Покажи мне,как ты пишешь и я расскажу о тебе исследовательский проект


Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»



Шумакова Наталья Георгиевна


ПОКАЖИ МНЕ, КАК ТЫ ПИШЕШЬ, И Я РАССКАЖУ О ТЕБЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ





Специальность 050146
Преподавание в начальных классах
Курс 3, группа 35
Научный руководитель: Солопова Т.В.,
преподаватель филологических дисциплин высшей кв.категории










Челябинск, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………….............................................................. стр.
Глава I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………… стр.
1. ГРАФОЛОГИЯ………………………………………………………………... стр.
1.1. История возникновения и развитие графологии как науки…… стр.
1.2. Значение графологии в современном мире……………………. стр.
1.3. Понятие «почерк»……………………………………………….. стр.
1.4. Понятие «подпись»……………………………………………… стр.
Выводы………………………………………………………………... стр.
Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………….. стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….. стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….. стр.


















ВВЕДЕНИЕ
Проблемный вопрос: существует ли зависимость почерка личности с его характером?
Актуальность темы:
На каком основании мы составляем свое мнение о человеке, его характере и способностях? Конечно, по многим признакам, среди которых самыми весомыми, обычно, являются поведение, речь и внешний вид. Однако, внешность, как известно, бывает обманчива, речь может быть продуктом научения, а чтобы узнать людей по поступкам, требуется время. Наверное, поэтому велик интерес к методам более быстрого и точного анализа внутреннего мира человека не только среди психологов, специалистов по подбору персонала и т.п., но и среди широкого круга читателей. Существует, конечно, большое количество специально созданных тестов, позволяющих выявить те или иные особенности личности. Но их применение (речь идет не о популярных, а о профессиональных тестах) и корректный анализ результатов требуют профессиональных психологических знаний и навыков, поэтому лучше оставить возможности их использования для работающих психологов. Мы же рассмотрим еще один метод получения информации о внутреннем мире человека - анализ продуктов его деятельности. Можно исследовать результаты творческой деятельности (рисунки, стихи, рассказы и т.д.), но они есть не у всех, а кроме того их анализ нельзя проводить по четкой однозначной схеме. Поэтому в данном исследовательском проекте мы предлагаем сосредоточить свое внимание на почерке человека - продукте, который легко "добыть" для анализа или даже взять свой собственный образец.
Если вы не сумели по внешнему виду определить характер человека, попросите его написать вам пару строк. Казалось, какую информацию о человеке может дать всего лишь написанное слово. На самом деле, за почерком человека скрывается множество тайн: чувства и личные пристрастия, эмоциональное и физическое здоровье, общественное поведение и образ мыслей, способности и таланты, степень целеустремленности, честности, недостатки характера и навыки общения.
Нам, будущим учителям начальных классов, можно практиковать графотерапию с момента обучения ребёнка письму. Исправляя недостатки почерка, можно исправить одновременно недостатки личности, вследствие связи между личностью и графическим движением. Чтобы безошибочно определить особенности человека по почерку, заниматься коррекцией личности, нужно в этом очень хорошо разбираться. В данном проекте мы проанализировали несколько источников литературы и интернет источников и вывели наиболее эффективные признаки почерка, по которым можно «прочитать» человека.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА
Тема работы: «Покажи мне, как ты пишешь, и я расскажу о тебе».
Цель: определять черты характера человека по его почерку и подписи.
Задачи:
Путем изучения и анализа литературы отобрать материал по теме;
Познакомиться с понятием «графология»;
На основании анализа современных литературных источников описать критерии анализа почерка и подписи;
Проанализировать наиболее яркие примеры почерка и подписи;
Уметь давать объективную оценку характера через графологическую экспертизу почерка.

Гипотеза:
Почерк автора, как и все произвольные действия человека, имеет сходство с его характером.
Методы:
1. Теоретические
анализ;
синтез;
классификация.
2. Эмпирические
наблюдение; 
эксперимент; 
измерение (анкетирование);
сравнение.
Особенности проекта:
учебный;
интегрированный;
долговременный;
исследовательский;
информационный;
разновозрастной;
воспитательный;
профориентационный;
практикоориентированный.
Таблица 1.1
Этапы реализации проекта
Деятельность преподавателя Деятельность студента Сроки
1 этап - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1 неделя
Цель: подготовка студентов к проектной деятельности.
Задачи:
- определение проблемы, темы и цели проекта;
- создание группы учащихся для работы над проектом;
Мотивирую студентов к обсуждению, созданию проекта, организую поиск учащимися оптимального способа достижения поставленной цели проекта
Осуществляют вживание в ситуацию. Определяют свои потребности. Осуществляют личностное присвоение проблемы, формулируют цель проекта
2 этап - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ



1 неделя
Цель: планирование действий и результатов, сроков и ответственных
Задачи:
-определение источников информации, способа сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
-установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
-распределение задач (обязанностей) между членами группы
3 этап - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

3 недели
Цель: разработка проекта
Задачи:
-самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта;
-промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на уроке или во внеурочное время
Наблюдаю. Советую, косвенно руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы учащихся. Контролирую соблюдение правил техники безопасности. Слежу за соблюдением временных рамок этапов деятельности Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах

4 этап - ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

1 неделя
Цель: подготовка материала к представлению, структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков
Задачи: анализ и синтез данных, формулирование выводов
5 этап - ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

1 неделя
Цель: демонстрация материалов, представление результатов
Задачи: презентация проекта
Организую презентацию.
Продумываю и реализую взаимодействие с родителями
При необходимости консультирую учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления самодельных книжек. Репетирую с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять книжечки. При необходимости консультируются с учителем. Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей. Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы;
рефлексию деятельности и результата

6 этап - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Цель: обобщение полученных результатов проектной деятельности
Задачи: оценить предметные знания, УУД.

1 час
Выступаю в качестве эксперта. Принимаю отчёт: обобщаю полученные результаты; подвожу итоги обучения; оцениваю умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, акцентирую внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Самооценка. Взаимооценка: выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса
7 этап - РЕФЛЕКСИЯ
1 час
Цель: о целесообразности развития проекта и проектной деятельности
Задачи: продолжить работу по проекту в следующем учебном году

Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ: наличие мотивации к творческому труду и работе на результат; осознавать возможность познаваемости характера человека и объяснимости на основе достижений науки; развитие готовности к эмоционально-ценностному восприятию проблемы, оказанию помощи в её решении; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления, умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: проводить наблюдения и ставить эксперименты, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать словарь, материал в интернете, дополнительные литературные источники для составления доклада, презентации, плана рассказа, составление таблиц. Уметь оценивать достоверность информации.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: умение организовывать учебное взаимодействие внутри группы и с другими группами. Понимать позицию другого, отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты
Студент научится различать основные характеристики почерка, классифицировать буквы на основе существенных признаков.
Студент получит возможность научиться различать типы характера
Формы образовательного продукта:
Методические рекомендации «Основные характеристики почерка»;
Мультимедийная презентация.











ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ
1.ГРАФОЛОГИЯ
1.1. История возникновения и развитие графологии как науки
Изучением почерка человека и проявления в почерке индивидуальных особенностей личности занимается такая наука как графология (в переводе с лат. «графо» - пишу, «логос» - слово) [10, с.3].
Письмо - это замороженный язык тела. С помощью почерка графолог может определить ряд характеристик, таких как энергия, экспрессивность, доминантность, импульсивность, интеллектуальность и уровень тревожности. Она использует точные методы измерения для построения сбалансированного портрета человека. Графология имеет возможность оценить уникальные характеристики конкретного человека, ведь в почерке содержится информация обо всех противоречивых  элементах в характере этого человека, которые могут быть замаскированы.   Графология - это быстрый способ оценки личности, свободный от предвзятости (так как возраст, раса и пол человека не имеют значения для почерка). При оценке не требуется личного присутствия человека.
Предположения о связи почерка с характером человека высказывались еще в Античные времена [10, с.3].
Но первая подробная работа, исследующая связь почерка и личности, была написана итальянским врачом Камилло Бальди в 1622 году [10, с.3].
Отцом графологии принято считать аббата Жана Ипполита Мишона (1807 - 1881), который собирал и систематизировал специфические особенности почерка [10, с.3].
В 20 веке графологией как одним из методов изучения личности занимался Альфред Бине. Он проводил многочисленные эксперименты с почерком, на основе которых составлял тесты [9, с.6].
В это же время в Германии Вильгельм Прейер занимался почерком одного человека, но написанным разными способами: ртом, ногами, локтевым сгибом. Он выяснил, что особое написание почерка не зависит от того, чем пишет человек, будто рука или нога, т.о. он выявил, что «почерк руки» является «почерком мозга» [10, с.3].
Графологией занимались такие люди как Макс Пульвер из Швейцарии, Вайоминг Джон Доуни, Милтон Банкер, Гордон Аллпорт, Филипп Вернон, Вернер Вульф, Клара Романиз США. Все эти люди работали в разное время и в разных местах, но каждый пришел к выводу, что почерк – это больше, чем механическое написание букв, это «застывший язык души» [9, с.6].
1.2.Значение графологии в современном мире
В наше время графология используется во многих областях:
Таблица 1.2
Применение графологии в различных областях
Область Применение
Рекрутинг Анализ почерка помогает компаниям тратить меньше времени на выявление компетенций кандидатов
Профориентация Навыки и интересы личности определяют профессиональную направленность
Переговоры Графология может предсказать, как человек будет реагировать на переговорах
Судебно-медицинская экспертиза Графологический анализ позволяет обнаружить подделку письма
Генеалогия Анализ почерка исторических личностей помогает понять, почему они вели себя так, а не иначе
Медицина Термин «графология» используется по отношению к изучению почерка как вспомогательного элемента при диагностике и слежении за болезнями головного мозга и нервной системы
Понимание собственного «я» Графология дает достаточно точный и объективный ответ на вопрос, кем вы являетесь. Кроме того, она может указать на сильные и слабые стороны вашей личности, а также на особые умения
Психологическое консультирование В качестве внешнего свидетельства мыслительных процессов, эмоционального состояния и развития личности графологический анализ приемлемо использовать для уточнения результатов психологического теста. По почерку можно выявить не только психологическую проблему, например такую, как страх или задержка эмоционально-психического развития, но и социальные черты личности. Причем в этом случае графологический анализ может быть более эффективным методом, чем метод психологического тестирования
Образование Результаты графологического анализа, которому подвергаются учителя и инструкторы, намного ценнее итогов любых других тестов. Кроме того, анализ почерка всегда доступен, так что проводить его можно регулярно. Этой возможностью не следует пренебрегать, ведь, например, почерк студентов способен рассказать об их образе мыслей, эмоциональных и интеллектуальных проблемах, что чрезвычайно проблематично выявить каким-либо другим путем. Раскрытие подобных данных помогает также выбрать правильную методику обучения.
Бизнес Консультации и продвижение работников, а также выбор персонала для производства, повышение квалификации и т. п. могут быть усовершенствованы только благодаря графологическому анализу. Руководители множества успешных компаний согласны с тем, что анализ почерка работников - вполне законный и перспективный метод изучения персонала. К примеру, при подборе на определенную должность служащего с необходимыми личными качествами и профессиональными навыками данный метод позволяет экономить не только средства, но и время
Юриспруденция Потенциальных присяжных удобно отбирать после графологического анализа. В развитых странах Запада юристы регулярно советуются на этот счет с графологами. Ведь анализ помогает быстрее и лучше понять клиента, представителей обвинения и защиты, главных свидетелей, а также судей
Криминология Графологический анализ - это своеобразный детектор лжи. Кроме того, он может предупредить и о потенциальной опасности. Исследуя материалы дела, его применяют для оценки истинности подписей в документах и контрактах, выявления виновного путем сравнения почерков[9, с.3].

1.3. Понятие «почерк»
В словаре С. И. Ожегова, сообщается, что почерк – это манера писать, характер начертания букв [11, с.574].
Более подробное понятие почерка дается в учебнике «Криминалистика. Вопросы и ответы»:  индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ рукописи, получающая реализацию с помощью специально приспособленной системы движений — письменно-двигательного навыка, сформировавшегося в результате обучения и письменной практики[7, с.8].
Таблица 1.3
Критерии анализа почерка[7, с.9], [3, с.6]
Критерий Манера написания Качества и свойства личности
Нажим Сильный С сильным нажимом пишут энергичные люди, для которых преодоление жизненных трудностей - смысл жизни.
Слабый Чувствительные натуры пишут, слабо нажимая на перо, это идеалисты, подверженные чужому мнению, но, тем не менее, натуры довольно критичные.
Неравномер-ный
Неуравновешенные и впечатлительные люди пишут с неравномерным нажимом – то тверже, то слабее. Это явный признак внутреннего конфликта.
Выдер-жанность строк Прямые и ровные
Спокойствие, уверенность, сила воли, умеренность, рассудительность, доверчивость, сильно развитое чувство долга; планомерное продвижение; заблаговременная подготовка, систематическая работа, не откладывает все на последнюю минуту, доводит начатое до конца, решительность, устойчивость мнений, ответственность за поступки, эмоции и решения
Неровные, волнообразные
Хитрость, ловкость, лживость, изворотливость, тактичность, коммерческие наклонности, отсутствие совести, непрямолинейность.
Загибается к верху
Честолюбие, тщеславность, храбрость, решительность, сознание собственной силы, стремление к деятельности, доверчивость, искренность, самоуверенность, оптимизм, высокие запросы, завышенная самооценка; подвижный тип; быстрота установления контактов; инициативность в налаживании отношений в сфере своих интересов, широта данного круга; личность творческая, самовлюбленность, гордость, упрямство, склонность к рефлексии, инициативность, требовательность к другим.
Загибается к низу Отсутствие честолюбия, решительности, храбрости, инициативы; апатия, пессимизм, недоверие к себе, сентиментальность, чуткость, конформность, обидчивость.
Строки вначале восходят, а потом опускаются Отсутствие настойчивости, непостоянство, нетерпеливость, человек, который сразу берется за несколько дел, не всегда их оканчивает, во многих делах испытывает разочарование и не добивается успеха; весь мир — в будущем; азартность, увлеченность новыми начинаниями.
Сначала строки опускаются, а потом поднимаются Самоуверенность; неохотно берется за дело, но, начав, доводит до конца, несмотря на первоначальные сомнения, а потому достигает успеха; конкретность, практичность, наличие полезных дел, стремление добиться своего.
Начало каждого слова стоит выше окончания предыдущего Потребность в деятельности, неуверенность, сильно развитое чувство долга, комплексы; правильность действий, логичность поступков.

