Авторский урок на тему Конструирование и моделирование кармана 6-й класс.Рубрика Кенгуряшка из кармашка


Департамент образования науки и спорта Донецкой области г. Горловки
УВК « ОШ №22 І-ІІІст. – многопрофильный лицей»
Участник конкурса « 45 минут славы»

Герасименко Татьяна Анатольевна
учитель высшей категории звание « Старший учитель»
Специализация: « Трудовое обучение» и « Технологии»
Педагогическое кредо учителя:
« Мы не создаем обычных вещей их и так слишком много»
2014-2015г6097905129667000
-1089660-97726600
Методическая разработка урока
с применением современныхпедагогических технологий

Выполнила: Герасименко Татьяна Анатольевна учитель высшей категории, звание «старший учитель»
УВК №22 –многопрофильный лицей
Урок-проект
« Обработка накладного кармана».

« Кенгуряшка из кармашка»
Инвариантная часть:
«Пошив поясных изделий – Фартук»

Интегрированный урок в 6 классе
ТЕМА: «Обработка накладного кармана»
Мастерская приветливо встречаетВас на новый свой урок,И снова школьниц приглашаетВеселый и заливистый звонок!
ЦЕЛЬ УРОКА:
- Ознакомить учащихся с историческими сведениями кармана и его роли в одежде;
- Научить правильному выполнению накладного кармана с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности;
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, требовательность к себе.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Сформировать у учащихся знания, а также умения выполнять поузловую обработку фартука;
- Развивать умение сравнивать, выделять главное, решать поставленную проблему
- Формировать умение пользоваться инструкционными картами и приемами выполнения карманов.
ОБОРУДОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
*Компьютер, мультимедийный проектор, с приготовленной заранее презентацией, экран.
*Раздаточный материал: инструкционные карты; карточки

* Задания, карманы, лекала, образцы ткани, маршрутный лист для каждой команды, проектная работа учащихся связана с индивидуальным заданием для каждого члена команды;
* Образец изделия (фартук)
* Швейные машины, утюг, гладильная доска, швейные принадлежности, ножницы, деталь кроя – карман; * Кроссворд «Карман».
ТИП УРОКА: Комбинированный.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: По степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительно – иллюстративный.
ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, с индивидуальным подходом.
Меж предметные связи: история, русская литература, география. ХОД УРОКА
I Организационная часть
Приветствие учащихся
Проверка посещаемости
Проверка готовности к уроку
Сообщение темы урока
II. Освоение новых понятий и способов деятельности. Игра - путешествие в страну «Карманию» с раздела « Кенгуряшка c кармашки»
Вопросы к учащимся:
Какое изделие мы с вами шьём? (ответы детей)
Какого его назначение? (ответы детей)
Вывод: Фартук может быть, как рабочий, так и праздничный.
Учитель: скажите, как раньше назывался, фартук и когда в русском языке появилось это название?
Ученик: Слово фартук появилось в русском языке в 17 веке, раньше в русском костюме существовали "запона", "передник", "занавеска".

Учитель: Какие мерки мы использовали при построении чертежа фартука?
Ученица: «Дн» - ( длина изделия), «Дст» - ( Длина спинки до талии), «Ст» -
( Полу обхват талии), «Сб» - ( Полу обхват бедер).
Учитель: Из каких деталей состоит наш фартук?
Ученица: нагрудник, нижняя часть, карманы, бретели, пояс.
Учитель: скажите, как называется план, по которому мы с вами работаем над фартуком?
Ученица: технологическая последовательность.
Сегодня мы остановимся на одной из деталей фартука. А какая это деталь вам подскажет кроссворд
(карман)
(Вопросы:)1. Что поможет раскроить карман? (выкройка)
2. Каким швом обрабатывается верхний срез кармана?(закрытым)
3. Что нужно прибавить при раскрое кармана?(припуски)
4. Боковые и нижние срезы фартука при подготовке кармана к шитью нужно? (заметать)

