Анализ работы методического объединения учителей гуманитарных предметов за 2015-2016 учебный год


Анализ работы МО гуманитарного цикла «Лира»
МКОУ ХМР СОШ с.Селияровоза 2015-2016 учебный год
1. Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность
1.1. Характеристика педагогических кадров
В 2015– 2016 учебном году в состав МО гуманитарного цикла входят 4 педагога. Средний возраст – 44г. Педагогический стаж в среднем составляет – 25 лет.
Количество учителей 4 100%
Высшее образование 4 100%
Молодых специалистов 0 0
Без категории 1 25%
1 категория 1 25%
Высшая категория 2 50%
Аттестация педагогических работников.
Цель: Определение уровня профессиональной компетентности и создание условий для повышения квалификации педагогических работников.
В первом полугодии в плане повышения квалификации заявлены 2 педагога:
Поспелова О.В.- получила соответствие занимаемой по должности «Заместитель директора по ВР» (Приказ №102-Л от 15.12.2015г)Должичева О.Б. –получила соответствие по должности «методист» (Приказ №102-Л от 15.12.2015г)
Во втором полугодии 2015-2016 учебного года, по плану-графику были аттестованы на высшую категорию Рачковская Татьяна Федоровна, учитель русского языка и литературы и Конышева Елена Дмитриевна, учитель истории и обществознания (Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры №698 от 29.04.2016г, срок действия по 27.04.2021г)
Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов гуманитарного цикла, способных успешно реализовать поставленные задачи.
(в сравнении за четыре года)
Выводы: Как показывает диаграмма, за последние четыре года наблюдается положительная динамика, у учителей – предметников прослеживается интерес к повышению своей квалификации. В 2015-2016 учебном году особенно увеличилось количество педагогов, имеющих высшую категорию.
II.Единая методическая тема ЦО «Лира», цель, задачи:
Деятельность гуманитарного МО в 2015-2016 учебном году строилась в соответствии с планом работы школы, общешкольной методической темой: ««Достижение нового качества образования на основе требований ФГОС через эффективные педагогические практики» и темой ЦМО: «Реализация ФГОС нового поколения в условиях сельской малокомплектной школы»
Цель: Достижение современного качества образования через эффективное управление образовательным процессом, через внедрение в образовательный процесс инновационных форм работы учителей - предметников гуманитарного цикла.
Задачи:
освоение цели и содержания образования в рамках ФГОС нового поколения как основных составляющих деятельности педагога и учащегося;
создание условий для развития общеучебных, личностных и метапредметных умений и навыков обучающихся;
формирование единых требований к качеству обученности в рамках ФГОС нового поколения;
обеспечение качества образования, которое способствовало бы общему культурному развитию ученика и благодаря которому, он мог бы на основе равенства возможностей развивать ответственность и стать полезным членом общества;
активизация и стимулирование инновационной деятельности педагогов с целью ориентации на более высокие результаты обучения;
разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации;
создание условий для изучения особенностей ФГОС с целью повышения качества знаний учащихся, используя инновационные технологии.
III. Технологии, методики используемые педагогами в урочной и внеурочной деятельности.

п/п ФИО педагога Тема самообразования Технологии и методики, используемые педагогами
1. Должичева О.Б. «Формирование элементарных навыков говорения на уроках английского языка в начальной школе» (2015-2018) Технология проблемного обучения;
Тестовая;
Т. Развивающего обучения;
ТРКМ; развивающего обучения; личностно-ориентированного обучения; здоровье-сберегающего обучения;
Проектная
2. Поспелова О.В. «Формирование коммуникативных и речевых УУД на уроках русского языка и литературы» (2015-2018)Технология проблемного обучения;
Тестовая;
Т. Развивающего обучения;
развивающего обучения; здоровье-сберегающего обучения;
3. Конышева Е.Д. «Использование возможностей интерактивной доски в преподавании истории и обществознания» (2015-2018) Технология проблемного обучения;
Тестовая;
Т. Развивающего обучения;
ТРКМ; развивающего обучения; здоровье-сберегающего обучения; проектная4. Рачковская Т.Ф. «Решение проблемных ситуаций на уроках литературы как средство воспитания нравственно здоровой личности»
(2013-2016) Технология проблемного обучения;
Тестовая;
Т. Развивающего обучения;
ТРКМ; развивающего обучения; здоровье-сберегающего обучения;

Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО

Как показала работа, члены МО приложили в течение года максимум усилий для реализации поставленных целей и задач. Для совершенствования учебного процесса, обеспечения качественных образовательных услуг заказчику, создания условий для саморазвития, самоопределения и самореализации каждого ребенка, учителями гуманитарных предметов разработаны и апробированы факультативные курсы, программы курсов по выбору, программы дополнительного образования школьников.
№п/п Класс Наименование курса Вид дисциплины Ф.И.О. учителя
1. 1-11кл Одаренные дети Программа Рачковская Т.Ф.
2. 2-11 «Одаренные дети»
программа ДолжичеваО.Б.
3. 9,11классы «Нормы русского языка. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку» факультатив
Рачковская Т.Ф
4. 10класс «История России: от Рюрика до Путина» факультатив Конышева Е.Д.
Педагогический опыт учителей гуманитарных предметов совершенствуется и в рамках МО. За отчетный период учебного года было проведено 4 плановых заседаний:
В течении 1 полугодия проведены 4 заседания МО:
№ п/п Тема, форма заседания Форма проведения Сроки, конкретная дата Цель Содержание Ожидаемый результат
Заседание №1
1 1. Анализ работы МО за 2014-2015 учебный год, планирование работы на новый 2015-2016 учебный год.
2.Рассмотрение рабочих программ по предметам гуманитарного цикла. Инструктивно-методическое совещание 08.09.2015г Повышение эффективности гуманитарного образования;
Поиски новых форм урочной и внеурочной деятельности; Утверждение плана работы ЦМО учителей гуманитарного цикла на новый учебный год.
Обсуждение рабочих программ по предметам на 2015-2016 учебный год согласно учебному плану. Подтверждение тем самообразования и дальнейшей работы по ним. Реализация утверждённого плана работы. Использование новинок различных педагогических технологий. Разработка рабочих программ в соответствие структур требованиям ФГОС.
2 Технология активных методов обучения и модерации- образовательная технология новых стандартов.
