Рабочая программа детского объединения Мелкая пластика реализуется в рамках художественной направленности


Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
муниципального образования г. Нягань
«Центр детского творчества»
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
___________ Е.Х. Насратуллина
___ __________________2016 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАУДО МО г. Нягань «ЦДТ»
___________ С.В. Ямашева
___ _____________________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Мелкая пластика»
на 2016 - 2017 учебный год
для учащихся 6-8 лет
I года обучения
Ф.И.О. разработчика программы:
Афанасьева Людмила Федоровна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
г.Нягань
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мелкая пластика», реализуется в рамках художественной направленности.
Актуальность программы заключается в том, что она стимулирует творческое воспитание детей, приобщает их к искусству, культуре, а также организовывает увлекательный досуг в процессе практической деятельности учащихся с пластическими материалами.
Отличие дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных материалов данного вида искусства.
Малая пластика – древнее искусство. На протяжении всей истории она была неразрывно связана с бытом человека, выражала его эстетические вкусы, его мировоззрение.
Работа детей и подростков на занятиях с пластическим материалом (глина, пластилин, пластик) - это не только освоение приемов техники «Мелкая пластика», но и духовное развитие, развитие пространственного воображения детей, мышления, творческой фантазии, развивается гибкость кистей рук и мелкая моторика, развитие глазомера.
Цель: обучение основным приемам работы с пластическими и художественными материалами.
Задачи:
Ознакомить учащихся с основными знаниями в области декоративно - прикладного творчества.
Обучить простому способу лепки, геометрическим фигурам и формам, дать первоначальное понятие о размерах и пропорциях.
Познакомить с историей народной игрушки, выделить ее разновидности.
Изучить элементы соответствующих видов росписи и применить их на практике.
Ознакомить с тремя видами лепки: предметной, сюжетной и декоративной.
Развивать художественный вкус, творческое воображение.
Пробудить в детях творческое начало.
На первом году обучения у учащихся идет развитие основных навыков декоративного - прикладного творчества, посредством усвоения объема знаний, обозначенного в программе. Воспринимая новую информацию и повторяя образец, предлагаемый педагогом - учащиеся, перенимая опыт, приобретают начальные умения.
Организационные формы работы на занятии определяются педагогом в соответствии с поставленными целями и задачами, а формы подведения итогов могут быть предложены и самими учащимися. Это могут быть и различные конкурсы, тематические выставки, мастер-классы, игры и т.д.
В результате работы на занятиях дети осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретенный опыт в практической деятельности и в повседневной жизни.
Краткая характеристика учащихся детского объединения «Мелкая пластика»
Рабочая программа рассчитана на детей с дошкольного возраста от 6 – 8 лет, количество учащихся в группе от 12 до 15 человек. Прием учащихся в детское объединение осуществляется на добровольной основе, без предъявления требований к уровню знаний и умений. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение программы и не требует корректировки содержания.

Учебный план предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 2 часа, с общим количеством часов в неделю 4, итого в год 144 часа. Количество теоретического материала в занятии не превышает 20 % от общего количества времени занятия в целом, большая часть времени на занятии уделяется практической деятельности учащихся.
Календарно-тематический план

Дата Тема занятия Цель занятия Количество часов
Всего Теория Практика
Введение в образовательную программу. Инструктаж по ОТ. Познакомить учащихся с образовательной программой, с организацией рабочего место учащегося, инструктаж по технике безопасности, правильного обращения с инструментами. 2 0,5 1,5
Искусство скульптуры Познакомить с видами и жанрами скульптуры, средствами художественной выразительности. 2
0,5 1,5
Первые шаги в лепке Познакомить с различными пластическими материалами: пластилин, глина, ангоб и инструментами для лепки. 2 0,5 1,5
Основные приемы лепки. Познакомить с основными приемами лепки. 2 0,5 1,5
Основные приемы лепки. Познакомить с основными приемами лепки. 2 0,5 1,5
Сова. Учить создавать рельеф с использованием выразительных свойств пластического материала; передать форму, цвет. Воспитывать эмоционально- положительное отношение к птицам Югорского края. 2 0,5 1,5
Создание цилиндрической и шарообразной формы. Лепка зайца. Познакомить с различными формами. Воспитывать эмоционально- положительное отношение к животным Югорского края. 2 0,5 1,5
Основные цвета и их смешение. Познакомить с основными и составными цветами спектра. 2 0,5 1,5
Подготовка к Всероссийскому конкурсу «Промыслы родного края».
Раскрывать перед детьми многогранные возможности декоративно-прикладного творчества. Подготовить учащихся к участию в конкурсе детских творческих работ. Воспитывать любовь к родному краю. 2 0,5 1,5
Подготовка к Всероссийскому конкурсу «Промыслы родного края».
