Статья на тему «Формирование ценностного мира школьника средствами произведений национально — регионального компонента» (из опыта работы).

Статья на тему «Формирование ценностного мира школьника средствами произведений национально - регионального компонента» (из опыта работы).

Всё чаще и печальнее твердим
О том, что умирает в нас духовность,
А торжествует мрачная греховность,
И приговор судьбы необъясним.
А. Томаева
В современном обществе существует проблема, которую В. В. Розанов, русский философ, сформулировал как «лишение мечты своей Родины». Это обрекает людей на духовное сиротство, беспамятство. К сожалению, леность души, манкуртство - недуг, которым «болеет» в той или иной мере молодое поколение. О потере нравственных ориентиров молодёжью с искренней озабоченностью за будущее нации говорят лучшие представители творческой интеллигенции РСО-Алания: В. Малиев, М. Дзасохов, К. Ходов и другие. Нужна действенная помощь, которая должна привить нашему младшему поколению «чувство Родины» и благоговейное отношение к её святыням и традициям. На мой взгляд, решить эту проблему в современной школе можно, обратившись к творчеству осетинских писателей и поэтов, в чьих произведениях нашли отражение многие важные вопросы.
Известно, что в современных условиях определяющими в преподавании литературы являются принципы гуманизма, национального самосознания, толерантности, приоритета общечеловеческих ценностей. Этими же принципами руководствуются С. К. Семенина и Н. Г. Санакоева, авторы «Программы национального компонента литературного образования», направленной на возрождение духовности и формирование ценностного мира учащихся. Изучая на уроках литературы произведения, вошедшие в данную программу, ученики постигают истинный смысл таких понятий, как «Отчизна», «родная земля», «родной язык» и т. д. «Программа» решает задачу воспитания в подрастающем поколении чувства гордости за свою родину, свой народ, который подарил Осетии таких талантливых писателей, поэтов, драматургов, как К. Л. Хетагуров, Е. Бритаев, Т. Мамсуров, Г. Малиев, В. Малиев, М. Дзасохов, К. ХодовПоэтому, работая над ней, стараюсь, чтобы каждый мой урок стал уроком человековедения, формировал у учащихся высокие духовные качества. В данной работе мне бы хотелось поделиться опытом по формированию ценностного мира школьников средствами произведений национально – регионального компонента.
Осетинский фольклор.
Знакомство с осетинским фольклором на уроках литературы в 5 классе я традиционно начинаю с фольклорной «экспедиции» по сбору осетинских и русских народных песен (колыбельных). Распределяю детей по группам (в каждой группе – по 5-6 человек, во главе группы назначается руководитель). Получив конкретное задание и консультацию учителя, руководитель группы распределяет обязанности
среди её членов:
1)найти и записать песни(2-3);
2)оформить творческий отчёт;
3)исполнить песни (возможно, инсценировать) и т.д.
Первые три группы учащихся занимаются сбором и записью произведений осетинского фольклора, следующие две группы - сбором и записью русских народных песен. Большую помощь в работе ребятам оказывают их родители и бабушки. На итоговом уроке «Посиделки» пятиклассники исполняют собранные ими народные песни, рассказывают о людях, с которыми встретились в работе, защищают проекты. Обычно такая форма работы нравится детям: она учит их работать в группе, сплачивает, увлекает общим делом, развивает самостоятельность, творческие способности, ответственностьА общий вывод о схожести осетинского и русского фольклора, о высоком чувстве - любви матери к своим детям - позволяет учащимся более осознанно воспринять такие понятия, как «родина», «мать» , «родные истоки»
Осетинский нартовский эпос.
Осетинский нартовский эпос Великое творение народа В нём мы находим тот нравственный потенциал, который позволяет решать не только литературоведческие вопросы (дать представление об эпосе и эпических жанрах устного народного творчества, о трагическом и героическом в осетинском народном искусстве), но и постичь народную идеологию эпоса, поразмышлять об эстетических и нравственных основах того или иного произведения.
Как много откроет детям, учащимся 5 класса, сказание «Рождение фандыра»! На уроке, названном «Мудрость, завещанная нам предками», учащиеся имеют возможность постигнуть дух нартов. После знакомства с содержанием сказания и беседы по уяснению его «философии», подвожу детей к важному выводу: общий дом нартов – это их общая судьба, жизнь. Жить общим домом – это значит жить в дружбе, согласии, по единым правилам. Нарушить законы общежития или предать их – значит обречь себя на презрение и изгнание (Сырдон). Строительство нартами общего дома – это солидарность, единство, стремление к уважению и соблюдению общих традиций и законов.
