Разработка занятия по внеурочной деятельности по курсу «Детская риторика в рассказах и рисунках» 2 класс


Разработка занятия по внеурочной деятельности по курсу «Детская риторика в рассказах и рисунках»
2 класс
Фамилия педагога: Кривошеина
Имя: Ольга
Отчество: Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МОУ «СОШ №7» г. Стрежевого Томской области
Направление ВУД: научно-познавательное
Вид деятельности: познавательнаяФорма занятий: творческая мастерская
Тема: Поздравление (слайд 1)
Цели занятия:
Познакомить учащихся с поздравлением как с одним из видов этикетных текстов;
Познакомить с разными формулами поздравления, в основе которых лежит употребление глагола «поздравлять»;
Познакомить с пожеланием, сопровождающим поздравление;
Учить составлять текст поздравления;
Развивать творческое воображение.
Оборудование: слайдовая презентация «Поздравление» http://yadi.sk/d/R1OmNFEzLG25X учебник Т.А. Ладыженской (2 часть), мяч, 6 листов формата А3, маркеры.
ХОД УРОКА.
Занятие проходит в групповой форме. Класс делится на 3 группы. Занятие проводится в виде конкурсного турнира. В жюри приглашаются взрослые или старшеклассники.
Оргмомент.
(слайд 2)
Внимание! Внимание!
Всем умникам-разумникам!
Приглашаю вас поучаствовать в конкурсе «Юный Ритор»!
Кто из вас активным будет,
По таланту, по уму –
Правил в группе не забудет,
Сюрприз достанется тому.
Начинаем всё сейчас!
В добрый путь! И в добрый час!
Речевая разминка (все упражнения выполняются стоя).
Дыхательные упражнения (слайд 3).
- Сегодня урок необычный, представьте, что перед вами лежат шарики. Сейчас мы надуем их. Вдохнули носом воздух, и надуваем.
И наш класс наполнится яркими цветами шаров, это подарит нам праздничную атмосферу урока.
- А теперь попробуйте представить себя шариком. Выпустите из шарика воздух порциями, отрывисто. С-с-с-с… Вдох делать через нос.
Артикуляционные упражнения.
Окошко (слайд 4)
широко открыть рот - "жарко"
закрыть рот - "холодно"
Чистим зубки (слайд 5)
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
Месим тесто (слайд 6)
улыбнуться
пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
Чашечка (слайд 7)
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)
Дудочка (слайд 8)
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Заборчик (слайд 9)
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Маляр (слайд 10)
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
Грибочек (слайд 11)
улыбнуться
поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
присосать широкий язык к нёбу
Произносительные упражнения (слайд 12).
Скороговорка «Тридцать три Егорки»:
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки: (Сделать в этом месте глубокий вдох и продолжить)
Раз – Егорка, два – Егорка… (Дальше, передавая мяч по цепочке, дети садятся).Беседа.
Ребята, сегодня наш Риторик прислал нам необычный текст.
Каждой группе вручаются поздравления.
Дорогие друзья!
Поздравляю вас от всей души с открытием конкурса «ЮНЫЙ РИТОР»!
Желаю всем не теряться, показать своё красноречие, пленить строгое жюри своим мастерством!
Удач и успехов вам!
Риторик.
- Давайте попытаемся выяснить, действительно ли это текст, и из каких частей он состоит. (Дети доказывают, что это текст и что он состоит из трёх частей: начало, основная часть и концовка)
- Как мы можем назвать этот текст одним словом? (поздравление)
- Как вы думаете, что нового мы узнаем на уроке, и чему должны научиться? (ответы детей)
На слайде появляются названия темы и цели (слайды 13 и 14).
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
НАУЧИТЬСЯ СОСТАВЛЯТЬ ПОЗДРАВЛЕНИЯ
1 этап конкурса.
-Каким бывает начало в поздравлении? (обращение)
На слайде появляется (слайд 15):
ОБРАЩЕНИЕ
- Какие должны быть обращения? (ласковые, приветливые, задушевные, официальные, деловые…)
- Перед вами лежат листы бумаги и маркеры. Справа подписаны люди, которых надо поздравить, а на слайде написаны эпитеты к данным обращениям. Ваша задача – составить правильные обращения.
На листах.
мама
Пётр Иванович (учитель)
Ванечка (братик)
дедушка
подруга
На слайде (слайд 16).
Любимая
Дорогой
Уважаемый
Миленький
Родная моя
Представитель каждой команды выходит и доказывает правильность своего ответа.
(за каждый правильный ответ – 1 балл)

