ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЁННЫЙ ЗАКРЫТИЮ НЕДЕЛИ «Добро пожаловать в страну русского языка»


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВЕЧЕР, ПОСВЯЩЁННЫЙ ЗАКРЫТИЮ НЕДЕЛИ «Добро пожаловать в страну русского языка»
Выполнила Миляева С.А.
Цели и задачи:
-развитие познавательных навыков учащихся, эмоциональной оценки;
- максимально сконцентрировать материал по теме: «Экспедиция в таинственный мир слов»;
-реализовать его в разнообразных формах работы.
Ход мероприятия:
Ведущий -Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы завершаем неделю русского языка и проводим заключительный вечер.
Мы увидим, как все ребята работали во время путешествия, узнали что-то новое и об этом расскажут и нам.
Сценка.
-Привет, Лидуха!
-Привет, Щепа!
-Куда чешешь?
- В кинуху.
-Забей на кинуху, потопали на дискач.
-Ага, это сила!
- Ну я пошёл, меня Ленка ждёт.
-Ну, топай, Климаша, пока!
Ведущий – Вы только что услышали загрязнённый штампованными словами и выражениями русский язык. Вы согласны со мной? А ведь, с чем нам приходится встречаться? Послушайте, о чём совещаются имена существительные.
Сценка
Впечатление:-Некоторые имена прилагательные совсем доканали нас, но зато с глаголами мы живём душа в душу. Они, как песня, нам строить и жить помогают.
Прение:- Не скажите, к нам, Прениям, журналисты прикрепили на всю жизнь глагол «развернулись», и нам из-за него дышать невозможно.
Окрестность:- У меня тоже нелады с глаголом.
За мной, как тень, бродит глагол «преобразилась» и обязательно в таком сочетании « окраина преобразилась до неузнаваемости».
Впечатление:- Всё это, друзья, чистая случайность. В общем, на глаголы нам нечего обижаться. Другое дело имена прилагательные. Прилепят к нам некоторые литераторы какое-нибудь, и носишь его целый век. А ведь хочется обновки, разнообразия, свежего слова. Я, например, всегда «неизгладимое».
Пуля: -А я всегда «меткая».
Борьба: - А я «упорная», чудесная характеристика, что и говорить. Но нельзя же всю жизнь одно и то же. Ведь русский язык красив, богат, разнообразен.
Волна: - Вот в том-то и дело. Меня все поэты хвалят, но всегда одним словом «мощная». Так, например, в одном журнале за сравнительно небольшой отрезок времени…
Отрезок: - Я вас поймал, мощная Волна. Высказываетесь против шаблонов, а сами? Употребляете по отношению ко мне такое затасканное выражение «за сравнительно небольшой отрезок времени»!
Волна: - Простите, оговорилась! Привычка.
Утро: - А обо мне и в дождь и в стужу обязательно пишут «прекрасное утро».
Энергия: -Я почему-то «небывалая»
Ряд: - А я всегда «целый», так у нас и шпарят: целый ряд домов, целый ряд людей.
Голос: - Пора! Надо спешить на работу. Дело не ждёт.
Ученик 1:
Свежести, свежести!
Хочется свежести, Свадебной снежности
И незаснеженности.
Свежести мускулов, мозга, мазка,
Свежести музыки и языка. (Е.Евтушенко)
Ученик 2:
Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь- до дна.
Но их подмена словесами
Измене может быть равна.
И я, чей хлеб насущный – слово
Основа всех моих основ,
Я за такой устав суровый,
Чтоб ограничить трату слов,
Чтоб сердце кровью их питало,
Чтоб разум их живой смыкал,
Чтоб не транжирить как попало
Из капиталов капитал.
Сценка
- Всё же скучный предмет- русский язык! Вечно учи эти правила. С одними причастиями намучаешься! А зачем они нужны? Из-за них я «страдательный» ученик!
- И не страдательный, а «страдающий». Вот ты и не знаешь причастий. Только в учебнике и видишь язык, поэтому грамматика и кажется тебе такой засушенной!
- А какой же она может быть?
- Живой, конечно! Ты вот только послушай.
«Причастия»
1 Страд. Прич. – Всеми обиженное, всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное – бедное, бедное страдательное причастие! Теперь оно причастие прошедшего времени, и всё у него в прошлом. А ведь были времена…
2 Стр. прич. – Ах, не говорите! Не говорите!
