Проектно-исследовательская работа обучающейся 9А класса МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино РБ Яндугановой Анастасии. Тема: «Целители Мишкинского района Республики Башкортостан. Марийская медицина».


Тезисы работы «Целители Мишкинского района РБ. Марийская медицина»
Автор: Яндуганова Анастасия Вячеславовна, 9 класс
Руководитель: Адыева Валерия Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Актуальность темы: люди активно обращаются к народным целителям.
Гипотеза: народ мари имеет отличительные особенности в различных явлениях жизни, значит и в народной медицине это тоже может быть проявлено.
Тема исследования: «Целители Мишкинского района Республики Башкортостан. Марийская медицина».
Цель исследования: сбор информации о целителях Мишкинского района, определение направления нетрадиционной медицины, в котором эти целители работают.
Основные задачи: работа с информацией; определение и классификация направлений нетрадиционной медицины мари, оформление результатов в работу, брошюру и карту.
Основные методы: изучение литературы, сравнение, классификация, наблюдение, эксперимент, сопоставление, интервьюирование.
Выводы: Медицина марийцев самобытна, есть связь с аюрведой; имеется акупунктура, заговоры, медитация. Выявлено понятие «марийская теория энергии ю» - аналога древнеиндийской идеи о прана, китайской о ци и дао. Ведущее место в МНР занимают юзо, лица, занимающиеся целительством.
В Мишкинском районе более 25 целителей. В данной работе перечислены те, кто оказывает помощь людям посредством массажа. На основе полученных данных мы создали своеобразную карту района, на которой отмечены те населенные пункты, где практикуют народные целители. Предполагаем, что эффективность помощи этих целителей обусловлена тем, что все они - туржшо 'массажист'. Проведена классификация массажа путем сопоставления с известными медицинскими терминами: висцеральная хиропрактика, остеопатия, мануальная терапия. Проведен эксперимент – посещение целителя.
Министерство образования Республики Башкортостан
ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан
Конкурс исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан
Секция: «Медицина и ОБЖ»
«Марийская медицина. Целители Мишкинского района Республики Башкортостан»
Подготовила:
Яндуганова Анастасия Вячеславовна
обучающаяся 9А класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №2 с. Мишкино муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан
Руководитель:
Адыева Валерия Викторовна,
учитель русского языка и литертауры МБОУ СОШ№2 с.Мишкино
г. Уфа
2016-2017 учебный год
Оглавление:
Ведение……………………………………………………………………….......3
Глава I ……………………..….............................................................................5
1.1 Марийская медицина. Взаимосвязь с религией……………………..….....5
1.2. Марийская теория жизненной или космической энергии...…………...…6
Глава II …………………………………………………………………………...8
2.1.Целители Мишкинского района Республики Башкортостан….................8
2.2. Сравнение направлений работы целителей с современными технологиями лечения ………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………...11 Использованные источники……………………………………………….......13
Приложения
Введение
Народность мари достаточно уникальна, и это связано с религией марийцев, что объясняет близость людей и природы. В культуре каждого народа имеется народная медицина, иногда ее называют нетрадиционной медициной. Марийцы издавна считаются хорошими лекарями, и люди до сих пор обращаются к ним. В чем заключается причина эффективности лечения мишкинских целителей – это проблемный вопрос нашей работы. Считаем, что тема актуальна, раз люди не ограничиваются лечением при помощи традиционной медицины.
Мы выдвинули гипотезу: народ мари имеет отличительные особенности в различных явлениях жизни, значит и в народной медицине это тоже может быть проявлено. У нас большой интерес вызывают люди, занимающиеся целительством, тем более мы знаем, что ко многим из них приезжают люди не только из нашего района, но и из городов Бирск, Уфа, Нефтекамск и т.д. Для исследования мы решили познакомиться с целителями нашего района. Таким образом, темой исследования стало: «Целители Мишкинского района Республики Башкортостан. Марийская медицина».
В связи с этим целью работы является сбор информации о целителях Мишкинского района, и попытка определить направление нетрадиционной медицины, в котором эти целители работают.
