Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников на базе Лицея №1


Пути совершенствования предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников на базе Лицея №1
Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» стала разработка системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы.
С 2011 года Лицей включен в работу по организации профильного обучения. В течение 4 лет в учреждении реализуется химико- биологический профиль.
Переход лицея к профильному обучению преследовал следующие цели:
– обеспечить углубленное изучение предметов химия, биология.
– создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения лицеистами индивидуальных образовательных программ;
– способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями;
– расширить возможности социализации учащихся, более эффективно подготовить выпускников лицея к освоению программ высшего профессионального образования.
Организация обучения по химико – биологическому профилю обусловлена, прежде всего, социальным заказом и отражает приоритетное направление профессиональной ориентации выпускников лицея на химико - биологические специальности.
В результате целенаправленной работы по предпрофильной подготовке среди учащихся города, работы психолога, хорошей результативности сдачи ЕГЭ, растёт востребованность профиля, что позволило в новом учебном году скомплектовать химико-биологический класс из 25 учащихся.
Для реализации профильного обучения лицей располагает хорошей материально – технической базой наполненной информационными средствами обучения: компьютеры для учащихся, имеется 9 интерактивных досок, в каждом кабинете – проектор и автоматизированное рабочее место учителя, установлена система Wi-Fi Интернета, приобретено оборудование :в кабинет химии- полифункциональный мобильный лабораторный комплекс, интерактивная доска, проектор, визуализатор, реактивы для практических работ, таблицы демонстрационные.
в кабинет биологии: микроскопы, ноутбуки, интерактивная доска, проектор, модели, таблицы, гербарии, микропрепараты, лабораторное оборудование, демонстрационные таблицы.Лицей работает по индивидуальному учебному плану, который учитывает специфику образовательной деятельности, связанную с профильным изучением наук естественно-научного цикла.
В учебный план в 6 классах добавлен 1 час в неделю на изучение биологии, в 8, 9 кл на изучение химии.
Для пропедевтики профильного обучения введены курсы по выбору: «Живой организм», «Химия и экология». Для осуществления психологического сопровождения введёны элективные курсы «Мой выбор» и «Я и мир профессий»
На старшей ступени обучения реализуется профильное обучение.
Предусмотрены элективные курсы профильной или профессиональной направленности: «Удивительный мир ОВР», «Анатомия человека», «Биология растений, грибов, лишайников, животных», «Углубленное изучение отдельных тем химии», которые позволяют расширить возможности учащихся по построению индивидуальных образовательных программ и внутрипрофильной специализации обучения.
Наиболее важной проблемой профильного обучения является проблема профессиональной готовности учителей к работе в профильных классах. Преподавание предметов нашем лицее осуществляют педагоги, имеющие первую и высшую квалификационные категории, среди которых 3 отличника народного просвещения, один «Почётный работник общего образования РФ» , 3 лауреата премии губернатора Оренбургской области 4 учителя награждены Грамотой Министерства Образования и науки РФ. При организации профильного обучения педагоги лицея используют образовательные технологии:
•развивающего обучения, включающих проблемный метод изложения материала, ориентацию учащихся на самостоятельную, поисковую и исследовательскую деятельность;
•проектные технологии;
•информационно-коммуникационные технологии;
•технологии коллективно-ролевых форм деятельности.
Применяемые технологии расширяют возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации, позволяют расширить диапазон результатов образования.
Успешность реализации профильного обучения в Лицее можно проследить по нескольким направлениям.
-качество знаний в классах профильной и предпрофильной подготовки на 12% выше, чем в классах базового уровня;
- качество знаний по профильным предметам составляет от 73 % до 82%;
-ученики профильных классов успешно выступают на олимпиадах. По итогам 2014-2015 учебного года на муниципальном этапе по химии- 4 призовых места, по биологии – 8 победителей и призёров, победитель по экологии.
- ежегодно участвуют и побеждают в внутривузовских олимпиадах
В 2014 г. В олимпиаде ОРГМА «Первые шаги в медицину» - по химии Штанько Е. – победитель, Ахмалетдинова А. – призер, по биологии призер, Штанько Е. победитель олимпиады по химии СамГМУ «Будущее медицины», Селиванова Ю. призер во внутривузовской олимпиаде Сам ГТУ «Я хочу и буду жить в экологически привлекательной стране»
В 2015 году в олимпиаде ОРГМА «Первые шаги в медицину» по химии- 1 место Набаева Д., призер – Неверова А.
-учащиеся профильных классов успешно выдерживают итоговую аттестацию по профильным предметам. Результаты ЕГЭ средний балл по лицею в 2015 году выше среднего балла по области на 7 баллов по химии, на 5 баллов по биологии. Показатели лицея по профильным предметам выше показателей города и региона на протяжении последних трёх лет.
- 75 % выпускников выбирают для получения высшего профессионального образования учреждения, учитывающие профиль образовательной деятельности лицея. Это, прежде всего Оренбургский государственный медицинский университет, медицинские университеты в различных городах, Казанский университет, Самарский технический университет.
Безусловно, впереди нас ждет сложная, но интересная работа: с нового учебного года Лицей заключает договор о сотрудничестве с Оренбургским государственным медицинским университетом. Учащиеся профильного класса продолжат заниматься с учителями вузов г. Оренбурга по программе тьюторской подготовки.
В вопросе эффективной организации профильного обучения в лицее мы четко видим и те задачи, которые необходимо еще решить педагогическому коллективу:
-корректировка содержания предпрофильного и профильного обучения;
совершенствование: методов обучения; работы психолога в вопросах профессиональной ориентации; форм диагностирования учащихся по определению уровня их подготовленности к профильному обучению.
- дальнейшее развитие системы исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Сотрудничество с вузами других регионов.
Переход на индивидуальные учебные планы.