1 Страд. Прич. – Одни страдания! Самое дорогое, что у меня есть – это два Н в суффиксе. И вот стоит мне появиться в тексте без Приставки или хотя бы без Пояснительного слова, как я сразу же теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это жизнь, скажите? И главное, никакого просвета, никаких надежд…
Даже будущего времени у нашего брата, Причастий не бывает. А как прикажете жить без будущего?
- Интересно рассуждают причастия. А ещё можно узнать что-нибудь из грамматики?
- Пожалуйста!
«Служебные части речи»
Ли: Были же сомнения.
Бы: Были же мечты.
Же: Но были и надежды, что сомнения развеются, а мечты осуществятся.
Ли: Мы не просто служебные слова. Нас нельзя смешивать с какими-то «кое» или «нибудь», которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей чёрточкой. Мы не таковы, несмотря на своё служебное положение. Мы вполне самостоятельны и пишемся отдельно от своих слов – это нужно всегда помнить.
Бы: Каждая из нас занята своим делом, старается подчеркнуть главную мысль, чтобы она стала всем понятной. А в неслужебное время… О, о чём только не говорят служебные слова в неслужебное время! Вот если бы у меня было не две, а хотя бы три буквы, я бы такое сказала!
Ли: Вряд ли. Да и нужна ли тебе лишняя буква?
Же: Это же пустой разговор. Тебе же вполне хватает двух букв – больше тебе не положено по правописанию.
Бы: Но если бы я была подлежащим, я бы навела порядок в предложении.
Ли: Ой, тебе ли наводить порядок в предложении?
Же: Да перестаньте же! У нас же и так порядок. Этот порядок установлен грамматикой!
Голос: Так спорят в свободное время эти частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному.
Бы: Я мечтаю.
Ли: Я сомневаюсь.
Же: я утверждаю.
Ли: Попробуйте ни в чём не сомневаться!
Же: Попробуйте ничего не утверждать.
Бы: Попробуйте ни о чём не мечтать!
Сможете прожить? Нет, без нас вам не прожить!
Ведущий 1:
- Почему мы говорим «однокашник»?
Некогда в маленьких городах и деревнях на Руси не было специально подготовленных учителей. Ходили заниматься по дворам и учили у себя чаще всего священники, дьяконы, отставные подьячие. Если и учились одновременно несколько школяров, то ничего похожего на классы не существовало. Один читал вслух псалтырь, другой тоже вслух часослов, третий писал.
Ведущий 2:
- Когда ученик приступал к новой книге, это событие отмечалось особо. Родители, кроме подарка и платы учителю, посылали в таком случае горшок каши. После урока все садились за стол, съедали вместе кашу, а горшок выносили во двор и поочерёдно бросали в него палки, пока кто-нибудь не разбивал его. От этого неизвестно как возникшего, но строго соблюдавшегося обычая отмечать школьные события совместной едой каши и родилось выражение «Однокашник», соученик.
Ведущий 1:
- Если в старину общепринятые школьные события отмечались кашей, то всякая провинность, неуспехи или неприготовленные уроки влекли за собой наказание розгами, поэтому школьный юмор назвал розги «берёзовой кашей».
Стихотворение Н.Слепакова «Кабутта»
У Оли в тетрадке
Опять непорядки.
Писала два утра,
Писала три утра,
Я вижу – написано
Слово «кабутта»…
Я слова такого
Не знаю
Как будто…
Что такое кабутта?
Может это зверюшка из леса?
Не простая – в сапожки обута?
Или, может кабутта –
Это город на синем просторе,
Есть же город Одесса,
Там, где Чёрное море…
Но мама пришла,
А за нею – сестра.
Встречаю с тетрадкой
Сестру у дверей.
Волшебное слово
В тетрадке твоей!
Но мама подходит
И смотрит с улыбкой,
-Ведь это «как будто»,
Но только с ошибкой!
Так вот, что такое
Кабутта, кабутта.
Ведь это простое
«как будто, как будто»!
Сценка «Байбак»
Ученик 1: Как нужно писать: «маленькая колибри» или «маленький колибри»?
Ученик2: Маленький колибри.
Ученик1: А шимпанзе – она или оно?
Ученик2: Он
Ученик1: Вот ещё одно предложение я сам написал:
«В новой кафе я пил ароматное кофе»
Ученик2: Кофе ароматный, это исключение, мужской род. А кафе среднего рода.
