Тема урока по литературе :“Данко – человек « с солнцем в крови?» ( по рассказу М.Горького « Старуха Изергиль»). 7 класс


Класс: 7
Предмет: литература
Учебник: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ Автор-составитель: Г.С.Меркин. – 10-е изд.- М.: ООО « Русское слово- учебник», 2012.-344с.
Название раздела, темы: Русская литература XX века. Максим Горький « Старуха Изергиль» (« Легенда о Данко»)
Тема урока: «Данко – человек « с солнцем в крови?» ( по рассказу М.Горького « Старуха Изергиль»).
Цели урока: раскрыть образ Данко и доказать неоднозначность восприятия данного персонажа. Выявление художественной идеи легенды о Данко
Планируемые результаты:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
воспитание чувства любви и уважения к богатству русской классической литературы;
формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации ( словари, энциклопедии, учебник, интернет-ресурсы);
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
развитие умения работать с информацией;
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
развитие умения использовать различные способы поиска информации;
развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;
формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
понимание ключевых проблем произведения;
понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в нем вневременных непреходящих ценностей и их современное звучание;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из жанров, понимать и формулировать идею, нравственный пафос легенды о Данко, характеризовать героя, сопоставлять с другими изученными персонажами классической литературы;
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе художественного произведения ( знать понятие легенда);
формировать собственное отношение к произведению русской литературы;
формировать понимание авторской позиции к изучаемому произведению;
формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
формировать умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог
Формирование УУД:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал (распечатанные листы).
Литература:
Рассказ М.Горького « Старуха Изергиль»
Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ Автор-составитель: Г.С.Меркин. – 10-е изд.- М.: ООО « Русское слово- учебник», 2012.-344с.
Ресурсы сети Интернет:
Литературные имена (http://www.library.ru)
Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru)
Ход урока.
Эпиграф: Жизнь вовсе не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.

