Рабочая программа Спецкурса по математике для 7 класса Практикум решения задач по математике












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА
ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА
« Практикум решения задач по математике»
срок реализации 2016-2017 учебный год

Разработчик программы: Гильц С.И.
Учитель математики высшей квалификационной категории
МБОУ «Знаменская СОШ» Орловского района
Орловской области


























Пояснительная записка

Данная рабочая программа спецкурса «Практикум по решению задач по математике» ориентирована на учащихся 7 классов и составлена на основе следующих документов:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра 7 класс; Геометрия 7 классы; Математика 5-6 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. Москва Просвещение, 2011 год.
- Кодификатор требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ОГЭ по математике; подготовлен ФИПИ, 2016г.
- Учебный план школы.
Данная программа спецкурса основана на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями вошедшими в ГИА прошлых лет или же удовлетворяющие перечни контролируемых вопросов. На курсах также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ГИА.

Цели:
На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5–6классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики.
Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний; подготовка к аттестации в форме ОГЭ.


Задачи:
Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
Выявление и развитие их математических способностей.
Обеспечение усвоения учащимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Виды деятельности на занятиях:
Лекция, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере.

Формы контроля.

Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
Тематический контроль: тест.
Итоговый контроль: итоговый тест.

Данный курс практикум по решению задач рассчитан на 34часа.

Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость для учащихся.
Введение материала по геометрии и реальной математике.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, геометрии и успешной сдачи ОГЭ по математике.

Планируемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач по алгебре, геометрии, реальной математике;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ.

Содержание курса
Тема 1. Числовые выражения. Координатная прямая..
Тема 2. Уравнения. Уравнения с одной переменной. Линейное уравнение.
Тема 3. Проценты. Нахождения процента от величины и величины по ее проценту. Отношение, выражение отношения в процентах Решение задач.
Тема 4. Алгебраические выражения. Буквенные выражения. Преобразование буквенных выражений. Свойство степени с целым показателем.
Тема 5. Функции. Понятие функции. Область определения функции Способы задания функции. Функция, описывающая прямую пропорциональную зависимость, ее график. Линейная функция и ее график.
Тема 6. . Геометрия. Начальные понятия геометрии. Углы. Высота, биссектриса, медиана треугольника. Равнобедренный и равносторонний треугольник. Решение задач.
Тема 7. Многочлены. Одночлен и его стандартный вид. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения. Преобразование целых выражений.
Тема 8.Задачи. Задачи на движение. Задачи на совместную работу.
Тема 9.Статистика. Представление данных в виде таблиц и диаграмм.















Тематическое планирование


п/п
Название тем

Всего часов
В том числе на:
Виды учебной деятельности




Практика
Контроль
(диагностика)




Числа и вычисления.

4







Уметь решать задания на вычисление значений выражений,
переводить подобных обыкновенных дробей в десятичные и наоборот ,сравнивать рациональные числа и изображают на координатной прямой


Уравнения.
3




Упрощать выражения и решают уравнения с одной переменной,
по условию задачи составлять решать уравнения с одной переменной,


3. Проценты.
4





Переводить проценты в десятичные дроби
Решать простейшие задачи на нахождения процента от числа и числа по его проценту
Решать текстовые задачи на проценты


4. Алгебраические выражения.
4






1
Уметь упрощать выражения ,применяя свойства степени с целым показателем
находить значение буквенных выражений


5. Функции.
4









Уметь находить область определения функций ,заданных целыми и дробно-рациональными выражениями,
находить по графику функции необходимые значения,
устанавливать соответствие между формулами и графиками линейной функции, по графику линейной функции находить значения к и в.


6. Геометрия.
5







Знать основные аксиомы и уметь решать задачи с применением этих аксиом, задачи на вычисление углов равнобедренных и прямоугольных треугольников
задачи на применение определения и свойства внешнего угла треугольника


7. Многочлены.
5









Уметь находить тождественно равные многочлены
складывать и вычитать многочлены, умножать многочлены, упрощать выражения с применением формул сокращенного умножения,
применять преобразование целых выражений при решении уравнений


8.Задачи.
2



Уметь по условию задачи составить и решить уравнение


9. Статистика
2



Уметь с помощью круговой и столбчатой диаграмм отвечать на вопросы.


10.Итоговый тест


1









Поурочное планирование
№п/п
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
Основное
содержание
темы
Виды деятельности
учащихся (на уровне учебных действий)
Планируемые результаты
Задания для
учащихся


Планир.
Фактич.
Коррек







1.Числа и вычисления. (4ч)





Числовые выражения.
1
Действия с десятичными дробями
Решают задания на вычисление значений выражений.
Уметь выполнять преобразование и вычисления
«3000 задач»
58,60,62,64






Числовые выражения.
1
Действия с обыкновенными дробями .
Решают задания на вычисление значений выражений.
Уметь выполнять преобразование и вычисления
КИМ Алгебра 7 класс
Тест №1 вариант №2





Преобразование выражений.
1
Действия с рациональными числами, приведение подобных слагаемых , раскрытие скобок.
Решают задания на вычисление значений выражений.
Уметь выполнять преобразование и вычисления выражений
КИМ Алгебра 7 класс
Тест №2 вариант №2

А



Координатная прямая.
1
Сравнение и изображение рациональных чисел на координатной прямой.
Перевод подобных обыкновенных дробей в десятичные и наоборот ,сравнивают рациональные числа и изображают на координатной прямой
Уметь сравнивать и изображать рациональные числа на координатной прямой.
«3000 задач»
№ 22,24, 82,84,117,,119.

