Конспект урока литературное чтение Н.Н. Носов «Ступеньки


Предмет: литературное чтение (Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова «Букварь» часть вторая)
Класс: 1 класс
Тема урока: Н.Н. Носов «Ступеньки»
Тип урока: урок "открытия" нового знания
Дидактическая цель: создание условий для развития у учащихся умений осознанно читать и анализировать текст.
Задачи по содержанию (обучающая, развивающая, воспитательная).
Обучающие:  познакомить с произведением Н. Н. Носова «Ступеньки»;
Развивающие: способствовать развитию любознательности, стремления к познанию нового, способствовать развитию умения давать оценку поступкам героев.
Воспитательные: содействовать привитию любви к чтению; формировать культуру творческого восприятия литературного произведения.
Методы обучения: деятельностный, словесный, практический (чтение), ролевая игра (инсценирование), наглядный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Средства обучения:
Для учителя: «Букварь»: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч.Ч. 2/ Л.Е. Журова, А.О. ЕвдокимоваМ. Вентана-Граф, 2012;
портрет Н.Н. Носова,
выставка книг детских писателей,
Мультимедиа проектор, экран, компьютер, песня «В траве сидел кузнечик», электронные физкультминутки для глаз.
для учащихся: «Букварь»: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч.Ч. 2/ Л.Е. Журова, А.О. ЕвдокимоваМ. Вентана-Граф, 2012; рабочая тетрадь; конверт, в котором находится изображение лесенки
.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы продолжим увлекательное путешествие в мир литературы. Нам понадобятся: знания, жизненный опыт, терпение, уважение к мнению друг друга. А, сейчас нам нужен опыт предыдущего урока. - С какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке? - Назовите тему произведений, которые мы читали.
- Хотелось бы вам ещё познакомиться с произведениями о детях? «Растеряшка» М. Карема, «Заколдованная буква» В. Драгунского-О детях.
Выслушиваю ответы учащихся Личностные УУД:
формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;
учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи.
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Работа с выставкой книг.- Обратите внимание на выставку книг, есть ли здесь знакомые вам произведения?-Какие?-Кто автор?А какую книгу вы не назвали?
Кто автор этой книги?-Что вы знаете о Н.Н. Носове? Показ портрета Учащиеся рассматривают выставку книг,
Отвечают на вопросы учителя.
«Ступеньки»
Н.Н. Носов
Учащиеся рассматривают портрет Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
строить речевые высказывания в устной форме, понятные для собеседника.
3.Постановка учебной задачи Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? -Познакомимся с рассказом Н.Н. Носова «Ступеньки», научимся читать выразительно. 4.Построение проекта выхода из затруднения 1.Знакомсиво с биографией Н.Носова.
Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера.В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Почти 20 лет Николай Николаевич был связан с кино. Он работал режиссером. Поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. Как же он стал писателем? Этот вопрос очень часто задавали Николаю Носову. А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И так, Носов, стал сочинять для него забавные рассказы. Потом его рассказы были опубликованы и принесли писателю большую известность.
2.Чтение рассказа Н.Носова «Ступеньки» учителем.
3.Беседа по содержанию текста.
-О ком этот рассказ?
-Что вы узнали о Пете?
-Что произошло с мальчиком на лестнице? -Кто помог Пете?-Как? 5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Чтение рассказа учащихся по частям, выбор нужной интонации и настроения при чтении.
- Давайте попробуем понять, почувствовать, то настроение, те чувства, которые пережил Петя.
Настраиваются на эмоциональное прочтение текста произведения
Коммуникативные УУД:
строить речевые высказывания в устной форме, понятные для собеседника.
Чтение 1 части
Беседа
- С каким настроением Петя пришел домой и как он сообщил свою новость сестре? ( Радостно).
- Как восприняла первую Петину остановку Валя? ( Удивленно).
- А как Петя воспринял свою первую остановку? ( Растерянно).
- Как отреагировала Валя, когда поняла в чем дело? ( Спокойно).
Читают «цепочкой» 1 часть текста, внимательно следят за чтением одноклассников, отвечают на вопросы по содержанию
Личностные УУД:
формирование эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им.
Чтение 2 части
Беседа
- Как Валя отнеслась ко второй остановке Пети? ( Беспокойно).
