Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Основы Инженерной графики


Коми Республикаса велöдан да том йöз министерство
Министерство образования и молодёжной политики Республики Коми
«Печораса промышленнöй да экономическöй техникум»
уджсикасö велöдан канму учреждение
(УВКУ «ППЭТ»)
государственное профессиональное образовательное учреждение
«Печорский промышленно-экономический техникум»
(ГПОУ «ППЭТ»)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
_________________Н.В. Черткова
« 1 » сентября 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Основы инженерной графики
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии среднего профессионального образования
15.01.05 Сварщик
Печора, 2016
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК
«Общестроительные и электротехнические дисциплины» ОДОБРЕНО
Методическим советом
ГПОУ «ППЭТ»
Председатель ПЦК Председатель методического совета
М.А.Михеева О.Э.Фокина
« 31 »___августа____ 2016г. « 31 »___августа____ 2016г.
Составители:
Михеева М.А., преподаватель общетехнических дисциплин ГПОУ «ППЭТ»
Эксперты: Внутренняя экспертиза Техническая экспертиза: Мальцева Л.А, зам.председателя ПЦК
«Общестроительные и электротехнические дисциплины» ГПОУ «ППЭТ»
Содержательная экспертиза: Фокина О.Э., заместитель директора по методической работе ГПОУ «ППЭТ»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 684 (приказом Минобрнауки России от 22 августа 2014 г. N 1039 внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования).
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования и рекомендованными ФГУ «ФИРО» для использования образовательными учреждениями при разработке программы учебной дисциплины, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации от 27.08.2009.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы учебной дисциплины……………………….…….5
Структура и содержание учебной дисциплины…………………………6
Условия реализации программы учебной дисциплины………………..8
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………9
Контрольно оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации студентов………….…………………………………………10
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01Основы инженерной графики
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения обязательной части учебного цикла студент по общепрофессиональным дисциплинам должен:
Уметь:
- читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования;
- использовать технологическую документацию;
Знать:
- основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической
документации;
- общие сведения о сборочных чертежах;
- основные приёмы техники черчения, правила выполнения чертежей;
- основы машиностроительного черчения;
- требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей по профессии 15.01.05 Сварщик и овладению общими компетенциями (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов сформированность профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.5. Читать чертежи средней сложности и сложных сварных металлоконструкций.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 51 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 34 часов;
самостоятельной работы студента 17часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 34
в том числе: лабораторные занятия практические занятия 27
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 17
в том числе: индивидуальное практическое задание 10
тематика внеаудиторной самостоятельной работы 7
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1
2.2. Содержание учебной дисциплины ОП.01Основы инженерной графики
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Тема 1. Основные правила оформления чертежей Содержание 7 1 Правила оформления чертежей. Линии чертежа. Правила нанесения размеров. 1/1 2
Практические работы 6 1 Вычерчивание линий чертежа, шрифты. 2/3 3
2 Вычерчивание контура детали с нанесением размеров. 4/7 3
Тема 2. Применение геометрических построений Содержание 1 1 Геометрические построения. Деление окружности на равные части. 1/8 2
Тема 3. Прямоугольные и аксонометрические проекции Содержание 7 1 Прямоугольные проекции. Комплексный чертёж. 1/9 2
Практические работы 6 3 Комплексный чертёж модели по натуральным образцам модели. 2/11 4 Построение комплексного чертежа модели по аксонометрическим проекциям. 2/13 5 Построение чертежа по двум заданным видам третьего вида, аксонометрии детали. 4/17 3
Тема 4. Сечения и разрезы Содержание 5 1 Сведения о сечениях и разрезах, правила их выполнения. 1/18 2
Практические работы 4 6 Построение главного вида вала по аксонометрической проекции с вычерчиванием трёх сечений. 2/20 7 Выполнение чертежа детали с применением простого разреза. 2/22 3
Тема 5. Рабочие чертежи деталей Содержание 11 Основные и дополнительные виды на чертежах. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. 1/23 2
Практические работы 10 8 Изображение и обозначение крепёжных деталей с резьбой. 2/25 9 Изображение резьбовых разъёмных соединений. 4/29 3
10 Выполнение чертежа сварного изделия. 4/33 3
Дифференцированный зачёт 1/34
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа при изучении дисциплины
Индивидуальные практические задания:
1. Вычерчивание контура детали с применением деления окружности на равные части.