5. Кружева к краям кармана нужно, что сделать?(приметать)
6. Инструмент бывалый – не большой, не малый, у него полно забот - он и режет и стрижёт? (ножницы)
Правильно. Молодцы! – это карман
А сейчас я приглашаю вас отправиться в страну «Карманию», в историческое прошлое карманов. Но путешествие мы начнем с удивительной страны Австралия.
Сказка
В Австралии, где очень много лесов, красочных деревьев, в удивительном уголке родился маленький кенгуренок Салли. Все бы ничего, но у него очень веселый характер, он неусидчивый и нетерпеливый. Как то пошел он один в лес, а там бабочки яркие, насекомые цветные, заигрался и потерялся. Плачет наш кенгуренок, зовет маму, а ее все нет. По дороге ему встречались разные звери: львы, тигры, барсуки, лисицы, но на маму они небыли похожи и у них не было маминого мягкого и теплого кармашка, который согревал и оберегал его от невзгод и печалей.
Мы с вами должны помочь нашему кенгуренку вернуться к своей маме с ее прекрасным кармашком. А это уже проблема и решить мы ее должны вместе.

В путешествие мы отправимся на поезде. А какой же поезд без главных вагоновожатых? (Определяем бригадиров Ф.И.)


Нам необходимо пройти пять станций:
Горловка – Историческая – Терминологическая – Профориентационная – Этнографическая –Дизайнерская – Австралия.

Индивидуальные задания пректной деятельности учащихся: (Маршрутный лист с заданиями для каждого учащегося)
І – команда « Модельеры»
ІІ – команда «Швеи»
Много лет в научных кругах не утихали споры относительно появления в культуре современного человечества такого изобретения как карман. Историки, археологи, дизайнеры одежды, все имели свое мнение.
***Однако если заглянуть в историю, можно утверждать, что до настоящего времени существовало два основных лагеря исследователей. Одна группа утверждала, карманы изобрели еще предки современного человека — «карманьонцы», в незапамятные времена. Идея карманов надолго была позабыта, однако жила в виде тайного знания долгие века. Вторая многочисленная группа изобретения карманов относилась к итальянским повстанцам — «карманариям», якобы прозванных так за огромные карманы, которые нашивались на одежду для переноски боеприпасов.
***Конечно, существовало еще множество разных представлений о происхождении кармана, например многие приписывали его изобретение Леонардо да Винчи.

Сенсационное заявление израильских ученых произвело эффект бомбы. «Карманы, в том виде к которому мы привыкли, изобрел еврейский портной Беня Карман, проживавший в городе «Кирьят-Шмона» — утверждают ученые.
***Были обнаружены чертежи первых моделей карманов, сделанных рукой гениального портного Бени Кармана.
***Итак, как же появился карман?
***Оказывается, тайный заказ на разработку кармана, портной получил от израильского правительства. В эпоху до образования карманов наличные деньги переносились в кошельках, подвешенных к поясу или в поясных сумках. Это способствовало росту количества преступлений, создавало нездоровую и нервозную атмосферу на рынках, так как украсть такой кошель в толпе, не представляло особого труда.
***Карманы существенно отличались от современного тем, что он нашивался на одежду поверх кошелька.
***Это конечно доставляло некоторые неудобства. Тогда взяв пустой кошелек, портной пришил его с изнанки одежды, проделав в ней небольшое отверстие для руки. Таким образом, сунув руку в кошелек, человек мог быть уверен, что его достояние в целости и сохранности.
***Но карман как таковой появился только в последней трети XVII века. Впервые карманы были сделаны на известном камзоле эпохи Людовика XIV.
***Позднее карманы стали пришивать к жилетам, а затем и к брюкам.
***До этого счастливого времени монеты носили в мешочках. У мужчин они висели на поясе, а у женщин - под юбкой. В восемнадцатом веке в женской и мужской одежде появились карманы только к концу века , изготовленные вместе с одеждой .

***В девятнадцатом веке карманы широко применяются в мужской одежде, а в женской только к концу века в деловом костюме работающих дам появились карманы, как деталь кроя.
***Двадцатый век. Век торжества одежды с карманами. Они везде: в рабочей, деловой, спортивной и нарядной одежде.
********************************************
Ну вот, историю кармана мы узнали. А чтобы правильно обработать накладной карман нужно вспомнить знания, полученные на предыдущих занятиях.
Вопросы к учащимся:
Какое же назначение имеет накладной карман?
Какие по форме карманы вы знаете?
Где могут располагаться карманы?
Мы разобрались с вами, что накладных карманов существует много: они могут быть разной формы, размеров, с разной отделкой и располагаться в разных местах изделия.
Работа над карманами требует точности и аккуратности, тогда они получатся красивыми.
Ну а сейчас нам предстоит подробно узнать об обработке накладного кармана. И в этом нам поможет инструкционная карта и первая практическая работа (коллективно складываем лекала кармана по шаблонам).
Последовательность выполнения работы (карта прилагается)
Перегни припуск на обработку верхнего края кармана по намеченной линии на лицевую сторону и приутюжить.
Подверни припуск верхнего среза на 10 мм и заутюжь.

