Конспект урока по литературному чтению Тема: Н. Носов «Ступеньки» (1 класс)


Обучение грамоте (чтение)
Урок № 18
Тема: Н. Носов «Ступеньки»
Цель: создать условия для формирования навыка чтения.
Задачи:
Образовательные: способствовать проверке знания алфавита и познакомить с произведением Н. Н. Носова «Ступеньки»;
Воспитательные: создать условия для ввода в круг детского чтения новые произведения; содействовать привитию любви к чтению, создать условия по воспитанию положительного отношения к предмету, создать условия по воспитанию культуры речи.
Развивающие: способствовать развитию любознательности, стремления к познанию нового, способствовать развитию умения давать оценку поступкам героев, учению упражнять в выборочном чтении; способствовать развитию навыка правильного чтения.
Планируемые результаты:
Предметные результаты Метапредметные результаты и деятельность учащихся
Слушают текст, отвечают на вопросы по содержанию, определяют оттенки интонации в произведении (радость, грусть, печаль, тревогу) выделяют фамилию автора и заголовок.
Познавательные:
Учатся оценивать эмоциональные состояния героев, их нравственные позиции, выбирают ответ на поставленный вопрос.
Развивается полноценное читательское восприятие: первичное чтение стихотворения, рассказа(читает учитель)
Выполняют задания в тетради и учебнике.
Регулятивные:
Характеризуют особенности прослушанного художественного произведения: определяют жанр, соотносят природу и жизнь героя.
Показывают авторскую позицию через выразительное чтение.
Моделируют обложку: заместители жанра и темы, фамилии автора и заглавия.
Определяют главную мысль.
Формируется полноценное читательское восприятие: первичное чтение под руководством учителя.
Коммуникативные:
Выражают свое отношение к произведению, героям и их поступкам; читают вслух плавно по слогам и целыми словами.
Выявляется духовно-нравственный опыт: выполнение заданий в учебнике и тетради.
Учатся работать в парах и группах.
Тип урока: комбинированный урок_
Форма проведения____урок-практикум___________________
Оборудование: учебник «Букварь»-25 штук, таблички с буквами, карточки
Этапы урока Ход урока
(деятельность учителя и учащихся) Формирование УУД
I. Введение в тему урока.
I. Организационный момент. Объявление темы урока.
На доске: портрет Н. Н. Носова, выставка его книг.
− Многие из книг на этой выставке вам знакомы. Их автор – Н. Н. Носов. О чем пишет Н. Носов? (О детях, об их поступках.)
− Что вы знаете о нем? Хотите узнать больше об этом авторе?
Николай Николаевич Носов родился в 1908 г. в городе Киеве в семье актера. «В школьные годы, – рассказывал о себе писатель, – я мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и вполне серьезно готовился в политехнический институт; перед самым поступлением передумал и поступил в художественный, а закончил – институт кинематографии».
Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.
Как же он стал писателем? Этот вопрос очень часто задавали Николаю Николаевичу. А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 г. был напечатан первый рассказ Носова «Затейники». Затем появились другие рассказы.
– Сегодня мы с вами прочитаем рассказ «Ступеньки». Познавательные УУД:
1)формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2)формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность,особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Работа по теме урока. II. Работа по теме урока.
− Сегодня на уроке познакомимся с рассказом Н. Носова «Ступеньки».
Первичное чтение рассказа учителем. Ответы на вопросы.
− О ком этот рассказ?
– Что произошло на лестнице?
– Кто нашел выход из трудной ситуации?
2. Повторное самостоятельное чтение текста.
3. Беседа по вопросам учебника.
− С кем из двух героев рассказа вы хотели бы дружить? Почему?

Коммуникативные УУД:
1)формируем умение слушать и понимать других;
2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2)формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
ΙΙΙ. Применение нового знания III. Продолжение работы по теме.
4. Работа в парах с деформированным планом текста.
− Восстановите правильную последовательность событий.
• Ну, чего ты остановился?
• Ну-ка, лучше снова начнем сначала.
• А я уже считать умею!
• Может быть, двадцать пять?
• Хорошо, что лестница кончилась…
• – А дальше шесть, − сказала мама.
• А я не пойду дальше, пока не вспомню.
5. Чтение рассказа по ролям. Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
V. Итог
Рефлексия III. Итог урока.
– Что нового о вы узнали на уроке?
1. Блицопрос.
− Как звали сестренку Пети?
− На какой ступеньке застрял Петя?
− Кто был старше: Петя или Валя?
− Сколько всего было ступенек?
− Что вам понравилось в характере Пети?
− Можно ли научиться новому делу без настойчивости?
2. Выбор заглавия рассказа.
− Выберите пословицу, которую можно использовать как название рассказа Н. Носова «Ступеньки»: «Терпенье и труд всё перетрут»; «Глаза страшатся, а руки делают»; «Умел начать, умей и окончить».
4
– Сейчас я (или читающий ученик) ещё раз прочитаем, чему мы должны научиться в первом классе.
– Предложение под цифрой 1. «Я могу рассказать, что и зачем будем делать на уроке».
– Кто сможет сказать, учились мы этому на уроке? Когда? (При составлении плана урока.)
– Предложение под цифрой 2. «Я могу рассказать, что нового я узнал на уроке». Кто сможет сказать?
– Предложение под цифрой 3. «Я могу наблюдать и делать выводы». Были ли у нас сегодня задания, когда мы наблюдали и делали выводы? Когда? (– Пригодятся ли нам эти умения на уроке, например, окружающего мира?)
– Молодцы! Отметьте своё настроение в дневнике.