рабочая программа по спецкурсу Узнаю,запомню,повторю 5 класс 8 вид


Рабочая программа по спецкурсу «Узнаю, запомню, повторю».
Класс : 5
Количество часов:
Всего 34 часов; в неделю 1час
Пояснительная записка.
Программа по спецкурсу «Узнаю, повторю, запомню» составлена в соответствии с учебным планом ОУ на 2014/2015 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году) (учебная нагрузка – 1ч в неделю).
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Исправлять и корректировать это помогает спецкурс «Узнаю, повторю, запомню».
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной  деятельности человека в современном обществе. А для школьника - средством успешного обучения в  школе. С одной  стороны богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.
Содержание, задачи, формы работы, описанные в программе спецкурс «Узнаю, повторю, запомню», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Чтение и развитие речи» и «Письмо и развитие речи» ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также развитие творческого мышления, самоанализа, любознательности, самоконтроля, взаимопонимания, т.е. направлены на развитие и формирование универсальных учебных действий:
Коммуникативные:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; задавать вопросы,
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
Познавательные:
-составление целого текста из его частей, самостоятельное достраивание текста и предложений недостающими компонентами;
-поиск и выделение необходимой информации;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-пользоваться словарями, справочниками.
Личностные:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Регулятивные
- адекватно воспринимать оценку учителя;
  - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Данная программа способствуют более глубокому знакомству учащихся с богатым миром детской литературы и направлена на  развитие нравственных и эстетических чувств школьника. Занятия по данному направлению помогут учащимся с проблемами в развитии путем систематической и целенаправленной работы формирования практически значимых орфографических навыков.
Играя и соревнуясь, выполняя различные задания, ученики осмысливают значимость речи для понимания друг друга, для передачи информации, преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Развитие речи невозможно без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить речь каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.
Данный курс рассчитан на 34 учебных недели,  при проведении 1 часа в неделю для учащихся 5 класса VIII вида.

Цели проведения факультативного курса.
Углубленное изучение программного материала по русскому языку и литературному чтению, формированию интереса и стремления к познанию родного русского языка.
Овладение системой языкового образования и речевое развитие младших школьников, оказывающее благотворное влияние на развитие личности,
Развитие умений и навыков адекватного коммуникативного поведения, нравственных, эстетических, этических, социально-значимых качеств личности школьника.
Развитие творческого воображения детей.
ЗАДАЧИ:
-Обогащение словарного запаса учащихся.
-Развитие связной устной и письменной речи.
-Развитие самостоятельной познавательной деятельности.
-Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, за построением сложных предложений, за правильностью употребления форм слова, развитие интонационной выразительности речи, правильная постановка ударения в словах, закрепления правил правописания. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений.
-Активизация познавательных интересов;
-Воспитание доброжелательности, толерантности.

Содержание программы
                     Программа включает в себя следующие темы:
1.Работа над голосом, дыханием, дикцией.
2.Работа над правильной постановкой ударения в словах.
3. Работа над правилами правописания.
4. Работа над связной речью.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
-занимательность;
-научность;
-сознательность и активность;
-наглядность;
-доступность;
-связь теории с практикой;
-индивидуальный подход к учащимся.

Для  успешного проведения занятий  используются разнообразные виды работ:
-игровые элементы,
-игры,
-дидактический и раздаточный материал,
- пословицы и поговорки,  
-физкультминутки,  
-рифмовки,  считалки,  
-ребусы,  кроссворды,  головоломки,  
-грамматические сказки, стихи, рассказы
-логопедические распевки.
 Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:
-тесты,
-викторины,
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам:

Расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам русского языка:
1.Усвоение основных знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание).
2) Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
3)Обогащение словарного запаса

Учебно –тематический план.

№ Тема раздела. Кол-во часов.
1 Работа над голосом, дыханием, дикцией.
3ч.
Работа над правильной постановкой ударения в словах.
8ч.
Работа над правилами правописания.
16ч.
Работа над связной речью. 7ч.
ИТОГО: 34ч.