Сметай и обтачай углы кармана на величину припуска по боковым срезам кармана по проложенным ручным строчкам.
Удали нитки сметочной строчки, выверни обработанный припуск верхнего среза кармана на изнаночную сторону, выправь уголки кармана колышком.
Заметай и застрочи подогнутый срез кармана на расстоянии 2 мм от края.
Удали нитки заметочной строчки, приутюжь верхний край кармана.
Заметай нижний и боковые срезы кармана по намеченным линиям.
Приутюжь карман с изнаночной стороны.
Разбираем последовательность обработки накладного кармана.
(По ходу показываю и объясняю поузловую обработку кармана).
Перед началом работы нужно сдать экзамен по технике безопасности.


Я читаю стихотворение, а выделенные фразы произносите вы.
Сели шить мы за машину.
Держим ровно корпус, спину.
Пальцы дальше от иголки,
Под косынку спрячем челки.
Давайте, повторим все вместе:
Хранить булавки в определенном месте
Чтоб не болели зубы и живот,
Не брать иголки и булавки в рот.
На стол кладу я ножницы кольцами к себе
Передаю я ножницы кольцами к тебе
Сомкнутыми ножницы должны лежать
Положить разомкнутыми – может быть беда,
Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,
На подставку поскорей ты поставь утюг!
Проследи, чтобы подошва не касалась бы шнура
Не оставь утюг включенным в кабинете до утра
Ваш экзамен принимаю и к работе допускаю.
Вот мы и готовы. Отправляемся в ателье « Рукодельница», где мы подготовим карман для соединения с нижней частью фартука.


III Практическая работа
Мы рады приветствовать всех в нашем ателье «Рукодельница

Целевой обход учителя: контроль, проверка правильности выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности
Представление работы проекта в командах
Контроль над выполнением практической работы – проекта
Отчеты команд - оценка бригадира.
( По маршрутному листу). См. Приложение.
IV Заключительная часть
1. Закрепление пройденной темы
Ну, вот и закончилось наше путешествие. Наш кенгуренок нашёл свою маму с ее удивительным кармашком. Цель урока достигнута.
Во время путешествия, что нового вы узнали? ( По методу « Куст») (ответы детей)
Удалось ли решить вам поставленную проблему? (ответы детей)
2. Подведение итогов вместе с бригадирами.
Вы молодцы! Работу выполнили все хорошо, но есть самые красивые работы (выделить лучшие работы).
3. Выставить оценки за практическую работу.
(прокомментировать каждую работу)


4. Награждение команд - участников ( «Умелицы», « Разумницы» - грамоты)
5. Домашнее задание
Разгадать кроссворд (карточки – задания раздать) принести рабочую шкатулку и детали кроя фартука, повторить технику безопасности при работе на швейной машине.


-1099185-72009000
«Приложения»
Разработка дизайна для кармана




Разновидности карманов
(Раздаточный материал)


Дизайнер одевает куклу в красивый фартук


Путешествие

Ура! Я вернулся

Станции: Горловка – Этнографическая – Терминологическая – Дизайнерская – Профориентационная – Австралия.

Задание для технологов



Инструкционная карта для швей
Инструменты и приспособлениядля работы.
7772407366000
Выполнить разметку кармана на ткани,
отметить припуски на швы:
по нижнему и боковым срезам – 1,5 см.
по верхнему срезу – 4 см. (2*2),
вырезать деталь кармана.

Перегнуть припуск на обработку верхнего края кармана по намеченной линии на лицевую сторону.


Подвернуть внутренний срез припуска и заутюжить,

Сметать и обтачать углы кармана на величину припуска по боковым сторонам кармана

Вывернуть обработанный припуск верхнего среза кармана на изнаночную сторону,
Выправить уголки кармана колышком.


