Решение оздоровительных задач на уроках физической культуры



Санкт-Петербургская академия
постдипломного педагогического образования




















Решение оздоровительных задач на уроках физической культуры
по ФГОС


Работу выполнил:
Николаева Ирина Михайловна
Учитель физической культуры
ГБОУ СОШ № 252
Красносельский район, СП-б









Санкт-Петербург
2016 г




О плохом здоровье населения страны, особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях. Статистика показывает: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей; 2535% детей, пришедших в I класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;  9092% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», то есть они ещё не всё знают о состоянии своего здоровья и своих заболеваниях; только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
Одной из важнейших задач урока физкультуры является укрепление здоровья учащихся. Систематическое выполнение физических упражнений совершенствует приспособительные механизмы организма, снимает нервно-психическое напряжение, улучшает процессы обмена веществ и кровоснабжения тканей и органов, что положительно отражается на общем физическом состоянии, самочувствии и работоспособности. Физические упражнения применяются как средство профилактики и лечения многих недугов, прежде всего сердечнососудистых заболеваний:  гипертонической болезни, атеросклероза, ишемической болезни сердца, в развитии которых не последнюю роль играет  нетренированность сердца современного человека, лишившего себя оптимальной двигательной активности.
На каждом уроке физической культуры учитель ставит оздоровительную задачу. Которую решает либо на протяжении всего урока, либо решает ее в какой-то отдельной части урока:
сформировать у обучающихся необходимые знания по здоровому образу жизни.
способствовать формированию правильной осанки.
способствовать формированию правильного свода стопы.
способствовать развитию физических качеств.
способствовать профилактике нарушений зрения.
способствовать повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.
способствовать повышению общей работоспособности и привитию гигиенических навыков.

