Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки


Реализация национально-регионального компонента
на уроках музыкиРассматриваются особенности формирования этнокультурных ценностей в системе музыкального воспитания обучающихся, специфика проблем и их решение. Представлена методика личностного подхода обучающихся при восприятии музыкального искусства народов ханты и манси. Обозначены требования к педагогической компетенции в процессе реализации регионального компонента.
В современном российском обществе как никогда возросло требование к умению детей и подростков существовать в условиях поликультурного общества. В личностном развитии им свойственно отождествлять себя со многими факторами окружающей действительности: взаимоотношениями с различными социальными группами, с окружающим миром. При недостаточной информированности общепринятых идеалов, принципов, норм и требований молодому человеку трудно обрести собственную идентичность
В этой ситуации привлечение педагогического потенциала народной культуры и лучших традиций других народов могли бы стать своеобразным инструментом и основой для формирования личностных качеств. По-нашему мнению, уроки музыки могут рассматриваться как оптимальные и эффективные условия для реализации межкультурной педагогики. Однако перед педагогической наукой и системой образования возникает целый ряд теоретических и практических проблем. Одна из них связана с изучением механизма трансляций умений, знаний и навыков в средство с формированием этнокультурных ценностей личности. Другая негативная тенденция возникает в практической плоскости его реализации. Как показала школьная практика, этот процесс осуществляется, чаще всего, в произвольной форме. В большинстве случаев затрагиваются фрагменты чужой культуры, взятые из общего контекста, поэтому воспринимаются без осмысления. В результате теряется комплексное представление о данной культуре.
Для успешной реализации этнокультурного компонента в условиях общеобразовательной школы важно:
1.Раскрыть особенности национальной культуры коренных народов региона как фактора социализации личности учащегося.
2.Проанализировать опыт, состояние и возможности современных педагогических технологий в области музыкального образования.
3.Определить педагогические условия для внедрения в содержание образовательных программ этнокультурную составляющую.
4.Создать учебно-методическое обеспечение, позволяющее эффективно осуществлять образовательный процесс средствами национального музыкального творчества и классического искусства.
5.Владеть психолого-педагогическими основами формирования интереса детей к национальной культуре в процессе обучения.
Ученые в области педагогических технологий и педагогическая общественность предлагает разные модульные образовательные технологии.
В реализации программных требований в МБОУ «СШ№2 - многопрофильная» взят за основу полипредметный способ, поскольку он предполагает органическое включение этнокультурной составляющей в содержание базового предмета «Музыка». Изучение ее в процессе уроков музыки не является дополнительной нагрузкой для обучающихся, напротив, позволяет расширить свои представления об истории, традициях, специфических особенностях музыкальной культуры не только русского народа, но и коренных народов нашего региона ханты и манси.
Для реализации национально – регионального компонента школа располагает следующими материально – техническим оснащением:
- нотная хрестоматия вокальных и инструментальных произведений;
- фонохрестоматия;
- информация о национальных праздниках коренных народов приобского региона;
- видеоматериалы о жизни и творчестве национальных композиторов;
- комплект музыкальных инструментов;
- видеозаписи вокальных, инструментальных и хореографических концертных выступлений.
На усвоение учебного материала национально – регионального компонента отводится не менее двух часов в четверть. Обучение рассчитано на детей первой ступени обучения (2 – 4 класс)
Для достижения поставленных целей и задач этнокультурного компонента можно выделить два блока: познавательный и блок эстетически продуктивной деятельности. Содержание первого блока включает в себя экскурсии в школьный музей с посещением раздела «Мой край Югра», игра в ансамбле национальных инструментов, участие в национальном театре, разыгрывание обрядов, сказок, и т.д.
