Рабочая программа Изобразительное искусство 1-4 классы Планета Знаний, тематическое планирование 1 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования , утверждённый приказом № 373 МОиНРФ от 6 октября 2009г.;
3. Закона Республики Башкортостан от 01.07.2013г. №696-З «Об образовании в Республике Башкортостан»
4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
5.Федерального перечня учебников, рекомендованных при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего , основного общего, среднего общего образования ( приказ Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014г.);
6. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ № 03-417 от 01.04.2005г.);
7. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков Рос. Академ. Образование - М.: Просвещение , 2009г.;
8. Основной общеобразовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №5 р.п.Чишмы Чишминского района Республики Башкортостан;
9. Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа - учебно- методический комплект « Планета Знаний». Программы курса «Изобразительное искусство» 1-4 классы автора Н.М.Сокольниковой. М.: АСТ. Астрель,2012
10. Учебного плана начального общего образования МБОУ СОШ № 5 р.п. Чишмы;
11.Устава МБОУ СОШ № 5 р.п. Чишмы.
II. Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство».
В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
Основные цели приобщение школьников к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;
воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Именно изобразительное искусство помогает школьнику ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
· эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
· ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретенные художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
· арт-терапевтическая функция, состоящая в психологической коррекции и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
· информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Основные задачи обучения изобразительному искусству в первом классе:
- изучение «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков, изучение порядка расположения цветов в радуге, выразительные возможности основных и составных цветов;
- ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, пастельные и восковые мелки и др.); ознакомление с выразительными возможностями и особенностями живописи (гуашь, акварель);
- освоение простейших приемов лепки объемных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.);
- формирование умения передачи в тематической композиции или иллюстрации смысловых связей между изображаемыми объектами;
- умение выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительности образов;
- освоение способов передачи пространства на плоскости листа (прием загораживания, уменьшение удаленных объектов);
- ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Полохов-Майдан, Семенове Загорск);
- освоение некоторых приемов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрешек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий;
- обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, куб, треугольник) в природе и объектах дизайна;- обучение умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе геометрических форм.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Учебный курс «Изобразительное искусство» изучается через обязательную часть учебного плана. Общий объём часов с 1 по 4 класс - 138 , в 1 классе – 32, во 2 - 4 классе - 35 (1 ч. в неделю)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
•осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
•представления о роли искусства в жизни человека;
•восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;
•положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
•понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;
•основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
•устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
•понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
•понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;
•потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
•эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);
•восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры;
•художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
•способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
•понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
•различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;•называть ведущие художественные музеи России и мира; различать и называть цвета цветового круга (12 цветов),
основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;
•применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
•правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография идр.);•выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;
•изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений; передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;
•использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;
•изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;
•передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
•определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Пол-хов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);•изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;
•выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;
•выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.
Учащиеся получат возможность научиться:
•сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений;
•узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;
•использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе;
•использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
•передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;
•моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;
•выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
•различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления;
•использовать стилизацию форм для создания орнамента;
•создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint).
•оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
•самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
•планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
•следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
•руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;
•определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
•ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;
•осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач;
•осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности;
•вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ;
•анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учётом разных критериев.
Познавательные
Учащиеся научатся:
•находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
•наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
•использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
•устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
•различать многообразие форм предметного мира;
•сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
•группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
•выполнять несложные модели дизайнерских объектов;
•выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий;
•конструировать по свободному замыслу.
Учащиеся получат возможность научиться:
•осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопе-дическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
•анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
•моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;
•сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;
•использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
•понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником;
•узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
•высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе;
•задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;
•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе; договариваться и приходить к общему решению;
•владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
•владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.
Учащиеся получат возможность научиться:
•оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
•задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;
•аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач.
