Внедрение национально-регионального компонента в процесс обучения английскому языку в начальной школе


Гареева Алина Равилевна,
учитель английского языка МЮБОУ НШ-ДС №43
Внедрение национально-регионального компонента в процесс обучения английскому языку в начальной школе
Иноязычная культура есть часть мировой культуры. Через иностранный язык, передавая учащимся иноязычную культуру, можно внести большой вклад в общее образование, в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности.
Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие национально-регионального образования. Рост национального самосознания народов Российской Федерации, повышение роли регионов в решении экономических, социальных и политических вопросов выдвинули перед отечественной педагогической наукой и практикой проблему поиска средств развития этнокультурных потребностей граждан России в образовании и воспитании подрастающего поколения в духе уважения и любви к родной культуре.
В Законе “Об образовании” закреплены два компонента стандарта – федеральный и региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства на территории Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений базовыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими возможности продолжения образования. Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона. Он отвечает потребностям и интересам региона и позволяет организовать поддержку образовательных областей, развитие направлений, ведение курсов, приоритетных для региона. Региональный компонент по английскому языку основывается на идеях модернизации содержания общего образования, идеях политики в сфере образования, отвечает интересам и потребностям региона и обеспечивает возможность введения содержания в области “иностранный язык”, приоритетного для нашего региона.
Целью работы является выявление эффективности передачи учащимся иноязычной культуры и истории на региональном уровне, и насколько это способствует повышению мотивации в обучении иностранному языку. Для достижения цели мы поставили следующие задачи:
- раскрыть возможность внедрения национально-регионального компонента в тематический учебный план на уроках английского языка в начальной школе;
- показать некоторые способы и приемы использования интегрированных знаний, полученных школьниками при изучении предметов гуманитарного цикла.
Национально-региональный компонент определяется такими признаками, как:
- нацеленность на духовно-нравственное, мировоззренческое и профессиональное становление личности учащегося как на приоритетную цель и ценность современного образования в его региональном аспекте;
- многоуровневость социокультурного пространства, важность каждого уровня для самореализации личности, а в совокупности - всех уровней для формирования поликультурного, открытого, толерантного отношения личности к миру и взаимодействию с ним.
Национально-региональный компонент учебного плана осуществляет направленность образования на организацию традиционного уклада жизни и воспитание национального самосознания, его использование в образовании - непременное условие в создании интеллектуального потенциала региона. Поэтому разработка национально-регионального компонента образования ХМАО опирается на следующие принципы:
- историко-культурной направленности;
- гуманитарно-ориентированного построения содержания образования;
- глобальности и комплексности учебно-воспитательного процесса;
- эколого-деятельностной направленности содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса.
Современный подход в обучении иностранному языку характеризуется стремлением к коммуникативности и системности в деятельности учителя и обучающегося. Конечным результатом такого подхода должна стать всесторонне развитая личность, способная использовать иностранный язык как средство общения для решения целого комплекса коммуникативных задач, личность, приобщённая к культуре другого народа.
Овладев определённым объёмом знаний о культуре и истории родной страны и страны изучаемого языка на раннем этапе обучения иностранному языку и тем самым повысив свою коммуникативную и лингвострановедческую компетенцию, учащиеся готовы к ознакомлению с культурой и историей двух стран на региональном уровне.
В основе опыта – культуроведческое наполнение учебной программы национально-региональным компонентом. Содержание текстов, система заданий творческого и поискового характера, упражнений с элементами сравнительно-сопоставительного анализа, вероятностного прогнозирования способствуют познавательной активности и повышению мотивации к изучению иностранного языка.
На уроках иностранного языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Мы считаем, что необходимо учить детей извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему.
Поэтому на своих уроках мы используем межпредметные связи с использованием национально – регионального компонента. Примером тому, могут являться уроки – экскурсии в краеведческий музей города Сургута потеме “Культура и быт народов ханты и манси”, и последующий обмен впечатлениями на уроках английского языка.
Первое направление связано с включением краеведческой информации из разных предметных областей истории, географии, литературы, искусства в программу изучения иностранного языка. На уроках английского языка мы вводим интересный краеведческий материал, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, историей, литературой, традициями и обычаями народов севера (обских угров). Работа с краеведческим материалом требует тщательного подбора материалов, позволяющих учащимся познакомиться с историей родного края и страны изучаемого языка, культурными и научными достижениями народов севера и успехами представителей англоязычных стран. Второе направление выражается в творческом переосмыслении полученной краеведческой информации, в умении конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития региона.
Образование в рамках регионального компонента осуществляется через:
- развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);- формирование знаний об истории, культуре, реалиях и традициях своего народа и носителей языка;
- осознание вклада края в мировую культуру.
Воспитание средствами английского языка предполагает формирование у школьников:
- понимания важности владения английским языком как средством общения в современном мире;
- толерантного отношения к другой культуре;
- ценностного отношения к себе, другим и миру;
- активной жизненной позиции.
Развитие учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся, так и для других людей, в том числе говорящих на английском языке. В результате такого участия ученики приобретают умения:
- приобретать, обрабатывать и создавать нужную информацию;
- переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения.
- работать в команде и самостоятельно;
- вступать в общение на английском языке.
«My Native Town – Surgut» - Создание рекламного постера о городе Сургуте.
«The National Symbols of Ugra and The Town of Surgut» - Создание постера о национальной символике округа и города.
«My native region» - Создание презентации о родном крае.
«The typical Russian and Khanates’ Food» - Названия русской и хантыйской еды.“The Outstanding People of Ugra» - Кто есть кто в Югре?
«The National Symbols of our region and The Town of Surgut» - Создание постера о национальной символике Югры (флаг, герб).Сведения о регионе мы сообщали фрагментарно, в связи с изучаемой темой, отводя для этого 3-5 минут урока (или во внеурочное время). Например, информация о природных богатствах Югры (ягода, рыба, грибы) при изучении темы “Еда”, или об особенностях национальных праздников округа по теме “Праздники”.
Что касается выбора языковых средств при использовании регионального компонента, то здесь следует обратить внимание не только на этап обучения и уровень обученности учащихся, но также и на особую группу языковых единиц с региональной страноведческой значимостью.
При работе над новой лексикой эффективно составление кроссвордов. На всех занятиях желательно иметь разного вида наглядность: фотографии, слайды, репродукции картин, книжные иллюстрации, видеоклипы и видеофильмы. В обобщающий урок можно включить викторину, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования.
Для повышения мотивации к изучению английского языка мы используем краеведческую информацию, которая носит занимательный характер. Например, учащимся 4-х классов предлагаются для изучения сказки народов ханты и манси, инсценировки на основе этих сказок, адаптированные рассказы о городе, округе.
Использование национально-регионального компонента при обучении иностранному языку повышает эффективность педагогического процесса, требует учета возрастных особенностей учащихся, уровня их языковой подготовки, разработки программ и адаптации краеведческого материала, применения творческих приемов развития личности учащихся.