Начало каждого слова стоит ниже окончания предыдущего Осторожность, честолюбие, стойкость, выдержанность, уверенность, рассудительность; холодный рассудок; анализ дел, логичность, объективность, непредвзятость, сдержанность
Слова, связанные по слогам Торопливость, но отсутствие опрометчивости; воля, умение преодолевать трудности; сила и красота; если хочет, то добивается; логично ведет борьбу; решительность
Заполнение строки до конца со сжиманием и суживанием букв Потребность высказываться, делиться чувствами; бессознательный страх быть непонятым и не получить сочувствия
Расстоя-ние межу словами Без пробелов, набегающие друг на друга строки Так пишут бережливые до скупости люди.
Большие пробелы между строками и словами Щедрые до мотовства люди оставляют большие пустоты между строками и словами в тексте.
Слова написаны убористо, расстояния между ними большие Если слова написаны убористо, а расстояния между ними большие, то перед вами щедрый для других, но скупой для себя самого человек.
Наклон букв Наклон вправо Написавший так буквы человек способен на крайние проявления чувств и эмоций.
Наклон влево
Наклонности человека не совпадают с его жизненными условиями и воспитанием, главенство интеллекта и разума над чувствами.
Вертикальный почерк
Свидетельствует о равновесии и сдержанности, отсутствии влияние внезапных чувств на поведение и манеры.
Наклон букв скачущий – то влево, то вправо. Разум и эмоции вступают в конфликт,
Связность букв Нет соединений между буквами Люди мечтательные, работающие по вдохновению практически не соединяют буквы в словах.
Есть соединения между буквами Логичные и критически настроенные личности связывают все буквы при письме.
Размер букв и их манера написания Крупные
Так пишут чувственные, непрактичные и несклонные к реальной самооценке. Часто он встречается у женщин.
Мелкие
Отличительная черта людей скрытных, сдержанных, но при этом очень наблюдательных.
Мелкие, сжатые Люди, склонные к бережливости, пишут мелко и сжато.
Круглые Характерно для людей, склонных смягчать и сглаживать острые моменты. Однако,если среди аккуратных круглых букв появляются угловатый заглавные, то мягкий, на первый взгляд, обладатель такого почерка может проявить настойчивость при определенных условиях и идти на компромисс.
Резкие, острые, угловатые Владелец почерка резок, упрям и требователен. Но у него есть и другие качества – энергичность и стремление к лидерству.
Поля Маленькие
Бережливость, склонность к семейной жизни, педантизм.
Широкие Потребность в деятельности, отсутствие мелочности.
Очень широкие поля слева Щедрость, хвастливость, расточительность, желание и стремление быть оригинальным, стремление к роскоши, блеску; фамильная гордость, простые привычки и манеры
Левый край постепенно расширяется Щедрость, расточительность, стремление к бережливости, накопительству
Левый край сужается Эгоизм, бережливость, доходящая до скупости, самообладание
Отсутствие полей Большое желание проявить себя, максимализм; неприятие зла, стремление к моральной чистоте; желание развернуться в своей деятельности, использовать все для достижения своей цели, все обернуть в свою пользу
Нажим и беглость Очень толстый, с сильным нажимом Усидчивость, строгие взгляды на жизнь, прилежание, неповоротливость
Расплыва-ющийся пятнами Прагматизм, бесхарактерность, чувствительность, обжорство, склонность к излишествам, уступчивость
Без нажима Бесхарактерность, нерешительность, бессилие, уступчивость и желание быть непонятым
Соедините-льные черты одинаковой толщины с основными Стойкость, развитое чувство долга, правильный, трезвый взгляд на жизнь; стремление доискаться до причин и оснований
Беглый и размашистый Предприимчивость, потребность в деятельности, любознательность, ловкость, веселый характер, некоторая склонность к фантазированию
Каллигра-фически правильный Невозмутимое спокойствие, решительность, честность и светская ловкость, верный расчет в делах, действенность
Дрожащий, угловатый Нервность, трусливость, неуверенность, нерешительность, обидчивость, беспричинная печаль
Круглый на окончаниях коротких, низких, сокращенных и маленьких букв Бесхарактерность, уступчивость, желание добра, отзывчивость, вкус, склонность к фантазированию
Сильный угловатый Эгоизм, стойкость, упрямство, резкость, потребность в деятельности
Беглый и сухой Сдержанность, ум, отчасти склонность к фантазированию
Очень витиеватый Тщеславность, Любовь к внешнему блеску, неудовлетворенность
Разборчивый, воспринимает-ся без затруднений Предусмотрительность, ум, благоразумие, самостоятельность, спокойствие, решительность и уверенность в делах, успех
Неразбор-чивый и неправильный Нервность, беззаботность, потребность в деятельности, сумасбродство
Меняющийся Ум, склонность к сравнениям и уподоблениям
Наклонный с правильным нажимом Бесхарактерность, чувствительность, увлекающаяся натура

Причудливый, нестандартный Оригинальность, юмор, капризность, прихотливый вкус, склонность к сумасбродным поступкам и безумию.
Косой с толстым нажимом, неровный и угловатый Изобретательность, стойкость, решительность, потребность в деятельности, успех