Заметать и застрочить подогнутый срез кармана на расстоянии 0,2 от края,
Подогнуть срезы кармана на изнаночную сторону на ширину стачивания верхних углов,

Обработать уголки, как показано на рисунке,
Заметать подогнутые срезы,
Приутюжить карман.



Удалить нитки сметочной строчки, приутюжить верхний край кармана,
Заметать боковые и нижний срезы кармана по намеченным линиям.

Приутюжить карман с изнаночной стороны.


Обработанный карман приколоть булавками, наметать на основу


Маршрутный лист
Команда « Модельеры»
1.Швея – шьет карман по инструкционной карте ( шаблон для работы)
2.Этнограф – разрабатывает узор для кармана
3.Техник – технолог уделяет внимание выполнению Т/Б при работе иглами, ножницами, утюгом.
4.Дизайнер – одевает куклу в фартучек с карманчиком, с учетом формы, цвета, рисунка.
5. Бригадир подводит итоги и описывает профессию « Модельер»
+ Д/З ( подготовить стихи о труде и пословицы про карман)
№ п/п Ф.И. учащейся оценка
1. 2. 3. 4. 5. 6.
Маршрутный лист
Команда « Швеи»
1.Швея – шьет карман по инструкционной карте ( шаблон для работы)
2.Этнограф – разрабатывает узор для кармана
3.Техник – технолог уделяет внимание выполнению Т/Б при работе иглами, ножницами, утюгом.
4.Дизайнер – одевает куклу в фартучек с карманчиком, с учетом формы, цвета, рисунка.
5. Бригадир подводит итоги и описывает профессию « Швея»
+ Д/З ( подготовить стихи о труде и пословицы про карман)
№ п/п Ф.И. учащейся оценка
1. 2. 3. 4. 5. 6.
Задание для І –команды ( индивидуальное для одной участницы)
Найдите соответствие:
Временное соединение двух деталей
одинаковых по форме (Наметывание)

Соединение двух деталей наложением
одна на другую (Сметывание)
**********************************************************

Задание для ІІ –команды ( индивидуальное для одной участницы)
Найдите соответствие:
Соединение разных по размеру деталей (Застрачивание)
Закрепление подогнутого края детали Притачивание)

Закрепление материала в стихотворной форме
На уроке мы и…и (играли)
О кармашке мы у….и (узнали)
Где? Когда? Какой была?
За душу нас всех в…а (взяла)
Чтобы красоту в……ь (внедрить)
Должны мы карту и…..ь (изучить)
Мы играли, р……и (рисовали)
И фантазию в……и (включали)
Мы мечтали у……и (узнавали)
М себя мы з…….и (забавляли)
Каково же от работы Ваше настроенье?

Я доволен! Мне не интересно! Я удивлен!

Работа над терминологией
( опорный конспект предыдущего урока)


Инструкционная карта «Обработка накладных карманов»
Оборудование и инструменты: деталь кроя кармана; нитки контрастного цвета, в цвет ткани; ручная игла; бытовая швейная машина; электроутюг;
№ Технологическая операция Рисунок обрабатываемого узла
1. Подогнуть верхний срез кармана на 5мм на изнаночную сторону и заметать
2. Застрочить верхний срез кармана на 2мм от края
3. Отогнуть обработаный срез по прокладочным стежкам на лицевую сторону 1,5 сантиметра и сметать по боковым линиям.
171577090805006845308953500
4. Стачать боковые стороны карманов в углах по
прокладочным строчкам.
5. Удалить временные строчки. 6. Вывернуть верх кармана и выправить углы.

7. Подогнуть боковые и нижние срезы кармана на изнаночную сторону 10 мм и заметать

8. Приутюжить карман.

9. Проверить качество обработки кармана.
-737235-39624000
605790-254000
Материалы участника конкурса
«45 минут славы»
ГУВК «ОШ І-ІІІ ст.№22 –многопрофильный лицей»
Учитель трудового обучения
Герасименко Т.А.

