План коррекционной работы с обучающимся, имеющим трудности в обучении.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оконешниковская средняя школа»
Оконешниковского муниципального района
Омской области
Согласованно.
Заместитель директора по УВР
__________/С.А. Ковалевская
Утверждаю.
Директор МБОУ «Оконешниковская СШ»
______________/В.Г. ГармсПлан
коррекционной работы
учителя начальных классов
Кирьянко Алёны Леонидовны,
с обучающимся 1 «А» класса
П. Анатолием,
имеющим трудности в обучении
на 2016-2017 учебный год.

Пояснительная записка
Данный план коррекционной работы составлен для работы с обучающимся П. Анатолием, имеющим трудности в освоении образовательной программы (ЗПР).
П. Анатолий поступил в 1 класс в 2016 году. При поступлении в школу была проведена психолого-педагогическая диагностика, которая выявила низкий уровень готовности к школьному обучению. Так, в частности, были выявлены:   низкий уровень развития произвольности,
низкий уровень развития внимания и памяти,
плохо развита речь,
узкий общий кругозор,
несформированные предпосылки учебной деятельности (не умеет действовать по правилу и образцу)
У Анатолия отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую он не может целостно воспринимать наблюдаемые объекты, он воспринимает их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У него беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов детской деятельности. Особые трудности испытывает при овладении представлениями о величине, не выделяет и не обозначает отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднён процесс анализирующего восприятия: не умеет выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Также испытывает трудности ориентировки во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
      У Анатолия наблюдаются и недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности.
Имеются те или иные речевые нарушения, страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.
Есть у Анатолия и трудности в освоении образовательной программы. Не всегда понимает инструкцию учителя, но не переспрашивает. Ему явно не хватает знаний, являющихся основой школьной программы. Труднее всего даются учебные темы по математике, русскому языку и литературному чтению, требующие развернутого речевого высказывания. Речь скупая, словарный запас недостаточен, высказывания односложны.
Целью работы с этими учениками является коррекция недостатков развития, помощь в освоении ООП.
Направления коррекционной работы с учащимся:
расширение общего кругозора,
развитие познавательных психических процессов,
формирование общеучебных умений,
развитие школьной мотивации,
развитие коммуникативных умений,
помощь в освоении образовательной программы,
вовлечение во внеурочную деятельность,
вовлечение родителей в образовательный процесс.
Формы и методы работы:
индивидуальные занятия,
развивающие игры и упражнения в процессе учебной деятельности,
занятия в малой группе вместе с одноклассниками, имеющими сходные проблемы в освоении ООП,
внеурочная деятельность, дополнительное образование,
воспитательные мероприятия, вовлечение в самоуправление класса.
Ожидаемые результаты и методы диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии результативности и методы диагностики
результатов коррекционной работы.
№ Критерии результативности Показатели Методы диагностики (примеры на усмотрение педагога)
1 Широта общего кругозора Расширение представления о природе, о мире профессий и т.д. (другие недостающие знания) Беседа на определение школьной зрелости, КИМы по предметным областям.
2 Уровень развития познавательных
психических процессов Увеличение объема памяти, увеличение устойчивости внимания, улучшение свойств распределения и переключения внимания Диагностика кратковременной памяти «Десять слов» (зрительной и слуховой памяти), диагностика внимания «Корректурная проба»
3 Уровень развития связной речи Увеличение словарного запаса, наличие развернутого речевого высказывания Экспресс-диагностика устной речи младших школьников Т.А. Фокетовой. Наблюдения учителя на уроках
4 Уровень развития коммуникативных способностей Умение учебных уменийустанавливать отношения с одноклассниками, творческая активность, участие в самоуправлении класса Социометрия, методика Рене Жиля, наблюдения учителя
5 Уровень развития учебных умений Увеличение уровня развития учебных умений Методики «Графический диктант» «Домик»
6 Школьная мотивация Увеличение позитивного отношения к школе Методика А.Г. Лускановой7 Общая успеваемость по учебным предметам Увеличение среднего балла (отметок) по предметам Количественный анализ результатов учебной деятельности
8 Внеурочная деятельность Посещение кружков, факультативов, участие в самоуправлении Наблюдения учителя, родителей, педагогов внеурочной деятельности.
Годовой план индивидуальной работы с учеником.
№ Направление работы Наименование мероприятия Объем и периодичность работы Ответственный
1 Расширение общего кругозора знакомство с детскими художественными произведениями, занимательной и справочной литературой,
подготовка рефератов с помощью энциклопедий,
подготовка сообщений по темам уроков,
участие в подготовке проектов во внеурочной деятельности 1-2 раза в неделю в течении года Учитель, педагог по внеурочной деятельности
2 Развитие познавательных психических процессов индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом (диагностика, игры, упражнения),
развивающие игры и упражнения, включение в урок 2 раза в неделю в течении года
ежедневно Педагог-психолог
Учитель
3 Формирование учебных умений индивидуальные занятия,
занятия в малой группе детей со сходными трудностями в обучении В течении года Учитель
4 Развитие школьной мотивации индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом (диагностика игры, упражнения),
мотивирующая деятельность учителя на уроках и во внеурочной деятельности (создание ситуации успеха, учет интересов и особенностей ребенка, поощрение, соревновательность и т.д.) В течении года Педагог-психолог
Учитель
5 Развитие коммуникативных умений внеурочная деятельность,
воспитательные мероприятия различного уровня 1-2 раза в неделю Педагог-психолог, педагог дополнительного образования, учитель.
6 Помощь в освоении образовательной программы индивидуальные занятия,
занятия в малой группе детей со сходными трудностями в обучении 1-2 раза в неделю Учитель
7 Работа с родителями Привлечение родителей к подготовке ребенка к занятиям, к участию в воспитательных мероприятиях в классе и школе и т.д. В течении года Учитель, социальный педагог, педагог-психолог.

