Урок литературы в 9 классе по творчеству А.Фета Уметь ловить неуловимое!


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа
п. БалягаУчитель: Веляник Татьяна Георгиевна Класс: 9 Образовательная программа Школа 2100 Предмет:   литература Тема урока:  «Умение ловить неуловимое в лирике А.А. Фета»
Дата урока: 14.03.2017 Тип урока: комбинированный Формы работы: парная, групповая, индивидуальная, фронтальная.
Цели урока:
Обучающая: совершенствование умений анализа и интерпретации поэтического литературного произведения; выявление особенностей художественного мира А.А.Фета, выразительных средств, придающих музыкальность стихотворениям; анализ изобразительных приёмов, связанных с созданием импрессионистических образов природы в лирике Фета;
Воспитательная:  формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; формирование духовно-нравственных качеств личности: позитивного отношения к жизни и любви к родной природе.
Развивающая: развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.
Задачи:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений;
овладение способами выразительного чтения вслух художественных текстов, в том числе и чтения наизусть;
овладение навыками свободного владения монологической и диалогической речью;
формирование умений развернутого ответа на вопрос;
Формирование УУД:
Личностных УУД: познавательного интереса, способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивных УУД: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативных УУД: слушать и понимать речь других; развивать устную и письменную речь, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательных УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Средства обучения: портрет А.А.Фета;
компьютерная презентация;
видеоролик с записью стихотворения А.Фета «Ещё майская ночь…»;
карточки для индивидуальной работы «Черты импрессионизма»;
таблица «Особенности лирики А.А.Фета»;
романс А.Е.Варламова на слова Фета «На заре ты её не буди» (видеоролик);
учебник «Литература. 9 класс. История твоей литературы. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. М.: 2014;
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является вторым в теме «А.А. Фет. Страницы биографии. Основные мотивы и особенности лирики поэта
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Настрой на сотрудничество.
Создание благоприятного психологического климата.
Цель этапа: включение обучающихся в деятельности на личностно-значимом уровне.
Приветствие. Надеюсь, у вас доброе, согревающее душу настроение. И пусть оно сохранится до конца урока. Желаю успехов!
Мы начинаем урок литературы. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. Мы вновь будем восхищаться, удивляться… Помогите мне, ребята! Продолжите… Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу,
слушают и понимают требования учителя
Отвечают: узнавать новое, анализировать….
2. Этап мотивации. Веедение Мы продолжаем изучать творчество А.А. Фета. К сожалению, и при жизни, и долгое время после смерти поэта его творчество оценивалось не по законам искусства, а с точки зрения социальной значимости, классовых позиций.
Поначалу лирические откровения Фета сопровождались хорошими откликами. Давая оценку таланта молодого автора, Белинский писал: “Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет” (1840 г.). Некрасов говорил, что читатель “ ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит г-н Фет”.
Но позже, когда накануне крестьянской реформы 1861 г. и после нее обострились социальные отношения и на страницах журнала “Современник” развернулась общественно-политическая борьба, оценка творчества Фета резко изменилась. Революционно-демократическая критика все чаще и чаще отзывается о нем недоброжелательно.
1. ИНСЦЕНИРОВКА
РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА «СОВРЕМЕННИК» 1863г.(слайд1)
Добролюбов Н.А.
Писарев Д.И.
Зайцев Б.К.
Чернышевский Н.Г.
Салтыков-Щедрин М.Е.
Сидят за столом, ведут беседу:
С-Щ: - Господа, слышали о вышедшем недавно из печати собрании сочинений господина Фета? Каково ваше мнение о его поэзии?
Д: - Ну что ж, г. Фет очень верно выражает неопределенные впечатления природы, и однако ж отсюда вовсе не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе.
П: - Да его стихи вообще ни на что не годны, кроме как оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, сыра и рыбы”, только тогда они будут приносить долго пользы.
З: - Он в стихах придерживается “гусиного миросозерцания”; такое занятие, как выдумывать такие стихи, ничем не отличается от перебирания пальцами, которому с наслаждением предаются многие купчихи.
Ч: - Есть у него пьесы очень миленькие, но все они такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если б выучилась писать стихи.