Раскрывать перед детьми многогранные возможности декоративно-прикладного творчества. Подготовить учащихся к участию в конкурсе детских творческих работ. Воспитывать любовь к родному краю. 2 0.5 1,5
Подготовка к Всероссийскому конкурсу «Промыслы родного края».
Раскрывать перед детьми многогранные возможности декоративно-прикладного творчества. Подготовить учащихся к участию в конкурсе детских творческих работ. Воспитывать любовь к родному краю. 2 0,5 1,5
Югорские орнаменты. Ознакомить с последовательностью выполнения орнамента народа ханты. 2 0,5 1,5
Пластилиновая живопись. Северный пейзаж. Учить детей использовать приёмы мазка. Развивать художественный вкус. Воспитывать любовь к родному краю. 2 0,5 1,5
Пластилиновая живопись. Северный пейзаж Учить детей использовать приёмы мазка. Развивать художественный вкус. Воспитывать любовь к родному краю. 2 0,5 1,5
Лепка дерева. Формировать умения передавать силуэтное изображения дерева, с толстыми и тонкими ветками. 2 0,5 1,5
Виды скульптуры: объём – рельеф. Дать теоретические и практические знания о видах скульптуры. 2 0,5 1,5
Барельеф Изучить разновидности рельефа. 2 0,5 1,5
Досугово – просветительская деятельность в каникулярный период:
Викторина по хантыйским сказкам. Вызвать интерес у детей к различным мероприятиям. Научить детей интересно и полезно организовывать свой досуг. Расширить кругозор о культуре народа ханты. 2 0,5 1,5
Досугово – просветительская деятельность в каникулярный период:
Посещение Центра малочисленных народов Севера. Вызвать интерес у детей к различным мероприятиям. Научить детей интересно и полезно организовывать свой досуг. Расширить кругозор о культуре народа ханты. 2 0,5 1,5
Подготовка к II Международному конкурсу детского творчества «Совушка – умная головушка». Раскрывать перед детьми многогранные возможности декоративно-прикладного творчества. Подготовить учащихся к участию в конкурсе детских творческих работ. Воспитывать эмоционально- положительное отношение к птицам Югорского края 2 0,5 1,5
Горельеф Знакомство с техникой выполнения горельефа. 2 0,5 Контррельеф. Знакомство с техникой выполнения контррельефа. 2 0.5 Роспись контррельефа. Закрепить навыки росписи контррельефа. 2 0,5 1,5
Пластический способ лепки. Лепка собаки (лайка). Расширять знание учащихся о пластическом способе; совершенствовать приемы лепки сложной фигуры из целого куска глины. Расширить кругозор о животных-помощниках народов Севера. 2 0,5 1,5
Способы объёмной лепки: конструктивный. Познакомить с разными способами объемной лепки. Учить соблюдать поэтапное выполнение работы – от простого к сложному. 2 0,5 1,5
Пластический способ лепки. Расширять знание учащихся о пластическом способе; совершенствовать приемы лепки сложной фигуры из целого куска глины. 2 0,5 1,5
Подготовка к Всероссийскому творческому конкурсу «Арктика далёкая и близкая». Раскрывать перед детьми многогранные возможности декоративно-прикладного творчества. Подготовить учащихся к участию в конкурсе детских творческих работ. Развивать интерес к быту, творчеству народов арктического региона. 2 0,5 1,5
Подготовка к Всероссийскому творческому конкурсу «Арктика далёкая и близкая». Раскрывать перед детьми многогранные возможности декоративно-прикладного творчества. Подготовить учащихся к участию в конкурсе детских творческих работ. Развивать интерес к быту, творчеству народов арктического региона. 2 0,5 1,5
Итоговое занятие за первое полугодие. Выявить и закрепить теоретически и практически навыки у учащихся. 2 0,5 1,5
Лепка северного оленя. Развивать творческие способности; владение приемами декоративной лепки. Развивать интерес к животному миру Севера. 2 0,5 1,5
Лепка пластины «Знак года» (лепка глухаря). Развивать творческие способности детей. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам Югорского края. 2 0,5 1,5
Пингвин. Ознакомить детей с формой, цветом и фактурой. 2 0,5 1,5
Роспись пингвина. Развивать творческие способности детей. Изучить холодные цвета. 2 0,5 1,5
Досугово – просветительская деятельность в каникулярный период:
Посещение Музейно-культурного центра Вызвать интерес у детей к различным мероприятиям. Научить детей интересно и полезно организовывать свой досуг. Расширить кругозор о культуре народов Севера. 2 0,5 1,5
Досугово – просветительская деятельность в каникулярный период:
Посещение Музейно-культурного центра Вызвать интерес у детей к различным мероприятиям. Научить детей интересно и полезно организовывать свой досуг. Расширить кругозор о культуре народов Севера. 2 0,5 1,5
