Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе «Растениеводство»

Конспект открытого урока в 3 классе по учебнику Плешакова А.А.
Учитель начальных классов 1 квалификационной категории
Губаева Эльмира Раисовна
Тема: Растениеводство

Цели:
1. Сформировать представление о растениеводстве, как составной части
сельского хозяйства, его значении для человека;
2. Научить различать культурные растения, а также анализировать, обобщать
полученные знания;
3. Воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства, к хлебу.

Оборудование:
Интерактивная доска, гербарии зерновых культур, рисунки растений, рисунки с изображением представителей сельскохозяйственных профессий, схемы, картинки, плакаты, карточки с заданиями

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания
- На прошлом уроке мы познакомились с темой «Полезные ископаемые»
- Что такое полезные ископаемые?
(Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве)
- Для чего их добывают? ( Одни используют в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы)
- Назовите способы добычи полезных ископаемых.
- Приведите примеры полезных ископаемых.

3. Игра «Узнай, найди и покажи полезное ископаемое»
- Я сейчас загадаю вам загадки, а ваша задача узнать, найти показать полезное ископаемое.

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделаешь миску или вазу –
Он понадобится сразу. (глина)

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (нефть)
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (газ)

Он черный, блестящий,
Людям помощник, он настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него в домах тепло. ( уголь)

Он прочен и упруг,
Строителям надежный друг,
Дома, ступени, постаменты,
Красивы станут и заметны. (гранит)

Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет след везде. (мел)
- Молодцы! Это, конечно же, не все полезные ископаемые. На планете их огромное разнообразие. К сожалению, эти запасы не бесконечны. Поэтому мы должны бережно к ним относиться. Более подробно с ними вы познакомитесь в старших классах.

4. Введение в тему урока
- А вот еще загадки. Про что они?
Белая белянка
По полю гуляла,
Домой пришла,
В сусек легла. (мука)

Не живое, а дышит (тесто)

Рос сперва он в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место (хлеб)

- Правильно, молодцы!
- Как вкусен и душист хлеб! Наверное, он растет на дереве. Ведь есть такое дерево, называется хлебное. Так ли это?
- Нет, хлеб пекут. Но чтобы выпечь хлеб, нужна мука. А из чего делают муку? (из пшеницы, овса, ржи, ячменя)
- А где достают пшеницу, рожь, чтобы намолоть много муки и всех нас накормить?
- А что значит – выращивают? (готовят почву, сеют, удобряют, борются с сорняками и вредителями, убирают урожай)
- Растения, которые человек выращивает, называются культурными.
- А знаете ли вы, что когда-то на земле не было культурных растений. Были только дикорастущие.
- Если перенестись на много веков назад, то мы не найдем ни одного культурного растения. Как же они появились?
- Назовите, основное занятие наших первобытных предков (Охота и собирательство)
- Успех охоты и собирательства зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит все деревья со съедобными плодами, то засуха уничтожит траву, которая давала людям корешки и зерна. И вот однажды, женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.
Шли годы, развивался человек, все разнообразней становились растения, которые он выращивал.
- Как же человек сделал дикорастущие растения культурными?
- Он не просто выращивал растения около своего дома, а отбирал лучшие, сохранял и размножал их, пока они не приобрели свойства необходимые человеку.
- За разведение культурных растений и их выращивание и отвечает растениеводство.
- Вот как толкует это слово Ожегов в своем словаре.
Растениеводство- часть сельского хозяйства, которая занимается выращиванием культурных растений.
- Что же такое сельское хозяйство?
- Чем занимаются работники сельского хозяйства?

- Сельское хозяйство делится на две отрасли. Это растениеводство и животноводство.
-Что такое отрасль?
- Отрасль – это область деятельности человека.
- В свою очередь растениеводство делится на несколько основных отраслей. - - Прочитайте названия отраслей растениеводства.
Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.
- Что же такое полеводство?
- Полеводство – это выращивание полевых культур.
- Как вы думаете, где их выращивают?
- В поле.
- Главные полевые культуры – зерновые. Зерно – плод этих растений. Какие
зерновые культуры вы знаете?
- Пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, кукуруза, гречиха.
- А как вы думаете, ребята, для чего выращивают зерновые культуры?
- Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Он так и называется –
пшеничный и ржаной.
- А вы задумывались над тем, каким большим трудом дается хлеб человеку. Надо землю вспахать, зерна посеять, уберечь от вредителей и болезней, урожай собрать, муку смолоть, тесто сделать, хлеб испечь. Хлеб – это труд многих и многих людей. Хлеб надо беречь и ни в коем случае не выбрасывать.
- Вы наверняка видели, как иногда хлеб валяется на земле.
- А ведь во время Великой Отечественной войны хлеба было так мало. В магазинах его не продавали. Выдавали лишь по специальным карточкам.
- В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой – значит победа!!!