Практико-ориентированный семинар
03.12.2015г Повышение уровня педагогического мастерства, овладение новыми образователь-ными технологиями.
Создание возможности для обмена опытом. Выступление по теме семинара «Работа с интерактивной доской»
Использование в образовательном процессе технологии АМО и составление рекомендаций для педагогов с целью устранения трудностей при апробации данной технологии.
3 «Портфолио учителя»- важный образовательный инструмент в прохождении аттестации.
Круглый стол 15.03.2016г Совершенствование профессионального мастерства учителей-предметников В настоящий момент оценивание деятельности педагога проходит через 1/Аттестацию, 2/ Портфолио (папка личных достижений педагога-предметника). Аттестация педагогических работников – это комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений. Квалификационная категория - соответствующий нормативным документам уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
Предложение:
- взять за основу структуру отчета по самообследованию.
Методическая готовность учителей к работе в условиях ФГОС;
Выработка рекомендации для создания портфолио педагога.
Решение:
Создание учителями электронного портфолио, в соответствии со структурой отчета по самообследованию, включающий 5 основных разделов:
Раздел 1 - профессиональное образование
Раздел 2 - представление о педагогической профессии и миссии
Раздел 3- профессиональная деятельность аттестуемого;
Раздел 4- Результаты профессиональной деятельности;
Раздел 5- перспективы развития профессиональной деятельности;
Раздел 5- перспективы развития профессиональной деятельности;
Создать банк отчетов по самообследованию педагогов, прошедших успешно аттестацию.
4 Организация работы с обучающимися к ОГЭ и ГИА.
Анализ работы за год Инструктивно-методический семинар 29.04.2016г. Повышение качества организации и проведение ГИА по образовательным программам гуманитарных предметов Изучены методические материалы, рекомендации, а также Демо-версии аттестационных материалов предметов гуманитарного профиля.
Разработаны учителями предметниками стенды по ГИА и ЕГЭ по предметам гуманитарного профиля. Повышение качества образовательного процесса.
Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность
Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету
Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы по предметам гуманитарного цикла.
Вначале 1полугодия была проведена проверка и системный анализ рабочих программ 5 класса учителей – предметников гуманитарного цикла. На основании данной проверки была составлена справка от 18сентября 2016года.
Выводы: рабочие программы педагогов школы разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами. Однако рабочие программы отдельных педагогов требует доработки. В связи с этим рекомендуется:
1.      Учителям – предметникам больше внимания уделять структурированию программы, ее наполненности.
2.      Вышеназванным педагогам внести изменения, дополнения в структуру программы, отредактировать ее.
3.      На заседаниях ЦМО продолжить работу по совершенствованию рабочих программ по предметам.
4. Провести повторную проверку рабочих программ педагогов.
 
В первом полугодии 2015-2016г. учителя МО работали над совершенствованием и соблюдением единых требований письменной речи обучающихся по русскому языку с 6-11классах. Была проведена проверка с 07.12-14.12.2016г
Были проверены рабочие тетради по следующим параметрам:
соответствие количества тетрадей составу класса;
внешний вид тетрадей (оформление, почерк, опрятность);
частота проверки;
качество проверки (внимательность, аккуратность, правильность исправлений, классификация ошибок);
объективность оценок;
соблюдение единого орфографического режима.
Рекомендации:
Учителям-предметникам добиваться соответствия требованиям внешнего вида тетрадей, соблюдения единого орфографического режима;
Учителям - предметникам тщательнее проверять тетради, контролировать выполнение работ над ошибками, домашних заданий учащихся;
Учителям-предметникам регулярно в соответствии с требованиями проверять тетради учащихся.

кабинетной системы. Продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов. Разработано большое количество по гуманитарным предметам контрольных, самостоятельных, тестовых работ, перфокарт, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр-презентаций.
Во втором полугодии текущего учебного года большое внимание было уделено методическим разработкам к урокам.
Анализ работы по повышению квалификации педагогов
Обучение
Модернизация образования требует от каждого учителя усилий и активного повышения квалификации. За период 2015-2016 учебного года учителями гуманитарного цикла были посещены семинары, вебинары и КПК:
Повышение квалификации
Цель: совершенствование системы работы с педагогическими кадрами по самооценке деятельности и повышению профессиональной компетентности.
№ Ф.И.О.
( полное )Должность (с указани-ем препо-даваемого
предмета) Тема курсов ПК, семинаров, конференций Сроки
прохождения Место проведения,
проводящее учреждение Удостоверение №
курсы по ИОС
(блоки) краткосрочные ПК
3 квартал 2015год
( сентябрь)
1 Конышева
Елена
Дмитриевна Учитель
Истории и обществознания, методист Вебинар «Требования к проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады» 09.09.2015 Центр организационно-методического сопровождения работы с одарёнными школьниками -
2 Конышева
Елена
Дмитриевна Учитель
Истории и обществознания, методист Вебинар «Организация работы с одарёнными детьми» 09.09.2015 «Инфоурок»
Свидетельство
№ВЛ-215357829
3 ДолжичеваОльга Борисовна Учитель английского языка Вебинар «Требования к проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады» 09.09.2015 Центр организационно-методического сопровождения работы с одарёнными школьниками -
4 Конышева
Елена
Дмитриевна Учитель
истории и обществознания, методист Вебинар «Требования к проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады. История» 11.09.2015 Центр организационно-методического сопровождения работы с одарёнными школьниками -
5 Должичева Ольга Борисовна Учитель английского языка Вебинар «Организация работы с одарёнными детьми» 11.09.2015г «Инфоурок» Свидетельство
№ВЛ-332064689
6 Конышева
Елена
