Статья «Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников»


МБОУ гимназия №14 имени первого летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, города Ейска муниципального образования Ейский район
«Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников»
Выполнила учитель
кубановедения МБОУ гимназии № 14
им.первого лётчика-космонавта Ю.А.Гагарина
МО Ейский район, г.Ейск
ШЕЛКОВА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА
2016 г.
Ейск
Содержание:
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1: Структура патриотического воспитания ……………………...4
Глава 2: Функции патриотического воспитания ……………………….6
Глава 3: Сущностные характеристики патриотического воспитания ...7
Заключение………………………………………………………………...9
Список используемой литературы……………………………………
Введение
В школах одна из важнейших задач заключается в патриотическомвоспитании, ведь именно на данном этапе жизни нужно прививать
школьникам священное чувство любви к Родине. Проблема патриотизма в настоящее время является одной из актуальнейших проблем общества. Патриотизм проявляется в любви преданности своей стране, стремление служить в её интересах, быть готовым к самопожертвованию ради её защиты.
Патриотичное воспитание должно пронизывать весь учебно-воспитательный процесс, органически объединять гражданское, моральное, семейное, эстетическое, правовое, экологическое, физическое и трудовое воспитание. Для этого оно должно основываться на российской истории, знании и отстаивании своих прав, выполнении конституционных и гражданских обязанностей, ответственности за собственное будущее, благосостояние и судьбу страны. Изменения в жизни российского народа послужили причиной целого ряда проблем, которые касаются молодежи в целом, и школьников в том числе (например, проблема безработицы, выбора профессии, эмиграции и т.д.). Нельзя не согласиться и с тем фактом, что молодежь сегодня ощущает на себе наибольшую ответственность за наше общее будущее. Именно от того, насколько у учеников будет сформирована активная жизненная позиция, национальное самосознание, нравственность, зависит будущее нашего народа, всего мира.
Сегодня с введением ФГОС гражданско-патриотическое воспитание делает акцент на диалоге и культурном образовании в рамках нашего многонационального государства, что закреплено в Конституции и основных российских законах. А учитель призван делать акцент на воспитании гражданина - патриота своей Родины, готового к дальнейшему образованию и трудовой деятельности, со сформированными политическими и мировоззренческими убеждениями, с сознательным отношением к обязанностям; уделять внимание формированию творческой личности ученика, воспитанию уважения к национальным ценностям нашего народа и других наций.
Патриотизм одна из важнейших черт развития личности, который присущ всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует уровень ее развития.
Глава 1: Структура патриотического воспитания
Структура патриотического воспитания состоит из трех компонентов:
патриотических убеждений, сознания и деятельности (рис. 2).
Рисунок 2.

Патриотические убеждения к ним относятся: признание определяющей роли народа и Родины в жизни человека; признание способности российского народа защищать собственное государство и играть важную роль в международных отношениях, верить в будущее России и ее народа. В несокрушимость, силу, стойкость, мощь и справедливость родного государства; вера в неисчерпаемые силы, талант, неповторимость, трудолюбие российского народа.
Патриотическое сознание. Оно включает в себя: любовь к Российскому историческому и самобытному образу народа, веру в духовную силу народа и его предназначение. В силу воли и ответственность за то, чтобы народ России занял почётное место в цивилизованном мире; систему поступков, что является следствием любви к Родине; умение осмысливать историю, культуру, искусство, ценности, мораль, обычаи, обряды, символику своего народа.
Патриотическая деятельность она предполагает: осознание глубокой связи с народом, участие в его делах, забота о его благе; сохранение и приумножение культуры, традиций, обычаев, обрядов родной страны; знание символов своей Родины; деятельность, направленную на утверждение государственности своего народа, укрепление своего государства и готовность ее отстаивать; знание истории своего рода, народа, уважение к родным местам, почитание памяти героев родного края и страны; добросовестное выполнение своих обязанностей в обучении, умение творчески работать.
Значительное внимание патриотическому воспитанию молодежи, помимо учреждений образования, уделяют также органы государственной власти, которые осуществляют его преимущественно через формирование готовности к защите Родины, уважения к действующему законодательству и основам демократического, правового государства, к российской истории, выдающимся памятникам культуры. В статье 43 Конституции РФ сказано, что все граждане РФ имеют право на бесплатное образование. Это подразумевает, что они имеют право и на воспитание, включая гражданско-патриотическое.
Глава 2: Функции патриотического воспитания
Вместе с тем патриотическое воспитание является профилактикой аморальности, правонарушений и преступлений. Оно имеет свои функции.
При моделировании функций патриотического воспитания выделяются функциональные компоненты профессионально - педагогической деятельности, которые относятся к задачам патриотического воспитания школьников. Следующий перечень функций считается более распространённым: ориентирующая функция; мотивационно- мобилизационная функция; информационно-гностическая функция; организационная функция; преобразующая функция; координирующая функция; контролирующая функция; прогностическая функция; коррекционная функция.
