Программа элективного курса «Мир чертежа и инженерной графики»


 Программа элективного курса
«Мир чертежа и инженерной графики
                                                     Пояснительная записка   С тех пор как люди научились возводить различные сооружения, вначале лишь простейшие, а потом всё более и более сложные, роль рисунка, а затем и чертежа значительно возросло. Быстрый   рост  строительства гражданских сооружений и развитие разнообразных отраслей промышленности и техники постоянно влияли на инженерную графику, призванную обеспечивать насущные потребности производства. Чертёжное искусство возникло ещё во времена первобытного состояния человеческого общества. На стенах пещер первобытного человека были найдены примитивные изображения зверей, домашних животных и предметов обихода.   Древние памятники инженерной графики свидетельствуют о том, что графическое искусство на Руси стояло на очень высоком уровне и многое из опыта того времени легло в основу дальнейшего развития современной графике.   В 1725 году появилась книга, в которой трактуются способы обращения с чертёжными инструментами и способы точного графического решения различных практических задач.   К XVII веку относится широкое развитие русской горнорудной промышленности, строительство речных и морских судов, заводских силовых установок и машин. В этот период уже разрабатывались достаточно сложные чертежи, в  связи с чем по указу Петра I было введено преподавание черчения в специальных технических школах. Одно из таких училищ окончил гениальный русский теплотехник И. И. Ползунов, построивший в 1763 году первую в мире паровую машину, предназначенную для непосредственного приведения в действие заводских установок. Для изготовления машины были разработаны чертежи. В XVIII  веке искусство проектирования и техника выполнения конструктивных чертежей достигли высокого совершенства. Сохранились чертежи многочисленных сложных механизмов и станков, выполненных выдающимся изобретателем – И.П. Кулибиным (1735-1818 гг.). Под влиянием жизненных требований был накоплен большой фактический материал по методам изображений пространственных форм на плоскости.    Большой инженерный опыт, накопленный крупными машиностроительными и металлообрабатывающими заводами нашей страны, огромный фактический материал, созданный институтами проектирования, дали возможность создать большое количество стандартов и нормалей. Был создан большой сборник государственных стандартов, относящихся непосредственно к выполнению чертежей, разработаны единые правила выполнение чертежей – ГОСТ ЕСКД.    Типичной чертой русской школы инженерной графики является неразрывность связей теоретического развития науки с практикой. Графика, родившись из практических потребностей человека, развивалась и развивается для удовлетворения практических нужд техники и искусства.   В связи с новыми задачами школы в современных условиях  возникла необходимость совершенствования графического образования учащихся. Графическое образование это процесс развития и саморазвития школьника, связанный с овладением графической культурой и графической грамотностью. Графическая подготовка – процесс, обеспечивающий формирование у школьников рациональных приёмов чтения и выполнения различных графических изображений, встречающихся  в многоплановой трудовой деятельности  человека. Графическая подготовка даёт основы графической грамоты, позволяющей учащимся в некоторой степени ориентироваться в чрезвычайно большом объёме графических информационных средств. Кроме этого, графическая подготовка создаёт условия качественного усвоения других предметов таких как: математика, физика, технология, изобразительное искусство и т.д.    В конструировании и современном производстве чертёж используется как средство фиксации отдельных этапов процесса конструирования, является лаконичным документом, чётко и однозначно передающим всю информацию об объекте, необходимую для его изготовления, и одновременно уникальным средством и прямым источником производства во всех отраслях промышленности. Подготовка подрастающего поколения к освоению «языка техники», чтению и выполнению разнообразных чертежей – задача общегосударственного масштаба.   Графическая грамота в системе общего и политехнического образования имеет особое значение: она  - содействует активному развитию пространственных представлений, пространственного воображения; логического и технического мышления; познавательных и творческих способностей школьников; - обеспечивает овладение школьниками общечеловеческим языком техники: умением читать и выполнять различную чертёжно-графическую документацию машиностроительной и архитектурно-строительной отраслей;  -  формирует понимание школьниками значения прогрессивной технологии производства;  -   способствует овладению различными видами труда, в основе которых лежит восприятие чертежа;  - оказывает влияние на формирование личности учащегося, развивая характер, волю, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, глазомер, плановость в работе, умение концентрировать внимание, наблюдательность и трудолюбие;  -  помогает усвоению таких учебных дисциплин,  как геометрия, физика, химия, география, технология.    В настоящее время для основной школы Российской Федерации опубликовано несколько авторских программ. В их числе: «Черчение. 9 класс» (ответственный редактор В.И. Якунин); «Черчение. 7-9 классы» (Под ред. В.В. Степаковой); «Черчение с элементами компьютерной графики. 7-9 классы» (Под ред. В.В. Степаковой); «Черчение. 8-9 классы» (ответственный редактор В.А. Гервер); «Черчение. 8-9 классы» (Под  ред. Ю.П. Шевелева). Эти программы обеспечивают реализацию «Обязательного минимума содержания образования по черчению». Настоящая программа элективного курса «Инженерная графика и черчение» обеспечивает не только реализацию «Обязательного минимума содержания образования по черчению», но и предусматривает расширение и углубление представлений учащихся о возможности графических методов отображения информаций. В программе больше отводится времени на решение занимательных и творческих задач по проекционному черчению, в том числе задач с элементами художественного и технического конструирования. Увеличен объём знаний и графических работ по машиностроительному и архитектурностроительному черчению, по составлению проектно технологической документации на  изготовления изделия. Курс инженерной графики и черчения состоит из четырёх разделов:  геометрическое черчение,проекционное черчение, машиностроительное черчение, архитектурно-строительное черчение.      В геометрическое черчение входит изучение геометрических построений, на основе которых выполняются сопряжения в чертежах производственного характера, знакомство и применение требований ГОСТа ЕСКД в части выполнения и оформления чертежа (формат, шрифт, типы линий, условные  обозначения на чертежах, нанесение размеров, уклон и конусность).  Проекционное черчение содержит изучение методов построения видов (проекций). Анализ геометрической формы детали по чертежу. Изучение правил построения сечений и разрезов. Построение наглядных изображений.     В состав машиностроительного  черчения входит изучение условных изображений и обозначений стандартных (крепёжных) изделий. Разъемные и неразъемные виды соединений.  Правила составления сборочных чертежей. Условности и упрощения на сборочных чертежах. Деталирование. Допуски и посадки в системе «отверстие-вал».  Условные обозначения на кинематических схемах машин и механизмов.     В состав  архитектурно-строительного черчения входит изучение условных обозначений частей здания. Условные обозначения строительных материалов в сечениях. Условные обозначения сантехнического оборудования. Построение планов, фасадов и разрезов зданий и сооружений. Чтение простых архитектурно-строительных чертежей жилых зданий.               Целью элективного курса  являются:     - обучение учащихся графической грамотности и элементам графической культуры;     -   приобретение учащимися политехнического кругозора;     -   подготовка учащихся к практической деятельности и труду, к сознательному выбору профессии.                 Задачи элективного курса:    - сформировать у учащихся основы графической грамоты и навыков графической деятельности;    -   сформировать умения применять графические знания на практике;    -  уделять внимание формированию этических норм в процессе графического общения с товарищами по учебному классу;    -  развить зрительную память, глазомер, пространственные представления и воображение;    -   развить логическое, образное и пространственное мышление;    -   развивать творческие и конструкторские способности учащихся;    -  обучить основным правилам и приёмам построения графических изображений;    - сформировать необходимый объём знаний об основах проецирования и способах построения чертежей (эскизов), аксонометрических проекций и технических рисунков;    -   научить читать и выполнять чертежи (эскизы), аксонометрические проекции, технические рисунки, схемы изделий различного назначения;    - осуществлять связи обучения с техникой, производством, технологией, знакомство учащихся с устройством деталей машин и механизмов;    - подготовить учащихся к конструкторско-технологической и творческой деятельности, различным видам моделирования;   -  научить пользоваться учебниками и справочной литературой;   -  сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству Основные требования к знаниям и умениям учащихся                                                                              Программа рассчитана на два года по одному часу в неделю.Количество часов:  в 9 классе – 34 часа. Итого-34 часа. Наполняемость группы до 15 учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
                                                9 класс
     1.Вводное занятие -1 час                                                                   Теоретическая часть   Значение черчения в практической деятельности человека. Что такое графика? Основные виды графических изображений: комплексный чертёж, эскиз, технический рисунок, наглядные изображения, набросок, схемы, диаграмма, график, символ, логотип, товарный знак. Исторические сведения о развитии чертежа.   Инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.                                                                 Практическая часть    1.    Подготовка чертёжного инструмента к работе..   2.   Упражнение в проведении прямых, взаимноперпендикулярных и параллельных  линий с помощью линейки и угольников. Проведение окружностей с помощью циркуля.        2. Правила оформления чертежей – 3 часа                                                               Теоретическая часть  Понятия о государственных стандартах ЕСКД. Типы линий в соответствии с системой конструкторской документации.  Форматы, их назначение. Формат А 4, его размеры.  Чертёжный стандартный шрифт; номера шрифта; прописные и строчные буквы, цифры и знаки; зависимость параметров букв от номера шрифта. Основные правила выполнения чертёжного шрифта.  Масштабы, их применение, обозначение. Зависимость размеров изображения от использованного масштаба.   Основные правила нанесения размеров (выносная и размерная линии, стрелка, размерные числа; габаритные размеры; рациональность в нанесение размеров; знаки диаметра, радиуса, квадрата; размеры окружностей, дуг и углов; последовательность нанесения размеров).                                                               Практическая часть     1. Оформление ученического формата А 4 рамкой и основной надписью.     2. Графическая работа № 1: «Линии чертежа».                                 Геометрическое черчение – 3 часа              3. Построение и оформление чертежей                                                               Теоретическая часть   Геометрические построения: деление отрезка, угла, окружности на равные части. Построение правильных многоугольников.  Сопряжение двух прямых  (на примере острого, тупого и прямого углов, параллельных линий), прямой и окружности, двух окружностей. Алгоритм построения овала.   «Плоские» детали, их особенность, назначение, изготовление; анализ их геометрической формы. Алгоритм построения чертежа «плоской» детали .                                                               Практическая часть     1. Графическая работа № 2: «Деление отрезка, угла, окружности на равные части. Построение правильных многоугольников».      2. Графическая работа № 3: «Сопряжение двух прямых  (на примере острого, тупого и прямого углов, параллельных линий), прямой и окружности, двух окружностей».     3. Графическая работа № 4: Чтение и выполнение чертежей «плоских» деталей с использованием геометрических построений. Нанесение размеров.              4.Уклон и конусность                                                              Теоретическая часть         Понятие об уклоне и конусности. Назначение и применение уклона и конусности в технике.  Обозначение уклона и конусности на чертеже.Практическая часть    1. Упражнения в построении и обозначении уклона и конусности.    2. Графическая работа №5:  «Вычерчивание контуров технических деталей с применением перечисленных построений и обозначений».                       5. Проекционное черчение - 12 часов              5.1 Основы проекционного черчения                                                                  Теоретическая часть Центральное и параллельное проецирование. Ортогональное (прямоугольное) проецирование, его преимущество, область применение.  Чертёж предмета на одной плоскости проекций. Чертёж предмета на двух взаимно перпендикулярных плоскостях проекций (фронтальной и горизонтальной, фронтальной и профильной) – комплексный чертёж.   Комплексный чертёж предмета в системе трёх основных плоскостей проекций. Основные виды  – спереди, главный вид, сверху, слева.   Понятие о безосном способе построения недостающих проекций, его преимущество. Понятие внешней и внутренней координации. Законы проекционной связи.  Алгоритм построения комплексного чертежа, представленного двумя видами, нанесение размеров.  Последовательность выполнение чертежа предмета с натуры. Назначение и использование эскизов. Правила выполнения эскизов. Отличие эскиза от чертежа.  Устройство и приёмы измерения предмета с помощью штангенциркуля ШЦ 1, и линейки.                                                                Практическая часть   1. Графическая работа № 6:  «Построение третьего вида по двум заданным»   2. Графическая работа № 7:  «Построение трёх проекций несложных деталей по заданной модели».   3. Графическая работа № 8: Выполнение эскизов деталей по карточкам – заданиям.    4. Графическая работа № 9: Выполнение эскизов деталей с определением необходимого и достаточного количества видов.                5.2 Проецирование основных геометрических тел                                                                  Теоретическая часть   Обзор различных геометрических тел, их разновидности и определения.  Сочетание геометрических тел в конструкциях несложных деталей.  Проецирование тел (призм, пирамид, цилиндра, конусов, шара) на три плоскости проекции с анализом проекций элементов тел (вершин, рёбер, граней, образующих и точек, заданных на поверхности этих тел.    Анализ геометрической формы предмета по его комплексному чертежу.    Нанесение размеров на чертеже предмета с учётом свойств его геометрической формы и возможной технологии  изготовления.                                                                     Практическая часть     1. Графическая работа № 10: «Построение проекций некоторых геометрических тел. Нахождение на чертеже проекций точек и линий, расположенных на поверхности геометрического тела».     