Дмитриевна Учитель истории и обществознания КПК «Государственная и общественная составляющая в оценке профессиональной деятельности педагога»,72ч 24.09-03.10.2015г АУДПО ХМАО-Югра «ИРО» Удостоверение № 5124 от 03.10.2015г
4 квартал 2015 год
(октябрь, ноябрь, декабрь)
7 Поспелова Оксана Владимировна Учитель русского языка и литературы КПК «Разработка занятия (урока) по коррекционной педагогике по технологии АМО» 15.09- 07.10. 2015г г. Петрозаводск АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»,108ч Удостоверение № 22-2-10 от 15.10.2015г
8 Конышева Елена Дмитриевна Учитель истории и обществознания КПК «Разработка занятия (урока) по коррекционной педагогике по технологии АМО» 15.09- 07.10.2015г г. Петрозаводск АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»,108ч Удостоверение № 22-2-09 от 11.10.2015г
9 Должичева Ольга Борисовна Учитель английского языка, методист КПК «Разработка занятия (урока) по коррекционной педагогике по технологии АМО» 15.09- 07.10. 2015г г. Петрозаводск АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет»,108ч Удостоверение № 22-2-03 от 06.10.2015г
10 Конышева Елена Дмитриевна Учитель истории и обществознания, методист Вебинар «Электронная форма учебника как современное средство обучения» 15.10.2015г НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики» Сертификат участника
11 Должичева Ольга Борисовна Учитель английского языка, методист Вебинар «Организация исследовательской деятельности школьников» 22.10.2015г «Инфоурок» Свидетельство №ВЛ-308214676 от 22.10.2015г
12 Конышева Елена Дмитриевна Учитель истории и обществознания ПП «Теория и методика преподавания истории и обществознания» 30.10.2015г Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий»,
г. Курган Диплом ПП № 452402924592
от 30.10.2015г
13 Поспелова Оксана Владимировна Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по ВР Заочные КПК «Особенности преподавания русского языка в условиях билингвизма» 19.11-25.11.2015г АУДПО ХМАО-Югра «ИРО» -
14 Должичева Ольга Борисовна Учитель английского языка, методист Заочные КПК «Особенности преподавания русского языка в условиях билингвизма» 19.11-25.11.2015г АУДПО ХМАО-Югра «ИРО» -
15 Должичева Ольга Борисовна Учитель английского языка, методист Семинар «Электронная форма учебника - новый инструмент реализации требований ФГОС и повышения качества образования на примере УМК «Rainbow English» издательства «Дрофа» О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, К.М. Барановой» 07.12.2015г АУДПО ХМАО-Югра «ИРО» Сертификат участника семинара от 07.12.2015г
16 Поспелова Оксана Владимировна Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по ВР КПК «Об обучении мерам пожарной безопасности работников организации» 15.12-18.12.2015г Комитет по образованию администрации Ханты-Мансийского района -
Отчет по курсам повышения квалификации за 1 квартал
2016год
(январь, февраль, март)
№ п/п Ф.И.О.
( полное )Должность (с указани-ем препо-даваемого
предмета) Тема курсов ПК, семинаров, конференций Сроки
прохождения Место проведения,
проводящее учреждение Удостоверение №
курсы по ИОС
(блоки) краткосрочные ПК
17 Поспелова Оксана Владимировна Учитель русского языка и литературы Вебинар«Порядок работы в системе «Аверс»: Управление организацией дополнительного образования» 12.02.2016г Комитет по образованию администрации Ханты-Мансийского района -
18 Конышева Елена Дмитриевна Учитель истории и обществознания КПК «Новые подходы в преподавании курса «История России 20в в условиях ФГОС основного общего образования» 13.02-01.03.2016г АУДПО ХМАО-Югра «ИРО» Справка №324 от 01.03.2016г
Удостоверение от 01.03.2016г № 2170
19 Рачковская Татьяна Федоровна Учитель русского языка и литературы Вебинар «Развитие языковой среды образовательной организации в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях РФ» 01.03.2016г АУДПО ХМАО-Югра «ИРО» -
20 Рачковская Татьяна Федоровна Учитель русского языка и литературы КПК «Подготовка экспертов региональных предметных комиссий ОГЭ» 12.03-18.03.2016г АУДПО ХМАО-Югра «ИРО» Удостоверение от 18.03.2016г №3289
21 Должичева Ольга Борисовна Учитель иностранного языка, методист КПК «Профессиональная деятельность учителя иностранного языка в условиях внедрения ФГОС» 14.03-26.03.2016г АУДПО ХМАО-Югра «ИРО» Справка №535 от 26.03.2016г
Удостоверение от 26.03.2016г №3583
22 Поспелова Оксана Владимировна Заместитель директора по ВР Очно-заочные КПК "Организация летнего оздоровительного отдыха детей и подростков в современные условиях"28.03.2016 - 08.04.2016 АУДПО ХМАО-Югра «ИРО» Удостоверение от 08.04.2016г №4239
23 Должичева Ольга Борисовна Учитель иностранного языка, методист Конференция «Решения в области ИТ в образовании» 28.03.2016г Центр онлайн обучения «Фоксфорд» г.МоскваСертификат от 28.03.2016г
№ 998021-8847
2 квартал
2016год
(апрель, май, июнь)
№ п/п Ф.И.О.
( полное )Должность (с указани-ем препо-даваемого
предмета) Тема курсов ПК, семинаров, конференций Сроки
прохождения Место проведения,
проводящее учреждение Удостоверение №
курсы по ИОС
(блоки) краткосрочные ПК
24 Должичева Ольга Борисовна Учитель английского языка, методист Обучающий семинар «Обучение привлекаемых специалистов к проведению ГИА в 2016г» 23.05.2016г Комитет по образованию администрации Ханты-Мансийского района Сертификат
Из общего числа педагогов – 4 ч., КПК прошли 4чел -100%, 9 педагогов -100% коллектива стали участниками вебинаров, 2педагога –50 % участвовали в семинарах, конференции посетили-25% (1педагог).
Работа с одарёнными детьми
№ Содержание работы Сроки Исполнители Прогнозируемый результат
1. Определение контингента и составление плана работы по организации исследовательской деятельности с учащимися сентябрь Учителя, учащиеся 5-11 Сообщение, реферат.
2. Разработка плана работы с одарёнными детьми. сентябрь Учителя, учащиеся 5-11 Публичное выступление, реферат, конкурсная работа
3. Подготовка и проведение школьного тура олимпиады
Подготовка и проведение муниципального тура олимпиады
октябрь- 2015 Участие
4. Работа с учащимися, обучающимися на «отлично» сайтябрь-Н.Г.- Морских Екатнцииентябрь-декабрь Учителя, учащиеся
5-10 классов Увеличение количества отличников, повышение качества обученности по предметам.