Календарно – тематическое планирование.
№ Тема занятия. Кол-во
часов. Дата по
плану. Дата по
факту.
Первая четверть
1 Работа над голосом. Е.Трутнева «Улетает лето». 1
2 Работа над дыханием. Т.Собакин «Осенние краски». 1
3 Использование стихов, загадок, считалок, пословиц, прибауток в работе над дыханием и дикцией. 1
4 Управление артикуляцией при произношении
гласных и согласных звуков.
С. Есенин «Закрутилась листва золотая». 1
5 Правильная постановка ударения в словах.
А. Майков «Осень». 1
6 Родственные слова.
А.Шлыгин «Осенняя роза». 1
7 Родственные слова.
А.Фет «Задрожали листья облетая...» 1
8 Корень. Однокоренные слова.
Е.Измайлов «Сад». 1
Вторая четверть. 1
9 Разбор слова по составу.
А.Фет «Листья». 1
10 Разбор слова по составу. С. Погореловский «Проплясали по снегам снежные метели». 1
11 Проверка написания безударных гласных в корне слова.
Р.Сеф «Заготовила зима». 1
12 Проверка написания безударных гласных в корне слова.
В.Фетисов «Снежинка летит». 1
13 Звонкие и глухие согласные в корне слова.
С.Есенин «Я навек за туманы и росы…». 1
14 Звонкие и глухие согласные на конце слов. К.Бальмонт «К зиме». 1
15 Составление простых распространенных предложений.
Р. Сеф «Зимний вечер». 1
16 Различение частей речи по вопросам и значению.
С.Есенин «Поет зима –аукает…» 1
Третья четверть.
17 Выделение в предложении имен существительных.
С.Пшеничная «Зима». 1
18 Выделение в предложении глаголов.
В.Фетисов «Выбегай поскорей». 1
19 Проверка написания безударных гласных в корне слова.
В.Лунин «Синий вечер». 1
20 Правописание имен существительных женского и
мужского рода с шипящей (ж,ш,ч,щ) на конце.
В.Левина «Почему». 1
21 Различение частей речи по вопросам и значению.
Ф. Глинка «ВЕСНА». 1
22 Разбор слова по составу.
А. Шлыгин «Последнее лето». 1
23 Распространение простых предложений. 1
24 Упражнения в выразительном чтении.
А.Прокофьев «С кем, ты зайка дружишь?» 1
25 Различение частей речи по вопросам и значению.
А. Плещеев «Весна». 1
26 Правильная постановка ударения в словах. В.Лунин «Вороны». 1
Четвертая четверть.
27 Правильное строение словосочетаний и предложений. Работа с деформированным текстом. 1
28 Изменение имен существительных по падежам.
А.Грачев «У норы добычи ждет, притаившись, серый кот…». 1
29 Анализ произведения и выразительное чтение.
Ф.Тютчев «Ночь». 1
30 Работа с предложением и текстом. К.Паустовский «Кот ворюга». 1
31 Работа с предложением и текстом. Л.Толстой «Птичка» 1
32 Упражнения в выразительном чтении. Стихи по выбору. 2
33 Упражнения в выразительном чтении Русская народная сказка «Снегурочка». 1
34 Итоговое занятие.Викторина. 1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса:
1.Ушаков Н. Н. и др. Путешествие по стране слов. М , 1992.
2.Шанский Н. М. В мире слов. М., 1985.
3.Язовицкий Е. Б. Говорите правильно. М., 1969.
4.Якубовская Э. Д. и др. Дидактические игры. М., 1991.
5.Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка.    М.: Астрель, 2002.
6.Волина В.В. Весёлая грамматика. М.: Знание, 1995.
7. Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 2009 г.
8.Портреты писателей и поэтов.
9.Репродукции картин, иллюстрации к литературным произведениям,
10.Записи музыкальных произведений,