2.Графическая работа №11:  «Построение чертежа группы геометрических тел». 5.3. Развёртки поверхностей, ограничивающих геометрические тела и предметы простых форм.                                                                    Теоретическая часть      Определение понятия «развёртка поверхности». Алгоритм построения полных развёрток геометрических тел и несложных моделей, изделий по их комплексным чертежам.     Примеры использования разверток в жизни человека (одежда, обувь, украшения, предметы интерьера и т.п.) и в различных видах индустриального производства, связанного с технологиями изготовления изделий из листовых материалов (метал, кожа, пластмасса и др.).                                                                         Практическая часть    1. Построение полных развёрток геометрических тел (куб, конус, пирамида, призма, параллепипед) по их комплексным чертежам.    2. Изготовление геометрических тел по развёрткам.                  6. Наглядные изображения     6.1 Аксонометрия и перспектива                                                                     Теоретическая часть     Что такое наглядное изображение? Назначение и классификация аксонометрических проекций.     Косоугольная фронтальная димитрическая проекция, аксонометрические оси и показатели искажения по ним.    Прямоугольная изометрическая проекция, аксонометрические оси и показатели искажения по ним.    Приёмы построения аксонометрических проекций.    Основные понятия и определения аппарата построения перспективы: картина (плоскость проекции), центр проецирования (точка зрения), проецирующий луч, перспективная проекция (перспектива), плоскость и линия горизонта, главная точка картины, главное расстояние, дистанционные точки, точка схода перспектив параллельных прямых.    Использование перспективных и аксонометрических проекций в различных сферах деятельности человека.                                                                       Практическая часть    1. Графическая работа № 12: «Построение  аксонометрических  проекций плоских фигур (треугольник и шестиугольник, прямоугольник и квадрат, окружность)».      2. Графическая работа № 13:  «Построение изометрической проекции окружности – овала».       3.  Графическая работа № 14: «Построение изометрической проекции детали по её комплексному чертежу».          6.2 Технический рисунок                                                                      Теоретическая часть    Что такое технический рисунок и каковы его основные отличия от аксонометрических и перспективных проекций?   Передача объёма и формы предметов посредством светотеневой обработки с использованием тонального масштаба (палитра которого включает в себя: блик, полутон, тень, рефлекс). Техника оттенения – линейная (простая) штриховка, штриховка в клеточку (штрафировка).   Алгоритм выполнения технического рисунка на основе параллельных аксонометрических проекций.                                                                          Практическая часть    1. Рисование параллельных и перпендикулярных прямых; деление отрезка (на глаз) на равные части. Зарисовка плоских и объёмных  геометрических фигур на основе стандартных аксонометрических проекций без использования светотеневой обработки.   2. Выполнение технических рисунков геометрических тел  и различных объёмных предметов на базе параллельных аксонометрических проекций с  использованием техники оттенения.   3. Графическая работа № 15: «Выполнение эскиза и технического рисунка детали». (Контрольная работа по индивидуальным заданиям).                  7. Чтение и выполнение чертежей (                                                                         Теоретическая часть     Общее понятие о форме и формообразования предметов. Анализ геометрической формы предметов.     Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы.    Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже.    Выбор главного изображения и масштаба изображения. Нанесение размеров на чертеже с учётом формы предметов.                                                                         Практическая часть             Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений:   1. Графическая работа № 16: «По наглядному изображению детали выполнить чертеж в необходимом количестве изображений с нанесением размеров».   2. Графическая работа № 17:   «По словесному описанию геометрической формы и параметрам детали выполнить комплексный чертёж  (три вида) и изометрическую проекцию:   3. Графическая работа № 18:  «Построение изометрической проекции детали по её комплексному чертежу с нанесением размеров». (Контрольная работа по индивидуальным заданиям).   4. Чтение чертежей.   8.Элементы конструирования. Решение занимательных,  развивающих и творческих задач.                                                            Теоретическая часть     Понятие о технической творческой задаче, задании, последовательность их разработки. Преобразование формы и изображений предметов. Формы и методы поиска новых решений.                                                             Практическая часть    1. Решение задач на преобразование изображений.
