Адаптированная программа учебной дисциплины Фортепиано. Первые шаги маленького пианиста

ГОУ ВПО «Набережночелнинский государственный педагогический институт»
Лаборатория «Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности учреждений дополнительного образования, детских школ искусств и СПО соответствующего профиля»
МБОУ ДОД «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» г. Нижнекамск










АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФОРТЕПИАНО
ПЕРВЫЕ ШАГИ МАЛЕНЬКОГО ПИАНИСТА

для подготовительной группы ДМШ и ДШИ















Набережные Челны
2011г.

Утверждено и рекомендовано
к использованию в образовательном процессе
Детских музыкальных школ и Детских школ искусств
решением Ученого совета Протокол № 5 от 29 апреля 2011 г. и кафедры социально-культурной деятельности
Протокол № 9 от 28 апреля 2011 г.
ГОУ ВПО «Набережночелнинский государственный педагогический институт»

НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР:
Фомина Т.Ю. кандидат исторических наук, руководитель лаборатории «Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности учреждений дополнительного образования, детских школ искусств и СПО соответствующего профиля» ГОУ ВПО «Набережночелнинский государственный педагогический институт»

СОСТАВИТЕЛЬ
Преподаватель первой квалификационной категории, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУДОД «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» г. Нижнекамск
Виктория Васильевна Игошина

РЕЦЕНЗЕНТЫ
Бочкарева И.В. председатель методического объединения преподавателей фортепиано МБОУДОД «Детская музыкально-хоровая школа «Мечта» г. Нижнекамск
Шигапова Э.И. преподаватель высшей квалификационной категории ПЦК «Фортепиано» Нижнекамского музыкального колледжа им. С.Сайдашева


Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины «Фортепиано» «Первые шаги маленького пианиста» предназначена для учащихся подготовительных групп ДМШ и ДШИ. Программа может быть рекомендована преподавателям ДМШ, ДШИ, педагогам дополнительного образования по музыкальному направлению.
Издание подготовлено лабораторией «Научно-методическое сопровождение образовательной деятельности учреждений дополнительного образования, детских школ искусств и СПО соответствующего профиля» ГОУ ВПО «НГПИ» (руководитель – Т.Ю.Фомина, методист – Г.Г.Зиатдинова)




Оглавление

Обязательный минимум содержания4
Пояснительная записка4
Цель дисциплины
Учебные задачи дисциплины
Место курса среди других дисциплин учебного плана
Краткие методические указания
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
Учащийся должен знать
Учащийся должен уметь
Учащийся должен владеть навыками
Объем дисциплины по видам учебной работы, форма контроля
Содержание учебной дисциплины.10
Учебно-методическая карта дисциплины
Содержание разделов дисциплины:
Теоретический раздел
Практические занятия
Самостоятельная работа
Учебно-методическое обеспечение дисциплины16
Средства обеспечения освоения дисциплины
Перечень учебно-методических материалов по дисциплине
Материально-техническое обеспечение дисциплины..18
Содержание текущего, промежуточного и итогового контроля18














1.Обязательный минимум содержания программы –
не предусмотрен.

Дисциплина не предусмотрена учебным планом ДМШ и ДШИ и не имеет аналогов в виде примерных учебных программ, рекомендованных Министерством образования и науки либо Министерством культуры Российской Федерации