Задача второго блока – учить вслушиваться и воспринимать песенное, инструментального искусства, иметь представление о народной хореографии и т. д. И здесь владение народного пения с особой манерой звукоизвлечения не обязательны, но это развивает голосовой аппарат, умение отгадывать загадки может являться не самоцелью, но это развивает мышлении и фантазию, обрядовое действие сегодня не современно, но актуален сам смысл обряда, потому что смоделирован жизненной ситуацией. Вооружившись теоретическими сведения обучающимся предоставляется возможность реализовать полученные знания в практических заданиях. Здесь важно, чтобы вопросы были сформулированы максимально доступно, понятно и увлекательно, а изученный ранее материал систематизирован так, что позволяло бы к нему вернуться на любом этапе его освоения, но уже на более сложном уровне. Темы тематического материала и творческие задания структурно взаимосвязаны, последовательны в культурно-историческом развитии. Таким образом, в процессе познавательной деятельности от темы к теме осознаются определенные закономерности во всей структуре музыкального материала курса.
Такой интерактивный (т.е. комплексный, взаимосвязанный) принцип обучения обеспечивает более продуктивное усвоение знаний, создает благоприятные условия для дальнейшего планирования и реализации этнокультурного образовательного процесса как развивающего.
Второй принцип обучения коммуникативно-деятельный, который тесно взаимодействует с первым.
Коммуникативно-деятельная составляющая образования является основой для развивающего обучения. Педагогическая практика показала, что использование этого метода существенно способствует усвоению и закреплению учебного материала основного курса, активизирует мышление обучающегося. Чтобы обучение носило не только интерактивный характер, но и было развивающим, многие вопросы носят форму учебной задачи, требующей аналитических навыков: анализа, сравнения, обобщения. Например:
Сделайте анализ:
- жанровых особенностей колыбельных, лирических, героических песен по признакам: натуральный минор, переменный размер, спокойные интонации, равномерный ритм, многократные повторы, четкий ритм, активные интонации возгласа.
Сравните:
-жанровую особенность инструментальной музыки: танцевальной, ритуальной, программной музыки.
Охарактеризуйте:
- виды фольклора (мифы, героические легенды, сказы, сказания, сказки);
- виды песенного творчества: песни - плач, песни героические, детские песни, песни лирические;
- универсальность и сакральность Вороньего праздника.
Одни вопросы носят вербальные формы обучения, другие предполагают практические действия.
Вербальные:
- расскажите о творческой и исследовательской деятельности Агеева Д.Г.;
- расскажите об особенностях колыбельной, героической песен.
Практические:
- изобразите основные музыкальные инструменты народов ханты и манси, объясните их конструктивные и тембральные особенности.
Следующий принцип – личностно-ориентированный, который является одним из ключевых принципов в процессе обучения. Личностно-ориентированное обучение приобрело в настоящее время особую актуальность, и предполагает, прежде всего, познание себя.
Содержание дидактического учебного материала и творческих заданий нацелено на создание возможности обучающимся знакомиться с историческими событиями, особенностями жизнедеятельности народов ханты и манси, формирование у них в процессе обучения социокультурные и мировоззренческие установки: трудолюбие, социальную активность, коллективизм, толерантность, социальный оптимизм, патриотизм. Личностно-ориентированная направленность процесса обучения проявляется и в самом характере коммуникативной особенности творческих заданий. Например:
- чем обусловлена система запретов в жизнедеятельности обских угров?
- определи общие традиции и славянских народов в воспитании детей, обрядах, календарных праздниках, фольклора;
Необходимо учесть, что в процессе выполнения этих заданий учитываются возрастные особенности мышления обучающихся, уровни их общего и интеллектуального развития. Задания с четко выраженной направленностью необходимы не только для формирования общепознавательных представлений о традиционной культуре обско-угорских народов, но важен для формирования потребности у них осознать и выразить личное отношение к событиям окружающей действительности, поступкам людей, своим собственным поступкам.
Таким образом, развивая умение учится, у обучающего формируется опыт, который в дальнейшем станет фундаментом к пониманию музыки и жизни.