1-й класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
•положительное отношение к урокам изобразительного искусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
•познавательной мотивации к изобразительному искусству;
•осознания своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям России;
•внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
•эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
•называть расположение цветов радуги;
различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;
•составлять дополнительные цвета из основных цветов;
работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
•использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);
•элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа).
Учащиеся получат возможность научиться:
•передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
•подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
•выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);
•определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимо-ново, Городец, Хохлома, Гжель и др.).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные Учащиеся научатся:
• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
•выполнять работу по заданной инструкции;
•использовать изученные приёмы работы красками;
•осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
•вносить коррективы в свою работу;
Учащиеся получат возможность научиться:
•понимать цель выполняемых действий,
•адекватно оценивать правильность выполнения задания;
•анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
•решать творческую задачу, используя известные средства;
•включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные Учащиеся научатся:
•«читать» условные знаки, данные в учебнике;
•находить нужную информацию в словарях учебника;
• вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
•различать цвета и их оттенки,
• соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
•различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
• сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
•характеризовать персонажей произведения искусства;
• группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
•конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные Учащиеся научатся:
• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
•комментировать последовательность действий;
•выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
•участвовать в коллективном обсуждении;
• выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
•выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
•быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
•договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
•строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
2 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к  традиционному народному художественному искусству России;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
· интереса к посещению художественных музеев, выставок;
· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
· составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
· определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
· передавать в композиции  сюжет и смысловую связь между объектами;
· подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по%сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
· учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании  декоративных и  дизайнерских работ;
· правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
· изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
· выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
· понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы  объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
· выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
· подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· понимать цель выполняемых действий,
· понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
· анализировать результаты  собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства.
Учащиеся получат возможность научиться:
· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
· объяснять, какие  приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· уметь слышать, точно реагировать на реплики;
· учитывать мнения других в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.
3 класс
Личностные результаты
У третьеклассников будут сформированы:
внутренняя позиция на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;
положительная мотивация к изучению различных приемов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
интерес к посещению художественных музеев, выставок.
Учащиеся получат возможность для формирования:
осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
представления о роли искусства в жизни человека;
восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;
положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Регулятивные результаты
Третьеклассники научатся:
следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
объяснять, какие приемы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
продумывать план действий при работе в паре;
различать и соотносить замысел и результат работы;
включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);
анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественнотворческой работы по заданным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
руководствоваться определенными техниками и приемами при создании художественно-творческой работы;
определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Познавательные результаты
Третьеклассники научатся:
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;
анализировать, из каких деталей состоит объект;
различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства;
различать многообразие форм предметного мира;
конструировать объекты различных плоских и объемных форм.
Учащиеся получат возможность научиться:
находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;
наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;
устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);
классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
конструировать по свободному замыслу;
анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;
сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;
группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;
моделировать дизайнерские объекты.
Коммуникативные результаты
Третьеклассники научатся:
выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;
учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественновыразительным средствам;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;
владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;
владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.
Предметные результаты
Третьеклассники научатся:
называть и различать основные виды (скульптура, живопись, архитектура) и жанры (портрет, пейзаж, натюрморт) изобразительного искусства;называть ведущие художественные музеи мира: Британский музей (Лондон), Лувр (Париж), музей Прадо (Мадрид), Дрезденская картинная галерея (Дрезден), Музей Гугенхайма (Нью-Йорк);
узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др. );
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;
выбирать живописные приемы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др. ) в соответствии с замыслом композиции;
лепить фигуру человека и животных с учетом пропорциональных соотношений;
изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др. );
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета, контрастные цвета и оттенки;
составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с черным и белым;
различать особенности использования карандаша, туши в графике;
работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ;
выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы;
выбирать живописные приемы в соответствии с замыслом;
изображать глубину пространства на плоскости;
передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением.