2. Пояснительная записка

Актуальность создания программы заключается в потребности и заинтересованности родителей в раннем обучении детей на фортепиано. В условиях интенсивного развития и применения компьютерных технологий, а также массовой востребованности эстрадного исполнительства значительно снизилось количество детей, заинтересованных обучаться классическим музыкальным искусством. Одна из задач современной музыкальной школы привлечь к музыке широкий круг детей дошкольного возраста путем постепенного овладения начальными навыками игры на музыкальном инструменте в доступной художественно-увлекательной для них форме, тем самым, предоставляя возможность раннего самоопределения и последующего развития ребенка в сфере классического музыкального искусства как наиболее приоритетного.
Отсутствие примерных учебных программ для учащихся подготовительной группы музыкальных школ и школ искусств, рекомендованных Министерством образования и науки либо Министерством культуры Российской Федерации предполагает определенную свободу выбора предметных циклов и методов обучения. Для преподавателей, начинающих работать с учащимися дошкольного возраста, это создает некоторые трудности: отсутствие ясной цели и задач работы, проблема календарно-тематического планирования уроков, хаотичность подбора материала и его подачи, слабое видение перспективы развития учащихся.
Создание данной программы явилось своеобразной необходимостью преодоления подобных затруднений.
Цель данной программы – подготовка детей дошкольного возраста к обучению в музыкальной школе, содействие проявлению индивидуальных музыкальных способностей ребенка, повышению интереса к занятиям классической музыкой, активизации процессов внимания, мышления, воображения и памяти, а также развитию активности, трудолюбия, увлеченности, инициативности и самостоятельности.
Учебные задачи дисциплины:
Овладение учащимися элементарными знаниями, умениями и навыками игры на фортепиано, способствующих самовыражению личности ребенка; создание необходимых комфортных условий для приобретения положительного опыта выступлений.
Расширение кругозора учащихся в области классической музыки в процессе музыкально-игровой деятельности.
Достижение такого образовательного результата, который позволил бы учащемуся самостоятельно знакомиться с нотным текстом музыкальных произведений в пределах первой октавы.
Формирование ответственности родителей за качество домашней работы учащихся, в подготовке их к концертным выступлениям, значимости и потребности занятий музыкой. Воспитание стиля семейного общения через единство интересов, решение общих задач, совместные выступления.
Место курса среди других дисциплин учебного плана:
Курс рассчитан на 1 год для детей 5-6 лет. В рамках образовательного процесса данного курса предмет фортепиано чередуется с занятиями вокальным ансамблем. Значимость данных дисциплин равноценна.
Занятия фортепиано проходят в мини-группах (по 4-6 человек). Такой подход дает возможность рационально использовать время при объяснении обучающимся музыкально-теоретических понятий, сделать более интенсивной и интересной их творческую практику.
Краткие методические указания
На занятиях применяются следующие формы работы:
развитие технических навыков (упражнения по постановке руки, посадке за инструментом, координации движений);
освоение теории музыки (знание нот, длительностей звуков и др.);
работа над выразительностью исполнения (слуховой контроль);
работа над репертуаром;
творчество (игра в ансамбле, аккомпанемент, ритмический оркестр, сочинение и импровизация сказок).
Перед началом обучения игре на фортепиано необходимо заинтересовать ребенка предстоящей работой, начав знакомство с прослушивания пьес в исполнении педагога. Таким образом, у учащихся развивается слуховое внимание, музыкальная память и многое другое. Прежде чем приступить к обучению игре «с рук» необходимо ознакомить ребенка с расположением нот на клавиатуре, их названиями и последовательностью. Окончательно эти знания могут быть закреплены с помощью сольфеджирования, напрмер, исполняемых пьес, которые ребенок сначала поет с текстом на занятиях по вокальному ансамблю. Связь предметов будет способствовать закреплению знаний, умений и навыков.
Обязательным условием занятий является присутствие рядом с ребенком родителей. Они совместно осваивают материал, помогают выполнять домашние задания, поддерживают ребенка советами и своим непосредственным участием в процессе обучения.
Перед началом занятий на инструменте дети выполняют специальные упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, развития свободы рук, гибкости суставов, укрепления мышц пальцев. Для развития технических навыков маленького пианиста очень полезными являются упражнения из методического пособия Т. И. Смирновой: новая и сломанная кукла, заводная кукла, подснежник, мячик, машинка, марширующие гномы, паучки пошли в поход и т. д.
Работа в группе предполагает наличие у каждого обучающегося бумажной клавиатуры, на которой выполняются подготовительные упражнения и карточек с названиями нот.
При изучении клавиатуры необходимо формировать навык зрительного ориентирования учащихся на черные клавиши. Две рядом стоящие черные клавиши – окошечки, три – балкон. Это одна квартира, в которой живут семь нот. Ноты «ре» смотрят в окошечки, а на балконе стоят «соль» и «ля». «До» и «ми» стоят рядом с окошком, «фа» и «си» прижались к балкону.
Игру на инструменте включаем с самых первых уроков, еще до начала игры по нотам. Если начальный период подготовки к игре затянется и увязнет в мелких упражнениях по постановке руки, в изучении теоретических основ, интерес к занятиям музыкой довольно быстро начнет угасать. А наша задача - не только сохранить, но и укрепить его, с первых уроков дать ребенку возможность почувствовать себя умеющим играть нечто значимое.
Ребенок не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку. Обязательно следует оживить звуки, придумать какую-либо игру, например, ноты веселые и хотят петь, или загрустили и поют нежно и тихо, или поспорили и хотят перекричать друг друга. Самое главное, чтобы с первого занятия ребенок искал в звуках образ, настроение и с этим чувством работал над заданием.
Убедившись в том, что малыш хорошо знает строение клавиатуры (названия клавиш, расположение верхнего, среднего и нижнего регистров), владеет навыками звукоизвлечения третьим пальцем каждой руки, можно приступить к изучению нотной грамоты и игре по нотам. Для достижения данной задачи предлагаем использование нотного сборника И. Корольковой «Крохе-музыканту».
Для закрепления практических навыков обучающиеся поочередно приглашаются к музыкальному инструменту (фортепиано). Обязательной наградой выступлений являются аплодисменты зрителей (родителей и обучающихся группы).
В тематический план включаем знакомство со звучанием органа, клавесина, используя возможности цифрового инструмента, что создает увлеченность процессом обучения, повышая мотивацию учащихся к занятиям на инструменте.
Требования к уровню освоения содержания:
В течение учебного года преподаватель работает с обучающимися по следующим направлениям:
1. Техническое развитие
выполнение упражнений для закрепления правильной посадки за инструментом и навыков постановки рук;
выполнение упражнений для развития координации движений, пластичности рук, цепкости пальцев;
2. Работа над репертуаром
разучить 15-20 пьес для решения различных учебных задач (технических – координация рук, пальцев, работа над приемами звукоизвлечения, художественно-исполнительских – работа над динамикой, теоретических);
подготовить 3-5 различных по характеру музыкальных пьес с каждым обучающимся для концертных выступлений;
прививать навыки игры в ансамбле с учителем, родителем или другим обучающимся.
3. Творчество
импровизировать на фортепиано музыкальные иллюстрации к знакомым сказкам;
сочинение пьесы на заданный ритм;
досочинить конец музыкальной фразы.