Результаты школьного этапа за 2015-2016 учебный год
Основание проведения:
Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 августа 2015 года № 10-Исх-8732 «О методических рекомендациях»;
Приказа комитета по образованию № 549-О от 28сентября 2015года;
Приказ директора школы №419-О от 01.10.2015г « О проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2015-2016учебном году».
Цели проведения:
Выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности.
Создание условий для поддержки одаренных детей.
Распространение и популяризация научных знаний.
Сроки проведения: 12-31октября 2015года
В 2015-2016 учебном году в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 100 учеников по 13 предметам, что составило 100% от общего числа учащихся 5-11 классов (53ученика). Среди них 25 призеров и 19 победителей: по английскому языку, русскому языку, истории, ОБЖ, биологии, обществознанию, географии и физической культуре. Самый высокий процент выполнения олимпиадных заданий составил по истории-84%, обществознанию- 93%, английскому языку-100% .
предмет Количество призеров Количество победителей Количество участников
Русский язык 6
Антонова Виолетта,5кл
Иврина Кристина,5кл
Сироткин Юрий,6кл
Деменев Дмитрий,6кл
Гуляева Дарья, 6кл
Южакова Ангелина,6кл 1
Должичева Екатерина, 9класс;
15
Английский язык -
10
Дибиров Ахмад,5кл
Сироткин Юрий,6кл
Гуляева Дарья,6кл
Деменев Дмитрий,6кл
Зарецкий Игорь,6кл
Конышев Максим,6кл
Васкеева Эрвена,8кл
Должичева Екатерина, 9кл
Бургардт Яна,9кл
Михайлик Ольга, 7кл 10
история 5
Клейнфельд Полина,5кл
Гуляева Дарья,6кл
Сироткин Юрий, 6кл
Конышев Илья, 8кл
Должичева Екатерина,9кл 1
Бургардт Яна,9кл 12
литература 1
Мамедов Артур,10кл - 3
обществознание 1
Бургардт Яна,9кл 1
Должичева Екатерина,9кл 2
Результаты муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады
Всего участников в муниципальном этапе: 18 ч., из них 1 победитель и 8призеров
Английский язык
№п/п Фамилия, имя учащегося Класс статус Ф.И.О. педагога
1 Васкеева Эрвена8 участник Должичева О.Б.
2 Должичева Екатерина 9 Победитель, 1место Должичева О.Б.
Русский язык
№п/п Фамилия, имя учащегося Класс статус Ф.И.О. педагога
1 Должичева Екатерина 9 Призер, 3место Рачковская Т.Ф.
ОБЖ
№п/п Фамилия, имя учащегося Класс статус Ф.И.О. педагога
1 Васкеева Эрвена8 участник Шерер Т.А.
2 Коныгина Наталья 8 участник Шерер Т.А.
3 Шехирев Сергей 8 участник Шерер Т.А.
4 Федорченко Вячеслав 8 участник Шерер Т.А.
Биология
№п/п Фамилия, имя учащегося Класс статус Ф.И.О. педагога
1 Мартюшева Наталья 11 Призер, 3место Ернова И.П.
География
№п/п Фамилия, имя учащегося Класс статус Ф.И.О. педагога
1 Мамедов Артур 10 Призер, 2место Бородина М.С.
История
№п/п Фамилия, имя учащегося Класс статус Ф.И.О. педагога
1 Конышев Илья 8 Призер, 3место Конышева Е.Д.
2 Должичева Екатерина 9 Призер, 2место Конышева Е.Д.
3 Бургардт Яна 9 Призер, 3место Конышева Е.Д.
Обществознание
№п/п Фамилия, имя учащегося Класс статус Ф.И.О. педагога
1 Должичева Екатерина 9 Призер, 3место Конышева Е.Д.
2 Бургардт Яна 9 участник Конышева Е.Д.
Физическая культура
№п/п Фамилия, имя учащегося Класс статус Ф.И.О. педагога
1 Шехирев Сергей 8 участник Астраханцев П.А.
2 Бургардт Яна 9 участник Астраханцев П.А.
3 Должичева Екатерина 9 участник Астраханцев П.А.
4 Конушин Виталий 11 Призер, 2место Астраханцев П.А.
Рекомендации:
Продолжить работу по привлечению учащихся к участию в школьном и муниципальном этапе предметных олимпиад.
Учителям-предметникам на уроках, факультативных и кружковых занятиях проводить работу со способными учащимися с целью развития у них умений выполнять нестандартные задания.
Ознакомить учащихся с итогами школьных предметных олимпиад на школьной линейке.
Результаты муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников в 2015-2016 учебном году
(на основании Приказа Комитета по образованию от 17.12.2015г №729-О)
Предмет Призер Победитель Ф.И. О. куратора
Английский язык - Должичева Екатерина,1 место, 9класс Должичева Ольга Борисовна
История Должичева Екатерина, 2место, 9класс;
Конышев Илья, 8класс, 3место;
Бургардт Яна, 9класс, 3место; - Конышева Елена Дмитриевна
Обществознание Должичева Екатерина, 3место, 9класс;
- Конышева Елена Дмитриевна
Русский язык Должичева Екатерина, 3место, 9класс;
- Рачковская Татьяна Федоровна
В течение первого полугодия 2015-2016 учебного года учащиеся 5-11 классов активно приняли участие во Всероссийских заочных конкурсах: «Русский медвежонок», конкурсы и олимпиады от «Центра поддержки талантливой молодёжи», «Британский бульдог»
Класс Олимпиада Предмет Участие (%)5-9 «Олимпус» Русский язык 12%
5-9 «Олимпус» История 15%
5-9 «Олимпус» Обществознание 10%
4-9 «Олимпус» Английский язык 15%
5-11 «Русский медвежонок» Русский язык 50%
5-9 «Британский бульдог» Английский язык 45%
По итогам проведения VIII Международного игрового конкурса «Британский Бульдог» по английскому языку , награждены сертификатами следующие обучающиеся МКОУ ХМР «СОШ с.Селиярово» (Приказ №14-У от 01.04.2016г):
№ Ф. имя ученика класс результат Педагог-куратор
1 Аксенкина Елена 3 Место в школе-1
Должичева О.Б.
2 Брюханова Анастасия 3 Место в школе-1
Должичева О.Б.
3 Кравченко Роман 3 Место в школе-1
Должичева О.Б.
4 Сивкова Елизавета 4 Место в школе-1
Должичева О.Б.