Учащиеся получат возможность научиться:
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублев «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др. );
сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого и коричневого цветов;правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др. ) в передаче различной фактуры;
моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объеме;
выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
4 класс
Планируемые результаты
Личностные
У учащихся будут сформированы:
•осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
•представления о роли искусства в жизни человека;
•восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;
•положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;
•понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;
•основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
•устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
•понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
•понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;
•потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
•эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);
•восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры;
•художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
•способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
•понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке.
Предметные
Учащиеся научатся:
•различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;•называть ведущие художественные музеи России и мира; различать и называть цвета цветового круга (12 цветов),
основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;
•применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
•правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);•выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;
•изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;
передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;
•использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;
•изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;
•передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
•определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Пол-хов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);•изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;
•выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;
•выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.
Учащиеся получат возможность научиться:
•сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений;
•узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;
•использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе;
•использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности;
•передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;
•моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;
•выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
•различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления;
•использовать стилизацию форм для создания орнамента;
•создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint).
•оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
МетапредметныеРегулятивные
Учащиеся научатся:
•самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;
•планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;
•следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;
•руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;
•определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.
Учащиеся получат возможность научиться:
•ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;
•осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач;
•осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность;
•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности;
•вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ;
•анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы с учётом разных критериев.
Основное содержание учебного предмета
1 класс (33 ч)
Мир изобразительного искусства (19 ч)
«Королевство волшебных красок» (9 ч). Картинная галерея. Радужный мост. Основные и составные цвета. Красное королевство. Оранжевое королевство. Жёлтое королевство. Зелёное королевство. Сине-голубое королевство. Фиолетовое королевство.
«В мире сказок» (10 ч). Волк и семеро козлят. Сорока-белобока. Колобок. Петушок-Золотой гребешок. Красная Шапочка. Буратино. Снегурочка.
Мир народного и декоративного искусства (9 ч)
«В гостях у народных мастеров» (9 ч). Дымковские игрушки. Филимоновские игрушки. Матрёшки. Городец. Хохлома. Гжель.
Мир дизайна и архитектуры (5 ч)
«В сказочной стране Дизайн» (5 ч). Круглое королевство. Шаровое королевство. Треугольное королевство. Квадратное королевство. Кубическое королевство.
2 класс  (34 ч)
«Мир изобразительного искусства» (14 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
«Виды изобразительного искусства» (13 ч). Живопись. Графика. Скульптура.
«Мир декоративного искусства» (8 ч)
Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью. Коллаж.
«Мир народного искусства» (7 ч)
Росписи Северной Двины. Пермогорская  роспись. Прялки. Мезенская роспись. Каргопольские  игрушки. Тетёрки. Птица счастья.
«Мир дизайна и архитектуры» (5 ч)
Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры.
3 класс (34 ч)
«Мир изобразительного искусства» (13 ч)
«Путешествие в мир искусства» Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью Йорк).
«Жанры изобразительного искусства» Натюрморт. Пейзаж. Портрет.
«Мир народного искусства» (5ч)
Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.
«Мир декоративного искусства» (8ч)
Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.
«Мир архитектуры и дизайна» (8 ч)
Форма яйца. Форма спирали. Форма волны
4 класс (34 ч)
«Мир изобразительного искусства» (15 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с необычными художественными музеями.
«Виды и жанры изобразительного искусства» (13 ч). Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.
«Мир декоративного искусства» (8 ч)
Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.
«Мир народного искусства» (7 ч)
Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.
«Мир архитектуры и дизайна» (4 ч)
Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн.
ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Рисование цветов, овощей (баклажан, кабачок, стручки гороха, зелёный лук, дыня, репа, морковь, помидор, огурец и др.), ягод, фруктов (слива, апельсин, яблоко, лимон и др.), ветки рябины и др. (гуашь, акварель, мелки и др.), сказочного домика, сказочного петушка.Упражнение на составление различных цветовых оттенков: красный+жёлтый, красный+синий, зелёный+жёлтый, синий+зелёный и др.(гуашь, акварель).
