Сценарий внеурочного мероприятия по истории Древнего мира


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34
Г. Севастополя






СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
V класс
ТЕМА: « В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ШКОЛЕ»




Автор: учитель истории Заичко Е.С.












Целевая установка: создать условия для обобщения и закрепления знаний о культуре и искусстве Древней Греции.
Обучающие:
создать условия для формирования представлений о греческой школе, о сущности образовательного процесса, о его особенностях, достоинствах и недостатках;
формировать умения выявлять общие черты и отличия древнегреческой школы от современной;
закрепить знания о древнегреческом алфавите, музах, искусстве Древней Греции.
Развивающие:
создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
продолжить работу над развитием устной монологической речи;
развивать умения организовывать свою деятельность;
развивать умения работать в группе, взаимодействовать с людьми.
Воспитательные:
способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе);
способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование представлений о культуре и искусстве Древней Греции на примере древнегреческой школы;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации информации;
формирование умений и навыков использования исторических знаний в повседневной жизни.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей), ассоциативно-образное мышление, творческая фантазия.
Регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели.
Коммуникативные УУД: планирование, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные УУД:
формирование целостного мировоззрения;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
освоение социальных норм и правил поведения в группах;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности.

Форма мероприятия: спектакль.
Методы: коммуникативный, метод - погружение в эпоху, метод проектирования.
Технология: сочетание личностно-ориентированной и проектной. Оборудование: мультимедийный проектор, театральные костюмы
(изготовлены родителями учащихся), декорации, буквы
древнегреческого алфавита, изготовленные учениками из теста,
принадлежности для письма: дощечки, покрытые воском, деревянные
палочки ( изготовлены учениками под руководством учителя- предмет-
ника и классного руководителя)

Ход мероприятия
I. Подготовка. Проводится в течение месяца и включает следующие этапы:
а) изучение источников по истории Древней Греции;
б) разработка сценария;
в) выполнение мультимедийной презентации;
г) изготовление костюмов и декораций;
д ) репетиции;
II. Показ спектакля учащимся V- классов школы.

Источники:
Единая коллекция ЦОР:
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Презентация построена на приеме "погружение в историю". В ней предлагается отправиться в греческую школу и прожить один день в роли древнегреческого ученика. Презентация помогает сформировать представления о содержании образования, видах литературы и основных научных знаниях в Древней Греции, помогает обеспечить приобретение опыта "проживания" ученика в иной эпохе, элементарной реконструкции поведения человека прошлого (в роли ученика греческой школы). Может быть использована для установления интегративных связей с другими предметами. Входит в состав набора образовательных цифровых ресурсов, используемых в комплексе "История Древнего мира. 5 класс".
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Учебные книги, написанные профессором истории, содержат систематическое изложение событий всемирной истории с древности до начала ХХ века. Книги неоднократно переиздавались до и после 1917 года и пользовались широкой популярностью не только как учебники для гимназий и школ, но и как увлекательное чтение по истории зарубежных стран. (часть 1) (Виппер, Р. Учебник истории. Ч. 1: Древность. - Рига, 1925)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Сопровождение рассказа учителя или ученика, конкретизация представлений о воспитании и обучении в Древней Греции
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Сопровождение рассказа учителя или ученика, конкретизация представлений о воспитании и обучении в Древней Греции
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Формирование наглядного представления об искусствах в Древней Греции, материал для подготовки сообщения
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








Учитель: Сегодня вы увидите театрализованный урок, посвященный страницам истории Древней Греции.
Презентация « По страницам истории Древней Греции»
( Занавес закрыт)
Ученица : Не мысля гордый свет забавить,
Ученья света возлюбя,
Мы вам хотим на суд представить
Свое творенье не шутя.

Ученица: Чтобы понять историю, нужно знать, как думали люди прошлого, что для них было главным и важным, а что второстепенным или позорным.
Ученик: У древних греков источником прекрасного и возвышенного
являлись музы. Считалось, что они покровительствуют всем тем, кто стремится к прекрасному.
Ученица (Каллиопа): Издавна с появлением музы связывались самые светлые моменты в жизни моменты вдохновения и ожидания чего-то нового, надежды на осуществление мечты. Почему говорят, что встреча с музой может полностью изменить жизнь? Почему древние поэты и сказители, начиная исполнять свои песни, обращались к музам с просьбой о благословении? Почему древние греки, провожая друзей в дальнюю дорогу, часто говорили: «Иди, и да пребудут с тобой музы!»? А первый известный нам историк Геродот называл свои труды именами муз.
Ученица( Терпсихора) : Музы сопровождали человека на всех важных этапах жизни, таких, как рождение, смерть, любовь и брак, творчество, выбор пути и предназначения - тогда, когда решалась его судьба.
Ученик: Представляя собой все науки и искусства, музы символизировали те силы, которые скрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.
Ученица: А встречались ли мы в своей жизни с этими таинственными и прекрасными гостьями? И если встречались, то когда?       Может быть, той весной, когда к нам пришла первая любовь, и казалось, что все вокруг расцвело прекрасными цветами, хотя землю еще покрывал снег? Или тогда, когда мы решили, что нашли наконец-то любимое дело, которым хотели бы заниматься всю жизнь? Тот благословенный момент, когда в нашем сознании возникает первый, еще нечеткий образ того, о чем или о ком мечтаем, древние греки называли посещением музы.
С этого мгновенья мечта зарождается в нашем сердце, и мы уже понимаем, что не сможем жить без нее. И начинается долгий путь к мечте, путь проб и ошибок, но это и путь к гармонии и свету, к встрече с самыми дорогими людьми. И с того самого первого мгновения вдохновения спутницы Аполлона и Диониса не оставляют того, кто эту дорогу выбрал. Что ж в добрый путь, да пребудут с вами музы!