Ученик1: Почему же путаница такая?
Ученик2: Никакой путаницы нет. Это просто иностранные слова.
Девочка: Ребята, представьте себе, в словарь русского языка прибыло Иностранное слово. Его встретили очень любезно, а поскольку оно оказалось существительным, предложили ему на выбор любое склонение. Только сначала нужно выяснить, какого вы рода?
Ин.слово: Пардон, я изъездило столько стран, что давно позабыло свой род.
Ученик1: Ну как же вы будете склоняться?
Ин.слово: Склоняться? Перед кем склоняться?
Девочка: Ни перед кем. У нас это обычное правило вежливости. Существительные склоняются в знак уважения к другим частям речи, с которыми они встречаются в тексте, а также в знак признания Единых Правил Грамматики.
Ин.слово: Мерси, я хоть и безродно, но не привыкло склоняться. Это не в моих правилах.
Ученик2: Тогда мы не сможем вас принять, и вы не сможете принять наше гражданство. Вам придётся быть лицом без гражданства.
Ин.слово: О, кей! Для меня это самое лучшее. Я презираю любое гражданство, поскольку оно ограничивает свободу Слова.
Девочка: Так иностранное слово поселилось в нашем языке в качестве несклоняемого. Постепенно оно переняло культуру нашей речи, оно нашло свой род и оценило его по-настоящему. Здесь оно обрело Родину, как и другие иностранные слова: прогресс, гуманность, космос, которые давно уже стали в русском языке полноправными гражданами.
Ведущий: Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным знаком. Познакомились, разговорились.
0: У меня большие неприятности. Я потерял свою палочку. Представляете моё положение «ноль без палочки»?
1: Ах, это ужасно!
0: Мне очень трудно. У меня такая умственная работа. При моём научном и жизненном багаже без палочки ниак не обойтись.!: Ох! Это действительно ужасно!
0: И как я появлюсь в обществе? Со мной просто не станут считаться!
!: Эх!
0: Вы меня понимаете. Вы первый, кто отнёсся ко мне с настоящим чувством. И знаете, что я подумал? Давайте работать вместе. У вас и палочка внушительнее, чем моя прежняя, да и точка есть – на всякий случай.!: Это чудесно!
0: Мы с вами прекрасно сработаемся: у меня содержание, у вас – чувство. Что может быть лучше?!: Эх! Это действительно чудесно!
Ведущий1: И они стали работать вместе. Получилась удивительная пара, и теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным знаком, обязательно воскликнут: «О!»
Ведущий2: Хорошо, это у нас междометие, а как вы смотрите на такой знак препинания, как три точки?
Сошлись три точки, разговорились.
1: Как жизнь, что нового?
2: Да ничего.
1: Всё стоишь в конце предложения?
2: В конце.
1: И я в конце.
3: И я.
1: Как это несправедливо! О нас вспоминают лишь тогда, когда предложение уже закончено, и мы ничего не успеваем сказать.
2: Да. Так хочется попасть в незаконченное предложение, по-настоящему выразить себя.
1: Не пустят. Посчитают ошибкой и вычеркнут. Я это знаю.
3: А что, если всем вместе попробовать? В отдельности каждая из нас, может, и немного значит, а втроём…
1: И правда, попробуем!
2: Коллектив – большая сила, это всюду написано.
3: Только бы найти подходящее предложение.
(подходят к предложениям)
1: Это законченное, пошли к другому.
Предложение:«Двери отворились и …» : Откуда вы взялись, вы здесь не стояли.
2: Нет, стояли
Предложение: Вы не могли здесь стоять!
3: Не скандальте, пожалуйста, она стояла передо мной, это я точно помню.
Предложение: Но вы здесь тоже не стояли!
1: Она не стояла? Придите в себя, они обе за мной!
Предложение: Этим точкам не будет конца.
Три точки: Точно!
3: А что я вам говорила? Наша взяла!
Ведущий1: Три точки это вам не одна. В предложении они многое значат.
Ведущий2: Ну что ж, ребята, сегодня мы открыли несколько страниц русского языка, попробовали почувствовать, понять каждое слово. Очень важно сегодня, чтобы вы помнили, что русский язык – это ваш родной язык, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Берегите его, учите его и любите его!
Всего вам доброго!