Расписание индивидуальных дополнительных занятий
с обучающимся 1 «А» класса
МБОУ "Оконешниковская СШ"
П. Анатолием
на 2016-2017 учебный год.
№ Название предмета День недели Время
1 Математика Среда 13.15-14.00
2 Русский язык Пятница 13.15-14.00

План
коррекции знаний
по предмету «Математика»
на 1 четверть 2016 учебный год
Дата проведения
Кол-во часов Тема урокаОсновные виды учебной деятельности на необходимом уровне (Н)
14.09
21.09 2 Слева и справа, вверху и внизу, впереди и позади
- научиться ориентироваться на листе бумаги, ориентироваться в пространстве.
- научиться выполнять графический диктант.
28.09
05.10 1 Прямые, кривые. Отрезки, дуги. - научиться чертить прямые, кривые,
- знать различие между отрезками, дугами.
12.10 2 Больше, меньше, поровну. - научиться сравнивать предметы по количеству. Форме, размеру, моделировать ответ с помощью простейших инструментов – стрелок. 19.10
26.10 2 Числа и цифры. - научиться правильно писать и различать цифры
Итого: 7ч .                                                 
План
коррекции знаний
по предмету «Русский язык»
на 1 четверть 2016 учебный год
Дата проведения
Кол-во часов Тема урокаОсновные виды учебной деятельности на необходимом уровне (Н)
16.09
23.09 2ч Написание элементов букв. - научиться правильно прописывать элементы букв
30.09
07.10 2ч Звук и буква А - научиься правильно прописывать букву А
14.10
21.10 2ч Звук и буква О - научиься правильно прописывать букву О
28.10 1ч Звук и буква У - научиься правильно прописывать букву У
Итого:7ч
План
коррекции знаний
по предмету «Математика»
на 2 четверть 2016 учебный год
Дата проведения
Кол-во часов Тема урокаОсновные виды учебной деятельности на необходимом уровне (Н)
09.11 1ч. Число и цифра 3 -научиться правильно, писать цифру 3;
- соотносить цифру и число предметов.
16.11 1ч Число и цифра 4 -научиться правильно, писать цифру 4
- соотносить цифру и число предметов.
23.11 1ч. Число и цифра 5 -научиться правильно, писать цифру 5
- соотносить цифру и число предметов.
30.11 1ч Сложение и знак + - научиться записывать суммы,
-закрепить навыки письма
07.12 1ч. Прибавление числа 1 - научиться выполнять сложение с прибавлением числа 1
14.12 1ч. Прибавление числа 2 - научиться выполнять сложение с прибавлением числа 2
Итого:6 ч                                                 
План
коррекции знаний
по предмету «Русский язык»
на 2 четверть 2016 учебный год
Дата проведения
Кол-во часов Тема урокаОсновные виды учебной деятельности на необходимом уровне (Н)
10.11 1ч. Письмо строчных и заглавных букв .- закрепить графические навыки письма изченных букв;
- развивать умение перекодировать звукофонемную форму слов в буквенную и наоборот.
17.11
24.11 2ч. Письмо изученных гласных и согласных. Слуховой и зрительный диктанты. - закрепить графические навыки письма изченных букв;
- научиться писать слоги и слова под диктовку;
30.11
08.12 2ч. Работа над алгоримом записи слов под диктовку. - научиться писать слоги и слова под диктовку;
- закреплять графические навыки письма изученных букв.
15.12
22.12 2ч. Списывание предложений. - научиться составлять по схемам и записывать данные предложения;
- закреплять графические навыки письма изученных букв.
Итого:7ч