Рабочая программа по внеурочной деятельности Виртуальные экскурсии по городам Росии


Пояснительная записка
Согласно новым образовательным стандартам внеурочная деятельность является обязательной частью образовательного процесса. Требования стандарта фиксируют, что каждая школа сама определяет содержание внеурочной деятельности и организует её в формах, отличных от учебных занятий, что для значительной части педагогов становится серьезной проблемой. Введение в образовательный процесс внеурочной деятельности является значимым условием успешной реализации требований нового образовательного стандарта. Учитель, работающий по-новому должен быть готов использовать при организации работы детей современные цифровые ресурсы и оборудование, включать обучающихся в разнообразные виды деятельности (познавательной, творческой, исследовательской, проектной), чему, на наш взгляд, достаточно полно соответствует форма виртуального путешествия (экскурсии).
Проблема форм занятий, адекватных специфике внеурочной деятельности, является актуальной проблемой современной педагогики. Возрастные особенности младших школьников делают необходимым широкое использование в образовательном процессе ярких образов, интересных фактов, разработку учителем ситуаций, требующих эмоционального отклика, общения, творческого самовыражения. В этом плане виртуальное путешествие (экскурсия) является одной из эффективных форм внеурочных занятий в начальной школе.
Программа рассчитана на 1 учебный год, предполагает 34 занятия по 40-45 минут, один раз в неделю
Цель программы «Виртуальные экскурсии» - познакомить обучающихся с историческими достопримечательностями российских городов и некоторых других стран.
Задачи программы:
Развивать наблюдательность;
Вызвать интерес к истории нашей страны;
Активизировать познавательные процессы ребят;
Формирование всего комплекса УУД;
Повысить уровень знаний о культуре, живописи и других исторических ценностях человечества.
В Большой советской энциклопедии слово «экскурсия» трактуется как посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), а также как форма и метод приобретения знаний. Учёные – дидакты (П.И. Пидкасистый, Б.П. Есипов), анализируя экскурсию как одну из возможных форм учебной работы, относили её к сопутствующим формам учебного процесса, подчеркивая наглядность и широкие возможности для организации наблюдения, сопоставления и обобщения информации, исследовательской деятельности.
Экскурсия, как форма организации внеурочной деятельности, объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. Развитие современных технических средств, компьютеризация, возможность использования в образовательном процессе ресурсов сети Интернет, значительно расширили возможности использования экскурсий в образовательном процессе, сделав путешествие виртуальным.
Виртуальное путешествие — это способ реалистичного отображения трехмерного многоэлементного пространства на экране. Элементами виртуального путешествия, как правило, являются сферические панорамы, соединенные между собой интерактивными ссылками-переходами, между которыми в процессе просмотра можно виртуально «перемещаться». Виртуальное путешествие создает "эффект присутствия" - яркие, запоминающиеся зрительные образы, и позволяет получить наиболее полную информацию по рассматриваемому вопросу.
С точки зрения включения виртуальных экскурсий (путешествий) во внеурочную деятельность перед учителем встают две существенные проблемы: какие ресурсы можно использовать для организации виртуальных путешествий и какова методика проведения внеурочного занятия в данной форме.
Виртуальная экскурсия является интересной и эффективной формой организации внеурочной проектной деятельности школьников. Если в 1-2 классах учащиеся выступают в роли путешествующих, то в 3-4 классах они не только принимают участие в виртуальном путешествии, но и сами могут создавать виртуальные экскурсии по своему городу, селу и обмениваться ими с учениками других образовательных учреждений, что и является ожидаемым результатом. Необходимость планирования работы над проектом, подготовки фотографий и видеосюжетов о памятниках истории, культуры, природы и т.д., продумывание маршрута, систематизация и обобщение собранной информации и подготовка текстов, рассказывающих об интересных достопримечательностях и экспонатах, презентация и рефлексия своей деятельности способствуют формированию всего комплекса УУД, развитию значимых личностных качеств.
Используя виртуальные путешествия как форму проведения учебных занятий, учитель продумывает возможность их применения либо в конкретном разделе имеющейся программы внеурочной деятельности, либо выстраивает саму программу как цепь виртуальных путешествий (экскурсий), которые совершают учащиеся и которые они создают сами.