Для достижения цели были определены задачи:
1.Сбор, изучение, анализ и обобщение информации относительно нетрадиционной медицины.
2. Дать определение основным направлениям нетрадиционной марийской медицины.
3. Классифицировать направления работы целителей района.
4. Оформление изыскания в исследовательскую работу, подготовка презентации для защиты работы.
5. Оформление результатов в брошюру «Целители Мишкинского района Республики Башкортостан».
6. Составление карты «Целительство в Мишкинском районе РБ».
В исследовании применялись различные методы.
1.Сбор, изучение, анализ и обобщение материала помог нам подробно изучить различную информацию для цельного представления о проблеме.
2.Метод сравнения позволил нам определить, какая литература точнее и подробнее отвечает на поставленные вопросы, прийти к логическому решению и получить достоверный материал.
3.При использовании метода синтеза мы систематизировали и детализировали полученные результаты, а после объединили их в единое целое для получения объективного и достоверного результата.
4.Методом индукции из общего представления о предмете (т.е. о народной медицине) мы выявили частный случай (целительство).
5. Метода опроса определили частоту пользования услугами целителей.
6. Методом интервьюирования собраны сведения о работе целителей.
7.При определении направления целительства использовали метод классификации.
8.Метод сопоставления помог распределить целителей по категориям, принятым в марийской медицине, провести аналогию с современными технологиями лечения.
9.Метод наблюдения помог мне получить информацию о действиях посещенных мною целителях.
10. Метод эксперимента позволил мне испытать на себе действие одного из целителей.
Основными источниками для нас стали интернет – ресурсы, рассказы опрашиваемых, а также работа В.Н. Петрова. «Марийская народная медицина».
Работа состоит из введения, где обозначены основные моменты исследования, основной части, раскрывающей связь народной медицины с религией, а также определение направлений, в которых работают народные целители мари. В практической части перечислены некоторые целители, о чьей успешной помощи рассказали нам респонденты. В заключении мы подводим итоги работы.
Глава I
1.1. Марийская медицина. Взаимосвязь с религией.
 Медицина марийцев связана с язычеством. Марийцы знали, что пчелы вместе с нектаром и росой собирают биоэнергию 77 цветов; энергию трав собирали в виде росы чистым полотенцем, отжатую росу давали больным людям; биоэнергия деревьев использовалась при гипертонических болезнях, в выведении из организма отрицательной энергии.  Для моления и в лечебных целях выбирались места в лесах положительной зоны или выращивались специальные рощи там, где собиралась абсолютная экологическая чистота, деревья никогда не вырубались, не косили траву, не собирали ягоды, не плевались, не мочились, не пасли скотину, не произносили бранные и грубые слова. В них люди очищались от негатива, заряжались энергией, накопленной природой. Коллективное посещение рощ с точки зрения медицинской науки - ритуальное очищение тела и души от невзгод жизни, через физическое влияние положительной геозоны на организм человека и положительной энергии, излучаемой священными деревьями (онану). Люди, побыв в кюсото, физически чувствуют освобождение тяжести в организме. Видимо, освобождению чувства тяжести способствуют особенные законы геомагнитных и электромагнитных полей в роще (в некоторых кюсото стрелки компаса только хаотически кружатся вокруг своей оси). Смертельно больные люди, переночевав в роще, выздоравливали. Сила рощи возрастает и благодаря молитвам, при их произнесении в психике людей идет сеанс аутотренинга.
У мари есть акупунктура, богатая традиция использования заговоров, медитации. Иглоукалывание, прижигание, давление на точки зародились из представления о жизненной энергии и из желания регулировать ее движение в человеческом теле. Знахари раскрывали суть иглоукалывания: убрать препятствия в потоках энергии ю по каналам тела, вывести через точки прокола энергию болезни и ввести энергию жизни.