Задаю вопрос: «Без чего нет жизни для нартов?» Ответы пятиклассников доказывают, что идея произведения ими понята верно:
-Без общего дома.
- Без очага.
-Без надочажной цепи.
-Без хозяйки очага.
Далее рассказываю детям о том, что в день похорон К. Л. Хетагурова его сестра в знак великой скорби надела на себя надочажную цепь (проявление высшей степени скорби). О чём это говорит?
- Потух очаг в доме, если нет в нём любимого брата. Значит, очаг, надочажная цепь – это высшее, святое, что делает нас духовнее, чище, мудрее.
И вновь вопрос к детям: «Что завещали нам предки? Как можно сформулировать заветы нартов?»
Вот какие ответы дали мне ученики:
«Потомок великих нартов! Построй дом для своих близких и родных и сбереги в нём горящим очаг!
«Пусть в домах тех, кто будет жить после нас, всегда будет мир и согласие!»
«Помни, что огонь твоего сердца должен греть всех! Это завещали нам предки!»
Второй аспект при изучении сказания «Рождение фандыра» связан с вопросом о том, как понимали нарты прекрасное. Вместе с учащимися, прочитав текст, приходим к выводу: ничто не даётся в жизни легко: прекрасное рождается в страданиях, и, чтобы создать это прекрасное, приходится жертвовать самым дорогим (пример - страдания Сырдона после гибели детей и рождение фандыра ). Значит, настоящее творение искусства является плодом больших творческих мук и душевных усилий. И эту мудрость нам тоже завещали предки.
И третье открытие: для обретения общей с нартами судьбы Сырдон отдал им самое дорогое – фандыр, сделанный из костей и жил его погибших детей. Высокая плата за счастье быть вместе! Так – одним домой, общей судьбой - жили наши предки. Так должны жить мы, их потомки.
Общий вывод в конце урока рождает в ребятах чувство гордости за то, что они наследники великих традиций, которые надо чтить и сохранить для потомков. И на вопрос: «Какие духовные ценности были у нартов?» - дети отвечают: «Единство, взаимоуважение, достоинство, честь, уважение к старшим»
В том, что разговор на данном уроке способствовал формированию у учащихся ценностного мира, я убедилась, прочитав сочинения ребят. Вот выдержки из некоторых работ:
«У нартов был общий дом, где горе и радость были тоже общимиИ я верю, что будущее моей родины – единый дом – единая Осетия единая Россия, где не будет места ненависти, войне, где навсегда поселятся мир, дружба и красота».
«Народные сказания, прочитанные мною, оставили в моей душе глубокий след. Я восхищён нартами, потому что они были сильные и мудрые».
В 6 классе при изучении произведений национально – регионального компонента основное внимание уделяю их анализу в сопоставлении с произведениями русской и мировой литературы. Работая над текстом сказания об Ацамазе («Ацамаз и Агунда»), я стараюсь помочь учащимся постичь через слово высокую степень духовности, нравственности осетинской женщины как носительницы лучших национальных качеств: духовной красоты, скромности, чистоты. Поэтому предлагаю задание: нарисовать Агунду и попытаться через портрет передать её характер. На следующем уроке дети демонстрируют свой художественный талант, знание сюжета сказания, умение следовать тексту. Далее предлагаю детям посмотреть мультфильм «Волшебная свирель» и выразить своё отношение к героям. Далее наиболее подготовленные дети проводят сравнение данного произведения с древнегреческим мифом «Орфей и Эвридика». Шестиклассники, как общее, отмечают благоговение перед женщиной, восхищение ею. Кроме того, учащиеся делают вывод о волшебной силе искусства(Ацамаз играл на свирели, Орфей –на арфе).
Другим аспектом при изучении сказания является линия, связанная с темой взаимоотношения человека с природой. Много - много веков назад нарты воспели гармонию человека и природы, показав, что человек не царь природы, а её часть. Недаром игра Ацамаза на свирели оказывает животворящее действие на неё. Затем подвожу ребят к мысли о том, что всё, окружающее нас, - творение природы, поэтому надо научиться относиться к ней с любовью и благодарностью и сохранить благоговейное отношение к природе как к храму. Продолжение разговора – знакомство с культовыми памятниками древних осетин: в Цейском ущелье – с Рекомом, в Дигорском  - со священным полем Зилахар (просмотр презентации или видеофильма). С сообщениями о природных памятниках Осетии выступают учащиеся. В конце урока делается вывод о необходимости сохранения этих памятников истории для последующих поколений.