Учащийся должен знать
Ноты первой октавы (их местоположение на клавиатуре и на нотном стане).
Длительности нот четверть, восьмая, половинная.
Регистры.
Направления движения мелодии (вверх, вниз).
Аппликатуру пальцев.
Разновидности характера музыки.
Штрихи легато, нон легато, стаккато.
Динамические оттенки форте, пиано.
Понятие темп.

Учащийся должен уметь
Играть поступенное движение мелодии вверх и вниз одним пальцем – вторым, третьим, а затем и четвертым; мелодию с пропуском клавиш (по терциям).
Овладеть одновременной игрой первым и пятым пальцами (квинта), сохраняя устойчивое положение крайних пальцев.
Играть короткие лиги, штрихи нон легато и стаккато.
Связывать качество звука, характера произведения с соответствующим движением руки.
Различать длительность нот.
Играть в быстром и медленном темпе.

Учащийся должен владеть навыками
1. Чтения пьес с листа на одной ноте с точным исполнением длительностей.
2. Ансамблевого исполнительства.
3. Игры с чередованием рук и одновременно двумя руками.

Объем дисциплины по видам учебной работы, форма контроля
Для обучения в классе фортепиано подготовительной группы предусмотрено 0,75 часа в неделю.
Виды итогового контроля – мероприятия, индивидуальное участие в которых обязательно для каждого учащегося.
В течение года проводятся 3 мероприятия, на которых обучающиеся имеют возможность проявить свои музыкальные способности.
Декабрь – «Новогодний праздник».
Март – «Семейный вечер», на котором выступают дети вместе с родителями.
Апрель – «Отчетный концерт».

Значение такого рода мероприятий заключается в том, что обучающиеся начинают понимать, для чего они учатся, как интересно, необходимо и приятно для окружающих их умение играть на фортепиано, какое удовольствие они сами получают от общения с людьми благодаря музыке. Это служит формированию мотивации, благодаря которой возрастает интерес и усердие в занятиях музыкой. Семейные мероприятия приобщают детей и родителей к культурной форме проведения досугового времени, духовно сближают их и формируют новые интересы семьи.
Обучающимся, проявившим способности и склонности к занятиям на музыкальном инструменте, предлагается индивидуальное обучение.


