Большой, тонкий, беглый и неровный Человек минуты

Очень наклонный и возвышаю-щийся Сильная увлеченность предприятиями
Наклонный, почти лежащий
Обидчивость
Мелкий и узкий Сдержанность, заботливость, бережливость, обходительность
Очень угловатый Стойкость, упрямство, эгоизм, себялюбие, своенравие, черствость, холодность
Очень неразбор-чивый Непроницаемость, загадочность, невозмутимый характер, редко выходит из себя
Красивый, каллигра-фический Бесхарактерность, мало развита самостоятельность; человек, всегда находящийся под чужим влиянием
Некрасивый и неразбор-чивый Самостоятельность
Неровный, растрепанный

Безмятежная свобода от обстоятельств; руководствуется реальной жизнью, а не догмой; случайная удача, работа по вдохновению, приспособление к меняющемуся миру, скептическое предвидение, эмоциональное предчувствие
Широкий, размашистый, с правой стороны свешивающий-ся Отсутствие логики, руководствуется чувствами
«Неуверенные» строчки Нервность, беспокойство, недоверие к себе, раздражительность, обидчивость
Сильный нажим букв Строгие взгляды на жизнь; энергичность, подчиняется власти чувства, влияние на людей, консерватизм, нетворческая натура
Особое значение в анализе почерка занимает буква, ее нажим при написании и наклон. Очень подробно описывает анализ буквы В. Тараненко (1962 – 2011), практикующий эксперт в области визуальной психодиагностики и графологического психоанализа. В своей книге «Почерк, портрет, характер» В. Тараненко советует начинать анализ почеркас букв, которые имеют либо верхние, либо нижние отростки: «р», «д», «у», «б», «в», «ц». «Дело в том, что любые выступающие детали из общего ряда букв <…> как нельзя лучше характеризуют поведение человека в особых или экстремальных случаях. При этом нужно проанализировать не только характер выступающих отростков, но и степень их прорисовки, а точнее, степень нажима руки на ручку в момент написания буквы»[1]. От того, насколько сильно проявляются нажим, заостренность или округлость букв, зависит степень проявление тех или иных качеств. Более подробно ознакомиться с этой книгой можно в Приложении 1.
Понятие «подпись»
Почерк - это собственноручно написанная фамилия, обязательный реквизит служебных документов и правовых актов [8, с.1].
Многие задаются вопросом: подпись, роспись и автограф – это слова, схожие по значению или в них есть какие-либо различия. Различия между этими словами есть. Считается грубой ошибкой в место употребления «дать под подпись» сказать «дать под роспись».
Слова «подпись» и «автограф» имеют одинаковое значение. В современном мире автограф принято связывать с личностью популярного человека.

Таблица 2
Критерии анализа подписи [6, с.3]
Критерий Манера написания Характеристика Пример
Направление Вверх Это говорит о том, что в характере человека преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели. Если у такого человека в жизни и бывают разочарования, депрессии, то он успешно преодолевает их и возрождается с новыми силами, желаниями, идеями. Часто - это тип личности с творческим уклоном.right0 
Прямо Если конец подписи направлен прямо - то это свидетельствует о сбалансированности проявлений оптимизма и пессимизма. Немаловажную роль при этом играет влияние окружающей среды.
Вниз Если же конец подписи направлен вниз - то в данном случае человек более подвержен состоянию пессимизма, что довольно существенно подавляет его творческую активность. У таких людей или отсутствует вера, или она очень слабая, к тому же могут наблюдаться снижение воли, слабая устойчивость к алкоголю, подверженность заболеваниям сердечно - сосудистой, нервной систем, печени и желудочно-кишечного тракта.
Длина подписи
При анализе длинны почерка следует обязательно узнать - имеет ли человек еще и другую подпись, так как часто люди тех профессий, в которых приходится часто расписываться, нередко имеют две подписи; одну как бы официальную, а другую - для проставления на различных документах, как правило, более короткую - в целях экономии места и времени. Следовательно, определенные профессии также влияют на подпись, чаще способствуя ее укорочению.  Длинная Если подпись длинная - то это характеризует человека как обстоятельного, не любящего спешки, торопливости, способного глубоко вникать в суть дела, настойчивого, достаточно упрямого, усидчивого, но в то же время несколько придирчивого, занудливого. Такому человеку следует обратить внимание на функцию нервной системы и почек.
Короткая Если подпись короткая, то это является признаком спешки человека, стремления поскорее ухватить суть, поверхностного отношения к делу, так как не хватает терпения для более глубокого и подробного анализа; такой человек менее способен к монотонной, длительной работе, требующей постоянного внимания и он не очень-то любит медлительных людей.

