Урок литературного чтения по теме: «Мир нуждается в нашей защите» «С. Кирсанов «Этот мир»

Тема: «Мир нуждается в нашей защите»
«С. Кирсанов «Этот мир»
Цель: обеспечить глубокое понимание смысла текста.
Задачи: учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи; развивать поэтический слух; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: выставка книг к главе VIII., портрет С. Кирсанова, рисунки детей к данной теме.
Ход урока
Подготовительная работа к изучению главы «Мир нуждается в нашей защите»
1. Выставка книг.
Обратите внимание на выставку книг. Давайте познакомимся с их авторами.
Какие из этих авторов вам незнакомы?
Как вы думаете, почему именно эти книги сегодня на выставке?
( Произведения этих авторов будем читать в этой главе)
2.-Как называется новая глава?
-Рассмотрите рисунки, которые вы подготовили к этому уроку.
(рисунки детей расположены на доске)
-Почему на ваш взгляд они подходят к этой главе?
3. Работа с рисунками на шмуцтитуле.
-Рассмотрите рисунок на шмуцтитуле, предваряющий эту главу.
-На сколько частей он поделен?
-Кто изображен в нижней части рисунка? В средней и верхней части?
-Какой вывод можно сделать: кто и что нуждается в нашей защите?
Рассмотреть центральную часть рисунка.
-Кому знаком этот герой?
Давайте познакомимся. Это Маленький Принц, который живет на крошечной планете величиной с небольшой дом. Он любит свою планету, каждый день ухаживает за ней: пропалывает сорняки, чтобы они ре погубили его любимый цветок- розу.
Однажды он поссорился с розой и решил отправиться на другие планеты. Он попал на планету Земля и подружился с Лисом. Вот как это происходило.
( Чтение отрывка из сказки « Маленький Принц»)
4. Работа с эпиграфом.
-Прочитайте эпиграф. О чем эти слова
Работа над стихотворением С. Кирсанова « Этот мир»
1. Подготовка к восприятию. Словарная работа.
Вспомните экскурсию в « Дом ремесел». Кто такой гончар?
На чем работает гончар?
-А теперь давайте вспомним, как выглядит изделие, которое только что вышло из-под руки мастера (демонстрация изделия без обжига)
Что делают с таким изделием? (демонстрация )
Как обрабатывают обожженное изделие? (демонстрация)
Какой последний этап в этой работе? (демонстрация )
2. Работа над стихотворением.
1) Рассмотреть портрет писателя С. Кирсанова. Сообщение кратких сведений из его биографии.
2) Первичное восприятие
Прослушивание стихотворения в аудиазаписи)
3) Беседа по содержанию.
-Какие два образа создает поэт в этом стихотворении? ( гончар- солнце, творец; творение гончара- Земля.)
4) Перечитать стихотворение, отметить, как относится творец к своему созданию.
Выборочное чтение строчек, в которых звучит восхищение, любовь к Земле.
-Кому дарит гончар свое творение? Найди строки, где об этом сказано.
-Кого подразумевает автор под словом «дитя» ?
В чем необычность такого подарка?
( Подарок бесценный, хрупкий. Человек должен научиться беречь его.)
Чтение стихотворения по цепочке по одной строфе.
-Что надо постараться передать голосом?
Хокку Кикаку
-Трудно заботиться сразу обо всем земном шаре, да и нам это не под силу. Постарайтесь беречь то, что рядом, в поле вашего зрения.
Чтение хокку.
-За что так строго судит себя поэт?
-Нарочно ли он обломил ветку вишни?
-Конечно, случайно, но даже это он считает преступлением против природы и красоты, которая является драгоценным даром.
Подведение итога урока.
-Какое чувство осталось у вас после работы на уроке?
Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить наизусть


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615