Конспект урока по математике на тему Делится не делится 3 класс

Урок математики в третьем классе по теме  «Деление чисел с остатком»
Цели и задачи: познакомить с делением чисел, в результате которого образуется остаток, подвести детей к понятию, что остаток должен всегда быть меньше делителя, закрепить знания таблицы умножения, учить решать задачи на деление, в ответе которых так же получается остаток. Развивать внимание, умение практическим способом доказывать своё мнение. Воспитывать желание работать командой, помогать своим одноклассникам.
Оборудование: интерактивная доска,  кусок мягкой проволоки,  карточки со знаками «+», «-»
Ход урока.
Учит. Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествие по стране математических знаков и действий. Но вот куда же мы отправимся, станет ясно, когда выполним наше первое задание.
На доске открывается запись:
7 Х 8               3 Х 4                 24 : 8                 4 Х 4
8 Х 6               5 Х 9                 5 Х 6                  6 Х 4
Учит.  
Какое выражение по - вашему лишнее? Почему?
Что скажете о произведении? (самое большое число при умножении)
А может ли быть такое, что произведение становится меньше множителей? (если один из множителей равен нулю)
А как называются числа при делении?
Скажите, а какие еще множители дадут в произведении 24? (6 Х 4)
Назовите мне еще несколько выражений, в которых делитель равен 8, где частное равно 3.
Молодцы! Я вижу, что вы хорошо знаете таблицу умножения и похоже вам будет очень легко решить следующие примеры! Перед детьми появляются примеры:
36 : 4                         54 : 9                    81 : 9
42 : 7                        32 : 4                     25: 3
Дети.  А 25 на 3 разделить нельзя!
Учит.  Все так думают? У кого есть другое мнение на этот счет? 
Дети.  Разделить на 3 можно только 24!
Учит.  Верно, но у нас-то 25!
Дети. Ну и что, одна единица останется в запасе!
Учит.  Правильно, так и получается. Число 25 действительно можно разделить на 3, что же нам с вами для этого нужно было сделать?
Дети. Надо было найти число, которое меньше 25 и делится на 3.
Учит.  Молодцы, нашли число 24, но я думаю, что в этом примере может быть и другой ответ, например 7, ведь 21 тоже делится на 3. Как  быть?
Дети.(Обдумывают)  Да, но если мы раздели 21, то у нас останется еще 4, а 4 можно еще раз поделить на 3 и тогда у нас останется 1.
Учит.  Замечательно! Давайте теперь выберем на доске только те выражения, в которых при делении появляется остаток:
72 : 8              40 : 8                  57 : 8                     80 : 9                 25 : 5
16 : 5              36 : 6                  6
·5 : 7                     34 : 5                 19 : 3
Дети. Называют выражения.  16 : 5        57 : 8      65 : 7        80 : 9       34 : 5     19 : 3  
Учит.    Правильно, а записывают эти выражения так:     16 : 5 = 3(ост.1)   Пожалуйста,  выполните в тетради эти примеры самостоятельно.    
 Дети.     Выполняют.
 Учит.    Проверим, называя каждое число математическим именем:
Делимое – 16; делитель – 5;  частное – 3; остаток – 1.
  Выпишите в два столбика, делители и остатки, что заметили?
Дети.     Остаток везде меньше делителя!
Учит.    Да, это главное правило при делении с остатком: остаток должен всегда быть меньше делителя! Запомните это и проверяйте каждое выражение, что бы у вас не было ошибок!
А теперь отдохнем!
Физкультурная пауза.
А теперь внимание, трудное задание, сейчас будем решать задачу про школу!
Прочитайте задачу, на доске: В коробке 23 цветных  карандаша. По сколько карандашей хватит троим мальчикам и четверым девочкам при оформлении стенгазеты?
Дети.      Сначала узнаем количество детей: мальчиков и девочек.    3+4 = 7
А затем разделим все карандаши на 7 частей!   23 : 7 = 3 (ост.2)
Можно эту задачу решить и числовым выражением 23 : (3 + 4) = 3(ост.2)
Учит.     Молодцы! А сейчас попробуйте придумать свои задачи на деление, что бы при решении в них получался остаток.
Дети.      Придумывают, решают их устно.
Учит.     А теперь внимание на экран. Игорь сделал из проволоки, длиной 27 сантиметров, равносторонний треугольник. Получится ли из этой проволоки квадрат со стороной 7 сантиметров? У вас на столе лежит проволока.  Решите эту задачу. Какой план составим?
Дети.      
Измерим проволоку.
Сложим треугольник.
Развернем.
Пробуем сложить квадрат.
Проверяем. 27 : 4 =6(ост.3)
Вывод: не получится, не хватает 1 сантиметра.
Учит.     Ну а теперь отдохнем и поиграем в игру «Делится – не делится»
Перед детьми появляется таблица с числами:
10
12
16
13

20
21
24
27

32
35
40
45

50
56
53
58

Учитель показывает числа, а дети отвечают, делится ли число на 2, на 3, на 5 без остатка? Отвечают дети с помощью карточек   «+» и «-».
Учит.     Сегодня вы очень старались, мы с вами научились делить числа с остатком, познакомились с главным правилом для этого вида деления. Каким?
Дети.      Остаток должен быть всегда меньше делителя!
Учит.     Все – молодцы, всем спасибо за урок.









13PAGE 15


13PAGE 14215