5 Должичева Мария 4 Место в школе-1
Должичева О.Б.
6 Беседина Валерия 4 Место в школе -1
Должичева О.Б.
7 Конушин Артем 3 Место в школе -1
Должичева О.Б.
8 Антонова Виолетта 5 Место в школе -1
Должичева О.Б.
9 Черненко Полина 4 Место в школе -1
Должичева О.Б.
10 Дибиров Ахмад 5 Место в школе-1
Должичева О.Б.
11 Коныгин Руслан 5 Место в школе-1
Должичева О.Б.
12 Гуляева Дарья 6 Место в школе -1
Должичева О.Б.
13 Должичева Екатерина 9 Место в школе -1
Должичева О.Б.
14 Михайлик Александр 5 Место в школе -1
Должичева О.Б.
15 Кузьмина Ульяна 5 Место в школе -1
Должичева О.Б.
Обобщение опыта
Методические разработки учителей-предметников находят отражение на страницах школьного сайта Seliyarovo-86.edusite.ru. Практически все педагоги участвуют в работе сетевых педагогических сообществ, а также систематически пополняется методическими материалами школьный сайт. Это позволило им расширить возможности обмена опытом и общения с преподавателями и администрацией портала посредством личного кабинета в Интернете и обмениваться опытом на разных педагогических, образовательных порталах.
Участие в конкурсах педагогов ЦМО учителей гуманитарного цикла за 1 полугодие 2015-16 уч года
№ ФИО учителя Конкурс Уровень Год Результат
1. Конышева Е.Д. 1) Всероссийский конкурс «Умната» «Портфолио участников образовательного процесса как средство мотивации личностного роста»
2) Публикация краеведческого материала на сайте интернет-проекта «Копилка уроков- сайт для учителей» kopilkaurokov.ru «Славные страницы истории Селияровской школы;
3) Публикация материала на сайте интернет-проекта «Копилка уроков- сайт для учителей» kopilkaurokov.ru «Активизация познавательной деятельности на уроках истории с помощью интерактивной доски»;
4) Публикация материала на сайте интернет-проекта «Копилка уроков- сайт для учителей» kopilkaurokov.ru«Сценарий урока «Древний Рим»
5) Публикация на сайте infourok.ruМетодическая разработка «Интеллектуальная игра «Главная книга России»
6) Публикация на сайте infourok.ru«Сценарий урока «Древний Рим» Федеральный
Федеральный
федеральный
федеральный
федеральный
федеральный 2015-2016 учебный год (02.12.2015г)
2015-2016 учебный год (18.12.2015г)
2015-2016 учебный год
(18.12.2015г)
2015-2016 учебный год
(16.05.2016г)
2015-2016 учебный год
(11.05.2016г)
2015-2016 учебный год
(16.05.2016г) Победитель 1 место
Свидетельство
№267786
Свидетельство
№267802
Свидетельство № 327423
Свидетельство № ДБ-076654
Свидетельство
№ДБ-084907
2 Рачковская Татьяна Федоровна 1. Публикация материала на сайте интернет-проекта «Копилка уроков- сайт для учителей» kopilkaurokov.ruКлассный час-игра «Школа самоуважения»
2. Публикация материала на сайте интернет-проекта «Копилка уроков- сайт для учителей» kopilkaurokov.ruУрок-игра по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
3. Публикация материала на сайте интернет-проекта «Копилка уроков- сайт для учителей» kopilkaurokov.ru«Сохранить природу-сохранить жизнь»
Публикация материала на сайте интернет-проекта «Копилка уроков- сайт для учителей» kopilkaurokov.ru «Турнир знатоков русского языка «Путешествие в страну филологию»
5.Публикация материала на сайте интернет-проекта «Копилка уроков- сайт для учителей» kopilkaurokov.ru«Не позволяй душе лениться»
6. Публикация материала на сайте интернет-проекта «Копилка уроков- сайт для учителей» kopilkaurokov.ruМастер-класс «Эффективные технологии, формы и методы работы на уроках русского языка как ресурс качественной подготовки выпускников»
7. Публикация материала на сайте интернет-проекта «Копилка уроков- сайт для учителей» kopilkaurokov.ru«Кто кого, или подросток в мире вредных привычек»
8. Публикация материала на сайте интернет-проекта «Копилка уроков- сайт для учителей» kopilkaurokov.ru«Женщине не нужно воевать»
9. Публикация материала на сайте интернет-проекта «Копилка уроков- сайт для учителей» kopilkaurokov.ru«Великий храм природы»
Федеральный
Федеральный
Федеральный
федеральный 27.03.2016г
13.03.2016
27.03. 2016г
07.03.2016г
27.03.2016г
27.02.2016г
07.03.2016г
07.03.2016г
27.03.2016г Свидетельство
№310721
Свидетельство
№ 304917
Свидетельство
№310660
Свидетельство № 302794
Свидетельство
№ 310651
Свидетельство
№ 299765
Свидетельство
№302811
Свидетельство
№302807
Свидетельство
№310716
Все педагоги гуманитарного цикла приняли активное участие в смотре-конкурсе школьных кабинетов, который проходил 11.12.2015года.
Для определения результативности работы кабинетов экспертной комиссией выставлялись оценки по трехбалльной шкале каждый (от 1 балла до 3баллов). Максимально возможное количество баллов – 57.
Члены экспертной комиссии при проведении смотра заполнили оценочный лист каждого кабинета с выставлением оценки по каждому оцениваемому показателю.
Визуальный осмотр кабинетов, собеседование с учителями, изучение представленных паспортов и анализ обработанного оценочного листа показывает:
1.Были представлены паспорта всех кабинетов.
2.Во всех учебных кабинетах ведется целенаправленная работа по сохранению школьной мебели и специального оборудования.
3.Проанализирована обеспеченность учебниками, справочно-информационной, научно-популярной, художественной литературой, учебными и дидактическими пособиями для самостоятельных работ и практических занятий, сборниками задач и упражнений и т.д. Порядок систематизации и хранения учебников, справочно-информационной, научно-популярной, художественной литературы, учебных и дидактических пособий для самостоятельных работ и практических занятий, сборников задач и упражнений в большинстве кабинетов в удовлетворительной степени соответствует требованиям.