Есть связь с аюрведической медициной. Мышьяк у марийцев был почитаемым металлом и использовался в сочетании с солью, что характерно и для аюрведической медицины. Марийское название соли шинчал, санзал имеет индийскую параллель: один из видов соли в Индии называется санчал. В аюрведической медицине прокалывали уши в целях предотвращения грыжи и водянки яичка, у марийцев при грыже прокалывали мочки ушей и носили серьги мальчики и мужчины. Марийцы развивали лечение психики, личности человека, религиозно-нравственные аспекты, теорию космической энергии. 1
1.2.Марийская теория жизненной или космической энергии ю.
Интересна марийская теория жизненной или космической энергии ю, отражающая общий этап мышления древних людей. Ю - аналог древнеиндийской идеи о прана, китайской о ци и дао. Сила духа, умение управления космической энергией Ю - высшая сила. «Энергия сильнее бога» (юмо деч ю патыр) гласит марийская поговорка. Многие молитвы марийцы приносят высшим Богам: ЮМО. У марийцев есть триада высших богов: Тÿң Кугу Юмо 'Основной Великий Бог', Тÿнямбал Кугу Юмо 'Великий Бог Мира', Мер Кугу Юмо 'Великий Бог Общины'. К ним обращаются с молитвами о медицинской помощи. Ведущее место в марийской народной медицине (МНР) занимает человек, использующий космическую энергию — юзо (-зо — суффикс обладания, управления). Юзо — это лица, занимающиеся магией, гаданием, ясновидением, медитацией, духовным целительством и др. Они могут лечить людей от порчи, разрушать призраки, созданные колдовством, но они могут их и создавать. Среди юзо есть более мелкие категории: шуведыше 'человек, использующий заговоры'; мужанче, мужедше, мужан 'гадатель'; шинчан ужшо 'ясновидящий'; име юзо 'иглоукалыватель'.  
В.Н. Петров. Марийская народная медицина. Йошкар-Ола, 2000./ Народная медицина.
Для всех юзо надо обрести дар и обучение у признанных мастеров. Дар дается богами, душами умерших юзо, для чего нужно во сне побывать в мире умерших, как бы умереть, получить дар и вернуться в мир живых. В МНР есть несколько категорий лиц, оказывающих медицинскую помощь без знания силы ю, им не обязательно иметь сверхъестественный дар: туржшо 'массажист';  лу шындыше 'костоправ';  мÿшкыр шындыше, кылымде шындыше 'устанавливающий живот, устанавливающий пупок';  вуй шындыше, вуй висыше 'правящий голову, измеряющий голову', которые измеряют голову шнуром и правят постукиванием по голове;  мÿшкыр висыше 'измеряющий живот', которые измеряют живот шнуром;  эмлыше 'лечащий лекарствами'.  Их знания не являются тайными, ими может овладевать любой желающий. 
Глава II.
2.1.Целители Мишкинского района Республики Башкортостан.
При исследовании мы выяснили, что в Мишкинском районе имеется более 25 человек, которых люди считают целителями. В данной работе мы перечислили тех, кто оказывает помощь людям посредством массажа и не только.
Яшпай Мухаметов д.Укозяш – по мнению посещавших его людей является юзо, туржшо 'массажист', лу шындыше 'костоправ'. Умер.
Анна Секретарева с.Мишкино – костоправ, туржшо 'массажист'; мÿшкыр шындыше, кылымде шындыше - устанавливала живот, пупок; вуй шындыше, вуй висыше - правила голову, измеряла голову; мужанче, мужедше, мужан - гадатель. Умерла.
Лидия Саликова с. Мишкино – мужанче, мужедше, мужан 'гадатель'; туржшо 'массажист', шинчан ужшо 'ясновидящий'.
Нина Александрова с. Мишкино - лу шындыше 'костоправ'. 
Роза Шаркаева с. Мишкино – мужанче, мужедше, мужан 'гадатель'; туржшо 'массажист'. 
Ирина Секретарева с. Мишкино - кылымде шындыше 'устанавливающий живот, устанавливающий пупок'; вуй шындыше, вуй висыше 'правящий голову, измеряющий голову'; массаж по точкам.
