Урок на тему Причастный оборот (7 класс)


Предмет:  русский язык (Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская и др.)
Класс:  7 класс
Тема урока: «Причастный оборот»
Цели урока:
содержательная:
с помощью практических заданий подвести учащихся к пониманию такого понятия, как «причастный оборот»  и правила обособления причастного оборота; 
деятельностная (формирование умений новых способов действий):
создать условия для:
формирования у учащихся навыков работы в группах;
формирования у учащихся умения выдвигать гипотезу и  обосновывать её, слушать  собеседника, строить высказывание;
формирования у учащихся навыков получения новых знаний с опорой на ранее изученное;
формирования у учащихся практических умений устанавливать связи причастия с определяемым и зависимым словами, определять границы причастного оборота.
развивающая:
создать условия для формирования ключевых компетенций учащихся: информационную (умение анализировать информацию),    проблемную и коммуникативную.
 Необходимое  техническое оборудование: мультимедийная техника, интерактивная доска
 
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
I. Организационный момент
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу».  
       Организация вводного момента.
       Задаёт вопросы:
1. Что вам уже известно о причастии?
2. На какие вопросы, исходя из темы урока, мы сегодня должны получить ответы?
      Записывает вопросы, сформулированные обучающимися, на доске. Планируют  действия и определяют цель.
Ставят учебную задачу.
Соотносят то, что уже известно  и усвоено, и тем, что ещё неизвестно. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Целеполагание (Р).
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.  
       1.Даёт задание – ловушку (на  новую тему): на экране отображены два предложения с причастными оборотами (знаки препинания не расставлены).
          Например:  На столе лежало не отправленное мною письмо. Голубое южное небо помутневшее от пыли  было мутным.
       2.- «Как вы расставите знаки препинания в этих предложениях?
- Почему это у вас не получилось?
- В чём заключается сложность?» Анализ предложений.
Учёт разных мнений.
Выполнение пробного учебного действия.
 
  Умение анализировать языковой материал (П).
Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).
Умение выявлять затруднения в расстановке знаков препинания в предложениях (Р).
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде темы урока или в виде вопроса, на который предстоит ответить. Решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта их решения.  
        1. Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации.
        2. Предлагаю детям подумать, как можно выйти из затруднения, задаю вопрос: «Как вы думаете, что нужно знать, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастными оборотами?»
        3.Выслушиваю несколько версий  обучающихся. Предлагают версии выхода из затруднения.
Взаимодействуют с учителем  во фронтальном режиме. Выдвигать гипотезу и  обосновывать её (П).
Умение слушать собеседника, строить высказывание (К).
        Учитель записывает на доске два предложения и предлагает  обучающимся подумать, чем отличаются предложения друг от друга.
        Предложения:  Над вздыхающим морем низко висело огромное солнце. -  Над спокойно вздыхающим морем низко висело огромное солнце. Предлагают варианты ответа, объясняют, приходят к выводу, что предложения отличаются наличием в одном  из них зависимого от причастия слова.
Взаимодействуют с учителем  во фронтальном режиме. Выдвигать гипотезу и  обосновывать её (П).
Умение слушать собеседника, строить высказывание (К).
        Знакомит обучающихся  с понятием  «причастный оборот». Учитель предлагает электронное гипертекстовое   определение,  снабженное ссылками на толкование терминов и всплывающими подсказками. Учитель задаёт вопрос: «Ребята, вспомните, что такое причастие?» Предлагает сверить ответ с эталоном – всплывающей подсказкой.
  Знакомятся с понятием «причастный оборот», закрепляя  знание термина    «причастие", проговаривают определение.
Обучающиеся во фронтальном режиме выслушивают ответы.
Осуществляют: сверяют свой ответ   с эталоном  -  всплывающей подсказкой. Умение осознанно строить речевое высказывание (П).
 
Умение слушать собеседника, строить высказывание (К).
 
Умение осуществлять  проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона (Р).
       1.Учитель организует работу в группах (по 4 человека).
       2. Предлагает  интерактивную таблицу, иллюстрирующую правила обособления причастного оборота, содержащую  примеры и графические схемы, подсветку, выделяющую различные фрагменты представленного в таблице материала.
      3.Ставит перед обучающимися задачу: определить, что такое обособление, в каком случае происходит обособление в предложениях с причастными оборот амии.
      4.Регулирует работу групп.
     В группах кооперируют усилия по решению учебной задачи.
 
Работая в группах, анализируют таблицу, иллюстрирующую правила обособления причастного оборота, с целью определения понятия  «обособление», выявления случаев обособления причастных оборотов.
Согласуют между собой действия.
Делают обобщающий вывод.
    
Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания.       Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения (К).
       Осуществлять анализ объектов с целью выявления существенных признаков (П).
 
 
 Принимать и сохранять учебную цель и задачу (Р).
     1.Организует обсуждение результатов работы групп.
     2.Организует обсуждение обобщающего вывода о понятии «обособление» и случаях обособления причастного оборота.
     3.Предлагает обучающимся сверить свои ответы с эталоном, содержащимся в таблице.     4.Оценивает результаты работы групп.  Участвуют в обсуждении результатов работы групп.
     
     
Представитель каждой группы  озвучивает ответы, подготовленные группой, выводы о правилах обособления причастного оборота.
 
 Прослушивают ответы  представителей каждой группы. Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение (П).
      
Строить высказывания, понятные для партнёров. Рефлексия своих действий. Понимать на слух ответы одноклассников (К).
      
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.
Обнаруживать отклонения и отличия от эталона (Р).
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.  
1. Предлагает обучающимся  закрепить полученные знания по теме «Причастный оборот», выполняя электронные задания, проговаривая вслух  определение «причастный оборот» и правило обособления причастного оборота. Электронные задания:Вариант  1. Подобрать примеры к правилу  обособления причастного оборота.
Вариант 2. Найти в предложении причастие. Выделить синим цветом определяемое им слово, а зелёным – причастный оборот.
Вариант 3. Найти в предложении причастие. Выделить синим цветом определяемое им слово, а зелёным – причастный оборот.
Вариант 4. Расставить в тексте запятые
  2.Формирует группу экспертов для оценки правильности ответов обучающихся. Закрепляют полученные знания по теме «Причастный оборот», проговаривают вслух  определение «причастный оборот» и правило обособления причастного оборота.
 
 
Формулирование и аргументация своего мнения.
          
Контролируют правильность ответов обучающихся. Выполнять типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (П).
Умение осознанно строить речевое высказывание (П).
Умение слушать собеседника, строить высказывание (К).
 
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные ответы по существу полученного задания (К).
V. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону
Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
      Организует деятельность учащихся  по применению новых знаний:
1.Диктует  несколько (3-4) предложений с причастными оборотами и предлагает выполнить грамматическое задание: выделить графически причастные обороты, составить схемы предложений.
      2.Для самопроверки на доске  записывает эталоны, с которыми будут сверяться обучающиеся: это схематическое изображение пунктограммы  «Обособление причастного оборота» и примеры (образцы). Закрепляют полученные знания по теме «Причастный оборот» путём самопроверки  по эталону и образцу и анализа правила обособления причастного оборота.
Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном и образцом. Осознание качества и уровня освоения нового материала. Умение анализировать и делать выводы (П).
 
 
 
Осуществлять самоконтроль,
обнаруживать отклонения и отличия от эталона и образца (Р).
VI. Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: получить новое знание в системе знаний и повторения
       Учитель для закрепления знаний предлагает интерактивный текст с заданием:
"Какие из причастных оборотов нужно
выделить запятыми? Почему?".
   
 
        Ребята,  обратите внимание на предложение текста.
  -Чем оно необычно?
  -Как автор характеризует мост? С кем сравнивает?
    Учитель поясняет, что в предложении используются такие средства выразительности, как олицетворение и сравнительный оборот.
      Предлагает учащимся построить предложения, используя олицетворение и сравнительные обороты. Закрепляют полученные знания по теме «Причастный оборот», проговаривают вслух  определение «причастный оборот» и правило обособления причастного оборота.
 
        
Формулирование и аргументация своего мнения.
 
        
Контролируют правильность ответов обучающихся.
       
Анализируют  предпоследнее предложение текста интерактивного задание.
Строят предложения, используя олицетворение и сравнительные обороты. Выполнять типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Умение осознанно строить речевое высказывание (П).
     
Умение слушать собеседника, строить высказывание (К).
 
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные ответы по существу полученного задания (Р).
Анализ предложения с целью выявления средств выразительности речи (П).
Умение конструировать предложения      с олицетворениями и сравнительными оборотами (П).
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.  
Организует рефлексию, задаёт вопросы:
 - Чего достигли на уроке?
 - Что ещё нужно узнать?
 - Мы на все вопросы ответили?
 - Ребята,  все знают ответы на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока?  Осуществляют рефлексию – контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
 
Строят монологическую речь.
 
 
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
            Умение анализировать свои действия, делать выводы, подводить итог, выявлять, чего достигли (П).
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).
 
Самооценка собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия (Р).
VIII. Домашнее задание    
Упражнение 64 параграф 9, выучить правила на с. 34-35