4.В кабинетах русского языка и литературы (Рачковская Т.Ф., Поспелова О.В.), иностранного языка (Должичева О.Б.), истории и обществознания (Конышева Е.Д) имеются в наличии папки со сменным материалом для стендов.
5.Хорошо оформлены стенды в кабинетах иностранного языка (Должичева О.Б), истории и обществознания (Конышева Е.Д.).
6.Для создания благоприятной обстановки в кабинетах проводится озеленение. Экспертная комиссия отметила положительную работу в этом направлении работы у Рачковской Т.Ф., Конышевой Е.Д., Должичевой О.Б.
7.Санитарное состояние во всех кабинетах хорошее.
8.Заведующими кабинетами проводятся определенная работа по соблюдению правил пожарной безопасности, ТБ и ОТ.
9.Все учителя представили документы по инструктажу учащихся по технике безопасности.
10.Во всех учебных кабинетах сформирована медиатека электронных образовательных ресурсов, а также банк с дидактическим и раздаточным материалом по профилю педагога.
11. Не все педагоги представили рекомендации по выполнению домашних работ.
Рекомендации:
Всем заведующим кабинетами обновить информационные стенды, обратить внимание на освещение знаменательных дат, шире использовать материалы, расширяющие кругозор учащихся; устранить недостатки в оформлении документации кабинетов.
Администрации продолжать оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием.
Предложение:
Одобрить работу заведующих кабинетов:
Конышевой Е.Д., Рачковской Т.Ф., Должичевой О.Б., Поспеловой О.В.

Открытые внеклассные мероприятия
В преддверии празднования Дня Конституции, было проведено в актовом зале школы преподавателем истории и обществознания Конышевой Е.Д. мероприятие для обучающихся 8-11 классов – Интеллектуальная игра «Главная книга России». Обучающиеся школы были разделены на две команды «Единство», «Земляне». В ходе мероприятия ребята показали эрудированность, знание Конституции РФ, умения высказывать свою точку зрения, умение выслушивать и слушать друг друга. Данное мероприятие было проведено на высоком методическом уровне учителем – предметником Конышевой Е.Д.

Акция «Георгиевская ленточка», «Квест»
Ежегодно в нашей школе в преддверии праздника «9мая» проводятся акции «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», в этом учебном году также был проведен для обучающихся школы 5-11 классы интеллектуально-познавательная игра «Квест». Все эти мероприятия были подготовлены и проведены на высоком методическом уровне учителем истории и обществознания Конышевой Еленой Дмитриевной.

Школьной традицией стало проведение в конце второй учебной четверти Интеллектуального марафона, задания к которому готовятся заранее учителями-предметниками. По отзывам школьников, особый интерес вызвали задания по предметам гуманитарного цикла, представленные в виде интерактивных игр.
Вывод: таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению их образовательного уровня, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов.
Проведённые мероприятия показали, что учителя гуманитарных циклов стремятся решать поставленные задачи через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, через ознакомление с педагогическими и методическими новинками.
Ученик года Ханты-Мансийского района-2016 (17-18февраля2016г)
В этом учебном году нашу школу представляла обучающаяся 9класса –Должичева Екатерина, победитель заочного этапа «Ученик года Ханты-Мансийского района -2016»
Предметная неделя гуманитарного цикла
С 01 по 10марта проводилась декада гуманитарных предметов.
Задачи:
- Привлечь всех учащихся для организации и проведения недели гуманитарных дисциплин.
- Создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого ученика.
- Провести мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся, формированию творческих способностей, расширению знаний по русскому языку, литературе, истории и английскому языку.
- Организовать самостоятельную, индивидуальную, коллективную и практическую деятельность учащихся, содействуя воспитанию коллективизма и товарищества, культуры чувств.
- Поддержать у детей состояние активной заинтересованности овладением новыми, более глубокими знаниями по предметам гуманитарного цикла.
План проведения
декады гуманитарных наук
(01 марта – 10 марта)
Дата
Время проведения Название мероприятия Ответственный за проведение
01 марта После 1урока «Открытие» недели гуманитарных наук Должичева О.Б.
2 марта после уроков Турнир знатоков русского языка и литературы «Путешествие в страну филологию» для обучающихся 6-7 классов Рачковская Т.Ф.
3марта после 5урока Интерактивная игра для 3-4классов «Весёлый английский» Должичева О.Б.
В течение недели Конкурс сочинений «Берегите наш русский язык!» для обучающихся 11 классов Рачковская Т.Ф.
В течение недели Конкурс презентаций «Образы еды на страницах русской классики» для обучающихся 8 классаРачковская Т.Ф.
В течение недели Просмотр английских мульфильмов по изученным темам. Должичева О.Б.
В течение недели Конкурс кроссвордов по английскому языку для 3-6классов Должичева О.Б.
09 марта После уроков
Внеклассное мероприятие для обучающихся 5класса «Там на неведомых дорожках…» Поспелова О.В.
03 марта После уроков Литературная игра по поэме «Мертвые души» для обучающихся 9класса Рачковская Т.Ф.
10 марта Открытый урок для обучающихся 5класса «Древний Рим» Конышева Е.Д.
В течение недели Показ мини-фильмов из серии «История государства Российского» для обучающихся 5-11 классов Конышева Е.Д.
В течение недели Занимательная история: ребусы, загадки, конкурсы Конышева Е.Д.
15 марта После 1урока Закрытие декады гуманитарных наук.
Подведение итогов недели.
Церемония награждения победителей в отдельных номинациях, чествование самых активных классов. Должичева О.Б.

Нялинское ТМО в с.Селиярово15декабря 2015года на базе МКОУ ХМР СОШ с.Селиярово прошел семинар-практикум Нялинского ТМО по теме «Интерактивная доска- новый инструмент учителя». Наиболее ярко проявили себя педагоги гуманитарного ЦМО «Лира». В ходе мероприятия выступили:
Выступление «Активизация познавательной деятельности с помощью интерактивной доски»- Конышева Е.Д., руководитель Нялинского ТМО, учитель истории и обществознания в МКОУ ХМР «СОШ с.Селиярово»
Выступление «Приёмы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка»- Должичева О.Б., методист, учитель английского языка в МКОУ ХМР «СОШ с.Селиярово».
Все педагоги были отмечены сертификатами за представленный опыт.