Начало и конец подписи
Прежде, чем проводить анализ подписи по данному критерию, следует мысленно поделить подпись пополам.Первая половина подписи связана с началом любой деятельности - умственной или физической right0и по ней можно судить о том, как человек начинает дело. В то же время первая половина подписи характеризует интеллектуальную или умственную сферу человека, тогда как вторая половина подписи показывает отношение к практической (физической) деятельности и свидетельствует о том как человек заканчивает дело. Две или три заглавные буквы, 
при отсутствии крупныхобразова-ний во второй половине Человек отдает предпочтение умственному труду. Подобные подписи, как правило, имеют руководители различного ранга.
Минимум заглавных букв, их невысокая амплитуда Говорит о склонности к деятельности прикладного характера. Часто люди, в подписи которых имеются указанные характеристики, по профессии являются служащими и общественными деятелями.
Наличие крупных образований во второй части подписи Для такого человека привлекательна практическая деятельность.
Величина букв и их амплитуда  Заглавная буква в подписи 
по амплиту-де значительно отличае-ся от строчных Человек, имright0еющий такую подпись, капризен, у него повышенная требовательность к окружающим.
Заглавная буква по амплиту-де не отличает-ся от строчных букв Владелец подписи скромен, без особых претензий к людям.
Мелкие буквы  right0Характеризуют человека рационального, экономного и конкретного, говорят о способности к концентрации ума, но очень мелкие буквы свидетельствуют о том, что их хозяин склонен к эгоизму и скупости.
Крупные буквы (как у детей)
Характеризуют мечтательного, в некоторой степени наивного, непрактичного, доверчивого, часто излишне доброго человека. Но крупные буквы могут означать и стремление к независимости, свободе деятельности.
Заостренность и острота букв
По этому признаку можно определить, как могут сложиться отношения с таким человеком. В зависимости от того, в начале или в конце подписи больше округленных форм, можно сказать в каком случае человек ведет себя мягче. В начале формирования отношений или позже. Округлые буквы Добрые, мягкие, спокойные люди.
Углова-тыми
Угловатые буквы говорят о стремлении к независимости, о критическом уме, упрямстве, агрессивности, склонности к самоутверждению, верховодству, честолюбии. Такие люди вспыльчивые, резкие, нетерпимые, раздражительные 
Связность или разорванность букв Все буквы  соединены между собой Можно говорить о последовательном, логичном характере этого человека, его мыслительной деятельности, а также о некоторой консервативности в его взглядах, достаточно сложном восприятии всего нового.
Умерен-ное количест-во разрывов  Мышление является более гибким и адаптивным, также указывает наright0 умение гармонизировать желаемое и действительное
Излишнее количест-во разрывов
Свидетельствует об образно-конкретном мышлении, непредсказуемости поступков, мечтательности, стремлении обратить на себя внимание, произвести впечатление на окружающих.
Украшения Много украшений Если человек хвастлив и пытается приукрасить свои достоинства, то это легко обнаруживается и в его подписи, так как она также приукрашивается: появляются различные завитушки, ленточки и другright0ие подобные образования. И чем их больше, тем больше в человеке наносного, неискреннего.Но различные украшения можно достаточно часто встретить у людей с богатым воображением - артистов, художников, музыкантов.
Мало или без украше-ний У лиц с логическим складом ума - математиков, физиков, - подпись часто бывает как бы «оголенной», то есть буквы, которые они используют в своей подписи, как бы растеряли некоторые части. Это также говорит о конкретности мышления.
Размашистость Сжатая
Подпись компактную, сжатую обычно имеют «тактики», то есть те, чей ум занят конкретными видами деятельности.
Размаши-стая Размашистую подпись чаще имеют «стратеги» - те, кто мыслит глобально, комбинаторно, системно. Как правило - это крупные руководители, общественные деятели.
Расстояние между буквами Большое Если расстояние между буквами значительное - то это щедрый человек, а в крайней степени проявления признака - транжира.
Маленькое Если  буквы в подписи налезают друг на друга, то это указывает на экономность и даже скупость.
Нажим Жирные линии букв
Обладатель этой подписи относится к экстравертам. Характеризует людей с развитостью чувственных влечений, с тягой к материальному благополучию.
Тонкие линии Утончающиеся в виде волоска линии букв и даже как бы пропадание линии на некright0оторых участках присуще интровертам, то есть людям, ум которых направлен внутрь себя. Такие люди если и занимаются общественной деятельностью, то это им дается очень легко, а через борьбу со своим внутренним я.Если по силе давления нажим ровный, умеренный, то это говорит об уравновешенности, обдуманности поступков, самообладании.
Подчеркивания
по длине «хвостиков» в конце подписи можно судить о степени реакции человека на попытки вмешательства в его дела окружающих. Чем длиннее «хвостики», тright0ем нетерпимее его «обладатель» кразличного рода приказам, указам и замечаниям в свой адрес. Такой хвостик также свидетельствует об осторожности, осмотрительности снизу Те, кто подчеркивает свою подпись снизу - самолюбивы, интересуются мнением окружающих о себе, обидчивы.
сверху Люди, обладающие подписью, которая накрывается линией сверху, тщеславны, горды и стремятся к большим достижениям.
перечеркивание Это свидетельствует о его недовольстве собой, самокритичности, о сомневающейся, колеблющейся натуре. Такие люди могут быть подвержены неврозам, вегето-сосудистой дистонии, язвенной болезни, а также легче поддаваться различным порокам (курение, алкоголь и т.д.).
Вертикальные линии

В начале

Наличие вертикальных образований в самом начале подписи указывает на скудость фантазии, недостаточную интеллектуальную и творческую деятельность.
В середине Если «вертикаль» встречается примерно в середине подписи - то это говорит о задержке, медлительности при переходе от идеи к ее реализации.
В конце Если в конце подписи - о трудности в завершении дел (такому человеку необходим контроль извне и соответствующие стимулы).
Ровность Неровная «скачущие» буквы в подписи - свидетельство эмоциональности, несдержанности, а в крайних степенях проявления признака - неуправляемости и неуравновешенности.
Ровная Если подпись ровная, написана как бы по линейке, то в этом случае можно говорить о сдержанности, самоконтроле, рассудочности.
Наличие петель Если человек скрытен и независим по характеру, то часто свою подпись он как бы заключает в круг. Меньшая степень выраженности подобных качеств характеризуется наличием в подписи меньших по величине петель.Люди с подобными элементами в подписи стараются найти себе такую работу, на которой они были бы свободны, независимы, никому не подчинялись. Петельки также являются показателем упрямства, своенравия, осторожности, «зацикливания» на каких-либо идеях, проблемах.
Точка В начале Стремление человека получить исчерпывающую информацию, прежде чем он приступит к осуществлению задуманного, характеризуется точкой в начале подписи.
В конце Если точка стоит в конце подписи, то это говорит о стремлении человека обязательно завершить начатое дело. Наличие точки также один из показателей исполнительности.
Нагруженность Сильная Чем более сложна, «нагружена» подпись, тем более отчетливо прослеживается способность человека самому создавать себе проблемы.
Слабая Чем проще подпись, тем с меньшими проблемами живет человек - он стремится упростить свою жизнь.
Одинаковые элементы left0Одинаковые, повторяющиеся элементы в подписи, характеризуют склонность индивидуума к большей или меньшей степени навязчивости в мыслях и действиях, трудно искоренимой привычке. В то же время, этот признак говорит и об упорстве, способности легче переносить монотонную работу.
Читаемость Хорошая Если подпись ясная и можно прочитать составляющие ее буквы, то смело можно утверждать, что владелец подобной подписи не эгоистичен, так как подсознательно стремится быть понятым окружающими. Часто ясные подписи встречаются у учителей, преподаваright0телей.
Плохая Если подпись неразборчивая, то это характеризует человека как эгоистичного, мало заботящегося о том, поймут его другие или нет, а также не очень аккуратного.
Графологич-ность

Каллиг-рафичен
Чей почерк или подпись близки к шаблону - малоинициативны, их мысли и суждения стереотипны.
Некалиграфичен Чем ярче и выпуклее проявляются отличия на письме, тем более творческая личность перед нами, стремящаяся внести разнообразие в жизнь. С уверенностью можно говорить и о романтичности обладателя такой подписи.
Возвраты Если индивид, написав какую-то часть подписи, возвращается назад какой-либо линией, или что-то еще дописывает, то это говорит о том, что владелец подобной подписи, проделав определенную работу, склонен возвращаться к ее началу, анализировать достигнутое, значит, у него появляется желание привнести что-то новое, видоизменить, дополнить сделанное, то есть, наблюдается состояние неудовлетворенности, постоянное желание совершенствования.


ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЧЕРКА И ПОДПИСИ
Мы живём в период информационных технологий, всё чаще посылаем друг другу электронные письма. А жаль. Глядя на рукописный текст можно многое рассказать о человеке, потому что почерк – это «застывший язык души». Для самопознания и саморегулирования занялась графодиагностикой собственного почерка. Использовала инструкцию и таблицу, в которой прошкалированы по баллам основные характеристики почерка (приложение 1,2).
Размеры моих букв___, наклон букв_____, форма букв____, направление строк___, сила нажима___,характер соединения букв__,
Общая оценка моего почерка:
Результаты
фото















Анализ почерка и подписи с помощью тестирования работ
Для исследования нами было собрано 19 почерков и подписей обучающихся 35 группы. При анализе почерка было установлено, что все почерки и подписи можно разделить на несколько групп: почерки с округлыми каллиграфичными буквами, почерки с заостренными буквами, почерки с мелкими буквами, и почерки, в которых все буквы написаны раздельно. Стоит отметить, что при анализе почерка или подписи у нескольких одногруппников повторяется одна характерная черта характера. Это значит, что именно эта черта характера человека доминирует над другими. Это можно пронаблюдать в диаграмме (Приложение ). Для более полного и достоверного разбора почерка и подписи можно обратиться к книге В. Тараненко «Почерк, портрет, характер», т.к. представленной информации в таблицах недостаточно. Опишем пять наиболее ярких примеров почерков.
Таблица 2.1
Почерк Подпись
Нажим слабый – чувствительность, подверженность к чужому мнению, критичность.
Выдержанность: строки слегка загибаются к низу – слабовыраженная чуткость, сентиментальность, обидчивость, недоверие к себе, отсутствие инициативы, храбрости и решительности.
Расстояние между словами большое – щедрость переходящее в мотовство.
Наклон вправо – проявление чувствительности и эмоциональности.
Нет соединений между буквами – мечтательность.
Буквы крупные – чувственность, непрактичность, несклонные к реальной самооценке.
Поля отсутствуют – желание проявить себя.
Почерк широкий, размашистый, свисающий с правой стороны – отсутствие логики, руководство чувствами.

Направление вниз – подверженность к пессимизму, слабая вера в себя.
Подпись короткая – поверхностное отношение к делу, не способность к долгой монотонной работе.
Две буквы в начале подписи – склонность к умственному труду.
Заглавная буква подписи по амплитуде отличается от остальных букв – капризность, высокая требовательность к окружающим.
Буквы округлые – доброта, спокойствие, мягкость.
Излишнее количество разрывов между буквами – непредсказуемость, мечтательность, стремление произвести впечатление.
Подпись размашистая – стратег, мыслит глобально, системно.
Расстояние между буквами большое – транжирство.
Сила давления умеренная, нажим ровный – уравновешенность, обдуманность поступков.
Присутствуют вертикальные линии в середине – задержка при переходе идеи к ее реализации.
Скачущие буквы – эмоциональность, несдержанность.
Читаема –эгоистичность.
Близка к каллиграфичности–малоинициаивность.

Вывод: по почерку и подписи (Приложение 4) можно судить, что перед нами человек чувствительный, мечтательный и эмоциональный, но слабовольный, нехрабрый, безынициативный. Подвержен чужому мнению. Транжира, не способный к реальной самооценке и самокритике.
Нажим сильный – энергичность, умение преодолевать трудности.
Сначала строки опускаются, а потом поднимаются – самоуверенность, неохотно берется за дело, но, начав его, доводит до конца и достигает успеха. Практичность, стремление добиться своего.
Расстояние между словами большое – щедрость.
Вертикальный почерк – равновесие и сдержанность, отсутствие влияния внезапных чувств на поведение и манеры.
Буквы связанные, но есть немного пробелов – логичность, но присутствие мечтательности.
Буквы мелкие и сжатые – бережливость.
Маленькие поля – бережливость, склонность к семейной жизни, педантизм.
Почерк беглый и размашистый – предприимчивость, потребность в деятельности, любознательность, веселый характер, склонность к фантазированию.
Направление вверх – преобладание оптимизма, энергичность, целеустремленность,
Подпись короткая – стремление ухватиться за суть, не способен к монотонной длительной работе.
Одна заглавная буква – склонность к деятельности прикладного характера.
Заглавная буква сильно не выделяется по амплитуде среди других букв – скромность, без претензий к людям.
Не очень мелкие буквы – рациональность, экономичность.
Не очень заостренные буквы – упрямство, независимость.
Умеренное количество разрывов – гибкое мышление, умение гармонизировать желаемое и действительное.
Минимум украшений – логический ум.
Сжатая подпись – тактик.
Умеренное расстояние между буквами – щедрость.
Нажим тонкий ровный – уверенность и уравновешенность.
Вертикальная линия в конце – человеку требуется стимул из окружающей действительности.
Подпись ровная – сдержанность, самоконтроль.
Подпись не нагружена – стремление человека упростить жизнь.
Подпись читаемая - эгоизм.
Вывод: владелец почерка и подписи (Приложение 5) энергичный и позитивный, инициативен и активен, но такому человеку постоянно требуется стимул. Теряет интерес при монотонной и длительной работе, поэтому требует разнообразие деятельности. Следует отметить его стремление упростить жизнь. Также этот человек логичен в своих поступках, уравновешен, но не много склонен к фантазерству и мечтательности.
Нажим сильный – энергичность.
Строки волнообразные – хитрость, ловкость.
Наклон вертикальный – равновесие межу разумом и чувствами.
Связные буквы – логичность и критичность.
Буквы резки, острые – упрямство и требовательность, энергичность, стремление к лидерству.
Поля маленькие – бережливость, склонность к семейной жизни, педантизм.
Сильный угловатый почерк – эгоизм, стойкость, упрямство, резкость, потребность в деятельности.
Направление вверх – оптимизм, энергичность.
Подпись длинная – не любит спешки, способность глубоко вникать в суть дела.усидчивость, придирчивость, занудство.
Связность почерка – консервативность, последовательность.
Подпись сжатая – тактический склад ума.
Сжатая подпись – экономичность.
Наличие повторяющихся элементов – навязчивость в мыслях и действиях, легкая переносимость монотонной работы, упорство.
Подпись не разборчивая – эгоизм.

Вывод: почерк и подпись «говорят» (Приложение 6), что это человек по своему характеру очень упорный, энергичный, деятельностный. Присутствуют черты эгоизма и скупости. Отличается усидчивость и переносимостью монотонной работы.
Нажим слабый – чувствительность, идеалистичность.
Строки загибаются к низу - отсутствие решительности, храбрости, недоверие пессимизм.
Пробелы между словами и строками маленькие – бережливость.
Сильный наклон букв вправо – эмоциональность, чувствительность.
Буквы мелкие и сжатые – бережливость.
Поля маленькие, почти отсутствуют – бережливость.
Почерк без нажима, дрожащий, угловатый – бесхарактерность, чувствительность, уступчивость, нервность, трусливость, неуверенность.
Буква «р» - агрессивность, но при слабом нажиме, агрессивность пассивна, почти не заметна.
Буква «з» - скромность, бесхарактерность.
Буква «в» и «б»- мечтательность. Короткая – спешка, стремление ухватить суть дела, нетерпимость к монотонной работе.
Одна заглавная буква – склонность к деятельности прикладного характера.
По амплитуде заглавная буква не отличается от других букв – скромность.
Буквы соединены вместе – консервативность.
Буквы угловатые – упрямство.
Подпись сжатая – экономность.
Присутствует подчеркивание внизу – обидчивость, самолюбие.
Есть возврат – склонность к самоанализу.