В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм

В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп.
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
Хлеб - всей жизни голова!

- Поэтому сами чтите и другим скажите.
- А если хлеб валяется на дороге, наклонитесь, уберите в сторону.
- Существует много пословиц про хлеб, вспомним некоторые из них
- Да, существует много пословиц о хлебе, сочинены песни и стихи, написаны картины. Одна из известных картин нашего земляка И. Шишкина, называется «Золотая рожь» .
- Пшеницу и рожь знают, наверное, почти все. А знаете ли вы, что пшеница бывает озимая и яровая?
- Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться.
- Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, а потом и яровая.
- Рожь в нашей стране выращивают в основном озимую, а в районах с суровой зимой – яровую.
- Назовите известные вам зерновые культуры.
- Среди зерновых культур вы не назвали гречиху. А что получают из гречихи?
- Гречневую крупу. (На демонстрационном столе образцы зерновых культур и крупы, которые получают из этих культур.)
- Все ели гречневую кашу? Она очень полезна. Из ячменя получают – перловую крупу. Из проса – пшено. Из овса – делают хлопья «Геркулес». А вы знаете, почему их так назвали?
Легенда рассказывает, что жил когда-то удивительный богатырь, которому не было равных в силе. Один на один вступал он в битву с дикими зверями и страшными чудовищами. И побеждал их. А звали богатыря – Геркулес. Кушайте кашу из овсяных хлопьев и будете сильными и здоровыми.

5. Физкультминутка

Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан
Полных разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена-
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды.

Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.

- Так что же росло на грядке, попробуем расшифровать.
- Как можно одним словом назвать огурцы, помидоры, редиску, лук, чеснок?
- Овощи. Молодцы!
- За выращивание овощных культур отвечает овощеводство.
- А арбуз, дыня это- овощи?

- Посмотрите на экран и назовите плоды растений, которые вы знаете.
- Как и овощи, фрукты очень полезны для здоровья человека.
- Выращиванием плодовых культур занимается плодоводство.

- Существует еще одна отрасль – цветоводство.
Декоративные растения радуют нас своей красотой, делают нашу жизнь
счастливее.
- Посмотрим видеофрагмент. Обратите внимание, как раскрывается бутон.
- Назовите цветочные растения.

- Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных. Для этого выращивают кормовые культуры - тимофеевку, клевер, люцерну, кормовую свеклу.
- Для другой цели выращивают прядильные культуры - хлопчатник и лен. Из этих растений на специальных промышленных предприятиях получают волокно. Из волокна делают нити, а из нитей ткут ткани.

- Люди многих профессий работают в растениеводстве. Кто же они и чем занимаются? Прочитаем в учебнике с.57.
(Это хлеборобы, овощеводы, садоводы, хлопкоробы. Они хорошо знают, когда нужно сеять то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай.)
- Молодцы!

6. Закрепление изученного.

«Зачеркни лишнее слово»

- Какие растения выращивают для получения продуктов питания ?
Клевер
Капуста
Лен
Лук
Репа
- Какие растения выращивают на корм домашним животным?
Чеснок
Клевер
Редис
Тимофеевка
Хлопчатник



- Какие растения выращивают для получения тканей?
Капуста
Клевер
Лен
Крыжовник
Хлопчатник



7. Итог урока
- Молодца, ребята!
- Назовите две отрасли сельского хозяйства.
- Для чего люди занимаются растениеводством?
- Перечислите зерновые культуры.
- Перечислите кормовые культуры.
- Перечислите прядильные культуры.


8. Домашнее задание
с.53-57, читать, ответить на вопросы.



15