3. Содержание учебной дисциплины

Учебно-методическая карта дисциплины

№ п/п
Тема
Кол-во часов


Первое полугодие


1.
Положение корпуса при игре на фортепиано, посадка за инструментом. Постановка рук (упражнения для осознания свободы тела, пианистического аппарата, координации движений рук)
1

2
Названия нот
3

3
Знакомство с клавиатурой, регистрами
2

4.
Характер музыки. Раскрытие музыкального образа средствами музыкальной выразительности (динамика; штрихи нон легато, стаккато)
1

5
Длительность звуков
1

6
Игра 2, 3 пальчиками отдельно каждой рукой
1

7.
Игра на соседних клавишах. Скачки через ноту, через октаву
2

8
Подготовка к концертному выступлению
1


Второе полугодие


1.
Знакомство с нотной грамотой (нотный стан, скрипичный ключ, расположение нот на линейках и между линейками нотного стана)
3

2
Темп
1

3.
Длительность звуков: восьмые, четверти, половинная. Такт.
3

4
Интервалы терция, квинта. Аккомпанемент
3

5
Ансамбль
1

6
Штрих легато
2

7
Игра на цифровом инструменте
2

8
Подготовка к концертному выступлению
1


Итого
28



Содержание разделов дисциплины

Первое полугодие

Тема 1. Посадка за инструментом. Постановка рук
Теоретический раздел
Строение тела человека. Зажатое и расслабленное состояние тела. Составляющие части рук (пальцы, кисть, локоть, предплечье). Аппликатура пальцев.
Практические занятия
Гимнастические упражнения для осознания собственного тела учащимися, концентрации внимания на отдельных его частях: «Росток», «Птица». Упражнения для подготовки аппарата рук к игре на инструменте.
Самостоятельная работа
Закрепление упражнений для правильной посадки за инструментом и постановки рук. Знать нумерацию пальцев правой и левой руки.

Тема 2. Знакомство с клавиатурой. Названия нот
Теоретический раздел
Понятия «клавиатура», «ноты».
Практические занятия
Работа с карточками наименования нот и клавиатурой. Проговаривание нотной считалки. Игра «Угадай ноту». Игра на инструменте подряд всех клавиш от ноты «до» в восходящем и нисходящем направлении, с одновременным их названием.
Самостоятельная работа
Выучить названия нот, их местонахождение на клавиатуре. Выкладывать из карточек с наименованием нот знакомую мелодию.

Тема 3. Регистры
Теоретический раздел
Понятия «низкий», «средний», «высокий» регистры.
Практические занятия
Определение на слух регистра, показ руками его высоты. Игра знакомой мелодии в разных регистрах. Упражнение «Радуга».
Самостоятельная работа
Сочинение и исполнение музыкальной сказки с героями регистров.

Тема 4. Характер музыки. Средства музыкальной выразительности
Теоретический раздел
Характер музыки радостный, игривый – грустный, печальный, стремительный – спокойный, бодрый, важный, нежный и так далее. Динамика - форте, пиано. Штрихи - стаккато, нон легато.
Практические занятия
Исполнение выученных произведений с динамическими оттенками и штрихами. Движения под музыку различного характера. Упражнение «Белочки» для отработки штриха стаккато. Игра «Найди куклу» для определения динамических оттенков на слух.
Самостоятельная работа
Исполнять музыкальную сказку с героями регистров в определенном характере (можно проиллюстрировать сюжет любимой сказки).

Тема 5. Длительность звуков
Теоретический раздел
Четвертная, восьмая длительности нот. Ритмические группы (чередование четвертей и восьмых).
Практические занятия
Прохлопать в ладоши ритмический рисунок мелодии. Проговорить с названием ритмослогов. Составить из карточек ритмический рисунок мелодии. Сыграть ритмический рисунок на одной ноте.
Самостоятельная работа
Сыграть освоенный ритмический рисунок на двух (или трех) нотах.

Тема 6. Игра 2, 3 пальчиками отдельно каждой рукой
Теоретический раздел
Последовательность клавиш – последовательность пальцев.
Практические занятия
Игра выученных пьес чередующимися пальчиками (2-3, 3-2).
Упражнение «Кляксы» (одновременно нажимаем соседние клавиши 2 и 3 пальчиками).
Упражнение «Марширующие гномики» (из низкого регистра шагаем 3-2 пальчиками левой руки, затем 2-3 пальчиками правой руки в верхний регистр).
Самостоятельная работа
Исполнение выученных пьес.
Тема 7. Игра на соседних клавишах. Скачки через ноту, через октаву
Теоретический раздел
Расстояние между клавишами.
Практические занятия
Упражнение «Лягушки» - терция, упражнение «Носорог» - квинта, упражнение «Жираф» - октава. Игра интервалов терция, октава (в мелодическом и гармоническом расположении) от белых клавиш. Исполнение в ансамбле с преподавателем второй партии в октаву.
Самостоятельная работа
Сочинить музыкальную картинку «Прыг-скок», «Великаны» или др.