Д: - Когда-то его хвалили. Правда, это было давно. Теперь, пожалуй, только любители помнят десяток его стихов.
С-Щ: - А я думаю, что в семье второстепенных русских поэтов г-ну Фету, бесспорно, принадлежит одно из первых мест.
Спасибо, ребята!
Слушают внимательно учителя, определяют смысл предстоящего поиска
Инсценировка
3. Этап актуализации знаний - Подобные высказывания можно было встретить до недавнего времени и в учебниках литературы для школ, творчество Фета, Тютчева не изучалось в школе или о них упоминали как о второстепенных поэтах.
- С чем же было связано такое отношение к поэзии А.А.Фета? Давайте попробуем разобраться.
- Вспомните, в чем видели назначение поэзии А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов,
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,     Исполнись волею моей     И, обходя моря и земли,     Глаголом жги сердца людей.
Твой стих, как божий дух, носился над толпой     И, отзыв мыслей благородных,     Звучал, как колокол, на башне вечевой     Во дни торжеств и бед народных. 
- А Фет? Каковы были его взгляды на искусство? Пролить на это свет помогут воспоминания самого поэта.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:
Прочитаем выдержки из воспоминаний А.А.Фета.
- Что вы можете сказать о взглядах Фета на назначение поэзии?
ОБОБЩЕНИЕ:
-Действительно,Фет в поэзии никогда открыто не заявлял своей гражданской позиции, Он был приверженцем теории «чистого искусства», т.е. искусства ради искусства или искусства для искусства , за что его осуждали и высмеивали В гражданском служении Отчизне. Поэт должен быть эхом народа, выражать его идеи свободы, равенства. братства. Пушкин, Лермонтов откликались своим творчеством на все политические и общественные события. которые происходили в России
(«Глаголом жги сердца людей…», «Звучал как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных…»,
Работают с материалом учебника стр.74
- Из воспоминаний Фета узнаем: В одном многочисленном собрании в Москве, в январе 1858 г., где предметом шумных обсуждений были пути решения “крестьянского вопроса”, к Фету подошел редактор модного тогда журнала “Русский вестник” М. Катков и восторженно призвал:
- Вот если бы вашим поэтическим пером иллюстрировать это событие!
“Я, - вспоминал Фет, - не отвечал ни слова, не чувствуя в себе никаких сил иллюстрировать какие бы то ни было события. Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты”.
В своём творчестве Ф уходил от злобы дня, от острых соц. проблем, которые особенно волновали Россию. Он считал, что поэзия не должна быть средством выражения идей. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота.
4.Целеполагание Тема нашего урока: слайд2
«Умение ловить неуловимое в лирике А.Фета»

Тема, я думаю, ясна.
- Какова же цель нашего урока? Что же мы должны понять? На какие вопросы должны найти ответы?
А помогут нам в этом разобраться? 
(его стихи)
Эпиграф
Он  в мире грезы и мечты,Любя игру лучей и тени,Подметил беглые чертыНеуловимых ощущений,Невоплотимой красоты.
А.ЖемчужниковКак вы думаете, почему именно эти слова я взяла в качестве эпиграфа?
Записывают тему
Постановка целей урока обучающимися:
- восстановить справедливость и показать, что Фет – поэт далеко не второстепенный, а один из самых красивых русских поэтов;
- понять, что особенного есть в поэзии Фета, т.е. в чем заключается своеобразие стиля поэта.
- читать стихи Фета выразительно; - понять особенности его лирики; - учиться анализировать стихотворный текст.
Ответы
Запись темы
5.Этап усвоения новых знаний и способностей.
Работа по определению особенностей лирики

6. Этап закрепления полученных знаний
7. Подведение итогов
8. Домашнее задание(дифференцированное)
9. Рефлексия
Дом.задание- Как поэт «чистого искусства» Фет считал, что вечными темами поэзии могут быть только темы природы и любви.
- Ребята, обратимся к пейзажной лирике поэта, чтобы почувствовать её красоту и неповторимость.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА в парах
(5 минут)
-Сейчас вы будете работать в парах над анализом стих-я « Ещё майская ночь»
- Нас столах у вас лежат таблицы, вы должны провести свои наблюдения, ответить на вопросы и сделать выводы об особенностях лирики Фета. (На работу отводится 5 мин.)