Графическая работа № 19.     2. Решение задач на проведение отсутствующих на чертеже линий.     3. Решение задач с элементами конструирования.
Графическая работа № 20.    4.Решение занимательных задач по проекционному черчению.                   9. Эскизная форма выполнение чертежей.                                                               Теоретическая часть       Назначение и использование эскизов. Правила выполнения эскизов.      Отличие эскиза от чертежа.                                                                 Практическая часть    1. Выполнение эскизов предметов с натуры.                   10. Обобщение знаний.                   11. Годовая контрольная работа.                   12. Подведение итогов учебного года и задачи на новый учебный год.                     Выставка лучших работ школьников
Учебно- тематический план 9 класс

п/п Содержание учебного материала Кол-во час № граф. работдатапланфакт.
Правила оформления чертежей (4 часа)
1 Вводное занятие
Значение черчения в практической деятельности человека. Виды графических изображений: рисунки, наглядные изображения, чертежи, схемы, графики, диаграммы, топограммы. Исторические сведения о развитии чертежа. Инструменты, принадлежности и материалы. рациональные приёмы работы инструментом. Организация рабочего места.
1 2-4 Понятие о ГОСТах ЕСКД. Форматы, линии, чертёжный шрифт. Масштабы, их применение, основные правила нанесения размеров 2 1 Геометрическое черчение (3часа)

5-7 Построение чертежа плоской детали. Геометрические построения: деление отрезка, угла, окружности на равные части. Построение правильных многоугольников. Сопряжения 3 2-4 Уклон и конусность (1час)
8 Понятие об уклоне и конусности. Назначение и применение уклона и конусности в технике. Обозначение уклона и конусности на чертеже. 1 Проекционное черчение (12часов)
9-12 Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Местные виды. Последовательность выполнения чертежа с натуры. Эскизирование. 4 6-9 13-15 Проецирование основных геометрических тел. Развёртка поверхности, ограничивающих геометрические тела и предметы простых форм. 3 10-11 16-20 Наглядные изображения. Назначение и классификация аксономических проекций: косоугольная диметрическая и прямоугольная проекции. Перспективные проекции. Технический рисунок. 5 12-15 Чтение и выполнение чертежей (9 часов)
21-25 Общее понятие о форме и форма образований предметов. Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Нахождение на чертеже проекций точек и линий, расположенных на поверхности геометрического тела. 5 16-18 26-28 Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей с использование геометрических построений. 3 29 Чтение чертежей 1 Элементы конструирования. Решение занимательных, развивающих и творческих задач (3 часа)
30-32 Элементы конструирования. Преобразование форм и изображений предметов. Решение занимательных, развивающих и творческих задач. 3 19-20 Эскизная форма выполнения чертежей (2 часа)
33 Эскизы деталей. Алгоритм выполнения эскиза деталей. Обобщение знаний 1 34 Контрольная работа 1 Итого 34 Требования к уровню подготовки учащихся            Учащийся должен знать:- приёмы работы с чертёжным инструментом;- простейшие геометрические построения;- приемы построения сопряжений;- форматы, масштабы, линии чертежа, шрифт чертёжный;- алгоритм выполнения чертежей;- метод проецирования, виды проекций;- алгоритм построения по двум заданным проекциям третьей;- наглядные изображения, аксонометрические проекции, технический рисунок;- принципы построения наглядных изображений;- геометрические способы образования и преобразования формы;           Учащийся должен уметь:- рационально пользоваться чертёжными инструментами;- пользоваться измерительными инструментами и проставлять размеры на чертежах (эскизах) деталей;- выполнять геометрические построения (деление отрезка, угла и окружностей на равные части, сопряжения);- анализировать геометрическую форму предметов по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;- анализировать графический состав