«Роль национально – регионального компонента в духовно-нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».


Доклад.
Тема: «Роль национально – регионального компонента в духовно-нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
«Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина –
он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат,
даже боль от ран проходит, но никогда – никогда не проходит
и не гаснет тоска по Родине Родина – это всё и, прежде
всего язык, природа, древняя история своей страны, её
праздники, народные песни и сказания, память о предках
и уважение к родителям, а главное - труд, творческий
созидательный труд своего народа».
В. Астафьев
Социальная ситуация последних десятилетий, как известно, связанная с идеологическим, социально-экономическим и культурным переустройством общества, породила множество негативных явлений, болезненно отразившихся на облике молодого поколения (усиление потребительских ориентаций, социальная пассивность, опасность попадания в сети наркотического и алкогольного дурмана, ухудшение условий содержания детей в семье вследствие экономической нестабильности, возрастание явлений социального сиротства, безнадзорности и числа правонарушений среди несовершеннолетних, не всегда позитивная и качественная информация из средств массовой информации и др.). Перечисленные выше явления, вызывающие тревогу за молодое поколение, характерны для всего российского общества, требуют принятия неотложных решений, лишний раз подтверждая, что воспитание было и остается важнейшей и неотъемлемой функцией образования, где оно выступает, прежде всего, как фактор морально-стабилизирующих и культурных влияний на личность подрастающего человека, способствующих расширению возможностей её развития и успешной социализации.
Каждый педагог хочет воспитать своих учеников, а в особенности, имеющих ограниченные возможности здоровья, нравственно-здоровыми, добрыми, милосердными, любящими свою Родину и готовыми жить и трудиться на её благо. Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, где человек родился, вырос, живет и трудится. Элементы национально - регионального компонента вносят весомый вклад в этнокультурное  и духовное воспитание детей коренной национальности и других национальностей, проживающих в данном регионе.
Воспитание бережного, уважительного отношения к культурному наследию
имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, поэтому наши ученики должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми и духовно. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Реализация одной из основных целей духовно-нравственного воспитания – воспитание гражданственности и патриотизма – в нашем учреждении осуществляется на уроках и на различных мероприятиях во внеурочное время.
При этом ставятся и решаются следующие задачи использования материала национально-регионального компонента –
формирование знаний о родном крае;
развитие творческих и исследовательских умений;
воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края;
коррекция отклоняющихся от общепринятых норм поведения.
Для того, чтобы использование элементов национально-регионального компонента в духовно-нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья принесло желаемые результаты, очень важно при проведении мероприятий придерживаться определённых принципов:
систематичность; 
доступность; 
наглядность; 
разнообразие материала;
связь материала в воспитательной работе;
взаимосвязь местного и общего исторического, географического, литературного и др., материала.

На уроках обучающиеся знакомятся с историей родного края, его географическим положением, названием городов, посёлков, рек нашей региона,
экономическими особенностями, древними и современными занятиями населения. Внеурочные занятия помогают узнать о быте, культуре, традициях, национальной кухне народов, населяющих нашу Республику.
При воспитании у детей с ограниченными возможностями здоровья любви к родному краю, широко используются активные формы и методы обучения: игры-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, мастер – классы, различные выставки творческих работ, сделанных руками детей и т.д.  Для того, чтобы полнее донести информацию до детей с ограниченными возможностями здоровья, на мероприятиях широко используется наглядность – это и иллюстрации, фотографии, презентации, слайд – фильмы, театрализованные представления, отрывки из художественной литературы поэтов и писателей Хакасии, тексты, содержащие материал о природе и о животных родного края, хакасские народные сказки. Важную роль в воспитании всегда играли картины, иллюстрации, портреты знаменитых людей нашей региона. Они несут в себе информацию, способствуют эмоциональному восприятию, учат видеть не только основное, но и второстепенное, обращать внимание на детали.
При проведении мероприятий обязательно используется музыкальное сопровождение, которое способствует созданию определенной эмоциональной обстановки.
Особенно хочется отметить такие мероприятия с использованием национально-регионального компонента как, участие наших учащихся на протяжении четырёх лет в ежегодных краеведческих чтениях им. В. А. Баландиной, выступление в стенах нашего учреждения артистов Хакасской республиканской филармонии имени В. Г. Чаптыкова, выставки работ наших ребят на главном празднике Хакасии «Тун Пайрам», выступление нашего танцевального коллектива «Вдохновение» с хакасскими и другими народными танцами на конкурсах и мероприятиях разного уровня, экскурсии по родному городу и его памятным местам, недели Хакасской культуры, проводимые в школе.

В результате проводимых мероприятий осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценностные ориентации, пробуждается интерес к родному краю, воспитывается любовь к родине, что, несомненно, влияет на художественно-творческое развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 
Духовно-нравственное воспитание способствует формированию навыка внутренней работы над собой. Человек не в силах изменить мир, но он в силах изменить себя. Это и есть цель духовно-нравственного воспитания, с использованием национально-регионального компонента.

Самое главное, целенаправленная работа  с детьми с ограниченными возможностями здоровья в этом направлении воспитывает уважение и взаимопонимание  к другим народам. Духовно-сильная, нравственно-здоровая, высокообразованная и благовоспитанная молодежь – важнейшая цель наших трудов.


15