Фрагменты видеофильма «Древнегреческие музы»
Богиня истории Клио:
Бессмертные боги повелели мне все людские дела и событья заносить в свиток заветный. И с тех пор этот свиток историей звали, а меня нарекли богиней истории - Клио. С незапамятных лет и поныне муза моя вездесуща. Знаю все, что творимо везде: и людьми, и богами. Войны ль между странами, несущие смерть, иль строительство храма великого. Ведаю все! Предлагаю вам вместе со мной вспомнить славнейшего свитка страницы, дабы чтить наших предков великих!
Ученица: Немало веков пролетело Над маленькой нашей Землей,
И самое лучшее дело
О, Клио, идти за тобой!

Ученица ( Урания) Что можно узнать за короткий
Стремительный собственный век? Событий скромную горстку, Да краткого времени бег. Ученик: Но сколько чудесных мгновений Нам дарит истории путь! Увы, нет прекрасней стремленья В глубины веков заглянуть!

Ученица (Эвтерпа) Звучит музыка по мотивам сиртаки.

Группа девочек исполняет танец.

Монтаж (ученики стоят в шахматном порядке)
Ученик 1 История как наука зародилась в древней Греции. Жители Эллады гордились своим прошлым и считали своё государство лучшим. Поэтому они записывали события в назидание потомкам.
Ученик 2 “Отцом истории” называют греческого историка Геродота. Он много путешествовал, собирал сведения о жизни разных народов. Побывал в Вавилоне. Видел чудо света – Висячие сады царицы Семирамиды.
Ученик 3 Путешествовал по берегам Нила. Видел пирамиды. Когда он закончил путешествие, никто в Греции ещё не знал его. Геродот привез с собой несколько свитков папируса - это была его “История”.
Ученик 4 Чтобы познакомить с ней греков, он отправился в Олимпию, где в это время проходили Олимпийские игры. Туда съезжались сотни участников со всей Греции. Вместе со спортсменами там выступали музыканты, поэты, писатели. Слушатели с волнением слушали выступление Геродота, они пришли в такой восторг от его книги, что рассказы о ней разнесли по всей Греции.
Ученик 5 Многие события, по мнению Геродота, происходили по воле богов, потому что они управляли жизнью людей.
Ученик 6 Труды Геродота, а также сочинения других античных авторов являются важнейшими источниками по изучению истории Древней Греции
Клио Как же учили детей в Древней Греции?
Ученик 7 До семи лет о детях заботилась мать. В богатых семьях у детей было много игрушек: погремушки, куклы, свистульки, волчки. Дети играли со щенками, голубями, черепахами.
Ученик8 Затем мальчиков отдавали в школу. К ним часто приставляли раба-педагога. Он присматривал за ребенком, учил его, как надо вести себя, водил в школу.
Ученик 9 За учебу в школах надо было платить. Хотя в Афинах эта плата была небольшой, сыновья бедняков ходили в школу недолго. Ведь они рано начинали сами работать. Дольше учились дети богатых родителей, поэтому они становились более образованными людьми.
Ученик10 В школе прежде всего обучали чтению, письму и счету. В обучении арифметике помогали наглядные пособия: камешки, особая доска, на которой отмечены единицы, десятки, сотни. Сначала писали на покрытых воском деревянных дощечках стилем - специальной металлической или костяной палочкой. Острым концом стиля писали, тупым - стирали и сглаживали воск. Позже начинали писать на папирусе чернилами с помощью тростниковой палочки.
Ученик11: Шалунов и лентяев учитель наказывал. Для этого у него были розги и палка. Сохранился папирус с надписью: "Будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не били".
Ученик12: Рассказывают, что один богач подарил своему ленивому сыну 24 маленьких раба. Их имена начинались на все буквы алфавита. Так отец хотел помочь сыну обучиться грамоте.
Ученик1: Учебников тогда не было. Их заменяли стихи поэтов. На первом месте стояли, конечно, поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". В них содержалось много сведений по географии и истории, но самое важное - они прославляли доблесть, героизм, стойкость в борьбе с трудностями. Школьнику следовало знать о героях и подражать им.
Ученик2: Важнейшим предметом в школах являлась музыка. Каждый мальчик учился играть на флейте и кифаре, а также петь. Музыка сопровождала греков в течение всей жизни. Под музыку тренировались спортсмены, шли в бой гоплиты. Музыка звучала на праздниках и в театре.
Ученик3 Одновременно мальчики усердно занимались гимнастикой. Считалось, что здоровый человек легче справится с трудностями. Гимнастика придаст телу стройность, гибкость, поможет стать храбрым. Эти качества вместе со скромностью и разумностью должны были помочь сделать из ученика хорошего гражданина.
( ученики уходят со сцены, гаснет свет, звучит музыка, открывается занавес, рабы ведут учеников в школу)