Подготовка к Всероссийскому конкурсу творческих работ и проектов «Заповедные островки природы родного края» к году экологии Раскрывать перед детьми многогранные возможности декоративно-прикладного творчества. Подготовить учащихся к участию в конкурсе детских творческих работ. Развитие творческой активности. Воспитывать бережное отношение к природе. 2
0,5 1,5
Подготовка к Всероссийскому конкурсу творческих работ и проектов «Заповедные островки природы родного края» к году экологии Раскрывать перед детьми многогранные возможности декоративно-прикладного творчества. Подготовить учащихся к участию в конкурсе детских творческих работ. Развитие творческой активности. Воспитывать бережное отношение к природе. 2 0.5 1,5
Подготовка к Всероссийскому конкурсу творческих работ и проектов «Заповедные островки природы родного края» к году экологии Раскрывать перед детьми многогранные возможности декоративно-прикладного творчества. Подготовить учащихся к участию в конкурсе детских творческих работ. Развитие творческой активности. Воспитывать бережное отношение к природе. 2 0,5 1,5
Лепка сувенира. Хантыйская кукла Татья. Развивать творческое воображение; владение приемами декоративной лепки. Учить передавать выразительные особенности хантыйской куклы. Расширить кругозор о культуре народов Севера. 2 0,5 1,5
Лепка сосуда ленточным способом. Знакомить детей с ленточным способом лепки. 2 0,5 1,5
Роспись сосуда югорским орнаментом. Знакомить детей с югорским орнаментом. Воспитывать художественный вкус. 2 0,5 1,5
Лепка сосуда путём выбиранием. Знакомить детей с приёмами лепки путём выбирания. 2 0,5 1,5
Сказки бабушки Аннэ.
Лепка медведя из сказки «Маснэ и медведь» Познакомить с особенностями с пластической формы глиняных игрушек .Воспитывать любовь к хантыйским сказкам. 2 0,5 1,5
Лепка окуня из сказки «Как окунь полосатым стал» Учить передавать особенности формы пропорций и деталей. Воспитывать любовь к хантыйским2 0,5 1,5
Декоративное панно «Северное сияние» из сказки «Откуда северное сияние пошло» Учить детей создавать декоративное панно, в технике пластового рельефа. Воспитывать любовь к природе.
2 0,5 1,5
Декоративное панно «Северное сияние» из сказки «Откуда северное сияние пошло» Развивать у детей импровизированный стиль лепки. Воспитывать любовь к природе. 2 0,5 1,5
VII Способы объёмной лепки.
Морской транспорт. Вызвать интерес к предстоящему празднику, посвящённому Дню защитника Отечества. Изготовить сувенир своими руками. 2 0,5 1,5
Подготовка к выставке на 23 февраля. Раскрывать перед детьми многогранные возможности декоративно-прикладного творчества. Подготовить учащихся к участию в конкурсе детских творческих работ. 2 0.5 1,5
«По морям, по волнам…» Развивать творческие способности у детей. 2 0,5 1,5
Сувенир «Мой папа». Вызвать у детей желание изготовить сувенир в подарок на 23 февраля. Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать. 2 0,5 1,5
Подготовка к тематической выставке посвящённой 8 Марта
Подготовить учащихся к тематической выставке творческих работ. Познакомить с историей праздника.
2 0.5 1,5
Подготовка Всероссийскому творческому конкурсу, посвященному Дню Земли «Планета моей мечты» к году экологии. Раскрывать перед детьми многогранные возможности декоративно-прикладного творчества. Подготовить учащихся к участию в конкурсе детских творческих работ. Воспитывать бережное отношение к природе. 2 0.5 1,5
Подготовка Всероссийскому творческому конкурсу, посвященному Дню Земли «Планета моей мечты» к году экологии. Раскрывать перед детьми многогранные возможности декоративно-прикладного творчества. Подготовить учащихся к участию в конкурсе детских творческих работ. Воспитывать бережное отношение к природе. 2 0.5 1,5
VIII Лепка дымковской игрушки. Хозяюшка. Познакомить с историей народной игрушки. Учить передавать выразительные особенности дымковской игрушки. 2 0,5 1,5
Декоративная пластинка Формировать навыки лепки предмета на плоскости. 2 0,5 1,5
Декоративная пластинка. Формировать навыки лепки предмета на плоскости. 2 0.5 1,5
Сюжетные композиции.
Семья матрешек. Продолжать изучать народное творчество. Учить последовательно, выполнять матрешку. 2 0.5 1,5
Досугово – просветительская деятельность в каникулярный период:
Посещение выставки «Вороний день» в Музейно-культурном центре. Вызвать интерес у детей к различным мероприятиям. Научить детей интересно и полезно организовывать свой досуг.
