Урок Русского языка. Роль глагола речи

Учитель: Амергалиева Р.М.
День : 4.02.2015год
Урок русского языка

Тема урока
Роль глагола в речи.

Общая цель
Раскрыть роль глагола в речи.

Ожидаемые результаты
Расширили и уточнили представление о синтаксической роли глагола, умеют точно употреблять глаголы в речи, выяснили в совместной работе организующую роль глагола.

Тип урока
Урок- исследование.

Задания
«Мозговой штурм», словарная работа, работа в группах (эксперименты)

Необходимые материалы
Презентация, структурная карта урока, карточки.

Ход урока:

Этапы урока
Действия учителя
Действия ученика

Вводная часть

Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка
Улыбнёмся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!
Сегодня я проведу с вами урок развития речи. А для определения его темы проведём  «Мозговой штурм».  2. «Мозговой штурм».  -Включаю изображение на доске  -Читаю стихотворение.  Мой Казахстан любимый!
Ты – небо! Ты – земля!
Ты – солнце! Ты – звезда!
Ты – Родина моя!

-О чём это стихотворение? Сегодня наш урок мы посвящаем нашей Родине – Республике Казахстан.  -Какова особенность этого стихотворения?  -Чего в нём нет? (глаголов)

Слушают учителя, приветствуют друг друга.









Слушают чтение учителя, отвечают на вопросы.

Презентация
Вступительное слово учителя





-Итак, сегодня мы будем говорить о глаголах, но с точки зрения их значимости в речи.  Вам придётся провести исследование.  А значит вам придётся быть исследователями - экспериментаторами. Вы должны самостоятельно осмыслить эту часть речи. Проводя исследование, вы должны учиться доказательно излагать свои мысли, выражать свою точку зрения, защищать её. Но главное то, что эксперименты будут творческими, и вы, кроме того, что будете делать для себя открытия , будете развивать свою речь. 
-У каждого из вас есть структурная карта, в которой отражены все задания, которые вы будете выполнять на уроке. Внимательно слушайте меня, быстро выполняйте задания, и у вас всё получится. УДАЧИ!. 
 
Определение цели и задач урока, знакомство со структурной картой урока.

Основная часть





































































































Физминутка.








































Физминутка.

























































Эксперимент № 1.  Посмотрите на задание 1, что требуется сделать?  Выяснить, может ли существовать человеческая речь без глаголов?  Списать отрывок текста, вставив подходящие по смыслу глаголы из слов для справок.  1 группа Каждый человек членом общества, в котором он . Все государства свою Конституцию – Основной Закон страны.
(является, живёт, имеют)
2 группа
У Республики Казахстан своя Конституция. В ней о личной свободе и обязанностях граждан.
(имеется, рассказывается)
3 группа
Наше государство Президент. Нурсултан Абишевич Назарбаев – первый Президент, избранный народом независимого Казахстана. Законы Парламент.
(возглавляет, принимает ) Проверка  - Зачитать текст  - Верно ли вставлены глаголы?  - Какой вывод можно сделать?  Вывод: Человеческая речь не может существовать без глаголов, т.к. они организуют её, позволяют ей быть живой, движимой.
30 августа 1995году была принята новая Конституция Республики Казахстан - основной закон страны. Все государственные документы принимаются на её основе. Всем, даже самым малым народам гарантируются все права. Великий бий казахского народа Толе би призывал народ к единству: « Если народ силён единством, братской солидарностью, то он станет образцом для последующих поколений». Закон помогает нам в нашей жизни и деятельности. С первой минуты появления на свет наша жизнь и здоровье находятся под защитой и покровительством государства, гражданами которого мы являемся. Придя в школу ты, воспользовался своим правом на образование. Закон обязывает тебя стать образованным, знающим человеком, готовым к труду. Ты - гражданин! Это значит, ты можешь пользоваться всеми правами, записанными в Конституции. Каждая строка закона, который является законом и твоей жизни, пронизана заботой о человеке труда, его благополучии. Запомни, важно не только знать свои права и обязанности, важно их соблюдать. Только если все взрослые и дети будут знать и соблюдать законы, мы будем жить в мудром и справедливом государстве и будем счастливы.
Словарная работа. Запишем слова: Казахстан, Конституция, Родина, Республика, народ, президент, Астана, столица, государство. Взаимопроверка. Составьте синквейн с любым из слов.
Стихотворение З. Александрова «Родина».
Эксперимент № 2.  Суть второго эксперимента в том, чтобы определить какие существуют глаголы. Перед вами тексты. Найдите в текстах глаголы. Выпишите глаголы. Подумайте, с какой целью писатели вводят их в текст?   1группа. На какое действие они указали? (движение и звучание)
Движение - это жизнь. Без движения невозможен прогресс - нужно двигаться, идти вперёд, бежать, прыгать, лететь, порхать. В движении смысл жизни.
2 группа. Каждый человек должен горячо любить свою Родину. Прекрасно осознавать , что место, где ты родился, самое лучшее. Вместе с друзьями радуешься каждому дню. А вдали от Родины грустишь.(чувства человека)
3 группа. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Светлеет воздух, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу.  - Прочитать отрывок  - Назвать глаголы звучания и цвета. Какой вывод можно сделать?    Вывод: С помощью глаголов можно передать действия, движения, звучания, состояние природы, чувства человека и т.д. Не только с помощью прилагательных можно выразить красоту природы. Оказывается, с помощью глаголов можно показать шум дождя.
Звуковая разминка. Произнеси правильно!
Начать, начал, начала, начали;
Понять, понял, поняла, поняли;
Принять, принял, приняла, приняли;
Продать, продал, продала, продали;
Звонить, звонил, звонила, звонили, звонят, звонишь.
Давайте немного отдохнем. На сегодняшний урок мы выучили новую физминутку.
Хорошо, что солнце светит! (изображают солнце) Хорошо, что дует ветер! (изображают ветер) Хорошо идти с друзьями! (шагают) Хорошо прижаться к маме! (обнимают себя) Хорошо в краю родном! (разводят руки в стороны) Хорошо там, где наш дом! (изображают дом) Хорошо кружиться в танце! (кружатся) Хорошо быть казахстанцем! (выставляют большие пальцы).
- А вы знаете, что глагол является ещё и волшебной частью речи?  И сейчас вам это необходимо доказать. Эксперимент №3. Работа по учебнику. 1группа. Упр. № 328(глаголы в прямом и переносном значении)
2группа. Упр. № 330(глаголы-антонимы)
3группа. Упр. № 331(глаголы-синонимы)
Вывод: Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы антонимы, глаголы-синонимы делают нашу речь точной и выразительной.
- Здравствуйте!  Мы друг другу сказали, хоть были совсем незнакомы.  - Здравствуйте!  Этим словом мы подтверждаем своё знакомство и готовность продлить его.  Я думаю, что наше с вами знакомство оставит след добра, понимания, успеха и нам захочется встретиться ещё не раз.  Релаксация. Сотвори в себе солнце. В природе есть солнце, Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт мир. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем, всем, всем. ( Руки в стороны)