Самоанализ урока Горловский учебно-воспитательный комплекс «общеобразовательная школа I-III ступеней №22 – многопрофильный лицей»
Класс: - 6 класс
Предмет «Трудовое обучение»
Ф.И.О. учителя Герасименко Татьяна Анатольевна
Тема урока: « Обработка накладного кармана»
№ Вопросы для самоанализа Примерный план самоанализа
1. Место данного урока в системе уроков. Тип урока. Урок является составляющим раздела
« Пошив поясного изделия, фартук»
2. Урок с множеством приемов для работы учащихся, в основу урока лег проект учащихся.
3. Тип урока - комбинированный.
2. Формулировка целей и задач урока, оценка их оптимальности, пути их реализации. Цель урока: научить правильному выполнению накладного кармана с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности, ознакомить учащихся с историческими сведениями кармана и его роли в одежде
Образовательные задачи: усвоение понятий, терминов, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование у учащихся знания, а также умения выполнять поузловую обработку фартука; развивать умение сравнивать, выделять главное, решать поставленную проблему.
Воспитательные задачи: развивать способность мыслить логически, дать почву для самообразования в изучении нового материала; воспитать сознательность, дисциплину, общепринятую культуру, воспитывать интерес к изучаемому предмету, теме путем применения игровых методов обучения, создания проблемных ситуаций на уроке
Задачи развития мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать.
Задачи развития воли: целеустремлённость, выдержка, самообладание, сопереживание, воспитывать трудолюбие, аккуратность, требовательность к себеОсновные пути реализации поставленных задач: при постановке целей выдержан принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных задач, цели урока достигнуты благодаря использованию различных форм работы на уроке, методов обучения, взаимосвязи элементов урока, а также учета учебных и психологических особенностей учащихся: достаточная сформированность мыслительной деятельности, умение концентрировать внимание. Содержание урока соответствовало теме и целям. Использованы фронтальная, индивидуальная и групповая формы работы, сочетание которых способствовало эффективной организации учебной деятельности. На уроке применялись различные методы обучения: наглядные, практические, поисковые, словесно-репродуктивные, игровые. Работа проходила в сотрудничестве с учителем. На уроке осуществлены межпредметные связи с историей, русской литературой, географией, обеспечением безопасности жизнедеятельност, внутрипредметные связи, также прослеживается взаимосвязь с жизненными ситуациями. Использованы элементы профориентационной работы.
3. Краткая характеристика класса, учёт особенностей развития учеников. Активность учащихся была достаточно высокой, этому способствовали игровые моменты, элементы занимательности.
Проведение урока в форме проекта дало возможность детям чувствовать себя уверенно, раскованно, не позволило вызвать у учащихся умственное напряжение, напряжение глаз. Таким образом, был учтен здоровьесберегающий компонент.
Темп урока оптимален. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.
4. Выбор структуры урока. Обоснование её оптимальности. В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:
I Организационная часть
II. Освоение новых понятий и способов деятельности. Игра- путешествие в страну «Карманию» с раздела « Кенгуряшка из кармашки»
III Практическая работа
IV. Подведение итогов
V. Рефлексия
Все структурные элементы урока были выдержаны. В основу своего урока и его последовательности мной была создана структура урока – путешествия, где на каждом этапе урока учащиеся выполняли определенную работу. Каждый этап был поддержан мотивацией.
Повторение правил техники безопасности дало возможность перейти от изучения нового материала к первой коллективной практической работе (складывание лекала кармана, опираясь на инструкционную карту слайда, конспекта предыдущего урока и работы учителя по исправлению ошибок на местах).
Этап подачи нового материала был основан на познавательной активности учащихся, индивидуальных знаниях и работы с картами (технологическая карта, инструкционная карта).
Правильно спланирован контроль за деятельностью учащихся:
- как контролировать, (технологическая карта)
- что контролировать, (процесс коллективной практической работы)
- как использовать результаты контроля (при индивидуальном подходе к каждому участнику проекта)
5. Общие результаты урока План урока выполнен, цели реализованы: учащиеся научились правильно выполнять накладной карман с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности;
6. Формирование мировоззренческой культуры школьника Воспитать будущую личность очень сложно, но воспитывая себя - воспитываешь и своих воспитанников.
Развивая жизненные компетентности у учащихся вижу стремление их работать в коллективе, где у каждого будет своя отведенная роль. Практика показала, что проектная деятельность позитивно влияет на формирование жизненных компетентностей учеников.
Выбирая тему проекта и выполняя его ученики проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремлённость и настойчивость. При этом происходит формирование навыков работы в команде, формируются навыки самоконтроля и культуры труда (оказание помощи друг другу, совместное решение проблемы, радость успеха и горечь неудачи делятся пополам), что является необходимым условием для социальной адаптации в обществе.
5015230839533500