Владимир Мухаметов д. Укозяш – юзо;  лу шындыше 'костоправ';  мÿшкыр шындыше, кылымде шындыше 'устанавливающий живот, устанавливающий пупок';  вуй шындыше, вуй висыше 'правящий голову';    
Самига Аликова д. Чебыково – туржшо 'массажист'; лу шындыше 'костоправ'; кылымде шындыше' устанавливающий живот, устанавливающий пупок', травница;
Федор (Иван) Бегдигитов д. Камеево – туржшо 'массажист'; лу шындыше 'костоправ'.
Елена Адылбаева д. Каргино – шуведыше 'человек, использующий заговоры'; мÿшкыр шындыше, кылымде шындыше 'устанавливающий живот, устанавливающий пупок'.
Марина Зыкова д. Акбулатово – туржшо 'массажист'; шуведыше 'человек, использующий заговоры';
Вадим Николаев с. Мишкино –лу шындыше 'костоправ'. 
Таким образом, в данной главе мы перечислили тех целителей, чью помощь опрошенные нами люди считают эффективной.
На основе полученных данных мы создали своеобразную карту района, на которой отмечены те населенные пункты, где практикуют народные целители.
2.2. Сравнение направлений работы целителей с современными технологиями лечения
В чем же заключается эффективность помощи этих целителей? Практически все из них - туржшо 'массажист', видимо, этим обусловлен результат помощи.
Массаж давно вошел как технология в традиционную медицину, лечебный метод, суть его в дозированном раздражении на тело приемами, выполняемыми рукой массажиста. Механизмы действия массажа различны в зависимости от зон его приложения: улучшаются процессы "самоочищения" кожи и активизируется "кожное" дыхание; увеличивается газообмен между кровью и тканями, активизируется венозный отток; благотворно влияет массаж на связочно-суставной аппарат и мышечную систему. Туржшо осуществляют массаж спины, самой большой рефлексогенной зоны на теле человека, где есть участки, соответствующие разным внутренним органам. С помощью лечебного массажа можно оздоровить организм в целом.
То, что делала Секретарева Анна и продолжает ее дочь Ирина, а также Адылбаева Елена - мÿшкыр шындыше, кылымде шындыше - установка живота, пупка; аналогична висцеральной хиропрактике (массаж рукой органов живота). Через эту технику, массируя, регулируя органы живота, можно привести в норму весь организм. Вуй шындыше, вуй висыше 'правящий голову, измеряющий голову', измеряют голову шнуром и правят постукиванием по голове. Этот метод народной медицины есть у многих народов. Можно определить его как остеопатию. Лу шындыше 'костоправ', иначе – мануальный терапевт, но без образования. Идет воздействие на позвоночник. Малейшее смещение одного подвижных позвонков неизбежно пережимает спинной мозг, нарушает циркуляцию спинно-мозговой жидкости. Это влияет на работу внутренних органов и приводит к болезням.
 Люди, побывавшие у этих целителей, говорят о чуде. То, что делают наши целители уже частично вошло в традиционную медицину, и чудом здесь является только то, что в наш техногенный век эти люди сохраняют знания, накопленный веками. Думаем, что это важно, и нужно делать все, чтобы эти умения были переданы дальше.
В рамках исследования нами был проведен эксперимент – посещение целителя Саликовой Лидии - мужанче, мужедше, мужан 'гадатель'; туржшо 'массажист', шинчан ужшо 'ясновидящий', вуй шындыше, вуй висыше 'правящий голову'.
Диагностирование: вокруг всего тела проводит свечой, далее смотрит на человека через зеркало, держа золотое кольцо.
Лечение: массаж тела полностью. При этом на целительницу «нападает» зевота и выход газов или пищи из желудочно-кишечного тракт (отрыжка).
Таким образом, действия целителей вполне можно объяснить с медицинской точки зрения. Хотя у тех целителей, о которых мы собрали информацию, нет медицинского образования. В связи с этим, на что мы хотели бы обратить внимание - все действия целителей должны идти с разрешения врача, и каким-либо образом диагностироваться.