Нялинское ТМО в с. Кышик20 февраля 2016 года на базе МКОУ ХМР СОШ с.Кышик было проведено ежегодное выездное заседание Нялинского территориального методического объединения по теме «Формирование УУД как основы умения учиться», в работе которого приняли участие педагоги из школ с.Нялинское, д.Шапша, с.Селиярово, с.Кышик, п.Пырьях (всего 46 человек).
Цель мероприятия: Совершенствование системы методической работы через непрерывное повышение уровня педагогического мастерства.
На организационном этапе заместителем директора по УВР МКОУ ХМР СОШ с.Кышик Прилуцкой Н.В. была разработана программа проведения ТМО. Её отличительной чертой явилось большое разнообразие форм работы и общения: выставки, мастер-классы, открытые уроки и внеклассные мероприятия, работа секций учителей-предметников по различным направления, где поднимались дискуссионные вопросы системы современного российского образования.
Программа дня была насыщенной и интересной. Педагоги школы села Селиярово получили возможность посетить выставки работ ДПИ (учитель технологии Сидорова Н.Н.), художественной резьбы по дереву (педагог дополнительного образования Ларюшкин А.А.), достижений, фото и методических материалов (библиотекарь Сульманова Л.А., учитель русского языка и литературы Вахрушева Н.А.), а также школьный музей хантыйского быта (зав. музеем Фатеева С.В., учитель хантыйского языка и литературы Дубровина Л.В.)
В 9.45 состоялось торжественное открытие Нялинского ТМО, где всех собравшихся гостей поприветствовала директор школы Демченко С.В. Руководитель ТМО Конышева Е.Д. коснулась вопроса исполнения решений прошлогоднего заседания и огласила результаты Конкурса символики, а также пожелала всем педагогам плодотворной работы в течение дня.
Программа заседания Нялинского ТМО состояла из 3 частей: практическая часть (открытые уроки, мастер-классы), педагогические чтения по секциям, пленарное заседание. Педагоги МКОУ ХМР «СОШ с.Селиярово» приняли активное участие в педагогических чтениях по секциям. Учителя выступали с докладами и мастер-классами по теме ТМО, распространяли свой педагогический опыт в формировании и развитии универсальных учебных действий.
№п/п Ф.И.О. выступающего, должность Тема выступления
1 Конышева Елена Дмитриевна, учитель истории и обществознания, руководитель Нялинского ТМО «Оценка уровня сформированности УУД при помощи КОЗ на уроках истории и обществознания»
2 Должичева Ольга Борисовна, учитель английского языка, методист «Формирование УУД на уроках английского языка» (на примере УМК «Rainbow English» авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева)
3 Брюханов Павел Сергеевич, учитель физики и информатики «Основы умения учиться на уроках физики и информатики»
4 Клейменова Любовь Алексеевна, заместитель директора по УВР (секция руководителей) Мастер-класс « Формирование УУД как средство реализации ФГОС»
5 Ернова Ирина Павловна, директор ОО, учитель химии и биологии (секция руководителей) «Реализация различных образовательных технологий на уроках как средство формирования УУД обучающихся в рамках реализации ФГОС»
6 Курковская Ирина Евгеньевна, учитель математики «Формирование и развитие УУД на уроках математики через ИКТ»
Выводы:
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий общей логикой возрастного развития.
Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно – возрастного развития личности и познавательной сферы ребёнка.
В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включенность в жизнь общества.
Руководителем ТМО были вручены сертификаты педагогам, давшим открытые занятия и принявшим активное участие в работе секций в рамках работы ТМО.
617601012763500316611012763500-2476512319000

Взаимопосещение уроков ЦМО учителей гуманитарного цикла за 2015-2016 учебный год
В течение года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков, занятий и мастер-классов. Результативность посещений: повышение профессионального и методического мастерства членов МО, пополнение банка методических идей, стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя. По результатам взаимопосещений были выработаны рекомендации для членов МО:
- тщательнее продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы с сильными учащимися, низкомотивированными учащимися, не пренебрегать проведением физминутки;
- разнообразить формы уроков;
- активно использовать инновационные технологии.
Педагоги МО в полном составе приняли участие в психолого-педагогическом консилиуме по адаптации учащихся 4, 5 и 10 классов.
Итого 46 урока посещено администрацией школы и руководителем ЦМО за 2015-2016 учебный год
Предмет Класс Учитель Дата посещения Кто посещает
Русский язык 11 Рачковская Т.Ф. 15.09.2015 Ернова И.П.
Литература 11 Рачковская Т.Ф. 18.09.2015 Клейменова Л.А.
География 7 Бородина М.С. 24.09.2015 Конышева Е.Д.
Английский язык 9 Должичева О.Б. 29.09.2015 Клейменова Л.А.
Математика 2 Брюханова С.Ю. 30.09.2015 Конышева Е.Д.
Предмет Класс Учитель Дата посещения Кто посещает
Русский язык 5 Поспелова О.В. 06.10.2015 Ернова И.П.
История 5 Конышева Е.Д. 07.10.2015 Клейменова Л.А.
Математика 7 Курковская И.Е. 07.10.2015 Конышева Е.Д.
Литература 5 Поспелова О.В. 09.10.2015 Васкеева С.И.
Обществознание 5 Конышева Е.Д. 13.10.2015 Васкеева С.И.
Математика 5 Клейменова Л.А. 14.10.2015 Конышева Е.Д.
Литература 11 Рачковская Т.Ф. 19.10.2015 Ернова И.П.
Русский язык 9 Рачковская Т.Ф. 20.10.2015 Должичева О.Б.
ИЗО 5 Федорченко Т.А. 21.10.2015 Поспелова О.В.
Русский язык 11 Рачковская Т.Ф. 27.10.2015 Ернова И.П.
Предмет Класс Учитель Дата посещения Кто посещает
Литература 9 Рачковская Т.Ф. 16.11.2015 Поспелова О.В.
Обществознание 11 Конышева Е.Д. 17.11.2015 Клейменова Л.А.
Литература 5 Поспелова О.В. 20.11.2015 Должичева О.Б.
Литература 11 Рачковская Т.Ф. 25.11.2015 Клейменова Л.А.
Русский язык 2 Брюханова С.Ю. 30.11.2015 Ернова И.П.