Второе полугодие

Тема 1. Знакомство с нотной грамотой (нотный стан, скрипичный ключ, расположение нот на линейках и между линейками нотного стана)
Теоретический раздел
Нотный стан, скрипичный ключ. Расположение нот на линейках и между линеек нотного стана.
Практические занятия
Упражнение «Рука – живой нотный стан». Называть ноты из пройденных пьес в разбивку и по порядку. Работать с подвижным нотным станом. Играть пьесы с одновременным проговариванием названий нот. Игра «Нотное лото».
Самостоятельная работа
Составить на подвижном нотном стане выученную мелодию песни «Василек», либо другой песни. Нарисовать ноты на линейках и между линеек. Рассказать сказки о нотах, живущих на линейках и между линеек.

Тема 2. Темп
Теоретический раздел
Медленный, быстрый темп.
Практические занятия
Игра в скором и спокойном темпах. Движения под музыку в разных темпах. Определение скорости исполнения (темпа) музыкального произведения.
Самостоятельная работа
Исполнение пройденных пьес в подвижном темпе, соответственно характеру произведения.

Тема 3. Длительность звуков: восьмые, четверти, половинная. Такт
Теоретический раздел
Половинная длительность. Такт. Двухдольный размер. Сочетание данных длительностей в ритмических группах.
Практические занятия
Шумовой оркестр. Проговаривание ритмического рисунка пьес ритмослогами. Досочинить ритмический рисунок.
Самостоятельная работа
Доиграть конец музыкальной фразы половинными длительностями.

Тема 4. Интервалы терция, квинта. Аккомпанемент
Теоретический раздел
Интервалы терция, квинта от белых клавиш. Аккомпанемент
Практические занятия
Игра упражнений «Лягущки» - терция, «Носорог» - квинта.
Исполнение мелодии в правой руке, квинтового аккомпанемента в левой руке.
Самостоятельная работа
Аккомпанемент собственному пению.

Тема 5. Ансамбль
Теоретический раздел
Ансамбль
Практические занятия Игра в ансамбле с родителями, с преподавателем. Разучивание второй партии с родителями. Исполнение польки «Мишка с куклой» в ансамбле с преподавателем; учащиеся играют вторую партию в виде повторяющихся басов. Исполнение пьесы двумя учащимися в разных октавах.
Самостоятельная работа
Играть пьесы «Воробей», «Балалайка» в ансамбле с родителями.
Тема 6. Штрих «легато»
Теоретический раздел
Штрих «легато» (плавный переход одного звука в другой).
Практические занятия Связная игра 2-3 и 2-3-4 пальчиками.
Самостоятельная работа Исполнение пьес с короткими лигами «Вальс», «Знакомство с джазом», «Опять дождь», «Оксанкины капризы».

Тема 7. Игра на цифровом инструменте
Теоретический раздел
Особенности цифрового пианино.
Практические занятия Исполнение выученных пьес в разнообразных стилях, тембрах. Определение тембра звучащего инструмента. Угадать пройденные пьесы в интерпретации цифрового пианино.




























Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Средства обеспечения освоения дисциплины:

Карточки:
- названия нот;
- нотное лото (на нотном стане).
Подвижный нотный стан.
«Немая» клавиатура.
Нотная подсказка.
Нотный сборник музыкальных пьес.

Основная литература:

Баранова, Г. Первые шаги маленького пианиста. / Г. Баранова, А. Четверухина. – М.,1995.
Игнатьев, В. Я музыкантом стать хочу. Альбом начинающего пианиста. / В. Игнатьев, Л. Игнатьева– Л. : Советский композитор, 1989.
Королькова, И.С. Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких. / И.С. Королькова – Ростов н/Д., 2008.
Королькова, И. С. Я буду пианистом. Методическое пособие для обучения нотной грамоте и игре на фортепиано. Ч.1. / И.С. Королькова – Ростов н/Д. : Феникс, 2009.
Королева, Е. А. Музыка в сказках, стихах и картинках. / Е. А. Королева– М. : Просвещение, 1994.
Смирнова, Т. И. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь 1. / Т. И. Смирнова – М., 2000.
Хереско, Л. П. Музыкальные картинки (занимательная книга для первоначального обучения детей игре на фортепиано). / Л. П. Хереско - Л., 1988.

