Рабочая программа элективного учебного предмета по математике Подготовка к государственной итоговой аттестации по математике(9класс)

Рабочая программа элективного учебного предмета по математике для обучающихся 9 классов «Подготовка к государственной итоговой аттестации по математике».
Учитель Жанкова Л.А.


Данная программа курс по выбору своим содержанием может привлечь внимание учащихся 9 класса. В 9-ом классе, дети начинают чувствовать тревожность  перед  экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за последние года обучения, не каждому девятикласснику под силу. На занятиях этого курса  есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Ученик более осознанно подходит  к материалу, который изучался  в предыдущих классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает выявить  слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала, готовит правильно оформлять экзаменационную работу.
Стоит отметить, что навыки решения математических задач совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать экзамен по математике, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах.
Исторические моменты в рамках курса будут особо привлекательны для учеников с гуманитарными наклонностями. Не исключено, что данный курс поможет ученику найти свое призвание в профессиональной деятельности, требующей использования точных наук или, по крайней мере, приобрести внепрофессиональное увлечение, пусть и не на всю оставшуюся жизнь, выбрать профиль дальнейшего образования ,связанный с математикой.
Пояснительная записка
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273
2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего. Основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089.
6.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СШ № 24»(Стандарт 2004)
7.Учебный план МБОУ «СШ № 24» на 2015/2016 учебный год.
Особенность курс по выбору «Подготовка к государственной итоговой аттестации по математике » состоит в том, что для занятий по математике предлагаются небольшие фрагменты, рассчитанные на 2-3 урока, относящиеся к различным разделам школьной математики.
Каждое занятие, а также все они в целом направлены на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представление об изучаемом в основном курсе материале, а главное, порешать интересные задачи.
Этот курс предлагает учащимся знакомство с математикой как с общекультурной ценностью, выработкой понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.
Если в изучении предметов естественнонаучного цикла очень важное место занимает эксперимент и именно в процессе эксперимента и обсуждения его организации и результатов формируются и развиваются интересы ученика к данному предмету, то в математике эквивалентом эксперимента является решение задач. Собственно весь курс математики может быть построен и, как правило, строится на решении различных по степени важности и трудности задач.
Курс по выбору «Подготовка к государственной итоговой аттестации по математике» рассчитан на 34 часа для работы с учащимися 9 класса и предусматривает повторное рассмотрение теоретического материала по математике, поэтому имеет большое общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления, намечает и использует целый ряд межпредметных связей.

Цель данного курса: оказание индивидуальной и систематической помощи девятикласснику при повторении математики и подготовке к экзаменам.

Задачи курса:  1) подготовить учащихся к экзаменам;
                            2) дать ученику возможность проанализировать свои   способности;
                            3) помочь ученику с профессиональным выбором.
Функции курса по выбору:
ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
компенсация недостатков обучения по математике.

Актуальность программы, новизна, ее практическая значимость

В новых условиях актуальной становится задача комплексной подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам является предлагаемый курс по выбору «Подготовка к государственной итоговой аттестации по математике », включающий в себя материал, дополняющий базовые программы.
При разработке курса по выбору изучен и проработан теоретический материал по теме, касающейся структуры и типологии , структуру курсов по выбору экзаменационной работы по математике в форме ОГЭ. Программа нацелена, прежде всего, на развитие математических способностей учащихся, дает возможность систематизировать и расширить учебный материал, способствовать успешной сдаче ОГЭ по математике.
По окончании изучения курса учащимися также будет накоплен определенный опыт, способный стать основой дальнейшего формирования ключевых компетентностей личности: получение информации из различных источников, в том числе из справочников, учебных пособий, интернета; использование полученной информации; взаимодействие со сверстниками, старшими; использование методов, приемов решения нестандартных задач.

Методы и формы обучения
Методы и формы обучения определяются требованиями обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинги);
личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в курс по выбору, и их доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Представляя учащимся возможность осмыслить свойства и их доказательства, учитель развивает геометрическую интуицию.
   Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки. В этом случае, учитель может сузить требования и предложить в качестве домашних заданий создание творческих работ, при этом у детей развивается интуитивно-ассоциативное мышление, что, несомненно, поможет им при выполнении заданий ГИА.

. Основное содержание курса

Программа содержит пять блоков, связанные единой идеей, в то же время они построены по модульному принципу.
            Первый блок систематизирует ранее полученные знания о числах и действиях с числами. На блок отводится 7 часов вместе с решением задач на проценты.
Натуральные числа. Делимость натуральных чисел

Дроби. Все действия с дробями

Отношения. Пропорции.

