Разработка занятия по внеурочной деятельности «Родничок». Экскурсия на станцию Хор.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Разработка занятия по внеурочной деятельности
«Родничок».
Экскурсия на станцию Хор.
Ащеулова И.С.
п. Хор
2014г.
Цель: формировать представления детей об истории и достопримечательностях родного посёлка.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с родным посёлком, его достопримечательностями;
- развивать коммуникативные навыки: умение задавать вопросы и отвечать на них;
- воспитывать уважение, чувство гордости за свою малую Родину.
Ход экскурсии.
(Звук «Шум вокзала»)
Учитель:
Проложены всюду пути-магистрали,
Ко всем океанам, морям и портам,
Бегут поезда в те далёкие дали,
Развозят людей по стране к городам,
На стыках грохочут стальные колёса,
Далёко разносится их перестук
Средь запахов леса, цветов и покоса,
Что дарит собой свежескошенный луг.
Несутся составы и денно, и ночно,
В вагонах народ отдыхает во сне,
Приходят вагоны на станции точно
По ровной, зеркальной, прямой колее.
-Ребята, вы догадались, о чём идёт речь? (поезда, ж/дорога, вокзал).
-А чем мы сегодня с вами будем заниматься? Вы хотите поближе познакомиться с железнодорожной станцией нашего посёлка? А что нам для этого нужно сделать? (пойти на экскурсию на станцию Хор).
-Прежде чем отправиться на экскурсию, нам необходимо пройти инструктаж по ТБ и правилах поведения на ж/дороге (проводится инструктаж).
Давайте возьмём наш маршрутный лист и отметим в нём исследуемый объект. По ходу экскурсии вы будете делать записи в «Дневнике путешественника», который позже поможет вам составить отчёт об экскурсии.
(Отправляемся на вокзал, по пути следования ведётся беседа о значении ж/д станции в жизни посёлка, о профессиях, связанных с ж/дорогой, о родственниках детей, которые работали или работают на ж/дороге).
Серьёзным толчком к активному переселению крестьян на Дальний Восток послужило начатое в 1891 году строительство железнодорожной магистрали от Урала до Тихого океана. В 1914 году был сдан в эксплуатацию железнодорожный вокзал. Тогда же станица Хорская была переименована в станцию Хор. В 1938 году станция Хор была переименована в посёлок Хор.
До Октябрьской революции Хор представлял собой небольшое захолустное селение, где располагались жилые дома, начальная школа и храм в честь святого Николая, Мирликийского чудотворца. После прихода советской власти Хор стал постепенно развиваться и благоустраиваться.
До развала Советского Союза Хор был успешно развивающимся поселением. На его территории действовали промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Работал деревообрабатывающий комбинат. Выпускали качественную продукцию кирпичный, гидролизный и биохимический заводы.
Железнодорожная станция Хор относится к Дальневосточной железной дороге. Рядом со станцией был построен одноименный поселок городского типа.Грузовая станция Хор, выполняет следующие коммерческие операции:прием и выдачу повагонных и мелких отправок грузов; прием и отправку грузов в универсальных контейнерах по 3 и 5 тонн; продажу пассажирских билетов;прием и выдачу пассажирского багажа. Станция оснащена современным вагоноремонтным депо, она полностью электрифицирована и принимает все типы поездов. На станции производится обязательный технический осмотр проходящих подвижных составов.Основные пути следования поездов через станцию Хор:Владивосток — Советская Гавань;Владивосток — Благовещенск.Поезда производят остановку здесь не более чем на 1-2 минуты.
Вокзал посёлка Хор является одним из старейших железнодорожных вокзалов на Дальнем Востоке. Он был построен в самом начале прошлого века – в 1903 году и за сто лет ни разу капитально не ремонтировался. В годы гражданской войны вокзал серьёзно пострадал от японского артиллерийского обстрела, пробоины тогда заложили кирпичом другой марки. Несколько лет назад вокзал был полностью отреставрирован. Строители отдела гражданских сооружений Хабаровского отделения ДВЖД применили уникальную технологию внешней отделки: снимая верхний слой при шлифовке, они собрали кирпичную пудру, затем смешали её со специальной мастикой и обработали ею поверхность. В результате стены обрели первоначальный ровный цвет и антикоррозийное водонепроницаемое покрытие. Украшением внутренней отделки, выполненной в небесно-голубых и белоснежных тонах стала специально заказанная гипсовая лепнина. Два зала ожидания освещают испанские хрустальные люстры. Реконструкция вокзала продолжалась год, общая стоимость работ – 4,5 миллиона рублей.
На здании вокзала в 2007 году была установлена мемориальная доска в память начальнику железнодорожного участка Васильеву Гавриилу Тимофеевичу.
Он родился в 1928 году в п. Виноградовка Вяземского района Хабаровского края. В 1942 году начал трудовую деятельность путевым монтером ст. Котиково. После войны окончил Биробиджанскую техническую школу дорожных мастеров. В 18 лет стал бригадиром пути 7-ой дистанции пути ДВЖД. После службы в рядах Советской Армии вернулся на железную дорогу.
В 1960 году перешел работать на Хорский околоток.
С 1960 по 1995 годы руководил Хорским участком Дальневосточной железной дороги.
В мае 1977 года за выдающиеся успехи в выполнении плана на 1976 год и принятых социалистических обязательств, повышение эффективности производства и качества работы Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» Васильеву Гавриилу Тимофеевичу – дорожному мастеру Хабаровской дистанции пути Дальневосточной железной дороги.В 1997 году присвоено звание «Почетный гражданин п. Хор».
(Экскурсия по станции Хор и по ж/д вокзалу).
Загадки.
Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились. И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок (поезд) 2. Они бывают разные – Зеленые и красные. Они по рельсам вдаль бегут, Везде встречают их и ждут (вагоны) 3. На путях он стоит На одной ноге, И яркими глазами Подмигивает мне (светофор) 4. Стук летит из – под колес, Мчится вдаль электровоз. Поезд водит не таксист, Не пилот, а ……. (машинист) 5. Он грохочет и гудит, Вдаль по рельсам быстро мчит. Много у него колес, Что же это? (тепловоз) 6. Это дядя или тетя, Дома здесь и на работе. Полку нужную укажет, Про дорогу все расскажет, Чай душистый принесет И в вагоне подметет (проводник) 
По возвращении в класс дети заполняют «Дневники путешественника», уточняя данные у учителя, заполняют лист «Что я знал - что я узнал нового»
Подвижная игра "Путешествие на Хор" В круг ставятся стулья один возле другого, сиденьями наружу. Их на один меньше, чем играющих. Выбирается водящий – "машинист". Он стула не имеет, ходит вокруг сидящих на стуле участников с красным флажком в руке и говорит:
"Я еду на Хор на поезде. Приглашаю всех желающих ехать со мной".
Все присоединяются к нему и встают друг за другом.
Учитель говорит: "Поезд отправляется". Дети идут вокруг стульев.
Учитель: "Поезд набирает скорость" - дети переходят на бег.
Учитель: "Подъезжаем к Хору" - переходят на ходьбу.
Учитель: "Внимание, остановка!" - дети занимают свободный стул и садятся на него.
Тот, кто остался без места, становится водящим, получает красный флажок и игра повторяется. 
(Детям даётся задание к следующему занятию подготовить рассказ-отчёт о проведённой экскурсии).
Разработала экскурсию учитель начальных классов Ащеулова И.С.