Дополнительная литература:

Акентьева, Л. В. Нотки спрятались в словах. Нотная азбука. / Л. В. Акентьева– Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Алпарова, Н.Н. Музыкально – игровой материал для младших школьников “На лугу”. / Н.Н. Алпарова – М. : Владос, 1990.
Артоболевская, А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. / А. Артоболевская – М., 1996.
Белованова, М. Е. Музыкальный учебник для детей. / М. Е. Белованова– Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Емельянова Г. Упражнения – трансформеры для начинающих пианистов. / Г. Емельянова – Ростов н/Д . : «Феникс», 2009.
Иванова, О. Новый музыкальный букварь для самых маленьких. Учебно-методическое пособие. / О. Иванова, И. Кузнецова – Ростов н/Д. : «Феникс», 2009.
Костина, Э.П. Музыкально-дидактические игры для формирования и развития музыкального слуха детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического. / Э.П. Костина – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Леонтьева, Е. А. Музыкальная азбука. / Е. А. Леонтьева – Саратов, 1999.
Милич, Б. Фортепиано. 1 класс. / Б. Милич – М. : Кифара, 1997.
Соколова, Н.С. Ребенок за роялем: хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. / Н.С. Соколова– Л., 1983.
Тургенева, Э.Ш. Музыкальная поляна. Пособие для начинающих играть на фортепиано. Ч.1. / Э.Ш. Тургенева – М. : Владос, 2002.
Тургенева, Э.Ш. Музыкальная поляна. Пособие для начинающих играть на фортепиано. Ч.2. / Э.Ш. Тургенева – М. : Владос, 2002.
Тургенева, Э. Ш. Пианист – фантазер (развитие музыкально-творческих навыков). Ч.1. / Э.Ш. Тургенева – М., 2002.
Шерстобитова, В. Г. Забавные нотки для ладушки. / В. Г. Шерстобитова – Ростов н/Д. : Феникс, 2011.

Учебно-методическая литература:

1. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. / А.Н. Зимина - М. : Владос, 2000.
2. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. / В.И. Петрушин – М., 1994.
3. Рокитянская, Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. / Т. А. Рокитянская – М. : Академия развития, 2006.
4. Смирнова, Т.И. Методические рекомендации (Фортепиано. Интенсивный курс). / Т. И. Смирнова - М., 1999.
5. Смирнова, Т. И. Программа класс специального фортепиано (интенсивный курс). / Т. И. Смирнова – М., 2000.
6. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей. / К.В. Тарасова – М., 1988.
7. Цыпин, Г. М. Обучение игре на фортепиано. / Г.М. Цыпин – М., 1984.

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Фортепиано.
Цифровое пианино.
Магнитофон.
CD записи.
Шумовые инструменты.

6. Содержание текущего, промежуточного и итогового контроля
Программа концертных выступлений включает в себя произведения, разученные в течение учебного года. Учащиеся исполняют по одному произведению на каждом мероприятии, что представляет возможность рассмотреть индивидуальные способности каждого учащегося подготовительной группы, степень его готовности к обучению в музыкальной школе.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР

Сборник пьес «Первые шаги маленького пианиста»
Составители Г. Баранова, А. Четверухина

Ку-ку
Песенки поем
Светит солнышко
Дин-дон
Снежинки
Я гуляю
Дождь
Листопад
Сорока
Теремок

«Ребенок за роялем»
Составитель Н. Соколова
(хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением)

Кукушка
Баба-яга
Осень
Рано утром выпал снег
Снеговик
В облачные пёрышки
Утро
Пирожки
Серая коза
Земляника и лягушки

«Музыкальные картинки»
Составитель Лидия Хереско

Ледяная гора
Кот-лакомка
Про Машу
Паук и мухи
Дед Мороз

«Крохе-музыканту»
Составитель И. Королькова

Андрей-воробей
Веселые нотки
Балалайка
Загадка
Фасоль
Снеговик
Лягушки










13PAGE 15


13PAGE 141915




15