Проценты. Основные задачи на проценты

Решение тестовых задач

Действия чисел с разными знаками

Сравнение чисел

            На второй  и третий блоки отводится 10 часов, их цель - вывод формул, эффективно используемых при решении многих других задач. Их полезно свести в таблицу и использовать в дальнейшем, как справочный материал. У школьников появится некоторый минимум знаний, без которых они не могут продвинуться дальше в решении даже простейших задач.
Иррациональные числа. Действия с иррациональными числами

Степень с натуральным показателем

Квадратный корень. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях

Алгебраические выражения и их преобразования

Многочлены, разложение многочленов на множители

Многочлены, разложение многочленов на множители

Алгебраические дроби, действия с алгебраическими дробями

Алгебраические дроби, действия с алгебраическими дробями

Рациональные выражения и их преобразования

Рациональные выражения и их преобразования

            В зависимости от уровня подготовки класса, на доказательство основных соотношений может быть отведено 2 или 3 занятия, на оставшихся школьники учатся применять полученные знания к практике решения задач.
            Четвертый блок включает в себя задачи на решение уравнений и систем уравнений, также рассматривает функции.
Уравнения. Квадратные уравнения

Рациональные уравнения

Рациональные уравнения

Системы уравнений

Системы уравнений

Графический способ решения уравнений

Функции. Способы задания функций. Область определения и область значений функции

Графики функции

Графики функции

Графики функции

Пятый блок посвящен решению текстовых задач и задач, решаемых с помощью последовательностей, а также геометрических задач.
Таким образом, на изучение пяти блоков отводится 34 часов, из них 4 часа - на определение успешности усвоения материала

Ожидаемый результат
учащийся должен
знать/понимать:
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
значение математики как науки;
значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
уметь:
решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть)
иметь опыт:
работы в группе,
работы с информацией, в том числе и получаемой посредством Интернет


Содержание курса и распределение часов по темам

Календарно-тематическое планирование


№ урока
Тема урока
Дата проведения



По плану
факт


Натуральные числа. Делимость натуральных чисел
08.09



Дроби. Все действия с дробями
15.09



Отношения. Пропорции.
22.09



Проценты. Основные задачи на проценты
29.09



Решение тестовых задач
06.10



Действия чисел с разными знаками
13.10



Сравнение чисел
20.10



Иррациональные числа. Действия с иррациональными числами
27.10



Степень с натуральным показателем
10.11



Квадратный корень. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях
17.11



Алгебраические выражения и их преобразования
24.11



Многочлены, разложение многочленов на множители
01.12



Многочлены, разложение многочленов на множители
08.12



Алгебраические дроби, действия с алгебраическими дробями
15.12



Алгебраические дроби, действия с алгебраическими дробями
22.12



Рациональные выражения и их преобразования
29.12



Рациональные выражения и их преобразования
12.01



Уравнения. Квадратные уравнения
19.01



Рациональные уравнения
26.01



Рациональные уравнения
02.02



Системы уравнений
09.02



Системы уравнений
16.02



Графический способ решения уравнений
01.03



Функции. Способы задания функций. Область определения и область значений функции
15.03



Графики функции
22.03



Графики функции
05.04



Графики функции
12.04



Последовательности и прогрессии
19.04



Последовательности и прогрессии
26.04



Решение текстовых задач
03.05



Треугольники
10.05



Соотношения между сторонами и углами треугольника
17.05



Площади фигур. Окружность
24.05



Резерв





Учебно-методическое обеспечение
Математика. Открытый банк заданий ГИА 2016. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Естественно-научный образовательный портал. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Математика online. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сдам ГИА Гущин Дмитрий. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5."ОГЭ-2016. Математика".[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Захаров П. И., Трепалин А. С.
6. "ОГЭ. Математика. Задачник. Сборник заданий и методических рекомендаций".Глазков Ю. А..
7. "ОГЭ 2016. Математика. 9 класс. Типовые тестовые задания". Ященко И.В.
8. "Математика. 9 класс. ОГЭ 2016. Типовые тестовые задания". Ященко И.В.
9. "ОГЭ 2016. Математика. Типовые тестовые задания. 30 вар.заданий. 3 модуля". Ященко И. В.







































Заголовок 1 Заголовок 215