-А Петя? ( Огорченно). Читают «цепочкой» 2 часть текста, внимательно следят за чтением одноклассников, отвечают на вопросы по содержанию
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные УУД:
строить речевые высказывания в устной форме, понятные для собеседника;
контролировать действия одноклассников.
Чтение 3 части.
Беседа
- Как вела себя маленькая Валя? ( Попыталась помочь брату)
- А что чувствовал Петя? Как он ответил Вале? (Расстроенно).
- Захотела Валя четвертый раз подниматься по лестнице? Как она разговаривала? ( Недовольно).
- А Петя? ( Решительно твердо).
Читают «цепочкой» 3 часть текста, внимательно следят за чтением одноклассников, отвечают на вопросы по содержанию
Чтение 4 части.
Беседа
- Кто помог ребятам выйти из сложной ситуации? (Мама)
- А как мама узнала, что у ребят что-то не получается? ( Валя попросила помощи)
- С каким настроением, как Валя подсказывала Пете число? ( Незаметно, Радостно).
- А почему шепотом?
- С каким настроением Петя досчитал до десяти? ( Радостно).
Давайте посмотрим, какие чувства пережили наши герои.
- Почему к нему вернулось радостное настроение?
- А как вы думаете, нужно ли доводить начатое дело до конца, или лучше бросить его, если не получается?
- Понравился ли вам Петя? Чем?
- А понравилась ли вам Валя? Чем?
Докажите, что она была добрая, вежливая, тактичная.
Читают «цепочкой» 4 часть текста, внимательно следят за чтением одноклассников, отвечают на вопросы по содержанию
С помощью учителя учатся правильно характеризовать чувства, которые пережили герои произведения.
Учащиеся приводят примеры из текста, доказывающие точку зрения.
Когда Петя был растерян, она разговаривала с ним спокойно, когда расстроен – пыталась помочь доброжелательно. Она нашла выход из ситуации и тактично, незаметно помогла Пете.
6. Физкультминутка
Учащиеся выполняют движения под песню «В траве сидел кузнечик»
-Почему на физкультминутке мы использовали песенку « В траве сидел кузнечик»? (слова написал тоже Н. Носов).
Личностные УУД:
формирование эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им, ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков других людей.
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию
7. Чтение по ролям
4 части текста
(групповая работа)
Вступительная беседа
- А теперь я предлагаю вам поиграть в театр.
- Определим участников нашего представления (автор, Петя, Валя, мама).
- С какими интонациями будет читать Петя? Валя? Автор?
Называют участников, определяют, с какими интонациями будут читать реплики героев, распределяют роли
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность действий, вносить необходимые коррективы; адекватно воспринимать оценку одноклассников, учителя
Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
контролировать действия одноклассников.
Самостоятельное чтение по ролям Дети работают в группах.
Проверка выполнения
Чтение по ролям
Аплодисменты.
Читают по ролям вслух у доски.
«Зрители» внимательно слушают, аплодируют «артистам» после чтения. Анализ чтения:
- понравилось ли чтение товарищей?
- что понравилось?
- что посоветуете им?
Высказывают свое мнение о чтении одноклассников, дают советы. 7. Физкультминутка
яля глаз. 8.Составление модели прочитанного произведения - Составьте модель прочитанного произведения
Проверка выполнения задания по эталлонуРабота в парах.
Рабочая тетрадь. Познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства (модели) для решения учебной задачи
Рефлексия деятельности. - Подведем сейчас итог, может зря прошел урок?
- Кто хочет поделиться с нами своими открытиями?
Продолжите предложения:
1. Сегодня я узнал (а)…….
2. Было интересно….
3. Я понял (а), что…
4. У меня получилось …
5. Мне захотелось …
Личностные УУД:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности
- Оцените свою работу на уроке и поставьте себя на соответствующую ступеньку лесенки.
- Как вы считаете, а учебу в школе можно сравнить с подъемом по лесенке? ( Да, с каждым уроком, каждым классом мы поднимаемся все выше по лестнице знаний).
- Спасибо за работу на уроке.
Достают из конверта «лесенки», отмечают знаком «х» ступеньку, на которую поднялись в результате выполнения заданий урока.
По желанию демонстрируют свою оценку одноклассникам Личностные УУД:
формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности
Регулятивные УУД:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, оценивать правильность выполнения действий.
Интернет - ресурсы