Заключение
Исследование было обусловлено проблемой – в чем эффективность помощи целителей мари? Реализуя цель работы, собрана информация о них, и мы пытались определить направление нетрадиционной медицины, в котором они работают. Выяснилось, что существует марийская народная медицина, имеющая нечто общее с китайской и аюрведической. Удивил факт наличия марийской теории жизненной или космической энергии ю – что есть в древнеиндийской идее о прана, китайской о ци и дао, это стало подтверждением гипотезы – у мари есть нечто уникальное в народной медицине. На ее основе мы разграничили целителей по видам оказываемой помощи. Изучив литературу, проведя опрос и интервьюирование, мы классифицировали направления работы целителей района, что стало содержанием брошюры «Целители Мишкинского района». В нее внесена информация о целителях, непосредственно тактильно работающих с клиентами, так как мы могли проанализировать их действия, соотнеся с такими практиками как остеопатия, висцеральная хиропрактика, мануальная терапия. Но, также, видимо, имеется у наших целителей энергия Ю, и некоторые из них действительно пользуются ею при определении болезни обратившегося в целях диагностики либо уменьшения боли обратившегося.
Основным источником информации были люди, обращавшиеся за помощью к целителям: Ялаева М.К., Яндуганова В.С., Алкиева А.И., Латыпова Р.Н., Салиева Н.Г., Воробьева Л.И., Саметова И.Т. и многие другие. Мы благодарны им за оказанную помощь в поиске сведений.
В процессе исследования мы столкнулись с трудностью, которая заключается в следующем. Практически все целители отказали нам в просьбе сфотографировать их или сделать видеосъемку их работы, а также они не объяснили нам причину этого.
В рамках исследования нами был проведен эксперимент – посещение целителя Саликовой Лидии - мужанче, мужедше, мужан 'гадатель'; туржшо 'массажист', шинчан ужшо 'ясновидящий', вуй шындыше, вуй висыше 'правящий голову'.
Диагностирование: вокруг всего тела проводит свечой, далее смотрит на человека через зеркало, держа золотое кольцо.
Лечение: массаж тела полностью. При этом на целительницу «нападает» зевота и выход газов или пищи из желудочно-кишечного тракт (отрыжка).
Правка головы при необходимости.
В исследование не включены занимающиеся гаданием, ясновидением, «снятием порчи», (хотя их тоже называют «целители», и считается, что они помогают), ведь мы не можем ясно и четко определить принципы их воздействия на обращающихся.
Данная работа достаточно актуальна, ведь люди приезжают из разных районов республики, и даже из-за границы, и нам, подрастающему поколению важно понять, какой бесценный дар сохранили те, кто передает из поколения в поколение народные традиции врачевания народа мари. Мы планируем продолжить работу через изучение жизни и методов лечения конкретных целителей. Выполненное исследование имеет практическую значимость, ведь содержит описание некоторых особенностей марийской народной медицины, дает определение направлениям работы Мишкинских целителей и объясняет причины эффективности их лечения.
Список источников и использованной литературы
Литература:
1.Абульханова-Славатская К.А. Стратегия жизни. — Мысль. — М.,1991.
2.Дипак Чопра. Идеальное здоровье: Пер. с англ. ПКК «Аюрведа»: Изд-во «Древо жизни», 1992.
3. Киселева Т.Л., Карпеев А.А. Терминологические аспекты традиционной медицины и фармацевтической деятельности в России. Знахарская медицина и знахарство. //Франции. — 1999, №6.
4. Нетрадиционная медицина. Природные и нетрадиционные методы лечения: Иллюстрированное практическое руководство / Пер. с англ. Н. Лихачевой.- M.: ТЕРРА Книжный клуб, 1998. - 400 с.
5. В.Н. Петров. Марийская народная медицина. Йошкар-Ола, 2000./ Народная медицина.