Вывод: по почерку и подписи (Приложение 8) можно сказать, что перед нами, без сомнения, личность хрупкая, ранимая, чувствительная, скромная, а также бесхарактерная, скупая, уступчивая, неуверенная в себе. Ей присуще анализировать свои действия, присутствуют черты агрессивности, но они пассивны.


Вывод по теме исследования
Выводы:
1. Цель и задачи проекта выполнены.
2. Проанализировали 11 источников, в числе которых были книги и интернет – сайты.
3. Познакомились и изучили «графологию», науку, которая занимается изучением почерка и подписи человека.
4. Определили критерии для анализа почерка и подписи.
5. Самостоятельно научились сравнивать, сопоставлять, проводить логический анализ и давать объективную оценку характера через графологическую экспертизу почерка.

Заключение
Исследовательская работа показала, что почерк человека зависит не столько от пола и возраста, сколько от характеристики личности. Важную роль играют, нажим, манера написания буквы, наклон и т.д. Материалы нашего исследования востребованы и используются преподавателями и студентами других групп. Мы изготовили общие рекомендации для любых графотерапевтических упражнений. (книжечки, брошюры) фото Везде, где стоит задача, чтобы узнать человека глубже, понять его мотивацию, мировоззрение, уровень развития, психотип, темперамент с успехом может использоваться графоанализ. Мониторинговые исследования показали, что проект достойно оценён экспертами, студентами. Опыт,приобретенный в ходе данной исследовательской работы будет внедрен в профессиональной деятельности. Так как в период начального обучения личность ребёнка ещё в стадии формирования. Она пластична, как пластичен и почерк. Поэтому коррекция личности через почерк проходит более эффективно и намного легче, чем у взрослых.
Результаты мониторинга:
100% студентов считают, что проектно-исследовательская деятельность вызвала интерес к работе.
72% студентов высказались за продолжение участия в проектно-исследовательской деятельности по изучаемой теме.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В. Тараненко «Подчерк, портрет, характер» [Электронная книга]  http://www.e-reading.club/bookreader.php/1046009/Taranenko_-_Pocherk%2C_portret%2C_harakter._Skrytaya_psihodiagnostika_v_prakticheskom_izlozhenii.html (Дата обращения: 10.10.2016)
2. Графология. Графологическая экспертиза [Электронный ресурс] URL: http://psyfactor.org/personal4.htm (Дата обращения: 10.10.2016)
3. Графология: о чём говорит почерк? [Электронный ресурс]  http://iledebeaute.ru/lifestyle/2014/1/22/40511/(Дата обращения: 10.10.2016)
4. Зависимость подчерка от характеристики личности по Н. Н. Обозову [Электронный ресурс] URL: http://www.elitarium.ru/psikhologicheskie_svojjstva_pocherka/5.URL:https://www.adme.ru/zhizn-nauka/chto-rasskazyvaet-o-cheloveke-ego-pocherk-1066910/(Дата обращения: 10.10.2016)
7. Криминалистика. Вопросы и ответы. [Электронный учебник для ВУЗов] URL: http://www.bibliotekar.ru/criminalistika-2/105.htm (Дата обращения: 10.10.2016)
8. Признаки характера по вашей подписи [Электронный ресурс] URL: http://www.liveinternet.ru/community/2947985/post102752744/ (Дата обращения 10.10.2016)
9. Психологические свойства почерка [Электронный ресурс] URL: http://www.elitarium.ru/psikhologicheskie_svojjstva_pocherka/ (Дата обращения 110.10.2016)
10.Большой юридический словарь/сост.М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева.- М.: Инфра-  2003.- 386 с.
11.Елена Исаева, практическая графология: как узнать характер по почерку/ Е. Исаева; Книга по Требованию. – М., 20010 – 256 с.
12. Кравченко И.В., Графология: характер по почерку: учебно – метод.пособие /В. И. Кравченко; ГУАП. – СПб., 2006 – 92 с.: ил.
13.  Ожегов С.И. и   Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук им.В.В.Виноградова.-М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2993.-944 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Инструкция графологического исследования
1. Напишите любой текст на белой нелинованной бумаге шариковой ручкой из 10-15 строчек .
2. Проанализируйте свой почерк по предложенной шкале.

1. Размеры букв:
а) очень маленькие, не более 2 мм - 3 б
б) маленькие, от 2 до 5 мм - 7 б
в) средние, от 5 до 7 мм - 17 б
г) крупные, свыше 7 мм - 20 б
2. Наклон букв:
а) сильный влево - 2 б
б) легкий влево - 5 б
в) прямое написание - 10 б
г) легкий вправо - 6 б
д) сильный вправо -14 б
3. Форма букв:
а) округлая - 9 б
б) бесформенная - 10 б
в) угловатая - 19 б
4. Направление строк:
а) ползут вверх - 16 б
б) прямые - 12 б
в) вниз - 1 б
5. Сила нажима:
а) легкая - 8 б
б) средняя - 15 б
в) сильная - 21 б
6. Характер соединения букв:
а) склонность к слитному написанию - 11 б;
б) склонность к раздельному написанию - 18 б.
7. Общая оценка почерка:
а) почерк старательный, легко читается - 13 б;
б) почерк неровный -9 б;
в) почерк неразборчивый - 4 б.




Приложение 2
Таблица 2.1.
Основные характеристики почерка

Кол-во
баллов Тип характера

35-51
Слабое здоровье и расшатанные нервы, вспыльчивость, неуравновешенность.

52-63
Флегматичный темперамент, в большинстве жизненных ситуаций не смел и пассивен, романтик и философ.

64-75

Человек решительный, но часто пасует перед опасностью. Несмотря на легкий

характер, не лишен чувства собственного достоинства.

76-87

Добродушие, откровенность, излишняя впечатлительность, хороший собеседник,

может отстоять свою позицию. Бойцовский характер, который толкает на

самопожертвование ради высоких идеалов.

88-98

Самая распространенная группа. Честность, добропорядочность. Обилие новых

идей, которые часто остаются неосуществленными. Смекалка, ярко выраженное

чувство юмора.

99-109

Индивидуалист с острым умом, вспыльчив, обидчив, несколько сварлив. Независим

в суждениях и поступках. Склонность к творчеству, изобретательности.