В сети Интернет представлено достаточно много материалов, которые можно использовать для организации виртуальных экскурсий младших школьников. В данной программе предполагается активное использование ТСО и нижеприведенного списка сайтов
http://tours.kremlin.ru - витруальное путешествие по московскому Кремлю;
http://www.mn.ru/files/bolshoi/tour - виртуальная экскурсия по Большому театру;
http://www.kp.ru/daily/infografika/cosmos - виртуальное путешествие в Московский планетарий;
http://0-360.ru/ - виртуальное путешествие по городу Казань, кремлю;
http://www.rmtour.ru/rus - виртуальное путешествие по Русскому музею;
http://www.pavlovskart.spb.ru/russian/palace/interior/page3.html - виртуальное путешествие по дворцу г. Павловска;
http://novgorod-tour.ru/excursion – виртуальная экскурсия по Новгородскому кремлю;
http://www.blog510.com - панорамы Москвы, Санкт-Петербурга, виртуальные путешествия по Байкалу, Эльбрусу и другим памятникам природы;
http://tour3d.semenkovo.ru/ - виртуальное путешествие по этнографическому музею в деревне Семенково Вологодской области;
http://kizhi.karelia.ru - виртуальное путешествие в Кижи;
http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/museums.htm - виртуальные экскурсии в музеи военной тематики (панорама Бородинского сражения, музей Г.Жукова, музей ракетных сил, военного корабля);
http://rzd.ru/steams/ - экскурсия в виртуальный музей паровозов;
http://www.yaltazoo.org/virtualtour - виртуальная экскурсия по зоопарку г.Ялты.
Как видно из представленных материалов, виртуальные путешествия могут быть многообразными и соответствовать запросам школьников с самыми разными интересами. Внеурочное занятие в форме виртуального путешествия предполагает организацию разнообразной деятельности обучающихся, способствующую расширению кругозора, развитию любознательности, формированию всего комплекса УУД.
План внеурочного занятия – виртуального путешествия предполагает:
Слово учителя, формирующее мотивацию или возвращающее к вопросам, возникшим на уроках (На уроке мы проходили тему «Москва – столица нашей Родины». Что мы уже знаем о Москве? Что бы Вы еще хотели узнать, в каких уголках Москвы побывать?), совместная постановка цели и задач внеурочного занятия (Цель нашего занятия – совершить виртуальное путешествие по московскому Кремлю, Красной площади, посетить Большой театр и др.).
Виртуальную экскурсию - работу с соответствующими материалами интернет-ресурса: видео, фото - материалами, работа с моделью, текстом.
Работу по первичному восприятию материала (Какое настроение после экскурсии? Что увидели? Что особенно понравилось? О чем хотели бы больше узнать?), рекомендацию источников информации для поиска ответов на индивидуальные вопросы.
Включение детей в разнообразную деятельность, расширяющую представление о предмете экскурсии. Это может быть творческая работа - рисунок, письмо, проект, поделка (индивидуальная или групповая). Можно использовать дополнительный материал, например, видеофильм о исторических событиях, сцену спектакля, балета, мультфильм и др. Ряд рекомендованных ресурсов (например http://kizhi.karelia.ru) включает дидактические игры, викторины по рассматриваемому материалу.
Отзыв о виртуальном путешествии (экскурсии), рефлексия деятельности.


Учебно-тематический план
№ п/п Разделы Темы занятий Количество
часов
Теоретические Практические Всего
1 1 Путешествие по столице нашей Родины 3 3 6
2 2 Путешествие по городу Санкт-Петербургу 3 3 6
3 3 Крепости России 5 5
4 4 Дворцы и парки России 5 5
5 5 Заповедники России 5 5
6 6 Арктика и Антарктика 2 2 4
7 7 Музеи России военной тематики 1 1
8 8 Виртуальное путешествие по столицам западных государств 1 1 2
Всего: 9 25 34

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Виртуальные экскурсии»
№ Раздел, тема Форма занятий
Приемы и методы проведения занятий Дидактический материал и ТСО Форма подведения итогов
1 Путешествие по столице нашей Родины Беседа.
Виртуальные экскурсии Компьютер, проектор, интеракт. доска, сайты с виртуальными путешествиями Стихи, рисунки
2 Путешествие по Спб Беседа.
Виртуальные экскурсии Компьютер, проектор, интеракт. доска, сайты с виртуальными путешествиями Стихи, фотоколлаж
3 Крепости России Беседа.
Виртуальные экскурсии Компьютер, проектор, интеракт. доска, сайты с виртуальными путешествиями рисунки
4 Дворцы и парки России Беседа.
Виртуальные экскурсии Компьютер, проектор, интеракт. доска, сайты с виртуальными путешествиями коллаж
5 Заповедники России Беседа.
Виртуальные экскурсии Компьютер, проектор, интеракт. доска, сайты с виртуальными путешествиями фотоколлаж
6 Артика и Антарктика Беседа.
Виртуальные экскурсии Компьютер, проектор, интеракт. доска, сайты с виртуальными путешествиями рисунки
7 Музеи России военной тематики Беседа.
Виртуальные экскурсии Компьютер, проектор, интеракт. доска, сайты с виртуальными путешествиями Изготовле-ние журнала
8 Виртуальное путешествие по столицам западных государств Беседа.
Виртуальные экскурсии Компьютер, проектор, интеракт. доска, сайты с виртуальными путешествиями Фотоколлж
Список литературы
1. Начальная школа 2006 г. №2
2. Начальная школа 2009 г. №10
3. Начальная школа 2007 г. №6
4. Философский энциклопедический словарь - М., 1983 г.
5. Симоновский А.Э «Развитие творческого мышления детей»
6. Начальная школа 2009 г. №7
7. Программа Плешакова «Зеленый мир вокруг нас» - М., 2003
8. Сборник программ. ЧастьII
9. Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина «Методика преподавания естествознания в начальной школе» - М., 2004 г.
10. Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян «Методика преподавания естествознания»
11. Н.А. Седов «Культурно-просветительский туризм» http://turbooks.ru/
12. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах. Том 6-М, 1952
13. Ушинский К.Д.собрание сочинений в 11 томах. Том 5-М,
14. Герд А.Я. «Избанные педагогические труды» - М, 1953 г.
15. Емельянов Б.Б. «Экскурсоведение» - М., 2007
16. «Малая советская энциклопедия» - М., 1931 г., т. 10
17. «Толковый словарь русского языка» / под ред. Л.Н. Ушакова - М., 1940 г.
18. Большая советская энциклопедия - М., 1978 г., т. 29
19. «Основы зоологических экскурсий» http://vegun.ru
20. А.С. Нехлюдова, В.И. Севастьянов «Полевая практика по природоведению» - М., 1986 г.
21. Начальная школа 2002 г. №5
22. Начальная школа 2007 г. № 7