Конспект урока по математике Решение составных задач (2 класс)


Средняя школа – гимназия № 12
Открытый урок по математике
2 класс
Тема: «Знакомство с составными задачами»
Провела: Романчук О. И.
г.Талдыкорган 2012г.
Тема: «Знакомство с составными задачами».
Цели урока:
познакомить с понятием «составная задача»; научить отличать составные задачи от простых, записывать условие составной задачи в форме краткой записи;
развивать умение моделировать условие задачи с помощью схемы-модели, выявлять отношения между величинами, вести поиск решения задачи; развивать вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, сообразительность, абстрактное мышление, положительную мотивацию к обучению;
воспитывать интерес к урокам математики.
Оборудование: таблицы-опоры краткой записи задач, схемы-модели, карточки с выражениями на сложение/вычитание, основанное на знании десятичного состава чисел.
ХОД УРОКА
I . Организационный момент.
Психологический настрой.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
(На доске записана пословица: "Век живи – век учись".)- Как вы понимаете эти слова? (Варианты ответов детей)
- Хотите сегодня чему-нибудь научиться?
- Хорошо, приступаем к работе.
Запись числа, классной работы.
Минутка чистописания. 12 23 34
- продолжить числовой ряд. Найдите закономерность. Запишите получившиеся числа. Какие числа у вас получились? (один ученик записывает на доске)
II. Актуализация опорных знаний.
Устный счёт.
- Чтобы узнать о чём мы сегодня будем говорить, вам придётся найти значение этих числовых выражений.
На доске:
45 + 20 = 65 а 30 + 47 = 77 з83 – 60 = 23 и 34 – 3 = 31 ч
50 – 8 = 42 а 43 + 7 = 50 д77 65 50 42 31 23
за да ч и
- Прокомментируйте решение данных выражений.
- Проверьте друг у друга правильность вычислений.
(Взаимопроверка выполнения задания.)
- Назовите числа, которые вы получили.
(Дети зачитывают и проверяют. На доске переворачиваются заполняется таблица)
- Поднимите руки, у кого нет ошибок. Оцените своё знание вычислительных приёмов оценкой на полях зеленой пастой.
(Дети выполняют самооценивание.)
- А теперь расположите полученные при решении числовых выражений числа в порядке убывания и прочитайте, о чём мы будем сегодня говорить. Запишите этот ряд в тетрадях в строчку, через запятую.
- О чём мы будем сегодня говорить? (О задачах.)
(На доске открывается часть темы.)
Актуализация знаний . - А теперь определим, что нового мы сегодня узнаем о задачах.
(На доске вывешивается схема краткой записи задачи на нахождение суммы.)

I - а?II - в
- Что можете сказать об этой задаче? ( Это задача на нахождение суммы)
- Сколько вопросов в этой задаче? Какой? (Один. Сколько всего? или Сколько вместе?)
- Какая схема-модель подходит к этой задаче?
(Из схем-моделей выбирают.)
?

а в
- Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а + в.)
- Составьте подобную задачу.
(Дети предлагают свои варианты.)
Например: Лена вырезала 14 флажков а Света – 5 флажков. Сколько флажков вырезали девочки вместе?
На доске вывешивается схема краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц.
I – а
II - ?, на в <
- Что можете сказать об этой задаче? ( Это задача на уменьшение числа на несколько единиц.)
- Сколько вопросов в этой задаче? Какой? (Один. Сколько единиц во второй част?.)- Какая схема-модель подходит к этой задаче?
(Из схем-моделей выбирают.)
а

в

?
- Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а – в.)
На доске вывешивается схема краткой записи задачи на увеличение числа на несколько единиц.
I - а
II - ?, на в >
- Что можете сказать об этой задаче? ( Это задача на увеличение числа на несколько единиц.)
- Сколько вопросов в этой задаче? Какой? (Один. Сколько единиц во второй части?)Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче?
(Из схем-моделей выбирают.)
а

в

?
- Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а + в.)
- Составьте подобную задачу.
(Дети предлагают свои варианты.)
Например: в одной корзине лежали 12 яблок, а во второй на 6 яблок больше. Сколько яблок лежали во второй корзине?
- А теперь прочитайте задачу № 1 на своих листочках. Какая схема условия и схема-модель подходит к первой задаче? Почему?
ЗАДАЧА № 1. Пантера делает прыжок длиной 12 м, а тигр – на 7 м короче. Сколько метров составляет прыжок тигра?
(На уменьшение числа на несколько единиц. Потому, что там сказано « на 7 м короче.)- Решите эту задачу.
III. Постановка учебной задачи.
(На доске вывешивается схема краткой записи составной задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.)

