Виртуальные экскурсии на уроках английского языка


Виртуальные экскурсии на уроках английского языка.
“The world is a book
and those who don’t travel
read only one page” ( St. Augustine) –
" Мир это книга, и те, кто не путешествует,
прочли в ней всего одну страницу".
Тема данного исследования мной была выбрана не случайно. Развивающая функция современного урока английского языка заключается в развитии у всех учащихся познавательных процессов (наблюдательности, памяти, мышления, речи, воображения) и умственных способностей. Овладение основными теоретическими понятиями, законами науки, методами их логического анализа, способствует быстрому развитию умственного развития учеников.
Предлагаемая тема является актуальной для исследования рассматриваемой проблемы, т.к. информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности. Информационные компьютерные технологии позволяют учителю эффективно дополнить процесс обучения языку на различных этапах урока: в ходе фонетической и речевой разминки, при проверке домашнего задания, в ходе устной работы, при объяснении нового материала, при закреплении полученных знаний, умений и навыков.
Английский язык в курсе основного общего образования является довольно сложным предметом, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении учениками основ этого предмета. Перед учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения английскому языку. В процессе преподавания английского в общеобразовательной школе были определены дидактические противоречия, связанные со снижением интереса учащихся к предмету английский язык,  лидирование в списке приоритетных дисциплин - профильных, в которые иностранные языки не входят. Компьютер на уроках исключает монотонность, привлекает внимание учащихся. Яркость, насыщенность слайдов, появление на слайдах фотографий с иллюстрациями вносит разнообразие в учебный процесс, активизирует внимание и познавательную деятельность учащихся, стимулирует мотивацию учащихся, повышает интерес к предмету, призывает изучать различные источники. Использование информационных технологий в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.  
Опыт использования ИКТ заставляет обратить внимание не только на положительные результаты, но и ряд проблем, высветившихся при этом. Первая и основная - отсутствие материальной базы. Речь идет не только об отсутствии свободного доступа к оборудованному соответствующим образом помещению, но и необходимых для этого программ обеспечения. Выход в этом случае может быть только один - создавать самим, что мы и делаем силами учителей. Одним из видов такой программы может стать презентация, т.е. виртуальная экскурсия. Считаем, что данная тема изучается мало, т.к она очень узкая и создание виртуальных экскурсий требуем много времени, знаний и умений в работе с компьютером, творческого вдохновения. Исходя из вышесказанного, были определены цели и задачи исследования:
- рассмотрение одной из нестандартных форм проведения уроков иностранного языка – виртуальная экскурсия;- определение влияния формы виртуальной экскурсии проведения урока на интерес учащихся к предмету. Для реализации целей работы нами были изучены различные источники нформации,в том числе книги, методические пособия по теме и Интернет-ресурсы.
Согласно Федеральному государственному стандарту целью образования является развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира, а также социализация его в этом мире. И чтобы эта социализация была успешной будущий выпускник школы должен овладеть универсальными учебными действиями (УУД): пользоваться справочной литературой, находить информацию в Интернете, использовать электронные образовательные ресурсы, ориентироваться в информационно-образовательной среде и т.д. [2, с.210]
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. [1, с.57]
          Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде  видео-, аудио - и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации.
Виртуальные экскурсии предназначены для изучения таких тем как «Путешествия», «Страны изучаемого языка», «Обычаи и традиции», «Еда». Практически у каждого города есть свой сайт с яркими картинками, фотографиями, видеороликами. С помощью этих сайтов можно не только провести множество виртуальных экскурсий по англоязычным городам и странам, но и отработать умения коммуникативного чтения и аудирования. Примерами таких сайтов могут служить http://musei-online.blogspot.ru/, http://www.excursiopedia.com, http://www.bbc.co.uk. Материалы, найденные на сайтах, используются мною в урочной деятельности, а также учащимися для оформления презентаций, газет например, в рамках недели иностранных языков.
Применение виртуальных экскурсий на уроках английского языка помогает решить следующие задачи:
Способствует  овладению учащимися универсальными учебными действиями;
Помогает осуществить личностно - ориентированный и личностно – деятельный подход;
Позволяет визуализировать объекты культуры страны изучаемого языка;
Создаёт благоприятные условия для развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
Повышает  мотивацию к изучению английского языка,  и тем самым эффективность  урока;
Активизирует познавательную и творческую деятельность обучающихся;
Делает урок красочным и наглядным;
Развивает навыки работы с современными информационными ресурсами;
Развивает самостоятельность и ответственность учащихся.
Соответственно, важным для развития коммуникативной компетенции учащихся является создание благоприятной мотивирующей среды. Возможным это представляется именно тогда, когда затрагиваются личные интересы обучающихся. Что в свою очередь и помогает реализовать личностно-ориентированный подход в образовании [3, с.32].
Виртуальный тур, виртуальная экскурсия – одни из самых эффективных и убедительных способов представления информации, т.к. они позволяют совершать увлекательные виртуальные путешествия-экскурсии в пространстве и создают у зрителя полную иллюзию присутствия. Использование виртуальных туров помогает решить несколько задач: делает обучение интерактивным; мотивирует у учащихся интерес к изучению языка; дает возможность путешествовать по разным странам, не выходя из кабинета; привносит в урок часть культуры страны изучаемого языка.
Список литературы:
Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе - М.: Просвещение, 1988. - 125с.
Гез Н.И., Миролюбов А.А. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1982. – 412с.
 Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети интернет.// ИЯШ. – 1998, №1. – с.32 - 36
Леонов А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М.: Просвещение, 2003. – 314с.
Интернет-ресурсы