Урок математики в 6 классе на тему Прямоугольная система координат. Координаты точки.

Тема урока: Прямоугольная система координат. Координаты точки.
Цели урока:
- образовательная: сформировать представление представления учащихся о содержании понятий «координатная плоскость», «координатные оси», «координаты точки», «координатная четверть», вырабатывать умения учащихся определять координаты точек на готовых рисунках. Усовершенствование навыков построения точек по заданным координатам и навыков определения координат точек.
- развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимания.
-воспитательная: воспитывать интерес к математике, воспитание трудолюбия, целеустремленности.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Настраивание на работу.
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания осуществляется на новом материале. Задания аналогичны заданиям домашней работы. Два ученика работают по карточкам.
3. Мотивация практической необходимости введения прямоугольной системы координат.
1). Какую прямую называют координатной прямой?
2). Как определить положение точки на прямой?
3). Предложить учащимся обозначить точку М(2), найти две точки А и В, удаленные на 3 единицы от точки М.
4). Автомобиль «Жигули» прошел из пункта О вправо 13 км (+13), а затем влево 20 км (-20). Найдите, где находится автомобиль после этих двух пробегов.
Поставить перед учащимся проблему.
Можно ли задать положение точки на плоскости одним числом? Существует ли общая система для определения объекта на плоскости, и если это так, то как эта система построена и как она работает?
5). Как вы находите свое место в кинотеатре по билету?
6). Как определяют положение города на географической карте?
Учащимся знакома градусная сетка на карте и они легко могут отыскать любое место на карте, зная широту и долготу, положение шахматной фигуры на доске, определяемые буквами латинского алфавита и цифрами.
7). Предложить учащимся определить положение точки на классной доске.
Учащиеся приходят к выводу, что положение точки на плоскости не может быть охарактеризовано одним числом, для этого необходимо два числа, что нужно выбрать условную точку отсчета, через которую провести две взаимно перпендикулярные прямые, определить положительное направление, выбрать единичный отрезок.
Восприятие и осознание координатной плоскости.
К доске прикреплена магнитами координатная плоскость, изображенная на большом листе бумаги.
- предложить учащимся построить в тетради две взаимно перпендикулярные прямые Ох и Оу, пересекающиеся в точке О. Эта плоскость разделена на квадраты со стороной 1. На этой плоскости постройте точку М, находящуюся от прямой Оу на расстоянии 3 единицы вправо, а от прямой Ох – на 2 единицы вверх.
Ввести понятия:
А) прямоугольная система координат:
- взаимно перпендикулярные прямые Ох и Оу;
- обозначенные на них направления;
- единичные отрезок.
Б) М(3;2) – координаты точки М, где 3 – абсцисса точки М, 2 – ордината точки М.
Слово «координата» происходит от латинского, в переводе означает упорядоченные совместно.
В) перпендикулярные прямые, с помощью которых определяют положение точки М на плоскости, называют координатными прямыми. Ось Ох – ось абсцисс, ось Оу – ось ординат.
Г) плоскость, на которой выбрана система координат, называется координатной плоскостью.
Д) оси координат разбивают плоскость на 4 части, которые называются координатными четвертями.
- привести слова Н.А. Некрасова о координатной системе:
Идите по лесу
Против столба тринадцатого
Прямехонько версту
Придите на поляночку,
Стоят на той поляночке
Две старые сосны
(«Кому на Руси жить хорошо»)
«Тринадцатого» и «версту» - координаты полянки с двумя старыми соснами.
Алгоритм определения координат точки: для определения абсциссы точки проводят перпендикуляр к оси абсцисс, для определения ординаты точки – перпендикуляр к оси ординат.
Применение координатной плоскости в практической жизни людей.
Рассмотрим предметы, где использована идея координат для местонахождения предметов, место нахождения корабля в океане, место приземления космонавтов, о положении шахматной фигуры на доске, движение детали в координатно-расточных станках. Подготовка и планирование цветников, питомников, ягодного сада начинается со съемки и составлением горизонтального плана земельного участка происходит с использованием метода прямоугольных координат. Перенос проекта в натуру вновь потребует приложение метода координат.
Осмысление понятия координатной плоскости.
Коллективная работа с моделью координатной плоскости.
На таблице с изображением координатной плоскости прикреплены магнитные точки.
Задание 1.
Назовите координаты точек, обозначенных на таблице.
Запишите координаты найденных точек.
Назовите абсциссы и ординаты точек, обозначенных буквами.
В какой четверти находится каждая из этих точек.
Работа в парах.
Задание.
По заданным на координатной плоскости точкам нарисуйте елку: (-1;-6), (7;-5), (1;-6), (3;1), (3;3), (-3;1), (-1;-5), (5;-3), (4;1), (1;-5), (-3;3), (-4;1), (-7;-5), (-5;-3), (0;8).
Проверить методом взаимопроверки.
Подвести итог.
Как устроена система координат?
Какая плоскость называется координатной?
Сколько чисел определяют положение точки на координатной плоскости?
Как найти координаты точки, расположенной на координатной прямой?














Рефлексия.
1. На рисунке Ох и Оу –опушки леса, где пасется лось. В точках, обозначенных буквами, были замечены следы от его копыт.
- запишите координаты точек, в которых побывал лось.
- назовите абсциссы и ординаты точек.



Домашнее задание. П44 № 1284, № 1286.
2. Сделать модель координатной плоскости, размер - альбомный лист.
3. Творческой группе подготовить сообщение: исторические сведения о координатной плоскости.

15