Игры и упражнения для выработки навыков чтения


Игры и упражнения для выработки навыков чтения1. Игра «Кто больше составит слов?»
-Ребята, помогите мне прочесть слова, которые были составлены.
Я догадываюсь, что здесь была лиса. Она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом вильнёт-все следы заметёт». В этой игре выигрывает тот, кто больше слов составит.
К о ку о ни
Ко н но о т ка
Ки к ты та
н ко то
2. Игра «Ремонт».
Мы - обычные слова,
Всех нас знает каждый,
Мы содержим букву «а»
Трижды или дважды.
Иногда всего одну
(Только не в начале).
Но сегодня.. Ну и ну!
Все они сбежали!
БРБН СТРТ СТКН НГРД
3. Упражнение «Прочитай быстро слова».
Соль, соль, соль, сел, соль.
Сыр, сыр, сыр, мир, сыр.
Пила, пила, пила, липа, пила.
Река, река, рука, река, рука.
Игра «Следопыт»
Цель: прочесть слова, посмотреть внимательно и сказать, что в них изменилось. Слова', сила— лиса, сел- лес, шорох- хорош.
В первую очередь дети замечают, что поменялись местами буквы. Затем, при помощи наводящих вопросов, они приходят к выводу, что с переменой места букв изменяется смысл слова.
Упражнение « Прочитай текст, вставляя пропущенные буквы». Х...р...ш н…ш л...с. Там мн…го сочн…х тр...в. Вот ду … .
Под д…б...м рос б…л... й гр...б. Ряд… м ч...стый ельн...к. Там Гл.. б сор...ал ш…шк…. В к...ст…х п…л др…зд.
« Додай слово»
Червонясту шубу...(має),
По деревах все стрибає,
Хоч сама ... на зріст (мала),
Та великий в неї...(хвіст).
Як намисто оченята.
Хто це? Можете вгадати?
«Буквенная арифметика»
по+лин-н + в = ...(полив)
Ма+рис-с + кна-к = ...(Марина)
« Расшифруй и прочитай слова».
513624324134215 акшнат елнк бреза«Составь пословицы».
Медок, на, ледок, а, в, голове, языке.
Стелит, твёрдо, мягко, спать.
Лисицей, смотрит, волком, а, думает.
Физминутка для глаз
Для периодической активизации зрительной координации можно использовать схему зрительно-двигательных траекторий.

Упражнение выполняется стоя. Голова неподвижна, работают только глаза:
Вправо—►влево.Вверх ,, вниз.По окружности.По окружностив обратную сторону.По «восьмерке».Упражнения для формирования навыка чтения
1. Для расширения поля чтения можно проводить тренировки
с таблицами Шульте.
Они бывают цифровые и буквенные.
Цифровые (быстро показать и назвать цифры по порядку)

2. Увеличивать поле чтения помогают и такие упражнения. Фиксируя взором точки, прочитай слова:

Способствует увеличению скорости чтения задание, где из отдельных слов надо собрать поговорку, пословицу. Например,
слов дела Больше меньше
(Больше дела, меньше слов) и др.
Способствуют формированию навыка чтения следующие упражнения:
восстановление гласных в словах
- крц - уиа
пдслнх - ооу- хрбрый слдат
хтрые глза- овощи - срыв, врные, свжие, вксные
привет - срдчный, држский, грчий- Это случилсь нескльк дней нзд. Я кк обчн встл рно, сдлл зрдку, умлся, затм я пзвтркл и пошл на рбту.
дополнение окончаний слов
-молод... человек верхн... губа
добр... мать разбит... зеркало
Я подума ... Мы возьм...
Кто к нему пойд...? Кто-то громко зап...
дополнение части слова
Я пош...с моим др... в ки.... Мы смотр... очень интер... фильм. После сеан... мы долго обсужд... этот ф...."Что тебе особен... понрав... в этом ф... ?"- спрос... мой друг.
дополнение предложений словами
- Дул холодный ... Этому человеку нельзя ... Дверь с шумом ... Веди себя ...
дополнение текста словами, подходящими по смыслу
Ребята пошли в...Над кустами кружилась
В кустах они нашли...и тревожно кричала...
В гнезде пищали...Ребята отошли от...
6) подбор подходящих по смыслу предлогов
корабляхсильного шума
мневысокой трубе
головенашему учителю
- Когда мы пойдём ... Пете?
- А что ... ним случилось?
- Ничего. Он пригласил ... себе ... гости.
7) чтение строчек наоборот по словам
(Развивает тонкость движения глаз.)
Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее - вторым и т.д.

3 2 1
Наступила ранняя весна.
8) чтение строчек наоборот по буквам
(Развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова.)
алипутсан яяннар ансевпоочерёдное чтение слов в обычном порядке и наоборот

Пришла тёплая весна.слово читается как обычно: пришла
слово справа налево: яалпетслово - как обычно: весна.
чтение только второй половины словПри чтении пропускается первая половина каждого слова и произносится только второе. Мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна.

11) чтение перевёрнутого текстаСтраница обычного текста переворачивается «вверх ногами». Нужно прочитать текст, двигая глазами справа налево.
чтение «зашумленных» слов
Чтение слов затруднено из-за различных линий, штрихов, простых рисунков, пересекающих буквы.
чтение пунктирно написанных слов
Чтение слов, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения.
чтение наложенных друг на друга слов
Слова написаны так, что одно слово "нагромождается" на другое, пересекается с ним.
чтение строчек с прикрытой нижней половиной
Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т.е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. (Лучше начинать работу со знакомого текста.)

чтение строчек с прикрытой верхней половиной
(Формирует словесно-логическую память.)
Чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо по нижним частям букв.

восполнение пропусков букв в словах
В газетном тексте закрасить буквы в словах. (Например, каждую пятую.) Затем прочитать текст.
чтение текста через слово
(Способствует глазодвигательной активности.)
Читать следует не как обычно, а перескакивая через каждое второе слово. Например. Сказки пришли в наши дни из далёкого прошлого. Читаем. Сказки в дни далёкого....
двукратное произнесение каждого слова
(Помогает осознать смысл воспринимаемого и произносимого текста.)
Например. Сказки (сказки) пришли (пришли) в (в) наши (наши) дни (дни) из (из) далёкого (далёкого) прошлого (прошлого).чтение с повторным произнесением некоторых слов
При чтении дважды произносить можно каждое второе или третье слово и т.д.
быстрое многократное произнесение предложения
Предложение или строфа стихотворения много раз подряд произносится вслух, без пауз и как можно быстрее.
Памятки
Как подготовиться к выразительному чтению текста
Внимательно прочитай текст. Постарайся представить то, о чём в нём говорится.
Определи тему, основную мысль, основной тон высказывания.
Подумай, с какой целью ты будешь читать этот текст, в чём будешь убеждать своих слушателей.
Подчеркни наиболее важные по смыслу слова, то есть слова, на которые падает логическое ударение.
Обозначь паузы.
Продумай, как ты можешь использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса.