Урок русского языка в 5-м классе по теме «Правописание приставок на З и С»


Урок русского языка в 5-м классе по теме "Правописание приставок на З и С"

Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Форма урока: урок-практикум.
Цели урока:
Образовательные: закрепить правило написания приставок на з (с) , учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи; различать группы приставок.
Развивающие: развитие орфографической зоркости, развитие речи, развитие навыков применения на практике полученных знаний. Воспитательные: вызвать интерес к урокам русского языка, умение объективно оценивать свои знания, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
алгоритм правописания приставок
опорная схема
опорные конспекты учащихся
перфокарты
репродукция картины Т.Н.Яблонской “Утро”
лист достижений (После выполнения каждого задания учащиеся оценивают свою работу)
Лист достижений
ученика 5 класса по теме “Правописание приставок на з – с”
Творческий диктант  
Самостоятельная работа  
Творческая работа  
Работа с перфокартой  
Ход урока
1. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости. Я думаю, что у нас с вами все получится. Чтобы настроиться на урок, вы сейчас назовете мне слова с разными приставками. Учащиеся 1-го ряда сядут, когда назовут слова с неизменяемыми приставками; 2-го ряда – с приставками на з (с) ; 3-го ряда – с приставками пре-, при-.
2. Сообщение целей и задач урока.
- Сегодня у нас урок закрепления знаний, умений и навыков в форме практикума. Тема урока “Правописание приставок”. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (ответы учащихся)
Мы будем совершенствовать умение писать слова с приставками на з (с) , находить их в предложениях, употреблять в речи.
Запишем в тетрадях число, тему урока.
3. Устная разминка.
На какие группы делятся приставки?
Назовите неизменяемые приставки. Приведите примеры.
Почему одна и та же приставка в одном случае пишется с буквой з, а в другом – с буквой с?
Перед какими буквами в приставках пишется с? Приведите примеры.
Перед какими буквами в приставках пишется з? Приведите примеры.
А с правописанием каких приставок мы будем знакомиться в 6 классе?
Кто запомнил, в каких случаях пишется приставка при-? Приведите примеры.
Кто расскажет, в каких случаях пишется приставка пре-? Приведите примеры.
4. Проверка домашнего задания.
1) Ребята, Клава Ошибкина выполняла домашнее задание. Ей очень хочется получить “5”. Помогите ей. Спишите данные слова, выделите приставки. Исправьте ошибки, если есть.
Бесчувственный, безшумный, расстановка, безжизненный, зжигать, восстановление, зделать, расделить, рассердиться, восдать, разпределить.
Вы помогли Клавочке выполнить домашнее задание, а как сами справились с домашним заданием?
2) Проверка индивидуальной работы по карточкам.
Карточка № 1
Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)
Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.
Карточка № 2
Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)
Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ни…ринуть, ни…падать.
3) Проверка индивидуальных творческих заданий (составить ребус, придумать цепочки слов для игры “Третий лишний”, найти пословицы, загадки с орфограммой “Приставки на з-с” )
Физминутка для улучшения мозгового кровообращения
И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный
И.п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и.п. То же вперед. Повторить 6-8 раз.
5. Практическая часть.
1) Творческий диктант.
Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес-
1. Ребенок без забот (беззаботный)
2. Небо без звезд (беззвездное)
3. Жидкость без цвета (бесцветная)
4. Дорога без конца (бесконечная)
5. Плач без звука (беззвучный)
6. Движение без шума (бесшумное)
7. Шоколад без вкуса (безвкусный)
8. Вход без платы (бесплатный)
9. Ребенок без помощи (беспомощный)
10. Океан без предела (беспредельный)
11. Облако без формы (бесформенное)
12. Пустыня без воды (безводная)
Физминутка для глаз
Крепко зажмурить глаза, считать до 3-х, открыть, посмотреть вдаль, считать до 5-ти. Повторить 4-5 раз.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, считать до 5-ти. Повторить 4-5 раз.
2) Самостоятельная работа.
Списать предложения, обозначить орфограмму.
1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.
2. Остановился Жилин, ра…думывает.
3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.
4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.
5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.
6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.
7. И…мучился Жилин, остановился
Физминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
И.п. – руки на пояс. 1 – локти свести вперед и голову наклонить вперед. 2 – и.п. 3 – локти назад, голову наклонить назад, прогнуться. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз, затем руки опустить вниз и расслабленно потрясти.
И.п. – руки прямо. 1 – правую руку вперед, левую – вверх. 2 – и.п. 3 – левую руку вперед, правую – вверх. 4 – и.п. Повторить 6-8 раз, затем опустить руки вниз и встряхнуть кистями.
4) Творческая работа
(Используя данные словосочетания, составить предложения или текст по репродукции картины Т.Н.Яблонской “Утро” на тему “Здоровый образ жизни”)
В…дохнула глубоко
Ра…крыла балконную дверь
И…гиб пальцев
Вещи не ра…бросаны
5) Работа с перфокартой.
1. бе…болезненный ра…жимать
2. в…дыхать в…крикнуть
3. бе…жалостный бе…граничный
4. бе…цельный во…вышенность
5. ра…писание ра…валиться
6. ра…дарить во…награждение
(Если все выполнить верно, то при соединении по порядку всех букв з, получится цифра 5)
6. Рефлексия
Довольны ли вы тем, как прошел урок?
Было ли интересно?
Были ли вы активны?
Было ли трудно?