ТЕМА: «О стихотворных размерах».


ТЕМА: «О стихотворных размерах».
Цель: углубить знания учащихся о стихотворных размерах, прививать любовь к поэзии.
Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, выразительное чтение, анализ стихотворения.
Ход урока
I. Контроль домашнего задания.
1) Выразительное чтение учащимися стихотворения М.Ю.Лермонтова наизусть.
II. Работа по теме урока.
Беседа по вопросам:
- Чем отличается стихотворная речь от прозаической?
- Что придаёт произведению стихотворная форма?
- Что такое стопа? Какие стопы вы знаете? Какие стихотворные размеры тебе известны?
Слово учителя.
Каждый человек безошибочно отличает стихи от прозы. В этом в первую очередь ему помогает слух. Стихотворная речь резко выделяется своим ритмическим построением и музыкальностью.
Всякое слово, которое мы произносим, обязательно имеет ударение, падающее на один из гласных звуков. Каждое отдельное слово, как известно, делится на слоги, и один из этих слогов всегда будет отмечен ударением. Ударные слоги в стихотворной строке чередуются с неударными, что и придает музыкальность и ритм стихотворной фразе, помогает правильно ее прочитать.
Обозначим ударные слоги знаком --, неударные слоги знаком —, а границу между повторяющимися ударными и неударными слогами знаком /. Это станет понятнее, если вглядишься в схему:
Обозначим цифрами ударные слоги, пропуская обозначения неударных, получится следующая картина:
1—3—5—7—-.
Вам, вероятно, стало ясно, что все слоги разбиваются на группы, в каждой группе слогов ударный слог сочетается с неударным.
Стопа – сочетание ударного и неударного слога.
В зависимости от количества слогов стопа может быть двусложной или трехсложной.
Размер стиха - порядок расположения ударных и неударных слогов в стопе.
Хорей – размер двусложной стопы, в которой ударение падает на первый слог.
В русском стихосложении встречаются трехстопные, четырехстопные, пятистопные и шестистопные хореи.
Ямб - двусложный размер стиха, ударение в котором падает на второй слог: сначала неударный, а потом ударный.
Обратимся к трехсложным размерам стиха. Существует три типа сочетания слогов:
с ударением на первом из трех слогов;
с ударением на втором слоге;
с ударением на третьем слоге.
Дактель - трехсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
Дактиль — слово греческое, в переводе означает «палец». Такое название дактиль получил потому, что строение его стоны напоминает строение пальца, у которого три фаланги (косточки) — одна длинная и две коротких.
Амфибрахий - трехсложный размер стиха, в котором ударный слог находится между неударными.
Амфибрахий также греческое слово: амфи «вокруг», «с обеих сторон» и брахос — «краткий».
Анапест - трехсложный размер стиха с ударением на последнем слоге.
Анапест слово греческое, в переводе означает «отраженный», то есть противоположный дактилю; ударение падает не на первый слог, как у дактиля, а на третий.
Словарная работа (записать в тетрадь)
Таким образом, мы познакомились с двусложными и трехсложными размерами стиха:
Хорей – двусложный размер стиха с ударением на первом слоге;
Ямб - двусложный размер стиха с ударением на втором слоге
Дактиль — это трехсложный размер с ударением на первом слоге;
Амфибрахий — это трехсложный размер с ударением на втором слоге;
Анапест — это трехсложный размер с ударением на третьем слоге.
Стихотворный размер является основой стиха. однако главное в нем — чувства, мысли его творца.
Самостоятельная работа учащихся.
- Выполнить задания № 4-6 учебника (стр. 219-220)
III. Домашнее задание.
Знать теоретический материал стр. 215-219.
IV. Подведение итогов.
Оценки за урок.