Конспект занятия по экологии на тему «Как всё живое растёт?» (средняя группа)


Конспект занятия
по экологии
на тему «Как всё живое растёт?»
(средняя группа)
Программное содержание:
•Познакомить детей с характерными этапами развития живыхорганизмов;
Подвести к выводу, что мы - люди - являемся частью Природы, чтодля роста и развития живых объектов необходимо одно и то же:вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
Развивать логическое мышление детей, воспитывать чуткое отношение ко всему живому.
Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы.
Развивать речь детей, активизировать словарь: посадить, углубление,условия, лунка.
Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общемтруде.
Оборудование и материалы: картинки с изображениями малышей; модели, стаканчики с землей, палочки, лейка с водой, фасоль, фартучки, клеенка.Предварительная работа: рассматривание моделей и иллюстраций.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии маленьких детей.
Кто изображен на этих фотографиях?
А вы сейчас похожи на этих детей?
Как вы изменились? (Мы стали большие, теперь у нас одежда и обувьбольшего размера, у девочек теперь длинные волосы. Сейчас мы носим вместоползунков колготки, джинсы. Раньше не умели ходить, а теперь бегаем, прыгаем,катаемся на велосипеде и т. д.)А чему вы научились еще? (Разные ответы детей).
Ребята, пока вы росли, кто заботился о вас? (Мама, папа, дедушка, бабушка).
А что еще вам было нужно, кроме любви и ласки взрослых? (Надо было детейкормить, поить...)
А чем вас кормили? (Кашей, кефиром, молоком, мясом, супом, соками,фруктами и т. д.)
А что еще необходимо ребенку, чтобы он рос здоровым? (Гулять на воздухе,греться на солнышке, купать ребенка, закаливать и т. д.)
Кто это все делал? (Мама, папа...)
Правильно, ребята, самое главное - это любовь ваших близких, она оченьнеобходима всем маленьким детям.
Вывод (на ковролине выкладывается схема):
грудной ребенок -> ребенок-дошкольник -> юноша -> мужчина
-Ребята, оказывается, для роста человека и его развития необходимо(выкладывается схема):
тепло + питание + вода + воздух + любовь близких Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими вы будете.
Ребята, а у кого дома живет кошка?
Какая кошка, большая или маленькая?
А что необходимо, чтобы котенок вырос и превратился в большую кошку?(Кормить молоком, мясом, рыбой. Гулять с кошкой на улице, чтобы грелась насолнышке. Не обижать кошку, не дразнить ее. Любить кошку, заботиться о ней.Купать ее, причесывать шерсть и т. д.)-Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):
слепой котенок -> маленький котенок -» подрастающий котенок -> большая кошка
-Ребята, оказывается, что кошке для роста и развития нужно то же самое, чтои человеку:
тепло + питание + вода + воздух + любовь близких (Возвращаются к выложенной схеме).
-А теперь отгадайте загадку.
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок. Кто же это? (Петушок.)
Ребята, а как вы думаете, петушок всегда был таким большим и красивым?
Кто знает, каким петушок был раньше? (Маленьким цыпленком.)
Правильно, цыпленок вылупился из яйца и был вот таким. (Выкладываетсясхема.) Потом он немного подрос.
Что надо было для роста цыпленка? (Надо было кормить зернам, гулять наулице, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под крылом своеймамы и т. д.)
Все правильно. Цыпленок постепенно рос и превратился в большого красивого петуха.
Вывод:
Ребята, оказывается, для роста и развития цыпленка необходимо то же самое, что и человеку, и животному:
тепло + питание + вода + воздух + любовь близких (Возвращаются к выложенной схеме.)
А кто же заботится о маленьком цыпленке? Чья любовь из близких нужна ему больше всех? (Любовь и забота мамы-курицы. Она греет его под своим крылом, оберегает от врагов и т, д.)А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наседка и цыплята». Вы будете моими маленькими цыплятами, а я - мамой-курицей. Я вас очень люблю и буду учить добывать себе корм - ловить бабочку. Надо прыгать высоко, быть ловким, помогать крыльями и хвостиком.
(Дети под музыку подпрыгивают, бегают, ловят бабочку, закрепленную на палочке.)
Вот какие молодцы мои цыплята! Были маленькие, а на свежем воздухе погуляли, на солнышке погрелись, в лужице водицы попили, кормом подкрепились - вот уже и подросли... и превратились в больших и красивых курочек и петушков. (Дети имитируют походку курочек и петушков.)
Ребята, посмотрите вокруг, что и кто еще у нас в кабинете растет вместе с нами? (Черепаха, попугай, рыбки, комнатные растения...)
Да, ребята, и люди, и животные, и птицы, и рыбы, и растения - все мы -жители Земли. И всем нам необходимо одно и то же для роста и развития: чистыйвоздух, прозрачная вода, тепло, питание, любовь окружающих.
А теперь отгадайте, что у меня гремит в коробке. Определите по звуку. (Вкоробке фасоль.)
Что это? (Дети высказывают предположения.)
Как вы думаете, что лежит в коробке: живое или неживое?
А теперь закройте глаза и попробуйте руками. Что это? (Воспитатель раздаетв руки фасолинки.)
Гладкие, овальные, маленькие. Что это?
А теперь откройте глаза и посмотрите. Что это? (Фасолинки.)
Что надо сделать, чтобы твердая фасолинка стала живой? (Посадить вземлю, полить, поставить на окно к солнцу.)
Правильно, если мы хотим, чтобы это зернышко росло, мы его оживим. Ростокпрорастает и растет.
А вы хотите быть зернышком?
Психогимнастика «Зернышко»
Представь, что ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле.
Вдруг ты почувствовал, что стало теплее. Ты потянулся вверх, земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло тебя вверх. Теплые лучи коснулись твоего стебелька, ветерок качнул тебя в одну и в другую сторону. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко нежно подхватило тебя за верхушку своими лучами и потянуло вверх. Ты стал расти все выше и выше. И вдруг брызнул дождик, ты стал пить дождевую воду, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И ты был счастлив, что живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца...
Ребята, вам понравилось быть живым зернышком?
Спросите у своей фасолинки, хочет ли она стать живой и расти.(Дети разговаривают со своей фасолинкой.)
-Ребята, давайте посадим наши фасолинки в землю, мы будем их любить,ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.
(Дети сажают фасолинки.)