Логопедические игры с чистоговорками


Выступление на родительском собрании
Тема: «Логопедические игры с чистоговорками».
Ещё в начале прошлого века филолог Н.В. Корнейчуков (Корней Чуковский) отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам. «… Чем меньше ребёнок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме… Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка». Это влечение автор высказывания объяснил влиянием речи и движений матери, когда она укачивает грудного ребёнка и напевает ему колыбельные песни.
Существует более рациональное объяснение этому факту, основывающееся на работах исследователей биоритмов человека. Поскольку рифмованная речь основана на ритмичном произношении звуков, ритм и является основой избирательного отношения ребёнка к рифме. Самый близкий к этому явлению ритм – биение сердца, который, как известно, является врождённым биоритмом, следовательно, можно предположить, что склонность детей к восприятию похожего внешнего ритма, каковым является рифмованная речь – врождённое качество. Такие же явления можно наблюдать и в восприятии музыки.
Так или иначе ключевым является факт влечения детей к рифмованным звукам, т.е. непосредственный интерес детей к воспроизведению речевых форм, который позволяет взрослому успешно работать в заданном направлении.
Чистоговорка – это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Ла-ла – Мила в лодочке плыла.
Работа с чистоговорками позволяет решать задачи:
• развитие правильного звукопроизношения;• формирование интонационной стороны речи, тембра, силы голоса;• совершенствование слухового восприятия, чувства ритма; • развитие фонематического восприятия и представления;• расширение словарного запаса;• формирование грамматического строя;• развитие связной речи.
Учитывая, что в данные возрастные периоды для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, многие приёмы строились с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы. Этапы работы в приёмах идут от действия с предметами (картинки, фишки, схемы-символы) с подключением слов (проговариванием) и осознанного отношения к этим словам, и далее к переходу этих действий во внутренний план. Разработанные приёмы систематизированы с учетом речевых задач данного возраста, этапа работы по автоматизации звука и формы организации детей.
Практические игры и упражнения с чистоговорками:
1. Развитие правильного звукопроизношения.
Использовать чистоговорки для закрепление звуков можно, когда идёт автоматизация звука  в словах и фразах. Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предлагать произносить чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.
Задания родителям на карточках: (автоматизация звука «с» – са-са-са в лесу идёт лиса
а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)
б) Скажи голосом разным по тембру (как мишка, мышка)
в) Скажи тихо-громко
г) Скажи медленно-быстро
д) Скажи выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова)
Используем схемы (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр
2. Развитие фонематического слуха
С детьми среднего и старшего возраста проводится более сложная работа по развитию фонематического слуха. Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звукослогового анализа можно также использовать чистоговорки.
Задание на карточках:
а) Добавь слог с определённым звуком:
са-са-са – ли…, са-са-са – колба…
б) Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла
в) Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса)
г) Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая,
смелая)
д) Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу
е) Поменяй звук: ал-ал- бал ( «л» на «р»), са-са – крыса ( часто повторяющий звук на «ш»
3. Развитие словаря, грамматики и связной речи.
С помощью чистоговорок можно учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы.
Задания на карточках:
а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы)
б) Назови чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)
в) Ответь чистоговоркой  какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)
г) Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)
д) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
е) Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
Использование чистоговорок предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому. Важным является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребёнка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Работая в данном направлении, хочется отметить, что чистоговорка, как рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками вызывает интерес у детей.