Этапы урока
Формируемые УУД Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрганизация начала занятия
личностные: внимание, уважение к сверстникам;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;регулятивные: мобилизация сил и энергии. Психологический настрой детей на урок.
Учитель: Посмотрим друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!» Самоопределение
Мотивация к учебной деятельности
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ, умение доказывать;коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.
Вступительное слово учителя
Имя писателя Максим Горький всегда вызывало неоднозначную оценку со стороны современников, критиков. Сравним высказывания двух литературоведов. Бялик – исследователь творчества М.Горького характеризовал его следующим образом :
« певец революции, глубокий исследователь тайн человеческой души, гуманист».
Витторио Страда утверждал, что « М.Горький – ходульно-риторический гуманист, автор лозунга
« Если враг не сдается, его уничтожают».
Чья точка зрения вам ближе? Аргументируйте свою позицию. Выявление желания знакомиться с творчеством автора.
Постановка цели (целеполагание)
личностные: моральный выбор;
регулятивные УУД:, планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной целиНеоднозначно воспринимаются и произведения писателя. Много споров вызывают образы героев во многих его произведениях: герои пьесы « На дне», романа
« Мать». Среди них и рассказ
« Старуха Изергиль», написанный в 1895г. Самым сложным и неоднозначным героем произведения является Данко.
Внимательно прочтите тему и эпиграф к уроку . Как вы думаете, на какой проблемный вопрос мы должны ответить сегодня на занятии? Что поможет нам найти верный ответ в решении поставленной проблемы?
Действительно, а является ли Данко героем, несущим благо людям? Для кого и для чего он живет? Можно его назвать человеком « с солнцем в крови?» Думаю, что поиск ответа на этот вопрос заинтересует нас всех.
Знакомство с эпиграфом, рассуждения учащихся о том, как связана тема урока с высказыванием Б.Шоу.
Открытие обучающимися нового знания
познавательные: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи ; регулятивные: целеполагание, оценка. Словарная работа.
1.Усвоить понятие « легенда».
Подготовленный ученик зачитывает определение легенда.
Получение учащимися новых знаний. Запись определения в тетрадь.
Легенда – один из значительных жанров письменности на протяжении всего средневековья. Возник в 6 веке. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.
Закрепление нового материала (призвано формировать первичные умения и навыки полученных на уроке знаний) личностные: самоопределение, побуждение к деятельности;регулятивные: составление плана и последовательности действий;
познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Фронтальная беседа:(подготовка к восприятию образа Данко)
1. Докажите, что истории, которые рассказывает Старуха Изергиль – легенды.
( работа с текстом).
2. Какого человека мы называем легендой?
3. Кто из героев рассказа подходит к данной характеристике?
4. На какого библейского персонажа похож Данко?
5. Вспомните историю с Моисеем, как она представлена в Ветхом Завете?
6 .По чьей воле совершает действия Моисей?
7. По чьей воле совершает действия Данко? Работа с текстом
Смелый, бесстрашный, умеющий преодолеть трудности, жертвующий собой во имя других.
Данко
Моисей
Ответы учащихся
Вывод: Видим различия героев: Данко действует по собственной инициативе, здесь ощущается идея писателя о сверхчеловеке. С другой стороны автор противопоставляет Данко идеи Сверхчеловека. Образ Сверхчеловека был предложен Ницше. С одной стороны – это сильная, творческая личность, ведущая за собой людей; с другой – личность, провозглашающая культ силы, презрение к слабым.
Исследовательский этап (цель – осмысление и решение учебной задачи путём исследования языкового материала)
Диалоговая технология. познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач; создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группе.
личностные: жизненное самоопределение, нравственно-эстетическая ориентация
логические: выдвижение гипотез и их обоснование (доказательство)
Работая с текстом произведения, учащиеся должны ответить на проблемные вопросы урока.
Так какой же герой Данко? Человек, который ведёт за собой людей ради их спасения, либо герой, презирающий слабых, живущий ради своей гордыни? Можно ли его назвать человеком « с солнцем в крови?»
Выписать из словаря Ожегова С.И. определения « гордость»,
« гордыня».
2. Кто ( Что) позволил Данко взять власть в свои руки?
3. Почему люди доверились Данко?
4. Каково отношение Данко к людям, своим соплеменникам?
5.Как ведёт себя Данко в наиболее острой ситуации?
6. Каковы явные и скрытые мотивы поведения Данко?
7. Почему люди, которых вывел Данко не оценили его жертвы?
Учащиеся делятся на две группы.
Домашней работой было ответить на вопросы, характеризующие образ Данко. Отводится время для обсуждения (2-3 мин).
Задачи у групп разные. Одна группа, опираясь на текст произведения должна доказать, что Данко – герой, жертвующий собой ради спасения людей. Задача другой – убедить противников, что Данко – герой, презирающий людей, действиями которого руководствуется гордыня.
Ребята работают с текстом, делают выводы, строят высказывания.
Итоги дискуссии.
Рефлексия( цель –оценивание результатов осуществлённой собственной деятельности) личностные: самоопределение, побуждение к деятельности;познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной формерегулятивные: целеполагание, оценка. 1.Так кем является Данко для самого писателя?

Кто же он Данко?
Нужны ли нам, живущим в 21 веке, такие герои?
Вывод. Слово учителя.
Сегодня на уроке попытались по-новому взглянуть на образ Данко. И еще раз доказали, что любое произведение классики ценно тем, что дает пищу для размышлений, помогает каждому решить важнейший вопрос: как жить, для чего жить, какие жизненные принципы исповедовать.
Для Горького Данко сам загадка. Люди не прощают унижения, оскорбления, они не принимают тех, для кого спасение человечества – это пьедестал. В то же время выступал против пассивного созерцания жизни .
2. Мнения учащихся.
Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос :
« Актуальна ли в 21 веке история, рассказанная Горьким?»