Предмет Класс Учитель Дата посещения Кто посещает
Литература 8 Рачковская Т.Ф. 08.12.2015 Должичева О.Б.
Английский язык 6 Должичева О.Б. 08.12.2015 Поспелова О.В.
Литература 5 Поспелова О.В. 11.12.2015 Клейменова Л.А.
Литература 11 Рачковская Т.Ф. 11.12.2015 Должичева О.Б.
Предмет Класс Учитель Дата посещения Кто посещает
Литература 11 Рачковская Т.Ф. 15.01.2016 Клейменова Л.А.
Обществознание 10 Конышева Е.Д. 22.01.2016 Должичева О.Б.
Русский язык 11 Рачковская Т.Ф. 26.01.2016 Ернова И.П.
Английский язык 11 Должичева О.Б. 28.01.2016 Клейменова Л.А.
Физика 11 Брюханов П.С. 29.01.2016 Поспелова О.В.
Предмет Класс Учитель Дата посещения Кто посещает
Литература 8 Рачковская Т.Ф. 01.03.2016 Должичева О.Б.
Английский язык 7 Должичева О.Б. 01.03.2016 Клейменова Л.А.
История 5 Конышева Е.Д. 02.03.2016 Клейменова Л.А.
Литература 11 Рачковская Т.Ф. 04.03.2016 Должичева О.Б.
Предмет Класс Учитель Дата посещения Кто посещает
Русский язык 9 Рачковская Т.Ф. 05.04.2016 Ернова И.П.
Литература 5 Поспелова О.В. 08.04.2016 Должичева О.Б.
Литература 11 Рачковская Т.Ф. 15.04.2016 Клейменова Л.А.
Предмет Класс Учитель Дата посещения Кто посещает
Обществознание 11 Конышева Е.Д. 19.04.2016 Клейменова Л.А.
Русский язык 9 Рачковская Т.Ф. 19.04.2016 Ернова И.П.
Русский язык 6 Рачковская Т.Ф. 27.04.2016 Клейменова Л.А.
Литература 11 Рачковская Т.Ф. 29.04.2016 Должичева О.Б.
Русский язык 6 Рачковская Т.Ф. 11.05.2016 Клейменова Л.А.
Обществознание 10 Конышева Е.Д. 13.05.2016 Должичева О.Б.
Литература 5 Поспелова О.В. 17.05.2016 Клейменова Л.А.
Русский язык 11 Рачковская Т.Ф. 17.05.2016 Ернова И.П.
Информатика 9 Брюханов П.С. 17.05.2016 Поспелова О.В.
Музыка 1 Васкеева С.И. 20.05.2016 Должичева О.Б.
Анализ уроков показал: практически все уроки были построены на принципах взаимодействия «учитель-ученик» и «ученик-ученик». Так же чётко прослеживались межпредметные связи. Учителя на всех уроках использовали элементы компетентностного подхода в обучении. Вся работа на уроках строилась по принципам доступности, научности, наглядности. На многих уроках использовались интерактивные технологии, дидактические игры, интересные формы устных работ, познавательной и личностной рефлексии. В начале урока педагоги создавали хороший эмоциональный настрой, «зажигали» детей своими идеями, через которые успешно решали поставленные на уроке проблемы, задачи и цели. Уроки были направлены на решение воспитательных задач: умение адаптироваться в окружающей среде, умение слушать оппонента и быть услышанным, корректное отношение к окружающим, культуру речи и поведения в обществе. Учителя показали себя методически грамотными, владеющими современными образовательными технологиями, творчески работающими педагогами. Все уроки отличались продуманностью, чёткостью, ясностью и логичностью изложения учебного материала. По типу урока все уроки были разноплановыми: урок объяснение, урок-исследование, урок-путешествие, урок – игра, урок обобщение. На всех уроках были продемонстрированы интересные формы работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная и др. Все учителя достигли поставленной цели и задач урока с помощью разнообразия приёмов, форм и методов обучения.
Рекомендации: Рекомендовать правильно рассчитывать учебное время, при планирование урока учитывать дозировку на каждый этап и на каждое задание (не всегда уроки заканчивались по звонку), активизировать работу по развитию творческих способностей учащихся, соблюдать здоровьесберегающие принципы построения урока: не забывать о необходимости временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке, проводить физминутки во время урока. Учителя МО гуманитарного цикла в качестве классных руководителей принимали со своими классами активное участие во всех школьных внеклассных мероприятиях.
Рекомендации учителям:
Больше уделять внимания индивидуальному подходу к ученикам, использовать разноуровневые задания, в дальнейшем руководствоваться системно-деятельностным подходом и использовать технологии АМО, технологии ИКТ.
Применять на уроках и во внеурочной деятельности инновационные методы обучения и воспитания, способствующие более полному усвоению учебного материала.
Больше внимания уделять самосовершенствованию, различным выходам на федеральный, международный уровень в формах конкурсов, конференций и др.
Исходя из общего анализа работы ЦМО за год, учителям было рекомендовано в дальнейшем применять на уроках и во внеурочной деятельности более разнообразные и эффективные инновационные методы обучении, публикации своих достижений как в печатных изданиях, так и на различных сайтах.
Анализ инновационной деятельности МО
В работу МО усиленно внедряются современные образовательные технологии, в частности, ТРКМ, ТРИЗ, ИКТ, обучение в сотрудничестве. На сегодняшний день учителями МО разработано немало внеклассных мероприятий и уроков по предметам цикла с использованием ИКТ. Дальнейшая деятельность учителей в рамках создания единого информационно-образовательного пространства обеспечит качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса, а также в характере результатов обучения. Поэтому работу в данном направлении необходимо развивать и совершенствовать.
Работа учителей гуманитарного цикла в течение 2015-2016 учебного года осуществлялась на хорошем уровне. На следующий год 2016-2017 планируется продолжить работу в соответствии с планом работы по нижеперечисленным направлениям:
▪Организация работы как с «сильными учениками», так и со слабоуспевающими ; ▪ Продолжить процесс самообразования;
▪ Активное использование инновационных технологий;
▪ Пополнение методической «копилки» школы;
▪ Повышение качества знаний обучающихся;
Организация работы с одаренными детьми: подготовка и защита исследовательских работ;

Руководитель МО _______Должичева О.Б.
26.05.2016год