« Австралийский дождь»
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх)

У каждого на листе есть маленькое стихотворение. Определить, какие глаголы автор употребляет в переносном значении? И для чего? Во время исследования вы должны найти глаголы в переносном значении. 
Утром солнышко встает,  Нас на улицу зовёт.  Выхожу из дома я :  – Здравствуй, улица моя !  Я пою и в тишине  Подпевают птицы мне.  Травы шепчут мне в пути :  – Ты скорей, дружок, расти !  Отвечаю травам я,  Отвечаю ветру я,  Отвечаю солнцу я :  – Здравствуй, Родина моя ! 
В. Орлов 
Проверка  - Прочитать выразительно отрывки.  - Назвать глаголы, употребляемые в переносном значении. - Для чего автор употребил их в переносном значении?  Вывод: Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной. Орлов употребил для выразительности , красоты , придания необычности речи.   
Эксперимент №4. Синтаксический разбор предложений.
Определить, каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
1 группа. Я, ты, мы любим родную страну.
2 группа. Любовь к Родине начинается с родного дома.
3 группа. Народы Казахстана живут в мире и согласии.
Вывод: Глагол в предложении чаще всего бывает сказуемым.

Стихотворение Т. Айбергенова «Моя республика».
Сочинительство  - В начале урока вы услышали стихотворение, которое состояло из одних существительных , как вы думаете, можно ли написать текст или стихотворение, состоящее из одних глаголов?  - Да. Итак,    Эксперимент №5 Составление «глагольного» рассказа – миниатюры, этюда на одну из тем.  Условия:  - назовите и запишите глаголы, связанные по смыслу.  - слова не должны повторяться.  - рассказ может быть индивидуальным и коллективным.  1 группа  Утро. Рассвет.  2 группа  Шёл весенний дождь.  3 группа  «Ветер, ветер , ты могуч»  Проверка. Выводы.  Группы слов, которые можно использовать при сочинении, лежат у вас на партах: Восходить, таять, рассветать, светлеть, розоветь, подниматься, просыпаться, зеленеть, голубеть, улыбаться.  Капать, брызгать, идти, лить, журчать, шуметь, пениться, струиться, резвиться.  Ласкать , обвевать, обдувать, крепчать, дуть, выдувать, пищать, скрипеть, завывать, сносить, кружить, обрывать.  - Работа (5 минут)  - Проверка полученных стихотворений.  Работа с пословицами.
Ребята, какие пословицы о Родине знаете?
(Родина мать умей за неё постоять. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Нет ничего краше, чем родина наша. Смело иди в бой Родине служить. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Честно жить – Родине служить. Всякому мила своя сторона. Человек без Родины, что соловей без песни. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Родная земля - родная колыбель. Если дружба велика, будет Родина крепка. Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь. Тот герой, кто за Родину горой. Родина бывает разная, но у всех она одна.)

Работают в группах. Списывают отрывок из текста, вставляют слова, делают вывод.




























Знакомятся со статьей Конституции.




















Выполняют словарную работу.






Работа в группах. Определяют, какие существуют глаголы. Делают вывод.






























Произносят правильно глаголы, интонацией выделяя ударение.





















Работа в группах. Работают с учебником.





Знакомятся с учителем русского языка старших классов.



































Находят слова с переносным значением, делают вывод.






























Выполняют синтаксический разбор предложения, определяют роль глагола в нем.













Составляют миниатюры, состоящие из одних глаголов.
































Работают с пословицами.















Итог









Домашнее задание



Рефлексия
Время нашего урока подошло к концу. Давайте подведём итоги. Какова же была тема нашего урока? Чему вы научились? Что особенно запомнилось? Чему был посвящён урок? Кем вы были на уроке?
- А главное, вы были словесниками, вы пытались  использовать глаголы в таких ситуациях, которые доказывали значимость этой части речи в жизни человека.  - Докажите, что без глагола обойтись никак нельзя? 

Упр №323.

Выставление оценок.

Величава и необъятна наша Родина! Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. Давайте все вместе встанем в круг и скажем: «Мой Казахстан! Люблю тебя!» и исполним песню «Большой хоровод».

Подводят итог урока, отвечают на вопросы.
















15