Вопрос № 3 Контрольный опрос. Вопрос № 9 Контрольный опрос. Вопрос № 4 Контрольный опрос. Вопрос № 5 Контрольный опрос. Вопрос №6 Контрольный опрос. Вопрос № 7 Контрольный опрос. Вопрос № 8 Практическое задание Контрольный опрос. Вопрос № 10
Диагностическая карта
Итоговое занятие за I полугодие
2 год обучения
№ п/п Ф.И. учащихся Критерии оценки
Организация рабочего места. Знание правил техники безопасности. Владение пластическими и художественными инструментами. Виды скульптуры Объём и рельеф. Способы и виды лепки. Технология изготовления скульптуры. Природный и искусственный материал. Дымковская игрушка.
Контрольный опрос. Вопрос № 1 Контрольный опрос. Вопрос № 2 Контрольный опрос. Вопрос № 3 Контрольный опрос. Вопрос
№ 4 Контрольный опрос. Вопрос № 5 Контрольный опрос. Вопрос № 6 Контрольный опрос. Вопрос № 7 Практическое задание Практическое задание Контрольный опрос. Вопрос № 8
Диагностическая карта
Промежуточная аттестация
2 год обучения
№ п/п Ф.И. учащихся Критерии оценки
Организация рабочего места. Знание правил техники безопасности. Владение пластическими и художественными инструментами. Виды скульптуры Объём и рельеф Способы и виды лепки
Технология изготовления скульптуры
Контрольный опрос. Вопрос № 1 Контрольный опрос. Вопрос № 2 Контрольный опрос. Вопрос № 3 Контрольный опрос. Вопрос
№ 4 Контрольный опрос. Вопрос № 5 Контрольный опрос. Вопрос № 6 Контрольный опрос. Вопрос № 7 Контрольный опрос. Вопрос № 9 Контрольный опрос. Вопрос № 10 Практическое задание
Диагностическая карта
Итоговое занятие за I полугодие
3 год обучения
№ п/п Ф.И. учащихся Критерии оценки
Организация рабочего места. Знание правил техники безопасности. Владение пластическими и художественными инструментами. Способы и виды лепки Разновидности рельефа. Изготовление изделий (лепка с натуры, лепка по замыслу, лепка по памяти).
Контрольный опрос.
Вопрос № 1 Контрольный опрос. Вопрос № 2 Контрольный опрос. Вопрос № 3 Контрольный опрос. Вопрос № 4 Контрольный опрос. Вопрос № 5 Контрольный опрос. Вопрос № 6 Контрольный опрос. Вопрос № 7 Практическое задание
Диагностическая карта
Итоговая аттестация
3 год обучения
№ п/п Ф.И. учащихся Критерии оценки Организация рабочего места. Знание правил техники безопасности. Владение пластическими и художественными инструментами. Способы и виды лепки Разновидности рельефа. Изготовление изделий (лепка с натуры, лепка по замыслу, лепка по памяти).
Контрольный опрос. Вопрос № 1 Контрольный опрос. Вопрос № 2 Контрольный опрос. Вопрос № 4 Контрольный опрос. Вопрос № 5 Контрольный опрос. Вопрос № 6 Контрольный опрос. Вопрос № 7 Контрольный опрос. Вопрос № 8 Контрольный опрос. Вопрос № 3 Практическое задание