Расширить кругозор о культуре народов Севера. Познакомить с традициями праздника. 2 0.5 1,5
Досугово – просветительская деятельность в каникулярный период:
Масленица Вызвать интерес у детей к различным мероприятиям. Научить детей интересно и полезно организовывать свой досуг. 2 0.5 1,5
Досугово – просветительская деятельность в каникулярный период:
Поле чудес «Волшебный мир сказок» Вызвать интерес у детей к различным мероприятиям. Научить детей интересно и полезно организовывать свой досуг. Расширить кругозор о культуре народов Севера. Воспитывать любовь к сказкам. 2 0.5 1,5
Подготовка к тематической выставке «Про котов, котят и кошек, обитателей окошек». Раскрывать перед детьми многогранные возможности декоративно-прикладного творчества. Помочь само реализоваться. 2 0.5 1,5
Подготовка к тематической выставке «Про котов, котят и кошек, обитателей окошек». Раскрывать перед детьми многогранные возможности декоративно-прикладного творчества. Помочь само реализоваться. Воспитывать любовь к домашним животным. 2 0.5 1,5
Роспись матрешки. Развивать чувство цвета при составлении узора. 2 0.5 1,5
Матрешка. Закрепить навыки лепки. 2 0,5 1,5
Роспись матрешки. Учить правильно, владеть с художественными материалами. 2 0,5 1,5
Водоноска Учить передавать особенности формы, пропорций и деталей. 2 0,5 1,5
Промежуточная аттестация. Выявление творческих знаний и умений у детей за текущий год. 2 0,5 1,5
Подготовка к тематической выставке «Музей на столе», посвящённой 9 мая. Подготовить и оформить работы к ежегодной тематической выставке детского творчества. Воспитывать любовь к Родине. 2 05 1.5
«Весна идет» Развивать творческое воображение у детей и создать весеннее настроение. 2 0,5 1,5
Букет весенних цветов. Развивать способность чувствовать красоту весенних цветов, воспитывать любовь к прекрасному. 2 0.5 1,5
Солнце. Учить детей создавать образ солнца пластическими средствами в аппликации. 2 0,5 1,5
Букет весенних цветов. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. 2 0.5 1,5
Яблоня в цвету. Учить детей передавать силуэтное изображение дерева, с толстыми и тонкими ветками, в аппликации. 2 0,5 1,5
Итого: 144 36 108
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Знать Уметь
- виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- простой способ лепки, геометрические фигуры и формы, первоначальное понятие о размерах и пропорциях (морковь, груша, дыня и т.д.);
- способы лепки (конструктивный, комбинированный, пластический);
- историю народной игрушки;
имена мастеров народной глиняной игрушки (А. Дьякова и т.д.);
- названия основных и дополнительных цветов;
- виды лепки (предметная, сюжетная, и декоративная). - пользоваться пластическими, художественными материалами.
- применять различные способы лепки: от целого куска, промазывание частей, заглаживание поверхности.
- передать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры, по памяти и по представлению.
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов, их смешением.
- лепить игрушки на основе приёмов дымковской игрушки.
- выразительно использовать трехцветие, теплые, холодные цвета.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ, КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
Главным критерием достижения результата является успеваемость учащихся, которую можно определить по нескольким параметрам:
Качество усвоения материала.
Скорость усвоения материала.Творческая инициатива (умение привносить и воплощать в материал собственные замыслы).Способы оценки результатов: наблюдение, анализ творческой продукции детей и т.д. На занятиях лепки, в конце первого и второго полугодия, проводятся итоговое занятие в виде зачёта и выставка работ. Ребята должны показать свои знания и умения, самостоятельно изготовить объёмную поделку, композицию и декоративную пластину.Критерии оценивания знаний и умений учащихся 1 года обучения
Вид работы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Организация рабочего места. Правила ТБ и умение владеть пластическими и художественными инструментами. Не умеет организовывать рабочее место и владеть различными инструментами. Умеет организовать своё рабочее место с помощью педагога Самостоятельная подготовка рабочего места. Хорошо владеет различными инструментами и материалами
Виды и жанры изобразительных (пластических) искусств Не знает виды и жанры изобразительных искусств Называет один из жанров изобразительных искусств Называет все виды и жанры изобразительных искусств
История народной игрушки. Не знает историю происхождения росписи, не может назвать фамилии мастеров народной игрушки Может назвать основные отличия одной росписи от другой. Знает историю возникновения росписи, может назвать особенности и отличия одной росписи от другой. Называет имена мастеров народной игрушки.
Способы и виды лепки. Не владеет способами лепки. Хорошо знает способы лепки, но не может применить. Отлично владеет способами лепки, называет видовые различия, рационально применяет знания в деятельности
Цветоведение. Не различает основные и дополнительные цвета Владеет основными навыками смешения цвета, знает правила получения дополнительных цветов Называет все основные цвета. Умеет смешивать цвета и получать дополнительные. Выразительно использует трёхцветие, тёплые и холодные цвета.