Давайте послушаем стихотворение и начнём работать
Таблица «Основные особенности лирики А.А.Фета»
Вопросы
Примеры из текста Особенности лирики
- Каким настроением проникнуты стихи ?-Какие моменты жизни природы, малейшие перемены запечатлел поэт?
- Какие детали помогают автору передать состояние природы?
- Какие краски использованы, чтобы нарисовать картину? - Какие звуки природы мы слышим, читая стихи? Как эти звуки передаются?
- С помощью каких художественных средств автору удаётся создать ощущение, что природа одухотворена, живёт?
- Как связаны природа и человек? ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ В ГРУППАХ
- Обобщаем. Особенности лирики записываются в тетрадь (выведены на экране в презентации).
Радость, светлая восторженность
Передача мимолётных изменений в природе, переходных состояний
Внимание к деталям, «прописанность»
Необычайная живописность, красочность стихов, преобладание светлых, жизнерадостных оттенков
Природа наполнена звуками.
Использование приёма звукописи
Метафоричность, образность, природа одухотворена
Природа – это средство выражения человеческой души
Слияние человека и природы
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Большим поэтом Фета сделала прежде всего любовь к природе, умение отыскать в реальной повседневности, которая никогда не вдохновляла стихотворцев, поэтическое Многие стихотворения поэта, посвящённые природе, тесно связаны с переживаниями лирического героя. Таково и стихотворение «Это утро, радость эта…»
1.ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХ-Я «ЭТО УТРО, РАДОСТЬ ЭТА» (читает подготовленный ученик)
2. БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ:
В чём видите необычность формы этого стихотворения?
- Такое решение было ново. Запишем ещё одну особенность лирики в тетрадь: новаторство поэтического языка.
Отметим средства выразительности(назовём примеры)
-анафора(задаётся особый ритм, задорный, динамичный)
-аллитерация(дробь-трель, крик-вереницы, зык-свист)
Какие звуки повторяются? (сонорный р, свистящие с-з, близкие к звукам природы. Они делают картину не только зримой, но и слышимой.
-олицетворения (этот говор вод, вздох ночной селенья)
-метафоричные сравнения(эти капли-эти слёзы)
3.РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Как вы убедились, главное для Фета – изображение «мгновения», каждого мига быстротекущей жизни и чувств, впечатлений от увиденного, поразившего. Такой стиль в искусстве называют импрессионизмом.
СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ ОБ ИМПРЕССИОНИЗМЕ (ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ картин импрессионистов с подобранными цитатами из стихов Фета)
УЧИТЕЛЬ:
- Давайте обратимся ещё раз к тексту стихотворения «Это утро, радость эта».
И найдём в нём средства выразительности, которые использует Фет-импрессионист. - анафора(задаётся особый ритм, задорный, динамичный)
-аллитерация(дробь-трель, крик-вереницы, зык-свист) Какие звуки повторяются? (сонорный р, свистящие с-з, близкие к звукам природы. Они делают картину не только зримой, но и слышимой.
-олицетворения (этот говор вод, вздох ночной селенья)
-метафоричные сравнения(эти капли-эти слёзы)
Итак, поэт называет предметы окружающего мира, не давая никаких характеристик, а только фиксируя свой взгляд на этих деталях. Но эти внешне не связанные между собой явления окружающего мира создают целостную картину.
- Давайте запишем ещё одну особенность лирики Фета: черты импрессионизма.
- Обратимся ещё к одному стих-ю Фета.
ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ СТИХ-Я «Я ПРИШЁЛ К ТЕБЕ С ПРИВЕТОМ»
(читает подготовленный ученик)
-Какие ощущения вызывает это стихотворение?
- Какие черты импрессионизма вы увидели в этом стихотворении (распечатки лежат на столах). Подтвердите примерами.