Интернет-ресурсы:
http://soinpeau.ru/massazh/klassicheskij/vidy-i-ix-opisanie.htmlhttp://www.agidel.ru/?param1=963&tab=5
 http://mari.ter12.ru/
http://mediazavod.ru/articles/daily/obshchestvo/99995/http://formatzdorovia.com/chto-takoe-alternativnaya-medicina
http://www.bestreferat.ru/referat-122728.htmlhttp://www.bibliotekar.ru/med/med16-2.htmhttp://www.aif.ru/health/life/14600

Приложение 1
Одна из наиболее известных целительниц Мишкинского района РБ – Самига Александровна Аликова из деревни Чебыково. Исходя из опроса респондентов, мы выяснили, что она оказывает помощь по следующим вопросам:
1.Бесплодие. «Лечу искривление позвоночника, вывихи, внутричерепное давление, загиб матки, — перечисляет она. — Детей у меня много!»
2. Мануальная терапия. «Лечу искривление позвоночника, вывихи», «Из Германии два спортсмена приезжали, из Москвы двое. Все с вывихами. Я же костоправ, — дала, наконец, себе определение Самига Александровна. –– И врачей лечу. Из Караидели одного привозили с защемлением нерва». «Я уже во всех уфимских больницах побывала. Часто ведь случается так, что человек и пошевелиться не может. Прямо в палате и лечу его».
«С позвоночником у меня что-то, с четверга разогнуться не могу. Из Нефтекамска приехал, — рассказывает парень, представившийся Эльбрусом.
— Подойди сюда, к дивану. Встань на колени, — зазвучали команды Самиги Александровны. Замечаю, что берет она в руки обычный разогревающий гель для массажа (такой и у меня дома имеется), слегка наносит его на поясницу больного. — Вытяни ногу. Другую. Теперь попробуй встать.
Мужчина поднимается. Выпрямляется.
— Полегчало? — Да.
— Небось что-то тяжелое поднял…» 
«— Может, и мою руку посмотрите? — такой прыти от фотокора я не ожидала.
Через несколько минут он уже спокойно поднимал конечность, которую ранее мог только согнуть в локте — несколько раз падал на нее, невезучую. Где уж тут говорить о том, чтобы носить на правом плече аппаратуру…»
3. Траволечение. «Она у нас еще и травница знатная, — отмечает не без гордости хлопочущая на кухне невестка».
«— Опять же бабушка научила разбираться в них. Я ведь с ней росла, в три года без матери осталась. Сейчас мне уже 77. Ни в жизнь таблеток не пила, только травами лечилась. С дедом 53 года прожили, четверых детей на ноги поставили, и их приучили народными средствами обходиться».
Таким образом, целитель Самига является туржшо 'массажистом';  лу шындыше 'костоправом'.
Приложение 2
Результаты опроса
Опрошенные Посещали ли вы целителей в Мишкинском районе? Оказали ли они вам помощь? Обратитесь ли вновь при необходимости?
Учителя
36 человек 20 человек 20 человек 33 человека
Ученики
126 человек
(8-11 классы) 33 человека 19 – оказали
14 – затрудняюсь ответить 44 – обратимся
82 – затрудняюсь ответить
Знакомые семьи
27 человек 14 человек 14 человек 24 – обратимся
3 - подумаем
Приложение 3

Фото 1. Аликова Самига, туржшо 'массажист'; лу шындыше 'костоправ'; кылымде шындыше' устанавливающий живот, устанавливающий пупок', травница. (Фото Аликова А.)

Фото 2. Самига Аликова. Туржшо 'массажист'; лу шындыше 'костоправ'; кылымде шындыше' устанавливающий живот, устанавливающий пупок', травница. (Фото Аликова А.)
Приложение 4

Фото 1. Шаркаева Роза. Туржшо 'массажист'

Фото 2. Интервьюирование. Учитель истории Алкиева А.И.
Приложение 4

Фото 1. Саликова Лидия - мужанче, мужедше, мужан 'гадатель'; туржшо 'массажист', шинчан ужшо 'ясновидящий'. В процессе работы.

Фото 2. Саликова Лидия - мужанче, мужедше, мужан 'гадатель'; туржшо 'массажист', шинчан ужшо 'ясновидящий'. В процессе работы.