2.Уравнения. (3ч)





Уравнения с одной переменной.
1
Уравнение с одной переменной , корень уравнения.
Решают простейшие уравнения с одной переменной
Уметь решать уравнения с одной переменной
КИМ Алгебра 7 класс
Тест №3 вариант №2





Уравнения с одной переменной.
1
Уравнение с одной переменной ,линейное уравнение
Упрощают выражения и решают уравнения с одной переменной
Уметь выполнять преобразования и решать уравнения с одной переменной
«3000 задач»
№640,654,682





Уравнения с одной переменной.
1
Уравнение с одной переменной , линейное уравнение, решение задач.
По условию задачи составляют решают уравнения с одной переменной,
Уметь составить по условию задачи и решать уравнения с одной переменной
«3000 задач»
№686,702,720,728

3.Проценты.(4ч)





Проценты.
1
Понятие процента
Переводят проценты в десятичные дроби и наоборот
Уметь выражать проценты в виде десятичных дробей
«3000 задач»
№ 2406,2410





Нахождения процента от величины и величины по ее проценту.
1
Нахождения процента от величины и величины по её проценту
Решают простейшие задачи на нахождения процента от числа и числа по его проценту.
Уметь решать простейшие задачи на проценты
«3000 задач»
№2422,2428





Отношение, выражение отношения в процентах.
1
Понятие отношения, выражения отношения в процентах
Находят отношения и выражают их в процентах
Уметь правильно составит отношения по вопросам : во сколько раз и какую часть одна переменная составляет от другой и выражать отношение в процентах
«3000 задач»
№ 2426,2434





Решение задач
1
Решение текстовых задач
Решают текстовые задачи на проценты
Уметь решать текстовые задачи на проценты
«3000 задач»
№ 2440,2444,2448

4.Алгебраические выражения.(3ч)





Буквенные выражения
1
Упрощение буквенных выражений
Находят значение буквенных выражений
Уметь находить значение буквенных выражений
«3000 задач»
№162,164





Преобразование буквенных выражений.
1
Упрощение буквенных выражений
Упрощают и вычисляют значение буквенных выражений
Уметь находить значение буквенных выражений






Свойства степени с целым показателем.
1
Свойства степени с
целым показателем

Уметь упрощать выражения ,применяя свойства степени с целым показателем
КИМ Алгебра 7 класс
Тест №9 вариант №2





Проверочный тест №1
1
Проверка по теме
Решают тест
КИМ Алгебра 7 класс
Тест№5


5.Функции.(4ч)





Понятие функции. Область определения функции.
1
Понятие области определения и множества значений функции
Находят область определения функций ,заданных формулами
Уметь находить область определения функций ,заданных целыми и дробно-рациональными выражениями






Способы задания функции. График функции.
1
Графики реальных зависимостей.
Работают с графиками реальных зависимостей
Уметь находить по графику функции необходимые значения
«3000 задач»
№2684-2688





Функция, описывающая прямую пропорциональную зависимость, ее график.
1
Формула и график прямой пропорциональной зависимости. Схематическое изображение графика в зависимости от углового коэффициента.
Устанавливают соответствие между формулами и графиками прямой пропорциональности.
Уметь устанавливать соответствие между формулами и графиками прямой пропорцио-
нальности
«3000 задач»
№1409





Линейная функция и ее график.
1
Формула и график линейной функции. Схематическое изображение графика в зависимости от углового коэффициента и значения в.
Устанавливают соответствие между формулами и графиками линейной функции, по графику линейной функции находят значения к и в..
Уметь устанавливать соответствие между формулами и графиками линейной функции, по графику линейной функции находить значения к и в.
«3000 задач»
№1398,1402,1408,1420,
1426,1430

6.Геометрия.(5ч)





Начальные понятия геометрии.
1
Решение задач по начальным геометрическим понятиям
Решают задачи на применение свойств измерения отрезков и углов
Знать основные аксиомы и уметь решать задачи с применением этих аксиом.
КИМ Геометрия 7 класс
Тест№5 вариант № 2





Углы.
1
Смежные и вертикальные углы.
Решают задачи на применение свойств смежных и вертикальных углов.
Уметь решать задачи по теме.
КИМ Геометрия 7 класс
Тест№3 вариант № 2