Интерьер нижнего гимнасия в Приене. Реконструкция
130 г. до н.э.


Учитель Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!). Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь и ваши старшие братья вернулись с каникул, я грамматист Беотий, ввожу вас в свою школу.
Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не шалите – розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь играть в бронзовую муху, когда один тычется во все стороны с завязанными глазами, как заболевший осел, а остальные визжат и разбегаются; ни в хитринду, когда вы сажаете товарища на пол, скачете вокруг и задираете его, а он хватает вас, но не может сойти с места. А самое сильное наказание будет назначено игрокам в эфедрисму, потому что священные стены храма знаний – не для диких прыжков ребенка с товарищем на закорках.
Вы начинаете учиться, и весь наш маленький гордый город – оплот Эллады в варварских землях – с надеждой смотрит на будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой родины и приумножите ее славу и богатство.
А теперь перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов педагогов, сядьте прямо, и начнем урок.

(учитель снимает с доски покрывало, на доске мелом двух цветов написан греческий алфавит и название каждой буквы по-русски, Учитель прочитывает алфавит, указывая на каждую букву, затем ученики повторяют буквы хором, далее ученик раздает буквы изготовленные из теста. Учитель просит нескольких учеников назвать доставшуюся ему букву).
Учитель: Давайте послушаем, как прекрасна эллинская речь, составленная всего лишь из 24 букв.
(к доске выходят два ученика)
Ученик 1 Мэнин аэйдэ теа Пэлэиадо Ахиллеос
Уломенун, хэ мюри Ахайос альге этэкен
Ученик 2 Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал
(ученики садятся, учитель продолжает вести урок)
Учитель: Продолжаем урок. Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их написать. Даже вы, дети колонии, которые варварское наречие слышат чаще эллинского, легко сумеете освоить эти слова, потому что мы, греки, научили своему языку всю Ойкумену, а наших олимпийских богов и героев знают и чтут повсюду. Как звучит имя прекрасного бога, покровителя искусств? Правильно – Аполлон, А пишется оно так ___________
(учитель пишет на доске буквы, которые называют ученики)
А как по-гречески называется наука о прошлом? История. Как надо записать?
(пишет слово _________)
Теперь каждый будет писать сам. Возьмите таблички и стиль. Работайте прилежно, не забывая первое правило школьника : «Чаще переворачивай стиль!». Это означает, что надо постоянно проверять себя и вовремя исправлять ошибки. Итак, напишите свое имя.
(учитель ходит по рядам и проверяет записи)
Вы научились сегодня читать и писать на прекрасном эллинском наречии. Но преодолена лишь первая ступень длинной лестницы, на вершине которой стоят овладевшие самым ценимым из искусств, искусством красноречия, наши знаменитые ораторы. У нас каждый гражданин может предложить закон и защитить себя от ложных обвинений в суде, но для этого надо уметь говорить с обществом. О, дар слова –великая сила! Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что, если в кулачном бою положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через десять минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой. Так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Сегодня мы сделаем первое упражнение.
(учитель вызывает двух учеников)
Учитель: Каждый из вас говоря одновременно в течение одной минуты, не прерываясь, должен хвалить своего соперника.
(диалог двух учеников)
Учитель Ваш первый урок подошел к концу. Я отпущу вас отдохнуть. Завтра – пятый день месяца, праздник основателя города, и вы придете не в школу, а на торжества. Так пусть же все увидят, что вы стали образованнее и взрослее, что вы калой кай агатой!
Клио: Был путь к успеху труден, закончилась игра, а потому прощаться пришла и нам пора. Как солнце щедро дарит тепло и свет растениям, так любознательным наука раскрывает свои тайны. Так будьте же пытливы, и к Вам придет успех, калой кай агатой!
Хор:
Прекрасныеисовершенные!