Итак, об этих функциях можно сказать что: ориентирующая функция позволяет выявить наиболее предпочтительные варианты поведения, которые относятся к соответствующему идеалу. Мотивационно-мобилизующая функция включает умения возбуждать у учащихся интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практику. Информационно-гностическая функция заключается в том, как педагог пользуется выразительностью своей речи. Организационная функция предполагает создание условий для процесса достижения поставленных целей патриотического воспитания школьников. Преобразующая функция требует от педагога проявить определённый творческий подход к организации образовательного процесса. Координирующая функция объединяет и согласовывает содержания и направленности педагогических воздействий на учащихся. Контролирующая функция основана на формировании личности патриота своего государства на уроках и в жизни. Прогностическая функция служит для предвидения ближайшего развития школьников и воспитательной системы образовательного учреждения. Коррекционная функция изменяет негативные моменты педагогического процесса, влияет на динамику роста, уровня патриотической воспитанности школьников и повышает качественные характеристики патриотического воспитания.
Глава 3: Сущностные характеристики патриотическоговоспитания
К сущностным характеристикам относятся: многофакторность, длительность, перспективность, комплексность, преобладание организаторских форм педагогической деятельности, ступенчатость.
Многофакторность системы определяется наличием многочисленными внутренним и внешним факторам среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми. Систематичность
предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенномпорядке: целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания школьников; отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов, средств; организацию процесса патриотического воспитания школьников; контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников; определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;принятие управленческих решений; прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников. Длительность реализуется как
целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника.
Перспективность определяет возможную успешность развития процесса и
успешность в патриотическом воспитании. Отражается в необходимости и
возможности ставить отдаленные и близкие цели, планировать и прогнозировать процесс патриотического воспитания.
Комплексность позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяет в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Ступенчатость характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных 7 представлений о патриотизме - к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма. Целостность обеспечивает цельность и завершенность процесса патриотического воспитания школьников в единстве всех его стадий и этапов. Активность характеризует деятельность педагогов как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально - окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приёмами действий.
Заключение
С точки зрения педагогики сущность и содержание патриотического
воспитания представляется как целостный и системный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников.
Данный процесс направлен на развитие патриотических чувств, убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Многие ученые выделяют несколько направлений патриотического воспитания: героико-патриотическое, национально-патриотическое, гражданско-патриотическое, военно - патриотическое.
В Концепции патриотического воспитания граждан РФ целью является: развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, формирование граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах своего государства, укрепления, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Данное положение раскрывает не только задачи патриотического воспитания, но и их тесную взаимосвязь с социальным воспитанием. Если результаты патриотического воспитания в сфере сознания и отношений отражены в нормативно-правовых документах четко, то о необходимости патриотического поведения и деятельности гражданина в них говорится размыто, недостаточно четко прослеживается, на мой взгляд, важнейшая мысль - патриотизм, это в первую очередь патриотические поступки, социальная активность.
Особая роль в патриотическом воспитании отводится семье, поэтому также важна работа педагога с родителями.
Список использованной литературыКонституция Российской Федерации. - М.: Айрис-Пресс, 2016. - 64 с.
Батракова Ю.С. Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников // на материале обучения педагогике: диссертация. кандидата педагогических наук: 13.00.08/Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Москва, 2014. - 115 с.
Винтайкина Е.В., Кашара Б.О. Разработка рекомендаций по патриотическому воспитанию подрастающего поколения туристическими методами // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 3.С. 193-194.
Воронов В.В. Педагогика школы. Новый стандарт. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2012. - 288 с.
Заробекова Н.М. Подготовка будущих учителей к гражданско-патриотическому воспитанию учащихся // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Научно-исследовательский институт педагогических наук Академии педагогических наук Республики Таджикистан. Душанбе, Науч. - исслед. ин-т пед. наук Акад. пед. наук Респ. Таджикистан, 2010. - 179 с.
Ковчуго Е.А. Перспективы развития образования на базе электронного обучения и новых информационных технологий // Знание и информация в современном образовании. Антиномии теории и практики. - М.: Ленанд, 2016. - С.96 - 110.
Конобеева Т., Мошнина Р. Работа с родителями обучающихся в условиях реализации ФГОС начального общего образования. Методические рекомендации. - М.: Перспектива, 2015. - 44 с.
Хубулава Н.М. Воспитание патриотизма - неотъемлемая часть решения социально-экономических проблем России (патриотизм). Монография: научно-публицистическое издание. - М.: Восход-А, 2011. - 117 с.
Шкатулла В.И. Образовательное право России. Учебник. - М.: Юстицинформ, 2016. - 774 с.