2. Вычерчивание лекальных кривых.
3. Построение проекций геометрических тел.
4. Нахождение проекций точек, лежащих на поверхности предмета.
5. Комплексный чертёж модели по натуральным размерам.
6. Построение третьей проекции предмета по двум заданным.
7. Выполнение чертежей с применением простых и местных разрезов.
8. Чтение машиностроительных чертежей.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Выполнение геометрических построений деталей с использованием способов деления отрезков, углов и окружностей при помощи треугольника, линейки и циркуля.
2. Вычерчивание контуров кулачков, фланцев, крышек с применением коробовых кривых.
3. Вычерчивание детали с коническим элементом.
4. Изготовление моделей геометрических тел.
5. Чтение рабочих чертежей деталей.
6. Деталирование сборочного чертежа. 17
2
2
2
2
2
2
2
3
1
1
1
1
1
1
2 Всего: 51 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Технической графики».
Оборудование учебного кабинета:
- доска;
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Техническая графика»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в сеть Интернет;
- мультимедиа комплекс.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Вышнепольский, И.С. Техническое черчение. – М.: Высшая школа.2007.
Боголюбов, С.К. Инженерная графика.- М.: Машиностроение. 2006.
Миронов, Б.Г. Миронова, Р.С. Сборник заданий по инженерной графике.- М.: Высшая школа. 2006.
Левицкий, В.С. Машиностроительное черчение и автоматизация выполнения чертежей. М.: Высшая школа. 2002.
Кречко, Ю.А. Полищук,В.В. Автокад 13: новые возможности.- М.: Диалог.МИФИ 1996.
Autocad. Release 14. Руководство пользователя.: Autodesk. 1997.
Дополнительные источники:
Бабулин, Н.А. Построение и чтение машиностроительных чертежей. -М.: Высшая школа. 2000.
Анурьев, В.И. Справочник конструктора машиностроителя в 3т. М.: Машиностроение. 2001.
Лагерь, А.И. Инженерная графика.- М.: Высшая школа. 2002.
Вышнепольский, И.С. Техническое черчение. -М.: Академия. 2001.
Стандарты ЕСКД
ГОСТ 2.301-68 и др. Общие правила выполнения чертежей. Сборник. М. 1988.
ГОСТ 2.401-68 и др. Правила выполнения чертежей различных изделий. Сборник. М. 1986.
ГОСТ 2.701-84 и др. Правила выполнения схем. Сборник. М. 1987.
ГОСТ 2.721-74 и др. Обозначения графические в схемах. Сборник. М. 1987.
Электронные ресурсы:
- dwgstud.narod.ru/lib (библиотека Autocad)
- pedsovet.org (экзаменатор по черчению)
- www.masterwire.ru (авторский комплект)
- Gost Electro (видеокурс по черчению)
- labstend.ru – учебные, наглядные пособия и презентации по курсу «черчение» (диски, плакаты, слайды)
.
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: читать чертежи изделий, механизмов и узлов используемого оборудования; практическая работа
использовать технологическую документацию; практическая работа
Знания:
основные правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической
документации;
практическая работа
общие сведения о сборочных чертежах;
внеаудиторная самостоятельная работа (индивидуальное практическое задание)
основные приёмы техники черчения, правила выполнения чертежей;
практическая работа;
внеаудиторная самостоятельная работа (индивидуальное практическое задание)
основы машиностроительного черчения;
практическая работа
требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД); практическая работа;
внеаудиторная самостоятельная работа (индивидуальное практическое задание)
КОНТРОЛЬНО ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ.
5.1. Паспорт
Контрольно-оценочные материалы (далее – КОМ) предназначен для контроля и оценки результатов освоения знаний по общепрофессиональной дисциплине ОП.01 Техническое черчение программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик.
Обязательный минимум знаний:
правила оформления чертежей;
шрифт чертёжный;
геометрические построения;
аксонометрические проекции;
прямоугольное проецирование;
сечения и разрезы;
машиностроительные чертежи;
схемы.
КОМ для проведения промежуточной аттестации по дисциплине ОП.01 Техническое черчение форме дифференцированного зачёта выполнены в двух вариантах и представляют собой комплекс тестовых заданий и графических задач задачи.