110-121
Грубость и заносчивость.



Приложение 3





















70675566675Приложение 4





104140226695








Приложение 5





























Приложение 6
Примерно так же отзывался о почерке и Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, живший в XIX веке: «Почерк автора, как и все произвольные действия человека, имеет сходство с его характером».
Темой нашего исследования занимались такие ученые, как В. Тараненок, И. Кравченко, Е. Исаевна.
Австрийский психоаналитик, психиатр и невролог - Зигмунд Фрейд по этому поводу считал, что без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность.




работа нужна для изучения и корректировки личностных качеств. Большинство людей считают,что красивое и аккуратное письмо - это показатель такой же душевной слаженности и гармонии в личности. А неразборчивость и неаккуратность свидетельствуют о доминировании отрицательных качеств. В графологической диагностике пприменяют иные критерии оценивания, не зависящие от визуально-эстетических параметров













Приложение 7




























Оценка результатов деятельности
Организация дела
(регулятивные
УУД) Познание мира
(познавательные
УУД) Общение с людьми
(коммуникативные
УУД) Проявление чувств
и воли (личностные
результаты)
1. Выбор темы
(названия):
– с помощью; название-
самостоятельно

Определение цели:
– самостоятельно
Составление
плана:
– самостоятельно 1. Сбор информации:
– из разных
источников;
– собственных
наблюдений,
– опытов, практи-
ческих действий и
т.п.
– самостоятельно
1. Выражение
своих мыслей:
– ясность и
доступность изло-
жения
– логичность
– целостность
выступления
– правильность и
красота речи

1. Доведение
замысла до вопло-
щения:
– полное вопло-
щение



Преодоление
трудностей:
– трудности пре-
одолены полно-
стью

2. Реализация
плана:
– в соответствии с
замыслом




2. Создание собственного продук-
та (в т.ч. с перера-
боткой информа-
ции):
– оригинальный
продукт
– с элементом
новизны
– воспроизведение
известного 2. Понимание
вопросов (при
защите проекта):
– быстрое и чет-
кое понимание
– понимание
после уточнения
– проблемы при
понимании вопро-
сов 2. Эмоциональная
самооценка своей
работы:
– степень интереса
– удовлетворен-
ность (что понра-
вилось, что нет…)
– увлеченность
темой (готовность
ее продолжать,
творческий азарт
и т.п.)
3. Самооценка
результатов и
хода исполнения
проекта:
– адекватность
самооценки
3. Представление
информации
(текст, схема,
модель, объект и
т.п.):
– творческое, ори-
гинальное
– типовое 3. Договориться в
споре (при защите
проекта):
– корректировка
позиции под воз-
действием аргу-
ментов
3. Решение мораль-
ных проблем, про-
тиворечий при
оценке или выборе
поступков (в ходе
работы над проек-
том)


Оценка
результата ПРОЕКТА
«Покажи мне, как ты пишешь, и я расскажу о тебе»
Шумаковой Натальи
Регулятивные ууд (организация дела):
1. Тема работы выбрана по рекомендации преподавателя, определение цели и составление плана выполнены самостоятельно.
2. План реализован в соответствии с замыслом, с использованием различных средств: литературы, продуктов исследования.
3. Самооценка результатов и хода исполнения проекта осуществлялась поэтапно, с помощью вопросов.
Познавательные УУД (познание мира):
Сбор информации осуществлялся посредством изучения литературы, из собственных наблюдений, практических исследований.
Создан собственный оригинальный продукт.
Информация представлена творчески в форме презентации.
Коммуникативные УУД (общение с людьми):
Выражение своих мыслей: изложение работы прозвучало в доступной и ясной форме.
Личностные результаты (проявление чувств и воли)
Замысел доведён до полного воплощения
Трудности преодолены полностью.
Эмоциональная самооценка: темой увлечена, готова её продолжать
дальше.
В ходе работы над проектом воспитывались качества:
Подпись преподавателя: Солопова Т.В. (_____________)























Графологический тест я провела с группой студентов из__человек

Эксперимент №2 «Влияние почерка на тип характера»
Результат: диаграмма-столбцы самый высокий столб (88-98 баллов по таблице);
Вывод: продиагностировав наклонности и свойства характера одногруппников, 30% студентов нуждаются в коррекционных заданиях, например:



Укрепление воли
Терапевтическая рекомендация будет состоять в усилении нажима и удерживании строки в горизонтальном направлении. Вначале, покажется, что невозможно такое преобразование почерка. Однако терпение и настойчивость принесет свои плоды. Постепенно навык письма окрепнет, и новые начертания букв будут осуществляться естественнее и свободнее.
Умеренная гордость
Чрезмерная гордость, как и всякая крайность, является недостатком. Симптомы гордости: слишком высокие прописные буквы, отделенные от строчных данного слова. Размер букв в подписи больше, чем в тексте, что определяет преувеличенную самооценку. Чтобы уменьшить размер подписи, необходим перед глазами образец. По мере тренировки, размер нормализуется, и преувеличение гордости сгладится до гармоничного состояния.
Леность
Почерк ленивого человека выражается в смягченном нажиме, падающих штрихах и левовращающих движениях при написании овалов и петель. Нижние отростки букв вытягиваются в горизонтальном направлении. Рекомендации направлены на увеличение скорости письма, устранение левовращающих движений. Особенное внимание следует уделить нижним петлям, чтобы устранить горизонтальное направление, при этом делать сознательные усилия по вытягиванию их в вертикальном направлении.
Нейтрализация лицемерия
Лицемерие - характерологический порок, который проявляется через нитевидность почерка с очень слабой читабельностью. Плохая разборчивость почерка означает подсознательное желание скрыть информацию от других, поэтому неразборчивость - это своего рода шифр, который понятен только пишущему. Лицемер имеет почти физическую потребность быть постоянно под своей маской, которая держит в секрете свои и чужие взгляды, на всякий случай. Необходимо улучшить читабельность и понятность почерка, что увеличит искренность доверчивость личности.
























в 17 веке. Исследование почерка и подписи занимались умнейшие люди своего времени, труды которых не пропали даром, так их труды легли в основу многих работ современных графологов, таких как В. Тараненко, И. Кравченко, Е. Исаева.
В наше время графология имеет большое значение в бизнесе, криминалистике, медицине и многих других областях.
Было выяснено, что почерк человека зависит не столько от пола и возраста, сколько от характеристики личности. Н. Н. Обозов разработал теорию зависимости почерка личности с его характеристикой.
Чтобы проанализировать почерк и подпись мы выявили несколько критериев, среди которых важную роль играют, нажим, манера написания буквы, наклон и т.д. Выявив эти критерии, мы сами решили попрактиковаться в анализе почерка и подписей.