Образовательная программа Музыкальные ступеньки


МОУ «Бардымская средняя общеобразовательная школа №2»
СП «Красноярская основная школа»
Утверждено:
Педагогическим советом школы
Протокол №___
От «____»________2011г.

Дополнительная
образовательная программа
для 1 класса
Детское объединение
«Музыкальные ступеньки»
Возраст детей- 6-8 лет
Срок реализации 1 год.
Автор:
Учитель музыки
Нурлина Лариса Мидхатовна



Краснояр -2011




Пояснительная записка
Одна из задач учебно-воспитательной работы в школе – ввести ребёнка в мир музыки и художественного творчества, воспитать эмоциональное и осознанное отношение к ней , формировать его духовный мир, развивать эстетические чувства.
Занятия дополнительного образования являются важным звеном в решении данной учебно-воспитательной задачи.
В процессе обучения и воспитания музыка и художественное творчество рассматривается как средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на всё доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.
Слушая или исполняя, танцуя или играя, дети учатся сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в музыкальных и художественных произведениях.
Искусство художественного чтения, фольклора, танца и музыки помогает детям общаться , способствует творчески воплотиться в разные образы.
Привлечение школьников к многообразной деятельности, обусловленной спецификой музыкально- художественного творчества открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Влияние любого вида искусства на личность ребенка неоспоримо. Формирование нравственных начал происходит через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это в свою очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Цель программы
развитие творческих, духовно- нравственных, интеллектуальных качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру искусства.
Задачи программы :
развитие творческого мышления;
развитие художественно-творческих способностей учащихся;
развитие навыков общения;
создание условий, позволяющих детям найти свое место в творчестве;
воспитание любви и интереса к культуре Отечества и мировой культуре;
воспитание эстетической культуры учащихся.
Вся организация работы в детском объединении должна помощь обучающимся осознать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у юных артистов стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность.
Данная программа является модифицированной. Она составлена на основе следующих источников: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М. Просвещение, 1981; Программы общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2009г;

Членами объединения являются учащиеся 1 класса
Группа занимается один академический час, 2 раза в неделю. Занятия могут проводится со всем составом, с подгруппой и индивидуально. Всего на год отводится 68 часов. Сюда включается и время, затрачиваемое на экскурсии, коллективное посещение театра, музея, концертов.
Ход занятий предусматривает чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнения, разучивание стихов, танцев и песен, игры-этюды, мини –театры, прослушивание звукозаписей, просмотр видео материалов.
Ожидаемый конечный результат – участники детского объединения чувствуют себя раскованно, свободно. Грамотно применяют знания основ техники речи, основ танца, вокального пения , владеют основами актерского мастерства, элементами актерской выразительности, ориентируются в этических вопросах, стремятся к знаниям и красоте, умеют ценить труд в коллективе.
Главным критерием в оценке деятельности участника детского объединения художественного чтения является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания: исполнение литературного произведения, участие в литературно-поэтической композиции, участие и выступление на концерте или же выступление в качестве ведущего концертной программы. Своеобразной формой контроля является участие в различных конкурсах. Высшая оценка для участника или же группы – получение призового места на различных конкурсах школьного, районного и краевого уровня.

Содержание программы

Учебно-тематический план
Наименование темы
Всего
Количество часов
Форма учебного занятия
Форма отслеживания результатов



В том числе





Теория
Практика



1. Введение в образовательную программу
2. Основы актерского мастерства
3. Основы техники речи
4. Основы художественного чтения и работа над произведением
5.Основы танца (разучивание татарского, башкирского и сюжетных танцев)
6.Основы вокального пения(разучивание народных, современных песен)
7.Игра на музыкальных инструментах

8.Посещение музея, Дома культуры, концерта, спектакля, компьютерного класса
9.Подготовка фольклорного праздника
«В гостях у нашей бабушки»

Всего:
2

5

4


4


14

14



8


5




12


68
2

1

1


1



















5

-

4

3


3


14

14



8


5




12


63
Беседа
Упражнения
Беседа
Упражнения
Индивидуальная работа
упражнения



показ, разучивание.


показ, разучивание


беседа, показ, разучивание




игры, упражнения, беседа, разучивание.



Выступление

на мероприятии школы



выступление на мероприятии школы


участие на конкурсе

выступление на празднике «Ученик года»





Выступление с детском саду и в школе.


1. Введение в образовательную программу
Теория.
1 Краткие сведения о искусстве, о занятиях и его особенностях: театр, музыка, танец – искусство коллективное, спектакль, концерт – результат творческого труда многих людей различных профессий.
Место наших занятий в жизни детей
·и общества. Общее представление о видах и жанрах искусства. Культура поведения на занятиях и вне.
2. Знакомство с композиторами , поэтами, артистами ( презентация)

Практика.
1. Экскурсия в Дом культуры. Сцена, одежда сцены.