Иллюстрирование сказок «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Буратино», «Снегурочка разнообразными художественными материалами (гуашь, акварель, чернила, пастель).Собирание коллекции картинок и открыток с предметами красного, жёлтого, оранжевого, зелёного, синего, голубого, фиолетового цветов.
Лепка из пластилина лисы и Колобка .Лепка Снегурочки во дворе из снега.
Лепка фигурки козлика, волка, сказочной птички (пластилин, солёное тесто или глина).
Лепка горшочка для Сороки-Белобоки.
Лепка крендельков, булочек и корзиночки для Красной Шапочки (солёное тесто).
Рисование сказочного домика (гуашь).
Арт-терапевтическое рисование. Подбор цвета, соответствующего настроению Буратино или другого нарисованного сказочного героя (цветные карандаши или гуашь).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема «Изобразительное искусство»
Проект №1. Выставка рисунков «Музыка в красках»
Поиск дополнительных источников информации об изобразительном искусстве, о том, где хранятся произведения художников. Самостоятельное общение учащихся с художественными произведениями. Чтение и рассматривание альбомов, книг, журналов, открыток об искусстве. Посещение художественных музеев, картинных галерей, выставок. Просмотр телепередач, видеофильмов, слайдов, компьютерных программ об изобразительном искусстве. Прослушивание классических музыкальных произведений из программы по музыке для 1 класса. Поиск и сбор коллекции репродукций произведений изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры) и архитектуры.
Проект №2. Изготовление костюмов для игры «Цвет и звук»
Изобразительно-музыкальная игра «Цвет и звук». Выполнение эскизов и изготовление костюмов жителей королевства «Волшебных красок» (по выбору). Исполнение танца-импровизации с цветными шарфами. Составление коллекции картинок и открыток с предметами всех цветов радуги (возможна помощь родителей).
Тема «Сказочные герои»
Проект №1. Сделай книжку-раскладушку
Чтение русских народных сказок. Выбор одной из сказок для изготовления книжки-раскладушки. Работу можно выполнять коллективно, разделив класс на 2-3группы. Каждая группа делает свою книжку (картон, ножницы, рисунки сказочных героев, бумага, клей).
Проект №2. Выставка рисунков
Поиск дополнительных источников информации о сказках. Чтение и рассматривание альбомов, книг, открыток со сказочными героями. Посещение библиотек, музыкальных и драматических спектаклей по сказкам, выставок художников-сказочников. Просмотр фильмов-сказок, телепередач, видеофильмов, слайдов, компьютерных программ по сказкам. Подготовка детских рисунков со сказочными героями для выставки.
Проект №3. Новогодний карнавал сказочных героев
Выполнение эскизов и изготовление масок и карнавальных костюмов сказочных героев из сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная Шапочка», «Буратино» и др. (бумага, картон, плёнка, фольга, пластик и др.). Выступление на новогоднем карнавале в маске и костюме (пение, танец, чтение стихов, театрализованное сказочное представление).
Проект №4. Вылепи из снега сказочных героев
Конкурс-игра на улице. Дети могут работать как коллективно, так и индивидуально.
МИР НАРОДНОГО И ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА
Тема «В гостях у народных мастеров»
Беседы о народном искусстве
Обзор традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлома, Гжель). Изучение традиционных форм, сочетаний цветов и орнаментов дымковских и филимоновских игрушек. Изучение художественного образа матрёшки. Ознакомление с характерными элементами и цветовым решением росписи загорских (сергиево-посадских), семёновских, полхов-майданских матрёшек. Ознакомление с видами изделий городецких, хохломских и гжельских мастеров. Изучение сюжетов, мотивов и цветового решения росписи этих изделий.
Основы художественного языка
«АЗБУКА ФОРМ». Особенности создания формы в народном искусстве, обусловленные художественной обработкой материала.
«АЗБУКА ЦВЕТА». Характерные цвета традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлома, Гжель). ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Повтор дымковских и филимоновских орнаментов.
«КРАСАВИЦА МАТРЁШКА». Роспись матрёшек по образцу (контуров или силуэтов).