Например задача : «Сформировать у обучающихся необходимые знания по здоровому образу жизни.» может решаться в заключительной части урока. Учитель в течение 5 минут рассказывает о формировании правильной осанки, профилактике плоскостопия, упражнениях для психорегуляции, упражнениях для развития физических качеств, о пользе дыхательных упражнений. о ведении спортивного дневника и т.д. Либо эту информацию может подготовить ученик который в данный момент освобожден от практической части урока физической культуры.
Задача: «Способствовать формированию правильной осанки» может решаться во всех частях урока как у учеников начальной так и основной и средней школы.
У учащихся младших классов она может решаться в игровой форме.
Принять правильную осанку у стены или гимнастической стенки: затылок, лопатки, ягодицы ,голени, пятки касаются стены - удержать с напряжением4-6 сек. Затем отойти от стены. Принять правильную осанку. Выделить учеников, которые лучше всех держат правильную осанку.
Выполнять различные упражнения с мячом в паре:
- передачи двумя руками от груди.
-ведение на месте (3 раза),- передача одной рукой от плеча
По команде учителя принять основную стойку. Акцент на правильную осанку. Выделить учеников, которые лучше всех держат правильную осанку.
Можно также использовать подвижные игры:
«Морская фигура»
Дети", взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются  два, волны качаются  три, на месте, фигура, замри!" После слов "замри!" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает ребят, которые лучше всех выполнили задание
«Акула и рыбки».
«День»- рыбки дети плавают, резвятся в море
«Ночь»- дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени, в упоре лежа и т.д.(по договоренности) Педагог»Акула» выбирает ребят, которые не правильно держат позу и отводит в свой дом, к стенке, где дети должны принять правильную осанку. По окончании игры Педагог выбирает ребят, которые лучше всех удерживали правильную осанку в различных позах. И тех детей которые правильно держали осанку у стены.
У учащихся средней школы упражнения для формирования правильной осанки включаются в подготовительную часть урока, например в ОРУ.
Упражнения в исходном положении лежа на спине
-"Вытяжение" позвоночника пятки тянутся «вниз», макушка «вверх». Упражнение повторите 3
·4 раза по 10
·15 секунд.
-«Велосипед» Руки вдоль туловища, ладони под таз, ноги совершают движения как при езде на велосипеде. Выпрямляемая нога должна проходить максимально близко к полу. Делаем в среднем темпе минимум 3
·4 подхода по 30
·40 секунд.
-«Ножницы». Руки вытягиваем вдоль туловища, ладони под таз. Ногами выполняем скрестные вертикальные и горизонтальные махи. Горизонтальные махи выполняем как можно ближе к полу. Делаем в среднем темпе 2
·3 подхода по 30
·40 секунд.
- Сгибайте попеременно ноги, при этом подводя колено к животу, выдыхайте, а, выпрямляя, вдыхайте. Повторите 3
·5 раз.
Упражнения в исходном положении лёжа на животе
"Вытяжение" позвоночника пятки тянутся «вниз», макушка «вверх». Упражнение повторяем 3
·4 раза по 10
·15 секунд.
«Удержание». Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, удерживать принятое положение 10
·15 секунд. Дыхание не задерживать .Три-четыре повтора, между ними отдых 6
·10 секунд.
«Плавание». Руки вверх, ладони вниз. Поднимайте поочередно руки и ноги в течение 10-15 секунд. Дыхание не задерживать .Три-четыре повтора, между ними отдых 6
·10 секунд.
Упражнения в ходьбе. (И.П.-стоя):
1.Принять правильную осанку в И.П. стоя. Ходьба с остановками, поворотами, поворотами, изменением положения рук и сохранением правильной осанки.
2.Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки,
3.Ходьба с мешочком на голове, перешагивая через препятствия (веревку, гимнастическую скамейку). Чередовать с остановками для проверки правильной осанки перед зеркалом или партнером.
4.Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений – в полуприседе, с высоким подниманием бедра (чередование движений через каждые 4-8 шагов).
Для учащихся 10-11 классов в основную часть урока можно включать упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса
Для мышц брюшного пресса:
1. И.П.- лежа на спине, поясница прижата к полу, руки вытянуты вдоль туловища, ладони вверх. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах.
2. И.П.- то же. Согнуть обе ноги, разогнуть и медленно опустить.
3. И.П.- тоже. Поочередное сгибание и разгибание ног на весу- «велосипед»
4. И.П.- то же. Поднять прямые ноги под углом 30 градусов, развести в стороны, соединить и медленно опустить.
5. И.П.- то же. Выполнить серию дыхательных упражнений с различными движениями рук (вверх, в стороны), одновременно произнося на выдохе звуки «ж », «з », «с » и «ш ». После каждых 5-6 упражнений - вдох- выдох.
6. И.П.- то же. Ноги согнуть в коленях, приподнять таз и удерживать его в таком положении на 3-4 счета.
7. И.П.- то же. Руки за голову, ноги фиксировать за нижнюю рейку стенки. Переходя в положение сидя, удерживать спину прямой. Опустится в И.П., расслабиться.
8. Лежа на спине, напрягать мышцы, стараясь вытянуть тело. Время выполнения упражнения и нагрузка постепенно увеличиваются
Для мышц спины:
1.И.П.- лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони прижаты к полу. Приподнять голову, не запрокидывая ее назад, лопатки соединить Необходимо, удерживать это положение на 5-7 счетов.
2.То же, руки на пояс,
3.То же, руки за головой.
4.То же руки согнуты в локтях, ладони прижаты к полу, Поднимая голову и плечи (не запрокидывая голову назад), медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам.
