ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА


ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
М.Д.Баданова, О.А. Матина, воспитатели
КС (К) ОУ РА «СКОШ-И I-II вида РА»
Формирование личности ребенка с нарушением слуха происходит медленнее, чем слышащего, что связано с определенными трудностями усвоения им социального опыта, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально ценностного отношения к действительности. Глухие дети прекрасно осознают свою непохожесть на других, хотя в своем коллективе они на равных, а за пределами школы, их безжалостно ранят любопытные взгляды. Это обусловливает необходимость создания определенных условий, способствующих воспитанию личности, доброжелательно настроенной к окружающим, свободной от комплексов, имеющей активную жизненную позицию, способной самостоятельно решать свои жизненные проблемы.
Вся деятельность коллектива школы-интерната направлена на реализацию потенциальных возможностей детей с нарушением слуха, воспитание у детей внутренней убежденности в том, что они нужны обществу, что они будут востребованы при условии овладения определенными знаниями, нормами поведения, умениями и навыками. Ребенок с нарушением слуха, с раннего возраста принимает самое активное участие в концертах, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Дети читают стихи, танцуют, поют- публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на предприятия города, в поликлинику, различные учреждения.
Социальная адаптация детей с нарушением слуха успешно осуществляется через организацию различных мероприятий со слышащими детьми (экскурсия, чаепития, игры, мастер-классы, встречи, совместные уроки и занятия), которые помогают преодолевать проблемы в отношениях со слышащими сверстниками. Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы. В которых участвуют родители и товарищи ребенка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде, учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. У обучающихся расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь, они общаются с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. Большую пользу приносит неслышащим детям участие в конкурсах, совместный отдых детей в летнем оздоровительном лагере, Работа в составе детской организации «РИД» помогает неслышащему ребенку приобрести жизненный опыт управления собой и коллективом, возможность самоутвердиться, воспитать ответственность за порученное дело.
Чем старше становится ребенок с нарушенным слухом, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Многие выпускники нашей школы учатся в профессиональных учебных заведениях вместе со слышащими сверстниками. После окончания учебного заведения и получения профессии они востребованы на рынке труда.
При соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное- помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы.
Использованная литература:
Богданова Т.Г. Сурдопсихология/ Т.Г.Богданова-М: Academia,2002.
2. Воронов В.В. Технология воспитания: Учеб.пособие для студентов/ В.В. Воронов.-М.,2000.
Пенин Г.Н. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях / Г.Н.Пенин, Л.В.Кораблев, З.А. Пономарева, О.А. Красильникова.//СПб.,2006.