Повтор городецких узоров (розан, купавка, листок).
Повтор хохломских (капелька, ягодка, листок) и гжельских (бордюр, сетка, цветок, листок, веточка, выполняемые капельками и сплошной заливкой) орнаментов.ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Роспись вырезанных или вылепленных силуэтов дымковских игрушек (собачка, олень, барыня и др.).
Роспись филимоновских игрушек (контуров или силуэтов).
Рисование городецких птиц, листьев (гуашь).
Рисование хохломской птицы (гуашь).
«Посуда с узорами». Украшение изученными городецкими, хохломскими и гжельскими орнаментами посуды (эскиз или роспись тарелки, чашки, кувшина и др.).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема «Народное искусство»
Проект №1. Выставка творческих работ
Подготовка работ детей по теме «Народное искусство» к выставке. Этот проект можно провести как самостоятельную выставку творческих работ, а можно приурочить к проекту «Весёлая ярмарка». На выставке хорошо представить все изученные школы народного искусства: Филимоново, Дымку, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск (Сергиев-Посад), Городец, Хохлому, Гжель.
Проект №2. Коллекция «Народное искусство»
Поиск дополнительных источников информации о народных промыслах. Чтение и рассматривание книг, журналов, коллекционирование открыток о народном искусстве. Посещение музеев, выставочных залов с произведениями народных мастеров. Просмотр телепередач и видеофильмов о народном искусстве. Посещение (по возможности) традиционных народных промыслов. Изучение местных народных художественных промыслов. Коллекция может быть размещена в классе, в школьном музее, в актовом зале.
Проект №3. Весёлая ярмарка
Рассказ о народных художественных промыслах (Гжель, Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома) от имени народных мастеров. Проведение викторин и конкурсов о народном искусстве. Подготовка костюмов для праздника «Весёлая ярмарка». Проведение праздника с выставкой изделий народных промыслов, выполненных детьми.
МИР ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ
Тема «В сказочной стране “Дизайн”»
Беседы о дизайне
Знакомство с многообразием форм объектов дизайна. Изучение объектов дизайна и их деталей круглой, шарообразной, треугольной, квадратной и кубической форм. Комбинирование этих форм в объектах дизайна.
Основы художественного языка
«АЗБУКА ФОРМЫ». Художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе круга, шара, треугольника, квадрата и куба. Единство функции и формы объекта дизайна.
«АЗБУКА ЦВЕТА». Выразительные возможности цвета в дизайне.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ. Рисование круглого угощения (гуашь). Рисование мячиков и шариков (гуашь). Роспись бумажных кубиков разноцветными линиями (гуашь). Выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация). Выполнение аппликации «Фантастические звери» из треугольников. «Превращение» в объекты дизайна кругов, треугольников, квадратов, кубов и шаров (дорисовывание, аппликация).
Беседы об архитектуре
Архитектура как искусство. Дом на основе круга, шара, куба и др. геометрических форм и тел.
Основы художественного языка
«АЗБУКА ФОРМЫ». Художественные особенности создания формы архитектурных сооружений на основе куба, шара, круга, треугольника, квадрата и др.
«АЗБУКА ЦВЕТА». Выразительные возможности цвета в архитектуре.
ВАРИАТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Выполнение аппликации «Луноход» из кругов разного размера.
Составление из геометрических форм фантастических зверей (аппликация).
Роспись бус из шаров, кругов, квадратов и треугольников основными и составными цветами.
Изготовление подвесных украшений для дома на основе геометрических форм (цветная бумага).
Лепка из пластилина бус, сказочного животного «Лошарик».
Изготовление слонёнка из кружков разного размера.
Изготовление фигурок животных и птиц из разных геометрических фигур.
Лепка из пластилина или моделирование из бумаги игральных кубиков разного размера.
Склеивание и роспись кубиков из картона. Составление из расписанных кубиков объёмно-пространственных или рельефных композиций.
Выполнение аппликации «Фантастические существа» из геометрических фигур.