5.То же, поднять голову и плечи, развести руки в стороны: сжимать и разжимать кисти рук до 10 раз.
6.То же, руки в стороны. Совершать круговые движения в плечевых суставах на 4 счета.
Упражнения 1-6 можно выполнять с отягощением.
7.И.П. –лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони прижаты к полу. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола.
8.И.П.-то же. Приподнимание прямых ног, удерживать их на весу на 3-5 счетов.
9.И.П. –то же. 1-поднять правую ногу.
2.-присоединить к ней левую ногу.
3-4.- удерживать на весу обе ноги.
5.-опустить правую ногу
6- опустить левую ногу.
10.И.П. то же. Поднять прямые ноги, развести их, соединить и опустить вместе.
11.Выполняется в парах. И.П.- лежа друг против друга.
Первый этап- удержание мяча в вытянутых руках.
Второй этап- перекатывание мяча партнеру, при сохранении приподнятого положения головы и плеч.
!2. И.П.- лежа на животе поперек гимнастической скамейки, Приподнять голову, грудь и прямые ноги. Удерживать это положение на 3-5 счетов.
13. И.П.- то же. Выполнять руками и ногами движения, имитируюшие плавание брассом.
Задача «Способствовать формированию правильного свода стопы» решается в подготовительной части урока. Используются такие упражнения как ходьба на носках, на пятках, на внешнем своде стопы, ходьба по рейкам гимнастической стенке босиком.
Для основной части урока можно включить такие упражнения;
Из положения стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула, шведская стенка), выполнить подъем на носки, 5-8 секунд и снова опуститься на стопу.
Стоя, сомкнуть стопы вместе, а потом развести как можно шире носки, а потом и того же положения развести как можно шире пятки.
Не отрывая стоп от пола выполнить 5-10 приседаний.
Стоя на одной ноге, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять вращательные движения голенью, а потом стопой. Сначала по часовой стрелке, затем против. Выполнив по 4 оборота в каждую сторону повторить то же самое другой ногой.
Задачи по обеспечению оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств.
В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. Они включаются в темы уроков легкой атлетики, гимнастики, подвижных игр
В среднем школьном возрасте большое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей во всех ее формах, а также добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными напряжениями силового компонента.
В старшем школьном возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости. В уроки можно включать элементы атлетической гимнастики, пилатеса, йоги. Для развития общей выносливости применяются упражнения циклического характера продолжительностью до 15–20 минут, в зависимости от возраста и уровня подготовленности, в аэробном режиме. Для развития общей выносливости применяются беговые упражнения, передвижения на лыжах, плавание. В условиях школьной физкультуры наиболее доступными являются бег и передвижения на лыжах. Такие упражнения позволяют легко дозировать нагрузку, доступны для занимающихся и не требуют особых условий. Для развития выносливости так же можно использовать скандинавскую ходьбу(Nordic Walking) или ходьбу с палками - это вид фитнеса, в котором используются специальные палки, похожие на лыжные. В отличие, от обычной ходьбы без палок, велоспорта и бега, при такой ходьбе, задействуется 90% мышц тела. Расход энергии увеличивается до 46%, что равносильно 400 ккал/час. Скандинавская ходьба увеличивает нагрузки на руки, пресс. Скандинавская ходьба - это очень популярный вид оздоровления. А также, это очень легкий путь для улучшения физического состояния независимо от возраста, пола или текущей физической подготовки. Необходимо помнить, что оздоровительный эффект аэробной нагрузки находится в диапазоне ЧСС 130–140 уд. В мин., так как в этом случае наблюдается наибольший ударный объём сердечной мышцы.
Нарушение остроты зрения является одной из самых распространённых патологий у школьников. Задача «Способствовать профилактике нарушений зрения»,
в условиях проведения урока физической культуры решается при использовании специальных комплексов упражнений, по 3–4 упражнения в каждом, которые направлены на снятие напряжения с глазных мышц. Выполнять комплексы упражнений целесообразно в начале подготовительной части урока физической культуры, после выполнения вводного ритуала. Также возможно выполнение этих упражнений в комплексе ОРУ. Выполнение упражнений занимает 2–3 минуты и не имеет прямой зависимости от особенностей учебного материала, изучаемого на уроке физкультуры
Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2–3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода до нескольких минут). Повторите упражнение 10 раз.
Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время. Повторите упражнение 10 раз.
На вдохе медленно поверните глаза вправо ("до упора", но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд. Повторите упражнение 10 раз
На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд. Повторить упражнение 3 раза
Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). Для начала достаточно одного круга, постепенно можно довести их количество до десяти кругов (через две-три недели) При этом нужно, не задерживаясь после первого круга, сразу начать второй. Закрыть после выполнения упражнения, глаза на несколько секунд. Затем сделать это упражнение, поворачивая глаза против часовой стрелки. В завершение комплекса нужно сделать пальминг (3-5 минут)