Драма Е. Бритаева «Амран».

При работе над драмой Е. Бритаева «Амран» в 8 классе особое внимание уделяю формированию представлений учащихся о связи осетинской литературы с эпохой, в которую создавалось произведение, о взаимодействии и взаимовлиянии родной и русской, а также зарубежной литературы, о схожести этих произведений в тематике, жанровом своеобразии. И, конечно же, выявляется и осмысливается нравственный аспект драмы. После знакомства с произведением – обязательное посещение театра и просмотр спектакля «Амран» (спектакль поставил Дигорский драматический театр). Это усиливает эмоциональное восприятие драмы и позволяет учащимся приобщиться к национальной культуре, испытать чувство гордости за произведение, созданное на основе осетинского предания и драмы Эсхила, но имеющее собственную трактовку идеи и образов. Эта пьеса вызывает у учащихся большой интерес и рождает стремление познакомиться с другими произведениями основоположника осетинской драматургии и осетинского театра Е Бритаева.

Творчество К. Л Хетагурова. 10 класс.
Коста Хетагуров Его жизнь и творчество – это тот благодатный материал, который позволяет в полной мере формировать ценностный мир учащихся. Именно этим объясняется моё желание создать «Программу элективных курсов по углублённому изучению творчества К. Л. Хетагурова» (см. «Программу»). Хотелось бы обратить внимание учителей, которые изъявят желание работать по ней, на то, что темы курса сопровождены высказываниями известных учёных, писателей, поэтов о Коста, в которых заключена доминанта той или иной темы, указывающая на определённый аспект творчества поэта.
На мой взгляд, итогом данной работы может стать литературно – музыкальная композиция (см. «Приложение» к программе), научная конференция (зашита проектов) или конкурс ораторского искусства на тему: «К. Л. Хетагуров в моей жизни». Можно организовать экскурсию в Музей К. Л. Хетагурова во Владикавказе или в селение Нар – на родину Коста. Логично организовать просмотр художественного фильма «Фатима», в основе которого – поэма «Фатима», конкурс на лучшее сочинение - эссе о Коста и его творчестве. Словом, всё зависит от выбора учителя.
Своеобразие творчества современного осетинского поэта. 11 класс.

В 11 классе учащиеся имеют возможность познакомиться с творчеством современных осетинских поэтов, в том числе и с творчеством А. Томаевой. На уроке «Поэзия – та же добыча радия» я предложила ученикам проанализировать её стихотворение «Январский апрель». Наряду с традиционным анализом лирического стихотворения, ребятам было предложено сделать звуковой анализ и ассоциативный, вызванные поэтическими образами стихотворения.
Многие ученики «увидели» в стихотворении А. Томаевой тютчевское влияние и одновременно свойственную ей камерность и проникновенность Итогом урока стало высказывание В. Маяковского о сути творческого процесса и настоящей поэзии. Ребята пришли к выводу, что написание хорошего стихотворения – это Божий дар, которым в полной мере владеет замечательный поэт А.Томаева.
На мой взгляд, такие уроки формируют эстетический вкус и читательскую культуру учащихся, учат отличать талантливое от «попкорна», рождают интерес к творчеству современного поэта Было приятно, что после урока многие старшеклассники захотели узнать о творчестве А. Томаевой больше. В их жизни появилась ещё одна ценность – талантливые стихи осетинского поэта.
Таковы основные подходы к работе по формированию ценностного мира учащихся. Несомненно, что в наше непростое время каждому учителю этому вопросу необходимо уделять особое внимание. «Программа национально - регионального компонента литературного образования» в полной мере позволяет сделать это. Спасибо за это её авторам.
Заголовок 115