Статья. Воспитание основ экологического сознания , основ истинной культуры в детях.


Статья. Воспитание основ экологического сознания , основ истинной культуры в детях.
Такого человека можно назвать Экологическим человеком. Откуда же такому человеку взяться? Ведь не появится он сам собой, каким–то чудесным образом. Конечно, такого человека нужно воспитать, помочь ему родиться.Всё начинается с детства, и все в детстве закладывается. Наша задача это осознать и приложить силы к формированию нового поколения созидателей, охранителей и творцов Жизни. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого мы должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истинной культуры в детях.Мы – мостик, который соединяет ребёнка с объектом нашего познания и восприятия, как бы окно в мир для него. Понятно, насколько важны в деле воспитания наши собственные качества, черты характера, наша образованность, восприимчивость, просвещённость, одним словом, – наша культура. Начиная воспринимать красоту, человек постепенно облагораживается, утончается. Грубое действие для него становится всё более чуждым. Так через восприятие красоты человек становится Человеком. При этом Красотой с большой буквы считаем лишь то, что способно возвышать, пробуждать лучшие человеческие чувства, порождать более высокие мысли и желания. И эта красота ещё жива! Её мы находим в природе, в искусстве, в самом человеке. Окружить этой Красотой ребёнка, помочь ему её увидеть – наша благородная задача.В. Сухомлинский считал, что «воспитание не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка» . Помня об этом, как о главном в процессе решения поставленных в программе задач, будем окружать ребёнка красивыми образами, обращать его внимание на красоту природы и произведений человеческих рук, слушать прекрасную музыку, читать, рассказывать сказки, легенды, представителей её царств, человека и его поступков, смотреть красивые музыкальные слайд–фильмы и, конечно, предоставлять возможность детям высказывать и выражать в разнообразной творческой деятельности свои впечатления, мысли. При этом будем трудиться и творить вместе, помогать друг другу и учиться друг у друга, создавать особую атмосферу жизни и творчества с детьми. Эта атмосфера будет во многом способствовать раскрытию и развитию ребёнка. Главными составляющими этой атмосферы будут красота, добро, радость, терпение и терпимость.Красота, начиная с красивого интерьера, оформления помещения и до красоты наших взаимоотношений с ребёнком, будет сильнейшим воспитательным фактором, определяющим наше общее настроение, настрой, нашу радость.Без радости немыслимо воспитание и развитие, радость должна быть следствием каждого занятия. Если в нас не будет радости от того, что мы делаем, то как же она появится в детях? Поэтому радость будет своего рода мерилом качества каждого нашего занятия, каждого нашего действия.Добро будем рассматривать с точки зрения той действенной пользы, которую будем оказывать друг другу. Не добреньким, а по–настоящему добрым должен быть воспитатель. При этом всем нам необходимо терпение и терпимость в стремлении лучше понять ребёнка, его особый мир, его чувства, побуждения.Любое творчество, любая творческая деятельность нуждается в свободе, без свободы творчество немыслимо. Свобода мыслей, чувств должна быть незыблемым законом творчества и жизни в целом. В этом, как и во многом другом, будет заключаться уважение личности и законных прав ребёнка.И, наконец, организация. Без правильной организации воспитательно–образовательного процесса невозможно решить задачи воспитания в полном объёме. Но организация, как создание лучших условий для жизни, творчества и труда, должна быть не навязчивой, а органично возникающей и незаметной для ребёнка. Это должен быть заранее продуманный и искусно воплощённый в жизнь целый ряд приёмов и способов, и всегда эти приёмы и способы должны гибко сочетаться с той ситуацией, в которой вы и дети находитесь.Экологическое воспитание и образование не могут быть временными, нужна настоящая повседневная работа, на фоне определённой развивающей среды, при наличии необходимого оборудования. Максимум творчества воспитателя, при отсутствии потребительского отношения к природе, и соответствующего мировоззрения – всё это поможет воспитать новое поколение с новым экологическим мышлением.Ученые отмечают, что содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение (знания – отношение – поведение).Результаты проведенного исследования в основном подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы. В процессе освоения экспериментальной программы дети овладели достаточно полной и обобщенной системой первоначальных знаний о комнатных растениях как живых существах (росте, развитии, размножении, питании, дыхании), условиях жизни, потребностях живых организмов и способах их удовлетворения, приспособленности к условиям существования; некоторых объективно существующих зависимостях в растительном мире. При этом они освоили центральную связь как общую закономерность, а остальные зависимости осознали как ее проявления. На основе раскрытия связей между внешним строением и средой обитания шло обобщение приспособительных признаков разных групп растений, формировались экологические понятия: общее – «растение», и частное – «дерево», «кустарник», «трава», «влаголюбивое», «засухоустойчивое» и др. Убедительным доказательством этого является характер обобщений. У детей сложились определенные умения выделять те морфофункциональные признаки, которые являются существенными в приспособлении растений к среде.