Логопедические игры с применением интерактивной доски

Игры для усвоения понятий «буква», «звук»

Кто в домике живет?

Цель: развитие умения определять место гласного и согласного (твердого и мягкого) звука и буквы в слове.
Ход игры:
1) детям предлагается расселить животных в домики по наличию гласных звуков в названии каждого.
2) детям предлагается расселить животных в домики по наличию согласных твердых и мягких звуков в названии каждого.
3) Проверка. (скрыта фоном)

Шифровальщики

Цель: развивать умение выделять первый звук в слове, соотносить его с буквой, составлять слово из отдельных букв.
Ход игры:
1) ребенку предлагается вписать в клетку под каждой картинкой букву, на которую начинается название изображенного предмета, прочитать полученное слово.
2) Проверка.

Построим пирамиду

Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.
Ход игры: детям предлагается заполнить пирамиду. Среди картинок сначала найти те, в названии которых 5, 4, 3 звука.

Что перепутал художник?

Цель: развитие умения проводить сравнительный звуко – буквенный анализ.
Ход игры:
1) учитель рассказывает, что художнику дали карточки со словами и попросили нарисовать под словами картинки. Художником был маленький мальчик. Рисовал он хорошо, а читать правильно не научился. Детям предлагается определить, что перепутал маленький художник. Какую букву он прочитал неправильно?
2) детям предлагается соотнести слова и буквы, подчеркнуть буквы, которыми слова различаются.

Подвижные буквы

Цель: развитие умения составлять слова из данных букв, изменяя их порядок.
Ход игры:
1) на доске даны карточки со словами и буквы, составляющие эти слова. Детям предлагается переставить буквы так, чтобы получилось новое слово.
2) проверка.



Ребусы
Цель: развивать умения составлять слова из букв, проводить звуко – буквенный анализ слов.
Ход игры: детям предлагается отгадать слово, которое зашифровано, соотнести его с печатной буквой и записать письменной.


Игры для усвоения понятий «слог»,
преодоления нарушения слоговой структуры слов и обучение слоговому анализу

Телеграф

Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Ход игры:
1) детям предлагается отгадать слова, которые будут переданы по телеграфу (учитель отстукивает количество слогов). Дети должны подумать и сказать, какие это могут быть слова.
2) проверка.

Самый внимательный

Цель: развитие умения выделять заданный слог из слова.
Ход игры:
1) дети соотносят предложенные схемы и картинки, соединяют их друг с другом.
2) учитель предлагает детям «взять» 1 слог из слова «машины» и 1 слог из слова «шары» и получившееся слово записать (Маша).
3) учитель предлагает детям «взять» 2 слог из слова «тюльпаны» и 1 слог из слова «шары» и получившееся слово записать (Паша).
4) учитель предлагает детям составить с полученными словами предложение.

Слоговая арифметика

Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и зрительную память, обогащать словарный запас и развивать мыслительную деятельность.
Ход игры:
1) детям предлагается получить новые слова путем арифметических действий.
2) проверка.

Найди ошибку
Цель: развитие умения определять правильное и неправильное деление слов на слоги.
Ход игры:
1) учитель говорит: «Мальчик не знал правил деления слов на слоги, а ему нужно перенести слова «парус», «парта», «парк», «парад», «пара», «парник». Он отделил во всех словах первую часть - -пар-, а вторую часть решил перенести. Правильно ли он сделал?
2) проверка.

Игры для усвоения и различения понятий «слово» и «предложение»


Найди спрятанное слово
Ход игры:
1) Детям предлагается отыскать слова из буквенного материала.
2) из этих слов детям можно предложить составить предложения или рассказ.


Соедини слова

1)Учитель предлагает детям соединить слова из левого и правого столбиков так, чтобы получилось словосочетание.
2) Далее дети дополняют словосочетания до предложения с помощью вопросов.


Редактор
Цель: формировать умение делить сплошной ряд слов на предложения.
Ход игры:
1) учитель предлагает детям исправить текст, поделив его на предложения.
2) можно предложить детям собрать этот текст из предложений.


Игры для развития связной речи

Лес
Цель: закреплять навыки речи – доказательства, развивать навыки речи – описания, учить детей отгадывать загадки.
Ход игры:
1) учитель загадывает детям загадки, они отгадывают:

***
Что за дерево и зиму, и лето зелено? (елка)
***
На лесной опушке
Платьица белены.
Стоят подружки
Шапочки зелены. (береза)

- Что же у нас получилось?
- Что еще растет в лесу, кроме деревьев?

***
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый (мухомор).

***
Белый гриб

- В лесу живут разные звери и птицы. Узнайте, какие:

***
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ёж)

***
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее (лиса)

***
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)

***
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)

- Получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод, разных зверей и птиц! (можно предложить детям прослушать голоса зверей и птиц).
2) можно предложить самим детям загадать известные загадки про лес и его обитателей или придумать самим.
3) можно повторить (закрепить) знания детей:
- в ориентировке в пространстве (верх-низ, лево-право);
- предлогов за, под, между, из-за, около, перед и др.

Составь рассказ по картинкам

Цель: формировать правильную связную речь.
Ход игры:
1) учитель предлагает сочинить рассказ по картинке, у кого получится самый длинный и интересный.
2) можно, составляя рассказ добавлять предметы на картинку с помощью карандаша и составлять новый рассказ.