2. Основы актерского мастерства
Теория.
Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание. Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Управление вниманием. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Бессловесные элементы действия. Актёрское взаимодействие.
Практика.
1. Простейшие упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания.
2. Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах.
3. Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т. е. в предлагаемых обстоятельствах:
а) действия с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах;
б) действия с воображаемыми предметами.
Упражнения и этюды проводятся с включением элемента игры
Пример: шарады.
в) упражнение на развитие образных представлений.
г) упражнения и этюды, развивающие способность отвечать на изменения условий вымысла.
4,5. Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия. Сюжетные игры, прививающие детям хорошие манеры, нормы поведения; “Приветствие”, “Знакомство”, “Парад хороших манер”.
3. Основы техники речи
Теория.
1. Введение. Рождение звука. Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Отделы речевого аппарата. Система дыхания. Гигиена речевого аппарата.
Дыхание и голос. Дыхание и звук.
2. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных.
3. Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии.
Практика.
1. Упражнения на выработку умения управлять выдохом. Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании.
2. Упражнения артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок, чистоговорок.
3. Работа со словарем. Проверка ударения. Произношение звукосочетаний в словах.
4. Творческая игра “Калейдоскоп талантов”.


4. Основы художественного чтения
Теория.
Вводная беседа. Живое слово и его значение. Идейно-тематический анализ произведения. Многообразие форм выступления. Логика речи.
Практика.
1. Идейно-тематический разбор произведения. Основные сведения об авторе произведения. Основная мысль произведения; художественные образы; последовательность развития сюжета; определение характеров взаимоотношений, мотивов поведения и намерений героев; представление в воображении описываемых автором картин природы, людей, окружающей их обстановки, фактов и событий; определение к ним своего отношения и их оценка; определение исполнительской задачи (сверхзадачи, обусловленной основной мыслью (идеей) произведения)
2. Логика речи. Выполнение исполнительских задач
3. Многообразие форм выступления. Прослушивание и просмотр записей выступлений профессиональных артистов.
4. Конферанс. Значение конферанса в концерте. Принципы композиционного построения концерта. Работа с ведущими концертов. Работа над произведениями. Конкурс исполнителей стихов и сказок. Подготовка к участию в районном конкурсе чтецов художественной самодеятельности.

5.Основы танца (разучивание татарского, башкирского и сюжетных танцев)
Общие положения, научить держаться на сцене, танцевать простые элементарные движения, просмотр видеофильмов с танцами, разучивание танцев.
6.Основы вокального пения(разучивание народных, современных песен)
Научить правильно применять певческую установку, пользоваться певческим дыханием, петь простые мелодии в медленном т среднем темпе, научить петь в ансамбле, овладеть микрофоном.
7.Игра на музыкальных инструментах
История инструментов. Назначение. Свойства. Использование их в быту. Научить исполнять ритмический рисунок.
8.Посещение музея, Дома культуры, концерта, спектакля, компьютерного класса.
Овладеть культурой поведения. Научить слушать и слышать.
9.Подготовка фольклорного праздника
«В гостях у нашей бабушки»
Привлечение внимания к фольклору бабушек и дедушек, родной природе, её богатству, формированию патриотических чувств, воспитать эстетический вкус к музыкальным произведениям и к окружающему.
Список литературы для обучающихся
1. Барро Ж. Размышление о театре. М. , 1963.
2. Богуславская Н. Е. , Кунина Н. А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997.
3. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. М. , 1997.
4. Что такое музыка. Книга для детей и их родителей. М. , 1997.
5. Фольклор для детей на татарском языке. Казань 1985.
6. детские журналы
Список методической литературы
1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М. : Искусство, 1972.
2. Артоболевский Г. В. Художественное чтение. М. : Просвещение. 1978.
3. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М. , 1984.
4. Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М. : Школьная пресса. – 2000.
5. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М. , 1978.
6. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 - 11кл. М. : Просвещение. 1995.
7. Рубина Ю. И. , Перельман Е. П. , Яковлева Т. В. Программа. Школьный самодеятельный театр. М. , 1981.
8. Саричева Е. Ф. Сценическое слово. М. : Просвещение. 1963.
9. Станиславский К. С. Работа актера над собой. т 8. М. , 1954.
10. Станиславский К. С. Этика. М. : Искусство. 1962.
11.Песенники Л.Б.Булгари Казань 2000г.
12.Л.Нагаева «Три башкирских танца» Уфа 1992.
13.Г.Тагтров «Танцы» Казань 1984.
14.А.И.Фридман , Л.Г.Богомолова «Бабушкины игры» Пермь 1993.
15.Д.Файзи «Жемчужина народа» Тат кн. изд. 1971.
16.Популярные песни для детей разных авторов и изданий.























13PAGE 15


13PAGE 141015