Задания для дифференцированного зачёта
Вариант 1
По дисциплине «Основы инженерной графики»
студента гр. № _______
____________________________________
(фамилия и имя)

п/п Вопрос Варианты ответов Ответ
1 Сплошная основная толстая линия предназначена для вычерчивания линий А -видимого контура,B -невидимого контура,С- осевых линий. 1б
2 Штрих пунктирная тонкая линия предназначена для вычерчивания линий А -видимого контура,B -невидимого контура,С -осевых линий. 1б
3 Масштаб – это расстояние между точками на плоскости Да
Нет 1б
4 Сопряжением называется  А. переход одной линии в другую, В. переход одной кривой линии в другую, С. плавный переход одной окружности в другую, D. плавный переход одной фигуры в другую.  1б
5 Расстояние между параллельными размерными линиями должна быть: А – от 2 до 5мм
B - от 5 до 7 мм
С – от 7 до 10 мм
D – от 10 до 15 мм 1б
6 Какими НЕ БЫВАЮТ разрезы: А – горизонтальные
B – наклонные
C - вертикальные
D - параллельные 7 Какое изображение называют разрезом? А.изображение предмета, мысленно рассеченного плоскостью, В. отображение фигуры, С. проецирование предмета, мысленно рассеченного плоскостью, D. изображение фигуры, соединенного с плоскостью 1б
8 Горизонтальным разрезом называют если:   А.секущая плоскость параллельна фронтальной плоскости проекции, В.секущая плоскость параллельна профильной плоскости проекции, С.секущая плоскость параллельна горизонтальной плоскости проекции, D. секущая плоскость перпендикулярна к горизонтальной плоскости.  1б
9  Какое проецирование называется центральным? А. если проецирующие лучи параллельны друг другу, В. если проецирующие лучи исходят из одной точки, С. если проецирующие лучи перпендикулярны, D. если проецирующие лучи расходятся.  1б
10 Многогранник, ограниченный многоугольником, называемым основанием, и треугольниками называют А.конус, В. призма, С. шар, D. пирамида.  1б
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Вариант 1
Дано: три проекции многогранника. На одной из этих проекций тело изображено с вырезами, на двух других даны только контуры многогранника. Достроить проекции.(5 баллов)
1546860111125
По наглядному изображению выполнить фронтальный разрез (5 баллов).

Вариант 2
По дисциплине «Основы инженерной графики»
студента гр. № _______
____________________________________
(фамилия и имя)

п/п Вопрос Варианты ответов Ответ
1 Чертежом называется? А.документ, состоящий из изображений предмета, B. документ, состоящий из изображений фигуры, С.бумага с надписями и чертежами, D.формат с надписями и чертежами.  1б
2  Изображение, на фронтальной плоскости проекции, называется  А.видом сзади, В. видом спереди, С. видом справа, D.видом слева.  1б
3 Располагают виды  А. в проекционной связи, В. без проекционной связи, С.на любом месте, D. на одном месте.  1б
4 Конус определяется двумя размерами ? А. длиной и диаметром, В.высотой и диаметром, С.шириной и диаметром, D. шириной и высотой.  1б
5 На что похож правильно развёрнутый куб? А. на молот, В. на самолёт, С. на поезд, D. на дом. 1б
6 Габаритные размеры это А.большие размеры, В. маленькие размеры, С.средние размеры, D.размер ширины.  1б
7 Сплошная тонкая линия предназначена для вычерчивания линий  А. видимого контура, В. линий сгиба, С. линий штриховки, D. линий сечений.  1б
8 На какой проекции видны все грани пирамиды? А. фронтальной
В. горизонтальной
С. профильной 1б
9 Масштабом называют  А.пропорциональное уменьшение размеров предмета на чертежах, В. расстояние между точками на плоскости, С. отношение линейных размеров изображения предметак действительным, D. пропорциональное увеличение размеров предмета на чертежах.  1б
10 Какое изображение называют разрезом? А.изображение предмета, мысленно рассеченного плоскостью, В. отображение фигуры, С. проецирование предмета, мысленно рассеченного плоскостью, D. изображение фигуры, соединенного с плоскостью.  1б
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Вариант 2
Дано: три проекции многогранника. На одной из этих проекций тело изображено с вырезами, на двух других даны только контуры многогранника. Достроить проекции.(5 баллов)
1371600339725
По наглядному изображению выполнить фронтальный разрез (5 баллов).

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ Вариант 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А С НЕТ D C D A C B D
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1609090180340
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ Вариант 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
D B A B A A C В C A
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1524074220048
Критерии оценок
Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется учебной программой и образовательными стандартами по дисциплине «Основы инженерной графики».