изображений;- читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;- выбирать  и необходимое количество видов предмета для построения его чертежа;- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и частей;- читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;- проводить самоконтроль правильности и качества выполнения графических работ;- приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования);- читать и выполнять простые кинематические и электрические схемы;- читать и выполнять несложные архитектурно-строительные чертежи;- моделировать и конструировать форму несложных технических и дизайнерских  изделий, архитектурных сооружений, разрабатывать некоторые виды проектной документации на изделие, здание;- аргументировать выбор художественно-конструкторского и инженерного решения, а также графических методов и средств отображения сконструированного изделия;- пользоваться ГОСТами ЕСКД, учебниками, учебными пособиями, справочной литературой. В настоящую программу элективного курса, максимально соответствующую базисному плану основной школы, включены основополагающие темы и разделы курса черчения, обеспечивающие минимальный, но достаточный уровень графической подготовки  для использования её при продолжении обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, при освоении курса начертательной геометрии, основ различных рабочих специальностей и оказывающие максимальное влияние на формирование личности учащегося.Учебники и методические пособия1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. Для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1999.2. В. Рассохон и Н. Целинский. Занимательные задачи по проекционному черчению.3. Васеленко Е.А., Коваленко Л.Н. Задания по черчению на преобразование. – Минск, 1989.4. Воротников И.А. Занимательное черчение. – М., Просвещение, 1990.5. Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение. 9 кл. Уч. для общеобразовательной школы. /Под ред. В.В. Степаковой. – М.: АСТ, 1999.6. Карточки-задания по черчению для 8 кл. / Е.А. Василенко, е.т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. М.: Просвещение, 1990.7. Карточки-задания по черчению: 7 кл. / Под редакцией В.В. Степаковой. М.: Просвещение, 1999.8.  Карточки-задания по черчению: 8 кл. / Под редакцией В.В. Степаковой. М.: Просвещение,20009. Преображенская Н.Г. Сечения и разрезы на уроках черчения в школе. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986.10. Черчение: Учебник. / Под ред. В.В.Степаковой. - М., Просвещение,2005.11. Словарь-справочник по черчению / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др. - М.: Просвещение, 1999.12.С.В. Розов. Сборник задач о черчению.  М.,«Машиностроение» 1978.13.В.А. Федоренко, А.И. Шошин.  Справочник по машиностроительному черчению.   М.,«Машиностроение» 1978.14. Г.Н. Попова, С.Ю. Алексеев. Машиностроительное черчение. Справочник. .   М.,«Машиностроение» 1986.                Методическая литература1. Методика обучения черчению: Уч. Для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений.  / Под ред. Е.А. Василенко. -  М.: Просвещение, 1990.    2. Методика Факультативных занятий по черчению в школе. / Под ред. В.Н. Виноградова. -  М.: Просвещение, 1979.3. Р.С. Брилинг, Н.С. Миронова. Методическое пособие по инженерно-строительному черчению. Издательство Харьковского университета. 1959.4.  Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Вышнепольский В.И. Методическое пособие к учебнику  Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вышнепольского И.С. «Черчение. 7 – 8 классы».  АСТ Астрель М.: 2004.5.  А.А. Павлова, С.В. Жуков. Методика обучения черчению и графике. Библиотека учителя. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, М.: 2004.6. С.К. Боголюбов. Индивидуальные задания по курсу черчения. М., «Высшая школа» 1989.7. Р.С. Миронова, Б.Г. Миронов. Сборник заданий для графических работ и упражнений по черчению. М., «Высшая школа» 1977.8.П.Е. Аксарин. Чертежи для деталирования.   М.,«Машиностроение» 1993.
Примечание. Программа элективного курса "Чертёж - международный язык техники" опубликована в журнале "Учитель" № 1/ 2011