- А вот эти примеры обращений я взяла из повести Ф.М. Достоевского «Бедные люди» (слайд 17):
Бесценная моя, милостивая государыня, родная моя, дорогой друг, друг мой и благодетель, голубчик мой, любезнейший мой, душенька моя, милая моя, дорогой мой, любезный друг, бескорыстный друг.- В этих обращениях выражено чувство любви, признательности, добросердечия.
2 этап конкурса.
- Посмотрите на ваше поздравление и скажите, что же здесь можно отнести к основной части текста? (само поздравление и пожелание) (слайд 18)
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
- Прежде, чем написать или прочитать поздравление мы должны продумать, кого мы будем поздравлять, с чем и как?
- У вас на листах подписаны вопросы (слайд 19): КОГО? С ЧЕМ? КАК? ( по группам)
Ваша задача – дать как можно больше ответов на эти вопросы. По ходу работы можно подводить детей к правильным ответам.
Варианты ответов.
КОГО? Знакомых, друзей, родственников, приятелей, родителей, учителей…
С ЧЕМ? С праздником, с днём рождения, с выздоровлением, С возвращением из поездки, с поступлением в институт, с новосельем, с хорошими отметками…
КАК? От всей души, искренне, с удовольствием, с радостью, сердечно…
Представитель каждой команды выходит и зачитывает свои ответы. Плакаты остаются на доске. (за каждый ответ – 1 балл)

- С какой интонацией надо произносить поздравления? (поздравления произносятся радостным тоном, задушевно, тоном восхищения, дружеского расположения и т.д.)
- На какие слова в поздравлении надо акцентировать внимание? ( От всей души поздравляю, я рад Вас поздравить, счастлив Вас поздравить…)
- Что, кроме речевого выступления, мы можем использовать в поздравлении кого-либо, для того чтобы усилить душевное, дружеское расположение? (жесты, мимика)
- Покажите это в действии.
3 этап конкурса.
- После поздравления идёт пожелание (слайд 20).
ПОЖЕЛАНИЕ
- Какие слова указывают нам на то, что эта часть текста – пожелание? (Желаю, чтобы… Желаю Вам… Желаю…и хочу, чтобы…)
Работа с учебником с. 72 №75
- Почему вы подписали таким образом героев, по каким признакам?
Вывод: каждое поздравление сопровождается пожеланием. Одно и то же желать разным людям не принято.
- Каким должно быть обязательно пожелание? (приятным)
- Попробуйте написать пожелания героям, учитывая их особенности? (слайд 21)
1 группа – Карлсон2 группа – Винни-Пух3 группа - Буратино
Пожелания зачитываются. (максимальная оценка – 5 баллов, указать ошибки)
4 этап конкурса.
Блиц-турнир.
- Пожелайте что-либо одним словом или одной фразой.
Каждой команде по порядку задаётся вопрос.
Больному человеку (здоровья)
Человеку, идущему на экзамен (ни пуха, ни пера)
Человеку, отправляющемуся в дорогу (счастливого пути)
Человеку, который должен сделать ответственное дело (успеха, удачи)
Человеку, находящемуся в тяжёлом материальном положении (благополучия, благосостояния)
Скучному, грустному человеку (весёлого настроения, радости)
Ученику, который плохо учится (хороших отметок)
Морякам, которые отправляются в дальнее плавание (семь футов под килем, счастливого плаванья)
Человеку, идущему в поход (хорошо провести время, новых впечатлений)
( за правильный ответ по 1 баллу)
5 этап конкурса.
- Наконец, последний этап нашего конкурса – творческий. Но сначала, посмотрите, все ли части текста мы выделили? (Дети обращают внимание на подпись)
- Теперь мы знаем, как построить своё поздравление, и можем проявить себя настоящими риторами.
Обращаем внимание детей на схему (слайд 22):
ОБРАЩЕНИЕ
ПОЗДРАВЛЕНИЕ
ПОЖЕЛАНИЕ
ПОДПИСЬ
- Приближается праздник – 9 Мая. Мне бы хотелось, чтобы вы составили коллективное поздравление для ветеранов войны. И с помощью голоса, интонации, жестов, мимики показали бы его нам. Постарайтесь, чтобы ваше поздравление получилось проникновенным, задушевным. Помогут вам ключевые слова, которые лежат на ваших столах. (максимальная оценка – 5 баллов, указать ошибки)
День Победы
Ветераны
Гордимся
Спасибо
Смелость
Достоинство
Отвага
Честь
Мужество
Отвага
Искренне
От всей души
Здоровье
Счастье
Благополучие
Долгие года жизни
Спокойствие
Мир
Забота
Ребята представляют свои поздравления.
Итог занятия.
Жюри подводит итоги конкурса. Учитывается слаженная работа в группах, участие каждого в риторическом процессе, правильное выполнение заданий.
Победителям вручается медали с надписью «Лучшему Ритору», остальным можно присвоить титулы: «Самая творческая команда», «Самая сплоченная», Самая дисциплинированная» и т.д.
- А закончить урок я хочу словами С.Маршака (слайд 23):
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недешево.
- И, конечно же, обещанный сюрприз. Загляните под свои стульчики.
Под стульчиками дети находят рисунки с улыбкой.