Классный час на тему: Добро и зло


Классный час на тему «Добро и зло», 1 класс
«Доброе слово и кошке приятно.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху»
Цели: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки.
Оборудование: плакаты с пословицами и высказываниями: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху», «Не одежда красит человека, а его добрые дела», «Человек живет век, а доброе дело — два», «Спешите делать добро».
Ход классного часа
Звучит медленная музыка и читается стихотворение.
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятсяВсе земные труды...
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? дом?
Согреваешь планету
Плавок мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее —
Хорошеть самому.
Учитель: Ребята! Сегодня мыс вами будем говорить о доброте и добрых делах.
- Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама, учитель. (Дети продолжают перечисление.)
- Что такое зло? Это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.
-Мы живем с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
— Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда — зло. (Ответы детей.)
Вы любите путешествовать? Звучит медленная музыка. Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземлились с вами на планету Добра.
— Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей.)
А теперь вернемся на родную планету, чтобы делать добрые дела.
Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого —
Одно удовольствие,
Честное слово!
На клумбе цветок,
Его листья повисли.
Грустит он... О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться.
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился
Из лейки твоей.
А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся
Ретивым конем —
Галопом сестренка
Помчится на нем!
Хоть мама
Еше не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Ее думы, заботы.
«Вернусь,
Хорошо бы пошить, почитать...
Да надо с уборкой возиться опять».
И ты совершаешь великое чудо —
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой: —
Да это как в сказке,
Волшебник ты мой!
С. Погореловский- Какого же человека можно назвать добрым? (Ответы детей.)
Добрый человек — это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее.
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьезных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла —
Тот людям вовеки
Не сделает зла.
Р. СефДобрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Давайте послушаем стихотворение А. Барто «Признание». Поразмышляйте, добрые в этом стихотворении герои или нет.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один из ясных дней
Чуть не довел до слез,
Его зовут — стоит как пень,
Как будто в землю врос.
— Смотри не пей воды сырой! —
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьет в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
— Придешь обедать к трем часам, —
Ему сказала мать.
Он пробурчал: - Я знаю сам...
И сам явился в пять.
— Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
— Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
— Можно ли назвать Андрюшу добрым?
— А прибавит ли его грубость ему лет? Станет ли он от непослушания и невежливости взрослым? (Ответы детей.)
Да, вы совершенно правы. Невоспитанность и грубость совсем не делают человека старше.
— Как вы думаете, почему стихотворение называется «Признание»? (Ответы детей.)
Послушайте другое стихотворение А. Барто. Оно называется «Любочка».
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе.
Все глядят на Л юбочку.
Радуются все.
Но если к этой ЛюбочкеВы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
— У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
— Фу, какая теснота! -
Говорит она старушке:
— Это детские места!
— Ну, садись! — вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая ЛюбочкаВо всей своей красе.
- Какая же Любочка на самом деле? (Ответы детей.)
Есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно».
- Как вы понимаете ее смысл? (Ответы детей.)
Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова. Эти слова еще называют волшебными.
- Почему? (Ответы детей.)
А теперь подумаем над смыслом еще одной пословицы: «Доброе слово человеку, что дождь в засуху».
- Как вы понимаете ее смысл? (Ответы детей.)
- Какие добрые, волшебные слова звучат в нашей речи? Что они означают? (Ответы детей.)
Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы сейчас часто встречаемся в жизни. И есть приветствия и пожелания, в которые входит само слово «добро».
1. Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом и т. д.)
2. В добрый час! (Пожелание удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.)
3. В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда- нибудь.)
А знаете ли вы историю слова «добро»? Оно является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали вы и такие выражения, как «дать добро» и «получить добро». А понятен ли смысл этих слов вам?
1. Дать добро - дать разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
2. Получить добро — получить разрешение, согласие на что- либо, одобрение.
Много теплых, добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Но только ли добрые слова нужны людям? Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о том, добрый он или нет?
Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет?» и ответьте на вопрос.
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведется в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
(Ответы детей.)
Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А еще, ребята, вам необходимо помнить: начатое дело нужно доводить до конца.
— Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе.
— Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей.)
— Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)
Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения Агнии Барто «Вовка - добрая душа».
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта — не пряник, не конфета.
Все вы любите сказки. В сказках встречаются добрые и злые персонажи. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрывайте лицо ладошками.
Просмотр презентации.
— А на какого персонажа вы хотели бы быть похожими? Почему? (Ответы детей.)
На ваших столах лежат ватманы, на них недорисованное солнышко, давайте вместе с вами дорисуем его. Но дорисуем не просто так, а при помощи волшебных слов.
Ребята красят красками ладошку, говорят соседу вежливое слово и оставляют отпечаток.
Работа с кластерами.
Наша беседа подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро — это здорово!
Стань добрым волшебником,
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить
Желанье другогоОдно удовольствие,
Честное слово!
Представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко — доброта. Она очень нужна вам и близким вам людям, друзьям и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце.
Такую частичку доброты хочу я вам подарить, в память о сегодняшнем кл.часе.
Ребятам раздаются за ранее приготовленные солнышки.