При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения студентами знаний и умение полученных в ходе изучения пройденного материала.
Дифференцированный зачёт состоит из 12 заданий:
10 теоретических и 2 практических, каждое задание имеет определённое количество баллов, в итоге получается 20 баллов.
При проведении дифференцированного зачёта критерии оценок следующие:
ОЦЕНКА ПРОЦЕНТ ВЫПОЛНЕНИЯ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ
5 90-100 %
20-18
4 78-89 %
17-15
3 60-77 %
14-12
2 1-59 %
1-11
1 0
0
Содержательная экспертиза
рабочей программы учебной дисциплины
ОП.01 Основы инженерной графики
представленной ПЦК «Общестроительные и электротехнические дисциплины»
Разработчик – Игушева М.А. - преподаватель общетехнических дисциплин
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспертная оценка Примечание
да нет заключение
отсутствует Экспертиза раздела 1 «Паспорт программы учебной дисциплины»
1. Требования к умениям и знаниям соответствуют перечисленным в тексте ФГОС (в т. ч. конкретизируют и/или
расширяют требования ФГОС). + 2. В пункте 1.3. указаны ПК и ОК, на формирование которых ориентировано содержание дисциплины. 3. Вариативная часть содержит требования к результатам освоения дисциплины (при наличии) + Экспертиза раздела 4 «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины»
4. Основные показатели оценки результатов обучения позволяют однозначно диагностировать уровень освоения
умений и усвоения знаний. + 5. Наименование форм и методов контроля и оценки освоенных умений и усвоенных знаний точно и однозначно
описывает процедуру аттестации. + 6
Формы и методы контроля и оценки позволяют оценить степень освоения умений и усвоения знаний. + Экспертиза раздела 2 «Структура и содержание учебной дисциплины
7 Содержание видов учебной деятельности в приложения «Конкретизация результатов освоения дисциплины»
соответствует требованиям к результатам дисциплины («уметь», «знать»). + 8. Содержание приложения «Конкретизация результатов освоения дисциплины» разработано с ориентацией на ПК, ОК. 9. Структура программы учебной дисциплины соответствует принципу единства теоретического и практического
обучения. + 10. Тематика лабораторных и/или практических работ соответствует формируемым умениям и ориентирована на
подготовку к овладению ПК в профессиональном модуле. + 11. Содержание таблицы 2.2. соответствует приложению «Конкретизация результатов освоения дисциплины». + 12. Уровни освоения соответствуют видам учебной деятельности в разделе. + 13. Содержание самостоятельной работы студентов направлено на выполнение требований к результатам
освоения дисциплины («уметь», «знать»). + 14. Формулировки самостоятельной работы понимаются однозначно. + 15. Разделы программы учебной дисциплины выделены дидактически целесообразно. + 16. Содержание учебного материала соответствует требованиям к знаниям и умениям. + 17. Объем времени достаточен для освоения указанного содержания учебного материала. + 18. Объем и содержание лабораторных и практических работ определены дидактически целесообразно и
соответствуют требованиям к умениям и знаниям. + 19. Примерная тематика курсовых работ соответствует целям и задачам освоения учебной дисциплины
(пункт заполняется, если в программе дисциплины предусмотрена курсовая работа). Экспертиза раздела 3 «Условия реализации программы дисциплины»
20. Перечень учебных кабинетов (мастерских, лабораторий и др.) обеспечивает проведение всех видов
лабораторных и практических работ, предусмотренных программой учебной дисциплины
программой учебной дисциплины. + 21. Перечисленное оборудование обеспечивает проведение всех видов практических занятий, предусмотренных. + 22. Перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы включает общедоступные источники. + 23. Перечисленные Интернет-ресурсы актуальны и достоверны. 24. Перечисленные источники соответствуют структуре и содержанию программы учебной дисциплины. + 25. Информационные источники указаны с учетом содержания дисциплины + ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (из трех альтернативных позиций следует выбрать одну) да нет
Программа дисциплины может быть рекомендована к утверждению Программу дисциплины следует рекомендовать к доработке Программу дисциплины следует рекомендовать к отклонению Замечания и рекомендации эксперта по доработке:______________________________________ __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Эксперт: /О.Э.Фокина/
Зам.председателя ПЦК «Общестроительные и
электротехнические дисциплины» /Л.А.Мальцева/
«___» ___________ 20 г.