Равнобедренный , равносторонний , прямоугольный треугольники. Высота, биссектриса, медиана треугольника.
1
Сумма углов треугольника,
Решают задачи на вычисление углов равнобедренного и прямоугольного треугольника,
Вычисляют углы между высотами, биссектрисами и медианами треугольника.
Уметь решать задачи на вычисление углов равнобедренных и прямоугольных треугольников.
«3000 задач»
№1828,1848





Внешний угол треугольника.
1
Определение и свойство внешнего угла треугольника.
Решают задачи на применение определения и свойства внешнего угла треугольника
Уметь решать задачи на применение определения и свойства внешнего угла треугольника
«3000 задач»
№1834,1838,1844,1854





Решение задач.
1
Задачи на вычисление углов.
Решают разнообразные задачи на вычисление углов.
Уметь решать задачи по теме
«3000 задач»
№1860,1864,1870,1874.1880.

7.Многочлены.(5ч)





Многочлен. Сложение и вычитание многочленов.
1
Понятие многочлена. Раскрытие скобок перед которыми стоит знак «+» или «-»
Решают задачи на тождественное преобразование многочленов. Складывают и вычитают многочлены
Уметь находить тождественно равные многочлены
складывать и вычитать многочлены.

«3000 задач»
№216,218,
230
КИМ Алгебра 7 класс
Тест№12 вариант № 2





Умножение многочленов.
1
Применение распределительного свойства умножения
Умножают многочлены.
Уметь умножать многочлены.
«3000 задач»
№224





Формулы сокращенного умножения.
1
Формулы сокращенного умножения
Применяют формулы сокращенного умножения для раскрытия скобок
Уметь упрощать выражения с применением формул сокращенного умножения
«3000 задач»
№232,244,
260





Формулы сокращенного умножения.
1
Формулы ,позволяющие разлагать на множители.
Разлагают на множители с применением формул.
Уметь представить многочлен в виде произведения
КИМ Алгебра 7 класс
Тест№17,18 вариант № 2





Преобразование целых выражений.
1
Применение различных способов преобразования целых выражений.
Решают уравнения с применением преобразования целых выражений.
Уметь применять преобразование целых выражений при решении уравнений
«3000 задач»
№738,746, 752

8.Задачи.(2ч)





Задачи на движение.
1
Основные величины характеризующие движение и основные формулы движения. Решение задач на движение.
Решают задачи с помощью составления уравнений
Уметь по условию задачи составить и решить уравнение






Задачи на совместную работу.
1
Основные величины характеризующие работу и основные формулы работы. Решение задач на совместную работу.
Решают задачи с помощью составления уравнений
Уметь по условию задачи составить и решить уравнение


9. Статистика(2ч)
2





Представление данных в виде таблиц и диаграмм.
1
Решение задач по статистике
Решают задачи по круговой и столбчатой диаграмме
Уметь с помощью круговой и столбчатой диаграмм отвечать на вопросы.
«3000 задач»
№2873-2877

с



Представление данных в виде таблиц и диаграмм.
1
Решение задач по статистике
Решают задачи на основе таблицы
Уметь с помощью таблицы отвечать на вопросы.
«3000 задач»
№2908,2912





Итоговый тест
1





Информационно-методическое обеспечение
Предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:
Министерство образования и науки РФ: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тестирование on-line: 5-11 классы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Путеводитель «В мире науки» для школьников: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт энциклопедий: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебно-методический комплект:
Ю.Н. Макарычев Алгебра 7 класс. – М.: «Просвещение»,2015;
А.В. Погорелов Геометрия 7-9 классы. – М.: «Просвещение» 2014;
Глазков Ю.А., Гаиашвили М.Я. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре. 7 класс. К учебнику Макарычева Ю.Н. и др.-М.: Экзамен, 2015г.
Глазков Ю.А., Гаиашвили М.Я. Тесты по алгебре. 7 класс. К учебнику Макарычева Ю.Н. и др.-М.: Экзамен, 2010г.
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С.Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. М: Илекса, 2012г.
Е.М. Рабинович. Задачи и упражнений на готовых чертежах. - М. : Илекса . 2008;
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра: 7 класс/Сост. Л.И. Мартышева М.: ВАКО, 2016г.
Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 7 класс/Сост. Н.Ф. Гаврилова М.: ВАКО, 2014г.
3000 задач с ответами по математике. Под редакцией И.В. Ященко –М.: Экзамен ,2015;
А.Г. Мордкович, П.В.Семенов События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7-9 классы. – М.: «Мнемозина»,2008;
В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева Уроки алгебры в 7 классе - М.: «Вербум - М», 2000;
Геометрия. 7 класс. 120 диагностических вариантов/ Панарина В.И..: Национальное образование, 2012г.
Готовимся к ГИА. Алгебра. 7 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена/авт.-сост.: Л.П. Донец.- Ярославль: Академия развития,2011 г.
Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2005.
Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;

Контрольно-измерительные материалы

Контрольно-измерительные материалы. Геометрия: 7 класс/Сост. Н.Ф. Гаврилова М.: ВАКО, 2014г.















































15