Лепка посуды для каждого королевства страны «Дизайн» (солёное тесто, пластилин).
Украшение рамочек (круглых, квадратных, прямоугольных) для картинок или фотографий разнообразными материалами (ракушка, засушенные растения, бусинки, пуговицы, верёвки и др.).Конструирование из детских кубиков города с башнями, домами, мостами и др. постройками (коллективная работа).
Составление коллекции картинок с предметами круглой, треугольной, квадратной формы и предметами в форме шара и куба.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема «Дизайн в нашей жизни»
Проект №1. Выставки творческих работ
Оформление выставки творческих работ учащихся (живописных, графических, лепки, декоративных, в народных традициях, дизайнерских), выполненных за учебный год (возможна помощь родителей). Создание цветового и текстурного выставочного пространства. Создание коллекции картинок с объектами дизайна круглой, шарообразной, треугольной, квадратной формы (возможна помощь родителей).
Проект №2. Фотоколлаж из журналов Поиск дополнительных источников информации о дизайне. Чтение и рассматривание книг, журналов, открыток о дизайне. Создание коллекции фотографий, картинок, проектов с объектами архитектуры круглой, шарообразной, треугольной, квадратной, кубической формы (возможна помощь родителей).
Проект №3. Воздушный шар для путешествий (итоговое музыкально-театрализованное занятие).
Воображаемый полёт на макете воздушного шара над сказочной страной и обобщение основных учебных тем года. Выступление в костюмах сказочных персонажей. Выполнение макета чемоданчика для путешествий и украшение его наклейками разной формы.
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Оценка `5`
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка `4`
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка `3`
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка `2`
учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока;
Оценка `1`
учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Раздел
(ч.) Класс Основные виды учебной деятельности обучающихся1 2 3 4 Мир изобразительного искусства 19 14 13 15 Воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях. Знать названия семи цветов спектра Правильно сидеть за партой. Верно и удобно держать лист бумаги и карандаш, кисточку. Различать основные и составные , теплые и холодные цвета Выполнять упражнение на альбомном листе по составлению цветовых оттенков. Выражать своё эмоционально-ценностное отношение к картинам. Использовать инструкцию при применении приёмов «вливание цвета в цвет» и «последовательное наложение цветов. Провести эксперимент – как изменяется цвет при смешивании цветов на палитре. Составление оттенков цвета. Рисовать на альбомном листе без предварительного рисунка карандашом. Соотносить размер листа и размер изображаемого предмета, следить за правильным расположением на листе предмета. Использовать приемы свободной кистевой росписи.
Мир народного и
декоративного искусства 9 15 13 15 Ориентироваться в учебнике. Видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; называть известные центры народных художественных ремесел России. Выявлять отличительные признаки изделий народных промыслов. Создавать композицию рисунка. Выполнить карандашный набросок. Подбирать цвета на палитре. Делать заливку контура цветом.
Решать творческие задачи: расписывать игрушки, используя народные орнаменты. Работать с цветом.
Прорисовывать детали рисунка. Решать творческие задачи: роспись вырезанной из бумаги посуды гжельскими узорами. Прогнозировать итог своей работы моделировать новые формы.
Мир дизайна и архитектуры 5 5 8 4 Ориентироваться в учебнике. Совершить воображаемое путешествие по сказочной стране «Дизайн». Находить объекты дизайна круглой формы. Определять круглую форму через ощущения, рисование кругов. Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока.
Решать творческие задачи: рисование на альбомном листе круглого угощения для принца Круга (гуашь). Использовать навык живописи гуашью, применять приём «наложение цветов». Развивать эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям жизни и искусства.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники, прописи,
рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
1 класс
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.
класс
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.
класс
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.
класс
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
Н.М. Сокольникова. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.