Задачи по повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные занятия, в том числе и уроки физической культуры, целесообразно проводить на свежем воздухе, а не в зале.
Задачи по повышению общей работоспособности и привитию гигиенических навыков требуют, чтобы школьники ежедневно выполняли физические упражнения, принимали водные, воздушные, солнечные процедуры, соблюдали режимы учебы и отдыха, сна, полноценного питания.

За последние годы увеличилось психо-эмоциональное напряжение школьников, которое связано с повышающимися умственными нагрузками и сопровождающиеся ощущениями дискомфорта. Такое состояние принято называть «школьными стрессами».
Задачи по уравновешиванию психо- эмоциональных состояний школьников можно решать на уроках физической культуры, используя следующие упражнения из йоги:

Поза для расслабления мышц лежа. Лечь на спину, раздвинув стопы ног примерно на 40 см. Голова затылком касается пола. Руки положить ладонями вверх и отодвинуть их от туловища. Закрыть глаза и расслабиться.
Дышать ритмично. Впоследствии дыхание станет легким и медленным. Сосредоточиться на глубоких и легких выдохах. Оставаться в этом положении 3-5 мин. Данная поза полезна для расслабления мышц всего тела.
Стойка на плечах («березка»)  Лечь на спину, руки положить вдоль туловища ладонями вниз. Поднимать обе выпрямленные в коленях ноги вверх, пока они не окажутся запрокинутыми над головой, а нижняя и средняя части туловища не оторвутся от пола. Когда ноги окажутся над головой, согнуть руки в локтях и  положить ладони на спину. Затем медленно поднимать ноги, чтобы подошвы были обращены к потолку. Ноги и туловище должны составлять прямую линию, а подбородок должен быть прижат к верхней части груди. Оставаться в этом положении 15-30 сек., не перенапрягаясь. Потом медленно опустить ноги, а руки положить на пол ладонями вниз. Далее медленно опустить туловище на пол так, чтобы выпрямленные ноги были направлены вверх. Затем медленно опустить выпрямленные ноги на пол, расслабить их. Эффект упражнения: благоприятное воздействие на центральную нервную систему, на кровеносные сосуды; увеличение сопротивляемости простудным заболеваниям.
Стойка на одной ноге. Встать на правую ногу, положив лодыжку левой стопы у основания правого бедра. Ладони сложить вместе перед грудью. Сохранять равновесие. Медленно выходить из данного положения (позы) и повторить упражнение на другой ноге. Эффект упражнения: развивается чувство равновесия, укрепляются мышцы ног и туловища, формируется  чувство уверенности в своих силах.

-Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод:
включая оздоровительные задачи в урок физической культуры, учитель помогает детям;
сформировать представление о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладеть умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
сформировать навык систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
справиться со стрессами, полученными на других уроках, развить физические качества, сформировать правильную осанку, повысить общую работоспособность, привить гигиенические навыки.

Используемая литература и интернет-источники

Фомичева Е.И. Сберечь здоровье- задача урока. г. Новый Уренгой.    
         Журнал  «Физическая культура в школе» №1, 2010.
Коновалова Н. Профилактика нарушения осанки у детей. Занятия корригирующей гимнастикой в процессе познавательной, игровой, исследовательской, творческой деятельности 2016.
Зайдов А. Секреты здорового образа жизни 2014.
Вишневский В. Здоровьесбережение в школе (Педагогические стратегии и технологии)2002.
.Патрикеев А. Подвижные игры в спортзале 2015
http://www.fizkult-ura.ru/sci/physical_culture/4
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2013/09/18/ozdorovitelnaya-napravlennost-urokov-fizicheskoy-kultury
http://azbyka.kz/povyshenie-ozdorovitelnoy-effektivnosti-uroka-fizicheskoy-kultury
http://www.informio.ru/publications/id75/Ozdorovitelnaja-napravlennost-urokov-fizicheskogo-vospitanija-v-uchrezhdenijah-nachalnogo-professionalnogo-obrazovanija
http://www.metod-kopilka.ru/skandinavskaya_hodba_dlya_shkolnikov-8734.htm

uђ Заголовок 1uђ Заголовок 2uђ Заголовок 3uђ Заголовок 4uђ Заголовок 5uђ Заголовок 6uђ Заголовок 7uђ Заголовок 8uђ Заголовок 915