Черты импрессионизма: 
фиксация момента, впечатления от увиденного
объективность изображения мира
ощущение сверкающего солнечного света
четкость композиции
яркие, жизнерадостные тона
богатство красок
мимолетность впечатлений
нечеткие, размытые  линии
эмоциональность изображения
необычная композиция, расположение фигур   
cтремление передать впечатление от мимолетных видений, явлений жизни
изображение мира в его подвижности, изменчивости
фиксация нюансов чувств
тождество состояния человека, его внутреннего мира и природы
поиск новых способов поэтической выразительности
- Ребята, а какие приемы делают стих-е похожим на музыкальное произведение?
(Анафора «рассказать, что солнце встало», «рассказать, что лес проснулся», «рассказать, что с той же страстью…» придаёт стих-ю остроту и выразительность, подчёркивает наиболее яркие моменты, подобно руководящему мотиву в музыкальном произведении. Повторы «лес проснулся, весь проснулся; веткой каждой; каждой птицей» придают произведению особую выразительность и взволнованность).- Ещё одна особенность, которую мы запишем в тетрадь – музыкальность.
- П.И.Чайковский тонко подметил: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом». Не потому ли многие стихи Фета положены на музыку.
3. ЗВУЧИТ РОМАНС «ТЫ ЕЁ НА ЗАРЕ НЕ БУДИ…» (исполняет уч-ся Потапова А.)
- Понравилась ли вам музыка?
- Почему же стихотворение стало романсом? (Оно богато чувствам, эмоциям. Слова лёгкие, воздушные. От стих-я веет теплом, нежностью).- Вспомните отзывы критиков, которые прозвучали в начале нашего урока. Согласны ли вы с мнением, что Фет «первый в семье второстепенных русских поэтов»?
- Скажите, нужна ли нам поэзия Фета? Обоснуйте свою точку зрения.
Мережковский сказал: «Стихи Пушкина – золотые, стихи Лермонтова - стальные, стихи Некрасова - каменные».
Подберите определение к стихам Фета
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА: Таким образом, лирика Фета делает сердце чутким, а значит, обогащает наш мир, учит любить жизнь.

Синквейн (Фет, лирика Фета)
Выучить наизусть по выбору стихотворение А.Фета.
Анализ стихотворения «Ёщё весны душистой нега»
Оцените свою работу, продолжив фразу:
На уроке работал….(хорошо, отлично,удовл.)
Я думаю, что мог бы работать…..
За работу на уроке я ставлю себе…..
Работа в группах
- Выступают по одному представителю от группы. Обобщаем. Особенности лирики по ходу анализа записываются в тетрадь (выведены на экране в презентации).
(всё стихотворение – одно предложение. В котором перечисляется множество деталей. В стихотворении нет глаголов, однако оно очень динамично. Поэт использует отглагольные существительные))(глаголы обозначают действие, процесс. А для Фета важно фиксировать мгновения, отсюда и множество деталей. Стихотворение как бы состоит из фрагментов)СООБЩЕНИЕ ученицы ОБ ИМПРЕССИОНИЗМЕ (ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ картин импрессионистов Энергия, радость. Свет, счастье, любовь, звон
Отмечают черты импрессионизма, встретившиеся в стихотворении «Я пришёл к тебе с приветом»
Анафора «рассказать, что солнце встало», «рассказать, что лес проснулся», «рассказать, что с той же страстью…» придаёт стих-ю остроту и выразительность, подчёркивает наиболее яркие моменты, подобно руководящему мотиву в музыкальном произведении. Повторы «лес проснулся, весь проснулся; веткой каждой; каждой птицей» придают произведению особую выразительность и взволнованность).Понравилась, она мягкая, с плавными переходами, помогает представить героиню стихотворения, как она спит, видит сон, наверное своего любимого)
(Оно богато чувствам, эмоциям. Слова лёгкие, воздушные. От стих-я веет теплом, нежностью).Фет – один из самых красивых русских поэтов,
Его поэзия передаёт впечатления от мимолетных явлений жизни, показывает мир в его изменчивости, подвижности.
Неразрывная связь состояния внутреннего мира человека и природы.
Поэзия Фет выразительная и притягательная
Светлые, спокойные, грустные
Напевные, музыкальные.
-
1 строка - метафоричная природа.2 строка - гармоничный,  живописный.3 строка - очаровывать, олицетворять.4. строка. - уход от злобы дня в мир "чистого искусства".5. Поэтическое озарение.