Интернет – ресурсы:
http://festival.1september.ru/subjects/28/  - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10001575 
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://art.1september.ru/ - электронная версия газеты "Искусство" приложение к "1 сентября"
Урок ИЗО в начальной школе - конспекты, презентации, аудио- и видео- записи по теме "Народное творчество" (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Коргопольская игрушка, Расписные яйца, Гжель, Городецкая роспись, Хохлома)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся на 2015-2016 учебный год
Изобразительное искусство 1 класс (1 час в неделю) 33 часа
Раздел 1. Королевство волшебных красок (9 часов)
Личностные: Формировать представления о роли искусства в жизни человека. Формировать положительную мотивацию и
познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры.
Регулятивные: Организовывать своё рабочее место. Устанавливать и соблюдать очерёдность действий. Самостоятельно выполнять художественно-творческую работу. Планировать свои действия при создании художественно-творческой работы.
Познавательные: Находить нужную информацию , используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера. Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние.
Коммуникативные: Высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе. Задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.

урока Планируемая
дата
проведения Фактическая
дата
проведения Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан Примечания
1-2 08.09
15.09 Картинная галерея. Справочник юного художника. Радужный мост. Урок-игра 3 22.09 Красное королевство. Урок-игра 4 29.09 Оранжевое королевство. Урок-игра 5 6.10 Желтое королевство. Урок-игра 6 13.10 Зеленое королевство. Урок-игра
Р.К. Природа родного края. 7 20.10 Сине – голубое королевство. Урок-игра 8 27.10 Фиолетовое королевство. Урок-игра 9 10.11 Итоговый урок. Разноцветная страна. Урок-игра Раздел II. В мире сказок (10 часов)
Личностные: Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры. Формировать положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства. Выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.
Регулятивные: Осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность. Следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия.
Познавательные: Устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде). Коммуникативные: Формировать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе; договариваться и приходить к общему решению.
10-11 17.11
24.11 Волк и семеро козлят. Школа лепки и школа рисования. Урок – игра. 12-13 01.12
08.12 Сорока – белобока. Школа лепки и школа рисования. Урок – игра.
Р.К. Декоративная композиция на основе башкирского растительного орнамента 14-15 15.12
22.12 Колобок . Школа лепки и школа рисования. Урок – игра.
Р.К. Герои башкирских сказок 16 29.12 Снегурочка. Школа лепки. Урок-игра.
Р.К. Беседа «Родная природа в творчестве русских и башкирских художников. Красота зимней природы». 17 12.01 Петушок – Золотой гребешок Школа рисования. Урок – игра.
Р.К. Портрет сказочного башкирского персонажа 18 19.01 Красная шапочка. Школа лепки и школа рисования. Урок – игра. 19 26.01 Буратино. Школа рисования. Урок – игра. Итоговый урок. Раздел III. В гостях у народных мастеров (9 часов)
Личностные: Выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. Формировать и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры.
Регулятивные: Следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия. Вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ.
Познавательные: Устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде).
Использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах. Выполнять несложные модели дизайнерских объектов.
Коммуникативные: Задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе.
20-21 02.02
09.02 Дымковские игрушки. Урок – игра. Школа народного искусства.
Р.К. Башкирский национальный орнамент 22-23 16.02
01.03 Филимоновские игрушки. Школа народного искусства. 24-25 15.03
22.03 Матрешки . Школа народного искусства. 26 05.04 Городец. Школа народного искусства. 27 12.04 Хохлома. Школа народного искусства. 28 19.04 Гжель. Школа народного искусства. Итоговый урок. Раздел IV. В сказочной стране «Дизайн» (5 часов)
Личностные: Формировать и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры.
Регулятивные: Вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ.
Познавательные: Использовать знаково – символические средства цветовой гаммы в творческих работах. Выполнять несложные модели дизайнерских объектов. Конструировать по свободному замыслу.
Коммуникативные: Задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе.
29 26.04 Круглое королевство
Беседа об искусстве аппликации и ее красоте. 30 3.05 Шаровое королевство 31 10.05 Треугольное королевство 32 17.05 Квадратное королевство 33 24.05 Кубическое королевство . Итоговый урок.