Реализация национально-регионального компонента в содержании программы по дисциплине «Химия»

Реализация национально-регионального компонента в содержании программы по дисциплине «Химия»
Одним из направлений модернизации образования является обновление его содержания с учётом природных и культурно- исторических особенностей регионов Республики Калмыкия, в связи с чем одной из задач проектирования образования признаётся задача разработки содержания его национально- регионального компонента.  Ведущей педагогической идеей стало создание условий для воспитания студентов, влюблённых в родную природу, заботящихся о ней. Привлечение студентов к познанию родного края - это процесс дарования им Родины. Это та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно. Разработка региональной составляющей содержания, во взаимосвязи с краеведческим подходом, позволяет установить связь между известными фактами из окружающей действительности и исследованным местным региональным материалом.  Природное, культурно-историческое, социально- экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет студентам адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. 

Реализация национально-регионального компонента на уроках химии позволяет:
расширить и углубить базовые компоненты содержания образования;
внести экологическую и политехническую направленность в обучении;
знакомить с состоянием окружающей среды, с вопросами ее охраны;
воспитывать у студентов ответственное отношение к природным ресурсам родного края;
формировать знания о принципах рационального природопользования, позволяющих развивать производство и при этом обеспечивать охрану окружающей среды.
изменять психологию студентов в их общении с природой;
развивать экологическое мышление, чувство личной ответственности за сохранение биосферы;
привлекать краеведческий материал, воспитывая гордость за свою республику, желание жить на родной земле и приумножать ее богатства;
работать со специальной литературой, расширять кругозор студентов, развивать способность к самообразованию.
Варианты реализации содержания регионального компонента:
1. Фрагментарное включение материалов в урок в виде сообщений, кроссвордов, расчетных задач с эколого-производственной направленностью; 
2. Презентации; 
3. Реферативные работы;
4. Уроки диспуты, уроки - исследования; конференции; семинары;
5. Экскурсии.
Студенты пишут рефераты, готовят сообщения, где освещают вопросы химического, экологического состояния природы своей местности. Поэтому на этом этапе особенно важно проявить у них бережное отношение к природе, особенно к природе своего края, знать его заповедные уголки, правильно определять природные объекты с нарушенным экологическим равновесием
Химические, экологические и природоохранные понятия тесно взаимосвязаны. Поэтому химия – предмет, на каждый урок которого можно внедрять национальный региональный компонент, осуществляя межпредметные связи с биологией, географией, физикой, математикой. Цели, которые я реализовываются на всех этапах обучения:  1.Обеспечить понимания причин опустынивания земель Республики Калмыкия;
2. Научить определять факторы, несущие гибель окружающей среде и по мере возможности предотвращать их появление;  3. Воспитывать бережное отношение к своей малой Родине.  Например, понятие «химический элемент» позволяет описать качественный и количественный состав живой и неживой (неорганической) природы; ввести понятие «биогенные элементы», т. е. элементы, необходимые для существования живых организмов; проанализировать негативную сторону интенсивного загрязнения окружающей среды.  Другой пример - понятие «вещество». Помимо традиционных понятий о составе, строении и свойствах вещества появляется возможность обратить внимание студентов на некоторые важнейшие биологические функции вещества, например, на уровне отдельного организма. Рассказать о двойственной роли вещества в природе в зависимости от его концентрации в экосистеме (избыток или недостаток одного и того же вещества оказывает на живой организм различное воздействие). О загрязнении окружающей природной среды и источниках загрязнения, вводим новые понятия: предельно допустимые концентрации (ПДК) для вредных соединений.  Внедряя национальный региональный компонент на уроках химии, надо на конкретных примерах убедить студентов в необходимости охраны окружающей среды; сообщить им необходимый минимум сведений, напимер, о состоянии качества питьевой воды в г. Элиста.
При изучении темы «Основные химические понятия» говорим о веществах, которые отрицательно влияют на окружающую среду, например, содержание сероводорода, попадающих в атмосферу с сточных канализационных вод.
Деятельность учителя по реализации НРК в дисциплине «Химия» включает разработку содержания регионального компонента на основе изученной литературы, отбор информации научного, практического и статистического характера. 
Изучение национального регионального компонента обеспечивает расширение межпредметных связей и практических умений учащихся, способствует формированию целостного представления о живой и неживой природе родного края и формированию ценностных мировоззренческих взглядов и идей, элементов гражданской ответственности, национальной гордости и экологической культуры.