I - а?II - ?, на в <
- Что можете сказать об этой задаче по схеме краткой записи.
(Дети в замешательстве.)
- Что вас смутило? Сколько вопросов в этой задаче? Какие? (В этой задаче два вопроса. Первый – сколько единиц во второй части, второй – сколько всего.)- Из каких двух задач составили эту задачу?
(Дети показывают схемы краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.)
а
I
в?
II
?
- Эту задачу составили из двух простых задач. Догадайтесь, как называются такие задачи?
(Дети догадываются: составные задачи.)
- какое выражение соответствует данной схеме? (а+ (а+в) )- Вот мы и выяснили тему урока: Составные задачи. Попробуйте сформулировать теперь цели урока: что нового узнаем, чему мы сегодня будем учиться?
На доске появляются вспомогательные слова:
Научимся отличать ...
Будем учиться записывать .....
Будем учиться решать ..
- Узнаем, что такое составная задача, научимся отличать составные задачи от простых; будем учиться записывать условие составной задачи; решать составные задачи.
IV. Формирование новых знаний и способов действий.
Работа у доски.
ЗАДАЧА № 2. У Алии 8 книг со сказками, а книг с рассказами – на 4 больше. Сколько всего книг у Алии?
- Выделите главные слова задачи. ( Сказки. Рассказы.).- Сколько книг со сказками? ( 8 книг)
- Сколько книг с рассказами? ( Мы незнаем, но знаем, что их на 4 больше.)
- Прочитайте главный вопрос задачи. ( Сколько всего книг у Алии?)
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос? (Нет. Мы не знаем сколько книг с рассказами.)
- Как это сделать? ( 8 + 4 = 12 книг с рассказами..)- Теперь мы можем узнать сколько всего книг ? (Да. Нужно к книгам со сказками прибавить книги с рассказами. Т.е. 8 + 12 = 20 (к) ).
- Сколько действий получилось? Почему? (Два. Потому, что в задаче два вопроса.)- Можно ли решить эту задачу другим способом? (Да, можно составить выражение. 8 + (8 +4) = 20 (к.) )ЗАДАЧА № 3. В одном куске было 7 м ткани, а в другом – 5м. покупательнице отрезали 4 м. сколько метров ткани осталось?
- Выделите главные слова. ( Было, отрезали, осталось.)
- Сколько метров ткани было первоначально? ( 7м в одном и 5 м в другом.)
- Как можно это записать? ( 7 + 5 м.)
- Сколько метров ткани отрезали? ( 4м.)
- Сколько метров осталось? ( Мы не знаем, это главный вопрос задачи.)
- Можно ли сразу ответить, сколько ткани осталось ? ( Нет, мы не знаем сколько ткани было первоначально. Для этого нужно к 7 прибавить 5, получится 12м.)- Теперь мы можем узнать, сколько ткани осталось? ( Да. 12 – 4 = 8м)
- Сколько действий у вас получилось ? Почему? (Два. Потому, что сначала нужно было узнать сколько ткани было, а затее, сколько ткани осталось).
- Можно ли решить эту задачу другим способом? ( Да. (7 + 5) – 4 = 8м)
- Начертите схему к этой задаче.
7 + 5


4 м ? м
V. Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть - за парту мы присели.
Значит, хватит отдыхать!
VI. Первичная проверка понимания.
Задание по рядам.
1 ряд. Решить задачу.
В классе 15 мальчиков, а девочек на 5 больше. Сколько всего детей в классе?
2 ряд. Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия.
Для украшения новогодней елки школьники сделали 7 фонариков, а гирлянд – на 3 больше. Сколько гирлянд сделали школьники?
3 ряд. По схеме составьте задачу, сделайте краткую запись и решите ее.
18


4 + 6 ?- Записать результаты работы на доске. (по рядам)
Составить выражения . (работа в парах)
В классе сидели а мальчиков и в девочек. Сколько всего детей в классе?
В классе сидели а мальчиков и в девочек. Вышли 10 ребят. Сколько всего детей стало в классе? ( а + в – 10)
В классе сидели а мальчиков и в девочек. Зашли еще 10 ребят. Сколько детей стало в классе? ( а + в + 10)
В классе сидели а мальчиков, а девочек - на в больше. Сколько всего детей было в классе? (а + (а + в) )- Проверка задач. Самопроверка своих задач на местах. Самооценка.
VII. Итог урока, рефлексия
- С каким понятием мы сегодня познакомились? ( Составные задачи).
- Посмотрите на задачи, которые мы сегодня ставили перед собой на уроке. Достигли ли мы этих целей? (Да.)
- Что на уроке у вас получилось особенно хорошо? Проанализируйте свою работу на уроке и оцените её .
VIII. Домашнее задание.
Стр.86, № 3, 4.
ЗАДАЧИ .ЗАДАЧА № 1. Пантера делает прыжок длиной 12 м, а тигр – на 7 м короче. Сколько метров составляет прыжок тигра?
ЗАДАЧА № 2. У Алии 8 книг со сказками, а книг с рассказами – на 4 больше. Сколько всего книг у Алии?
ЗАДАЧА № 3. В одном куске было 7 м ткани, а в другом – 5м. покупательнице отрезали 4 м. сколько метров ткани осталось?
ЗАДАЧИ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.
1 ряд. Решить задачу.
В классе 15 мальчиков, а девочек на 5 больше. Сколько всего детей в классе?
2 ряд. Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия.
Для украшения новогодней елки школьники сделали 7 фонариков, а гирлянд – на 3 больше. Сколько гирлянд сделали школьники?
3 ряд. По схеме составьте задачу, сделайте краткую запись и решите ее.
18
4 + 6 ?ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.
Составить выражения . (работа в парах)
В классе сидели а мальчиков и в девочек. Сколько всего детей в классе?
В классе сидели а мальчиков и в девочек. Вышли 10 ребят. Сколько всего детей стало в классе?
В классе сидели а мальчиков и в девочек. Зашли еще 10 ребят. Сколько детей стало в классе?
В классе сидели а мальчиков, а девочек - на в больше. Сколько всего детей было в классе?
В упаковке 5 синих, 4 зеленых и 6 красных воздушных шаров. 7 шаров повесили на елку. Сколько шаров осталось в упаковке?
Бабушка испекла 6 пирожков со сливами 10 пирожков с капустой. Внуки съели 7 пирожков. Сколько пирожков осталось?